Аннотация: Толкование гигантом современной русской мысли Александром Мурыгиным
"...мы должны со всей резкостью подчеркнуть, что историческое (*практическое) осуществление коммунистических начал явится вместе с тем и полным крушением марксизма".
*Замечательно антизападничество Новгородцева:
"Западничество есть идеологическая установка замечать лишь (*материальные) плоды цивилизации, а не стоящие за ними творческие процессы. Западничество ведёт к подражанию, к атрофии творческого начала нации".
Об общественном идеале.
I. Идея земного рая.
Перед нами свершилось крушение одной очень старой веры: веры в возможность земного рая.
*Сначала, в 70-80-е, коммунистического, а в 90-0-е - рыночного...
Идея земного рая являлась мечтой и опорой для её апостолов: Руссо, Канта, Конта, Гегеля, Спенсера и Маркса. *В 20-веке у Ленина, Троцкого, Сталина, Хрущёва в России и у Гитлера, Рузвельта, Кеннеди и "бешеных" либералов 90-10-х на Западе...
В произведениях Руссо новое Евангелие: вера в новую истину политики - в народовластие.
Кант оптимистично провозгласил: "Долг ради долга!" и ради раскрытия, основанной на исполнении долга, правовой идеи. "Природа хочет(!), чтобы право получило верховную власть!", - убеждал "философ долга". Близок идеал абсолютно-правового состояния.
У Гегеля борьба за идеал вполне закончилась в государстве, которое по Гегелю является высшей организацией человеческих сил: государство стало "образом и действительностью разума" *Речь шла о Прусском государстве, но идея пришлась по душе многим...
А подтверждением этой "зрелости духа" явится примирение божественного и человеческого в конституционном государстве.
*Гармония духовного и природного у Гегеля сменилось преобладанием морального и духовного над скромным материальным у апостолов советизма...
Конт предсказывал грядущее блаженство человечества на основаниях распространения в обществе положительной философии (позитивизма). "Кризис современных обществ зависит в конечном счёте от умственной анархии". *"Разруха - в головах", учил Полиграфа Шарикова (а заодно и всех нас) профессор Преображенский...
"Как только будет достигнуто объединение умов посредством общности принципов, явленных современной наукой...". Соединив (*нейросетевыми) узами человечество можно будет обеспечить "прогресс и порядок". *Как только - так сразу...
Эволюционист Спенсер не удержался то веры в гармонию будущего блаженства. Он рисует это будущее "наивысшее состояние" как равновесие эгоизма и альтруизма, когда "непрекращающаяся общественная дисциплина" настолько преобразует человечество, что удовольствия от благожелательных чувств будут сами собой служить предметом стремлений. *Весьма здравая и прозорливая мысль: закрепить выработкой эндоморфинов желательное социальное поведение. Академик Павлов - основатель антропологической физиологии, открыл широкие двери в Прекрасный Новый мир. Я серьёзно. А без "Большого Брата" круглосуточного видеонаблюдения над ходом социальной дрессировки на первых порах никак...
В неизбежность будущей гармонии как результата естественного развития верит и Маркс, эволюционист подобно Спенсеру. *И социал-дарвинист к тому же...
Маркс разделил с ним ту же участь: увенчать теорию диалектического развития утопией земного рая.
Известно место, где говорится о приближающейся "экспроприации экспроприаторов" в силу действия имманентных законов самого (*либерально-)капиталистического общества посредством централизации (*монополизации капитала). Централизация средств производства и обобществление труда становятся несовместимы с частнокапиталистической оболочкой: "бьёт час капиталистической частной собственности, экспроприаторы экспроприируются". *"И всё идёт по плану" - любимая песня Путина. Но "...и у Маркса всё не так! Всё не так, ребята." Акционерная децентрализация и глобализация капитала и цифровая индивидуализация труда не послушались лондонского мечтателя. Интересно, что думает по этому поводу товарищ... Искусственный Интеллект!?...
О будущем строе Маркс говорит как о грядущем "царстве свободы", которое наступает только там, где "прекращается свобода, обусловленная внешней целесообразностью. Свобода в том, чтобы обобществлённый(!) человек рационально направлял свой обмен веществ с природой". *Кто ж спорит: глобальное нейросетевое производство - вот оно, Царство Свободы...
Энгельс (*сподвижник и спонсор Маркса), продолжая и развивая мысли Маркса, называл грядущую Великую катастрофу (*мировой революции) "прыжком человечества из царства необходимости в царство свободы". *Как говорят в народе - "допрыгались"...
А именно, должно исчезнуть разделение труда на умственный и физический, чтобы каждый мог развивать все свои способности как телесные, так и духовные. "Из бремени новая организация труда делает его удовольствием".
*С этого места он таинственно умолкает, свалив разработку сей организации на отделы Научной Организации Труда (НОТ), отмёршие к 80-м при развороте к идее академика Глушкова о государственной АСУ (Автоматизированной Системы Управления).
Малёк не дотерпели (лет двадцать), а то бы имели сплошное удовольствие на рабочем месте...
Идею полного обобществления человека (*в нейросетевой виртуальной реальности), сопровождающуюся полным(!) освобождением человека, Маркс выражает так: "Лишь организовав свои творческие силы как общественные, и потому уже не отделяя себя от политической силы власти, человек совершит эмансипацию и восстановит не частную, а индивидуальную собственность на основе кооперативного владения средствами производства".
*Кооперативные (ЗАО -закрытые акционерные общества) как форма обобществления труда плюс нейросетевое (строгое, но справедливое) есть искомая формула русского (путинского) Царства справедливости. Народ ещё хочет экспроприацию замков и яхт олигархов в пользу кредитования самозанятых. Но хотеть, как известно, не вредно...
Идея земного рая была вдохновляющим началом (*советского строя). (*Советские) люди уже видели себя вступающими в обетованную землю. *В конце 50-х, после 40 лет блуждания в голодной пустыне троцкизма-сталинизма.
Крушение идеи земного рая в годы брежневизма надломило русский народ. Горбачёв было дал новую идею: трезвая кооперативная жизнь в правовом демократическом государстве, но она была изгажена совместными усилиями партократии и теневой экономики. Открылась смута...
Потерпели крушение надежды найти безусловную политическую форму.
Надо отказаться:
1) от мысли найти абсолютную форму (*общественной и семейной) жизни;
2) от надежды в близком или отдалённом будущем достичь последней стадии истории (*в облике "земного рая").
*Предлагает жить без мечты вовсе, по принципу "утром деньги - вечером стулья". Как-то не по-русски...
И потом - для начала любой серьёзной реформы непременно нужна утопия! Пусть будет вера в победу в Третьей мировой войне плечём к плечу с китайским, корейским и монгольским народами...
"Для торжества демократии необходимо, чтобы общество уже подчинило себя некоторому высшему началу. Свобода, отрицающая начало общей связи и солидарности, приходит к самоуничтожению и разрушению государственного единства."
*Он говорит, что не этническое или хозяйственное единство, а национальная культура (литература) и национальные святыни (историческая память) создаёт нацию и её государство. Что путь индивидуальной свободы (морали) губителен для России:
"Мы ставим на место автономной морали теономную (*обожествляющую принцип солидарного поведения), а на место народовластия (демократии) - агиократию, власть национальных святынь.
Не (*западные) формы жизни спасут Россию, а благодатное просветление душ (*от чтения Пушкина и Достоевского!)".
*Иными словами, демократия (народовластие) для России преждевременно пока чиновничество не подчинится принципу справедливости.
Свобода, по Новгородцеву (и Достоевскому) - подчинение святыням духа и истины, а не исторической необходимости с осознанием личного ничтожества (необходимости стать "маленьким нержавеющем винтиком" всесильной рыночной машины)...
Какая же истина открылась Герцену, этому мыслителю-поэту: "Будущего нет. История импровизирует". Это отсутствие заранее данного плана заставляет понимать, что "цель для каждого поколения оно само".
Отвергнув веру в социальную республику, где "нравственность становится естественной формой человеческой воли, где все люди братья, имеющие общее дело", он значительно опередил своё время.
Развитие пошло так, что на смену политическому идеалу (*народовластия) пришёл социальный идеал (*радикального коммунизма). *Путинский уклад жизни спасёт Россию?
Но для трудящихся и обременённых нужны светлые перспективы в образе совершенной жизни. Отнимите веру в будущее и вся сила идеалов быть новой религией обещанного рая исчезнет. *Путинизм должен дать очередное обетование русского рая и стать новой религией России!
Вся (*советская государственная) философия утверждалась на идее земного рая, хотя она и стоит в противоречии с наукой.
Прежде всего идея окончательного земного совершенства, как показали ещё великие представители немецкого идеализма Фихте и Шеллинг, противоречит началу бесконечности стремления к нравственному совершенствованию.
С другой стороны идея устойчивого райского блаженства противоречит эволюционному мировоззрению. Не странно ли думать, что прекратится борьба сил и страстей, чтобы уступить место вечному (*социальному) миру? *Так как "борьба страстей" заложена в человеческом геноме, принудительная коррекция которого непременно явится предметом "заговора киборгов"...
Ещё одно условие "земного рая" - гармония жизни, равновесие сил как материальных, так и духовных.
В сущности это идея теократии о спасении "верных" от соблазнов и грехов (*рыночного) мира. Это и у Руссо в его проекте гражданской религии(!), и у Гегеля в проекте божественного государства, и у Конта в плане спасения истинами позитивизма, и у Маркса в его принципе абсолютной человеческой эмансипации.
Таким образом проблема будущего строя переходит в религиозную проблему спасения людей формой общественного устройства. Преданность обществу заменяет традиционное религиозное стремление (*к безгрешной жизни) в качестве высшей нравственной основы.
*Путинизм даёт такую спасительную форму: традиционный советский образ жизни. Неосоветизм спасёт русских людей...
(*Очередная, четвёртая по счёту) проблема в осуществлении земного рая - найти форму устройства для гармонии личности и общества путём полного и безусловного совпадения и единства между ними.
*Немедленно запретить личные местоимения! Оставить только "Мы" и "Вы"...
Препятствием в осуществлении такого единства выступает мысль молодого русского поколения о своём противоречии с обществом. *С советским обществом. Наш ответ: "Мы заставим вас любить Путина!"...
Воздадим божие Богу, а (*путиново Путину)!
Это признание дел душевных и дел политических.
Не вера в земной рай, а вера в человеческое действие (*Путина) и нравственное долженствование (*любить Путина) - вот что становится задачей перед (*русским народом). *Русские - народ Путина!
Стремление к счастью (*положенное в основу западных конституций) - мираж, если сделать из него цель жизни и основу (*рыночной) морали.
*Следовать Достоевскому: для счастья необходимо страдание, искупление, покаяние. Русское счастье, оно такое...
В области исторического сила не в достижении вечных и грандиозных результатов, а в сохранении нравственной энергии, в ощущении "живой связи нашей с высшим (*русским) миром".
*В чём сила, русский брат?
"В живой связи (*русских) поколений и вере (*в Путина). Главное - не переставать верить, хотеть и стремиться". *Золотые слова!
Торжество личного начала ошибочно связывали с утверждением совершенной формы общественного быта в виде народовластия.
Но нродовластие было только временной формой для выражения принципа равенства лиц. *Эпоха Горбачёва как раз и заключалась в уничтожении несправедливого господства привилегированной партократии. Историческая трагедия Горбачёва в том, что он не сумел (не успел?) создать силовой противовес усилиям перегруппировавшейся партократии в создании хаоса и передачи власти "сильной руке" Ельцина под проект сохранения России путём нового "похабного Брестского мира" от новой Гражданской войны и интервенции в условиях губительного нейтралитета Китая...
Для своего времени принцип народовластия стал началом общественного прогресса. Но теория пошла дальше: возвела демократию на ступень безусловной ценности. Перемещение власти от немногих "ко всем" было признано разрешением социального вопроса и полным удовлетворением личности(!).
Последствия возведения относительного исторического принципа до абсолютного общественного идеала стали (*для России) катастрофическими.
Все попытки найти чистую и безошибочную "волю народа" оказались тщетными: никакие системы голосований и выборов не смогли подчинить мысль и совесть личности "высшему" выборному началу.
Потому что равенство может приходить в столкновение со свободой. Аминь!
В эту эпоху (*Путина) перемещение власти от (*олигархов) к (*силовым структурам) кажется единственным условием свободы (*русского народа).
Однако власть всегда остаётся властью и никакое перемещение её не решает проблемы общественного идеала.
Неудивительно, что именно на Западе, где демократические принципы "вошли в жизнь", выдвигаются новые требования: меркою для признания правильного устройства предлагается право не большинства, а меньшинства.
"Лучшим свидетельством любви к свободе,- говорит Рузвельт,- является то положение, в которое ставятся группы, находящиеся в меньшинстве. Каждый должен иметь одинаковую с другим возможность проявить свою (*гендерную) сущность (*вопреки воле большинства)". *Никто и не спорит...с финансово могущественной "геекратией"...
Это только разные способы проведения в жизнь принципа равенства и свободы лиц, который сам должен быть выведен из более основных начал. Иными словами, народный суверенитет (*демократия) как выражение коллективного лица народа, не обосновывает правомочий отдельных лиц на участие в управлении.
Теория народовластия - пример неправильного понимания принципа личности. Тут и вера в возможность общественной гармонии, и поиск всесильных средств социального переустройства, и возведение относительных политических форм на степень безусловной ценности.
*Серьёзная предъява. Тогда надо признать разумность принципа верховной власти авторитета (*Киберфюрера) над всеми политическими инструментами и ограничения любой власти разумными временнЫми сроками (для России - "десятилеткой")...
Демократия должна уступить уступить место устройству свободного образования и выражения отдельных воль (*анархократии?), когда центр тяжести переносится с общественной гармонии на личную свободу.
*Нужна эволюционная (гибридная) "демократия по-русски" на цензовой основе: срока гражданства и оседлости, наличия детей, специального образования, формы занятости и т.д. с начислением "избирательных голосов" за каждый момент...
Подчинить личную свободу утопической общественной гармонии - (*гнилая) цель и задача демократии.
Исходным началом при построении (*русского) общественного идеала должна быть признана свобода бесконечного развития (*на принципах анархии), а не гармония законченного совершенства (*скопированная с западных образцов). *Путинизм даст ход русской истории!
Известное примирение личности и общества (либерализма и социализма) временно возможно и необходимо (*для России Путина). Хотя никакие примирения не могут устранить антиномии личного и общественного начал. *В форме антиномии принципа рыночной конкуренции и общинно-заводского производства.
(*Путинизм) - теория социального мира в условиях (*скрытой) социальной борьбы (*и Третьей мировой войны).
(*Русский народ) в своё время и по своему (*живя общиной) приобщился к абсолютному идеалу (*добра).
Это обязывает признать историческое нравственное значение (*русского народа).
Идея первенства общественного единства над духовной личностью означало бы превращение(*русского народа) в средство и орудие для будущего блаженства каких-то существ, высших по отношению к людям настоящим. *Было обетование: "нынешнее поколение будет жить при коммунизме!". Да кто старое помянет - тому глаз вон...
Он говорит, что сохранить носителя идеала добра - русский народ, архиважная задача по сравнению с очередными проектами устройства земного рая, особенно в его рыночной форме...
Не блаженство и успокоение даёт идеал (*справедливости) людям, а вечное стремление и беспокойство.
*Достоевский усматривал русский идеал в стремлении к страданию и жертвенности. В этом смысле задача путинизма - дать ближайшую цель для жертвенных усилий: победу над Сатаной (Западом)...
Согласно Канту: "Моральное состояние человека, в котором он всегда должен находиться - борьба, а не святость мнимого обладания полною чистотою настроений". *Не отменяя, впрочем, созерцания звёздного неба...
Кант говорит: Счастье - в борьбе!
А Путин: Счастье - в войне!
"Биологическая религия" дарвинистов (*марксистов) делает вывод: жизнь человеческая не имеет нравственной цели.
В основе этического учения Спенсера мысль, что мораль это приспособление. И что это прекратит социальный антагонизм в обществе. *И "волк" олигарха станет дружить с "овечкой" наёмного работника...
В другом же месте он отмечает, что по закону диссолюции, разложения каждого агрегата, в том числе и общества, прочного совершенства в мире быть не может. Тем самым признавая, что возможность совершенства чисто отвлечённая возможность, так как в личности есть понятия и стремления, которые не могут быть удовлетворены никакой высотой общественного развития.
*Проще говоря, приспособление как главный фактор социального механизма является объективным способом осуществления общественного идеала...
Вопрос о происхождении этих самых социальных механизмов дарвинизм оставил открытым (*а марксизм посчитал "пережитками"). Наука этология (зоопсихология) обнаружила генетическую укоренённость поведения, наличие разных моделей поведения, воспроизводимых в каждом поколении, что ставит крест на возможности общественной гармонии на почве равенства и братства. Такое возможно разве среди киборгов, а в человеческом коллективе антипатия - норма жизни. Только чтение мыслей или хотя бы классификация умыслов ("плохой"-"хороший") с помощью вживляемых имплантантов сможет отменить полицию, а скорее всего дополнить. "Полиция мыслей" - мечта настоящей и залог будущей власти (ИИ)...
А что приспособление общества к политическим условиям верный путь к регрессу - смотри опыт бывшего СССР и нынешнего Запада.
К счастью нечто, а именно генетически заложенный идеал, сохраняет непрерывную "человечность" в сменяющихся технологических и политических эпохах...
Примерами нравственного радикализма вследствие веры в могущество относительных начал являются убеждение в абсолютных преимуществах правового государства и разделение властей. *Для России куда лучше подходит обычай публичного устыжения по понятиям , а коль не урузумеет - выставления к позорному столбу по решению общего собрания жильцов пятиэтажки...
Моральный радикализм более всего создаёт препятствия к общественному прогрессу. Убедительно сказано Рузвельтом: "(*Коммунистический) мечтатель является скорее злейшим врагом, чем предшественником реформатора-реалиста и человека действия (*Путина)".
Куда предпочтительнее консерватизм, относимый часто к явлениям более зоологическим, чем моральным. Однако консерватизм скорее готовит переход от побуждений своекорыстных к общественным и идеальным. *Давая время развиться экономике...
Это точка зрения, что каждому народу лучше оставаться с тем, к чему он привык. *Для России блаженны периоды "закрытости", периоды "упоительных вечеров". Но коротки...
Это самое простое выражение консерватизма, оправдывающее существующее самим фактом существования.
По словам де Местра "Люди повинуются в глубине сердца только тому, что сокровенно, а именно таким тёмным силам как нравы, обычаи, предрассудки, господствующие над нами без нашего ведома и согласия". *Применительно к России: анархического своенравия, обычая самосуда и твёрдой веры в приметы...
Для России, которая сохраняет связь с прошлым, Леонтьев советует: "Надо подморозить хоть немного Россию, чтобы она не гнила (*без войны)". *А то сгниёт в глобально-либерально-рыночной помойке...
Особый, мечтательный консерватизм Платона хочет создать неизменную форму жизни, предохраняющую людей от мыслей о каких-либо переменах. *Верно: предохранять от мыслей о переменах (с помощью "предохранительных" органов) и всё пойдёт по плану до 2034 года включительно...
Если бы отдельному народу предстояло сохранить независимость ценою постыдных (*соглашений), это могло бы продлить существование, но означало бы моральную смерть.
*Ельцин сохранил Россию, но убил её общинный дух, её естественный народный(!) коммунизм.
Русский коммунизм мёртв? Но мы то ещё нет! С нами Путин! Putin mit uns!
(*Путинизм) отрицает идею развития (экономики) как цели и идею свободы (*рынка) в пользу идеи незыблемого (*морального) совершенства.
Только такой идеал можно предложить государству из народа с высокой культурой и диких племён, едва вступивших на путь гражданственности.
Первенство принадлежит нравственному долженствованию, но средства должны выбираться в границах возможного. *Путинизм противоречив: создать "чистый" высоконравственный строй граждан-патриотов - "грязными" аморальными рыночными средствами игры спроса и предложения...
III. Содержание абсолютного общественного идеала.
Личность в общественном проявлении выступает с требованием свободы и равенства.
Свободы как выражения нравственного существа и равенства от признания в каждом наличия высшей нравственной сущности.
Отсюда обязанность: обязанность признания верховенства собственного нравственного закона солидарности и любви (*над законами государства и требованиями общественных традиций).
Отсюда определение общественного идеала как принципа объдинения на началах равенства оти свободы и обязанность личности к солидарности и единству с другими.
Если взять две формулы общественного идеала - формулу демократическую "Общественного договора" Руссо и коммунистическую "Коммунистического Манифеста" Маркса, то одна требует перемещения власти от немногих ко всем, а другая - перемещения от немногих ко всем средств производства.
За этими требованиями скрывается одна и та же цель: осуществление свободы и равенства лиц.
Формула Руссо вылилась в идею мирного гражданского общения, а идея Маркса - в идею перманентной классовой борьбы а на международном уровне - конкуренции, когда "свободное развитие каждого (*государства) есть условие свободного развития всех (*государств)".
Их ошибка в том, что они считали себя обладателями абсолютного средства в достижении цели (осуществления свободы и равенства лиц). В демократической теории таким средством полагается народовластие, а в коммунистической - обобществление средств производства.
*Напомню, что Новгородцев не против свободы и равенства; он говорит, что эти принципы не могут стать идеалом (целью жизни) личности; что средства их достижения носят временный, исторический характер; что идеал - в следовании духовным целям, а общественный идеал - признать верховенство человеческого духа и не мешать его развитию...
Идея бесконечного стремления к осуществлению генетически заложенных в человеческом виде инстинктов солидарности и любви как высшей степени солидарности должна лечь в основу путинизма, его Манифеста.
Россия (русский народ) может и должен продолжить свою святую миссию в мире рыночного зла.
Временные исторические средства для этого - единовластие Государя Владимира Первого и дробление прав пользования и владения среди производственного коллектива...
А в будущем - Искусственный Интеллект нам в помощь. Отдадим наши "проклятые" вопросы (свободы и равенства), на которые у нас никогда не будет окончательных ответов, на его нейросетевое усмотрение. Смиримся под его виртуальной отеческой дланью с молитвою: "Свободу и равенство даждь нам днесь...".
Верховенство абсолютной нравственной нормы - сущность принципа, а не свершившийся факт.
Для каждого времени нужно найти конкретное содержание безусловного нравственного закона, а также круг лиц, на которых распространяется устремление к нему. Пусть оно проявляется в привлечении на службу в виду грозной опасности извне, в патриотических чувствах, которые особенно возвышают личность. *Война возвышает русских как ничто другое...
Воинская служба часто являлась основанием для наделения граждан правами представительства. *Право быть избранным - участникам СВО! "Винтовка рождает власть",- учит Мао Цзедун...
Участие в текущей войне в той или иной форме и есть настоящее историческое содержание русского нравственного закона, так как служит сохранению "русского мира" - обиталища Истины и Добра, душеспасительного острова в бушующем океане рыночного Зла...
Понятие равенства встречает в требовании сохранять индивидуализацию.
*Равенство и свобода ограничивают друг друга.
Равенство непременно требует свободы, а свобода есть стремление содействовать фактическому равенству, то есть стремление помогать (возлюбить ближнего и дальнего)...
Нравственный идеал нельзя связывать с конкретным историческим явлением, будь то государство или церковь (*или парламент или свободный рынок).
Государство это подчинение узде внешнего закона, а не закон, написанный в сердцах. Церковь остаётся учреждением, иерархией, дисциплиной, а не мистическим общением душ.
Наконец нельзя отождествлять идеал с национальной миссией какого-нибудь народа. Идея избранничества (*американского) народа есть абсолютизация исторического явления и не может иметь никакого оправдания.
И более тонкая форма национализма, которая видит видит высшую задачу в создании своей системы культуры, не чужда того же греха. При этом утверждают, что "только в системе культуры содержится единственная нравственная ценность каждого общества".
При этом забывают, что не своя культура, а высшие сверхнародные и абсолютные начала служат руководящей нормой для каждого народа.
*Увы, современная высокотехнологичная психотехника на службе власти определённых сил, научилась навязывать любые "нормы" любому народу вместо природных (абсолютных) начал...
Так что русский идеал государственного патриотизма, солидарности в обществе, любви и заботы в семье и сохранения русского исторического образа в душе служит оружием в борьбе с врагами России на пути к осуществлению абсолютного идеала как сообщества свободных и равных лиц во имя бесконечного нравственного развития.
Так что идите лесом со своими единоспасающими идеалами свободы рынка, демократии и государственного социализма. Не пытайтесь нарисовать образ последнего исторического состояния, к которому придёт будто бы всё человечество.
Вместо духа исключительности и сектантства либерализма и коммунизма - к духу терпимости и свободы путинизма!
Как же может быть достигнута солидарность в обществе и дружеская близость в общине без ущерба для самого дорогого из благ - свободы?
Платон думал, что единственная возможность правильной жизни открывается для избранных, надлежащим образом воспитанных (*в учреждениях воспитания и образования с 3-х до 18-ти лет).
Он предлагает составить хоры (*СМИ), которые будут петь гражданам, что добродетель и счастье неразлучны.
Перед нами заколдованный сон (*коммунистического) царства с безразличием замолкших страстей и угасших стремлений. Гармония достигнута, но жизнь исчезла.
*Знаем, видели. И в школьном хоре пели...
Не менее любопытен способ Фихте достижения идеального общества: система бдительного полицейского надзора. Полиция должна знать во всякую минуту дня и ночи, где находится и что делает каждый гражданин. Для облегчения её задачи все должны иметь с собою свои паспорты. Взамен государство обеспечивает каждому получение всех жизненных благ, на которые он имеет право как человек (*соответствующей социальной категории).
*И мы жили в таком идеальном обществе "строителей коммунизма"!
Выводы Платона и Фихте убеждают нас, что есть только два средства сохранять гармонию общественного устройства: или гипнотический сон мысли и чувства, или неусыпный полицейский надзор над (*личной) жизнью.
*Замечательный вывод. Современные технологии обеспечения лояльности вплоть до генетической коррекции и ненавязчивого надзора средствами видеофиксации и радиобраслетов - тому порука...
Самое страшное для этих проектов: как идти вперёд, когда прошёл первый энтузиазм, как удовлетворить потребности прогресса, если всякое обособление обречено на застой?
Ещё одна опасность в том, что призываются к лучшей жизни немногие (*члены партии), что внушает им мысль об особом избранничества, образует сектантский режим единомыслия, нетерпимости внутри (*партии) и вовне.
*Силён Новгородцев. Маркс против него - мальчишка с грязной попой...
Вместо подробной картины (*светлого будущего), успокоительно действующей на воображение, мы предлагаем абстрактные требования объединения на началах равенства и свободы как принципа личности, взятого в двояком значении - со стороны притязаний и со стороны обязанностей и таким образом возведённого до идеи свободного универсализма (Канта).
Здесь (*в путинизма) нет картины законченного счастья, зато даны вечные предуказания будущего развития (*России): хранить наши представления о должном.
Личная мысль не в силах предугадать конкретных картин будущего, но провидение (*долгой общинной жизни) вложило в грудь (*русского) человека чувство правды и обязанности защищать её.
*Вот вам завет путинизма: хранить чувство русской правды в традициях воспитания "в дворовой шобле" и в "трудовых коллективах" с ярким общинным духом и всегда помнить о священной обязанности защищать эту правду, заключённую в сосуде "Святая Русь".
Поэтому бутылка водки - сакральный символ Святой Руси, а вкушение водки животворящей - причастие её святых даров.
Мы все должны России и лично Путину!
"Я говорю Россия, подразумеваю - Путин...",- писал поэт.
"Так выпьем за Родину, выпьем за Путина. Выпьем - и снова нальём!",- поёт русский народ...
Всякий уклоняющийся, всякий иначе мыслящий, всякий иначе живущий уже нарушает (*русскую) гармонию, и принцип "кто не с нами, тот против нас!" должен получить самое жестокое истолкование.
Отлучение от общества (*иноагентов), суровое различение наших и не наших, новые (*государственные) границы - залог достижения социального единства.
*Воссоздать атмосферу солидарности советизма - архиважная задача путинизма...
Ещё одну цель (*России Путина) хорошо выразил кн. С.Н.Трубецкой: "объять всё человечество и осуществить царство мира и свободы". *Не иначе как в ходе Третьей Мировой-термоядерной...
Современный (*русский) человек живёт сколько своим, (*русским) народным, столько чужим (*западным). Нельзя допустить, чтобы оно (*западное) стало для него таким же дорогим, как то, что по рождению своему он считает родным и близким.
(*Русское) искусство, наука, философия, (*православная) вера, (*русская природа), есть наиболее нами ценимое, то, что образует тот (*русский) воздух, которым мы дышим.
Одно (*русское) солнце светит над всеми (*нами), и одна (*русская) правда освещает путь для человечества.
Мы пришли к результату, который даёт высшую санкцию (*путинскому) идеалу нравственного объединения всех (*русских). Эта санкция есть вера в истину и вселенскую правду (*русского уклада жизни). *Вера в "русский мир" и Путина - в наших сердцах...
Ожидать, что этот умопомстигаемый край (*русской) правды и добра станет также и земным (*материальным) раем противоречит данным исторического опыта (*России).
Удастся ли нам дождаться (*материального) результата или нет, это не может влиять на требования нашего морального сознания. *На требования русского общинного инстинкта...
IV. Общественный прогресс и личное совершенствование.
Политическая религия Фейербаха: государство является для человека божественным. "Человек сам по себе есть только человек, а единство человека с человеком есть бог. Государство, в котором каждый дополняет другого и является частью целого, есть истинный, совершенный, божественный человек".
"Лишь таким образом (*сделав из политики религию) мы освободимся от противоречия между нашей жизнью и нашим мышлением". *Путинизм должен стать религией, храмы которой - сайты администраций, а Кремль - храм Путина-спасителя...
Задачу общественного устроения надо понимать как задачу спасения людей от их слабости и ограниченности, от тягостных внутренних противоречий. У Фейербаха, Маркса, Конта общество становится богом. Оно не путь к чему-то высшему, а само это высшее, в нём весь смысл человеческой жизни. *Путин, спаси нас, сирот русских, в своей Новой Русской Империи, где живо высшее начало Добра, где совершенное общение есть отражение Твоего божественного плана...
Религия абсолютного коллективизма доводится до своих крайних последствий у Маркса: практика жизни провозглашается выходом из всех человеческих сомнений.
Булгаков определяет позицию Маркса, когда тот говорит: "человек должен вращаться около себя, как около своего солнца", как "антропотеизм".
Марксизм есть подмена религиозного начала общественным. Общество он признаёт началом, преодолевающий естественную ограниченность человеческой природы. Оно та сила, та благодать, которая совершает чудо: из отдельных лиц, ограниченных и слабых, слагает великое и всемогущее единство. Увы!
Булгаков пишет: "Не веруя в абсолютный смысл жизни и думая найти его в собрании себе подобных, они логическую абстракцию хотят выдать за высшее существо, впадая таким образом в логический фетишизм, который не лучше идолопоклонства, ибо мёртвому, нами созданному объекту приписывают черты живого Бога".
Жизнь разрушает царства и "вечные города", а нам говорят, что в общественном созидании весь разум истории. Всё "божественное и бесконечное" повергается в (*радиоактивный) прах перед возможностью (*термоядерной войны) и против этого коллективизму нечего сказать.
*Зато есть что сказать путинизму: "Весь мир насилья (рынка) мы разрушим до основанья. А затем...".
Россия вращается вокруг Путина как вокруг своего солнца...
Если коллективизм требует тождественности лиц. Личность должна слиться с обществом и только таким образом получить истинную свободу.
Личность может найти своё счастье и в служении обществу, но это никогда не сможет заглушить стремление быть самим собою. *Так как оно не что иное как генетическое требование разнообразия, в том числе поведения. Задача - передать функцию естественного отбора, безжалостного и потому ненавистного, доброму и справедливому Искусственному Интеллекту...
А зачем вообще ставить святыни, хотя бы и в образе человеческого общества?- возражал анархист Штирнер. В коллективизме слишком прозрачна подмена одних верований другими. А если кто вообще не захочет верить? Так абсолютный коллективизм с неизбежностью переходит в абсолютный индивидуализм анархизма или в и моральное учение Ницше. *Иными словами, станет ли доктрина анархоиндивидуализма составной частью путинизма...
Анархизм это не есть принципиальное отрицание общества, это только отрицание власти и принуждения. *Пускай труд сделал из обезьяны человека. Но посмотрите какого! Только в совершенном и свободном анархическом обществе, этом "союзе эгоистов", человек станет добрым и совершенным человеком. Сверхчеловеком!
В системе сверхчеловеческого аристократизма Ницше место идеи общения занимает представление о Сверхчеловеке, которому ничего не нужно, потому что он всё имеет в себе.
У него нет связи ни с миром, ни с Богом. Святыни отвергаются, но личность остаётся во всеоружии своих стремлений. В этом смысле учение Ницше противостоит анархизму. *И может быть принят за основу путинистской философии личности.
Не рыночный винтик, жертва тотальной рекламы и мелкого потребительского тщеславия, а путинский Сверхчеловек во всеоружии патриотизма и стремления к справедливости...
V. Крушение утопии марксизма.
Марксизм стремился стать всеобъемлющим основанием для всех проявлений мысли и жизни, заменить человеку старую религию, заменить всё во что он верил и чем жил.
Марксизм это идея спасения личности через коммунизм, когда радикальное изменение внешних условий жизни изменит и условия духовного существования людей.
Марксизм обещает человеку такую полноту обетования, что сам становится (*мировой) религией.
Слабость марксизма по сравнению с историческими религиями - в отсутствии "метафизики души", когда человек будет находить высшее удовлетворение в своём общественном проявлении. *Общественность - бог марксизма.
Спасение для личности в слиянии с родом, с обществом: надо, чтобы человек не отделял общественной силы от себя в виде политической силы. *Возлюби государство как себя самого...
"Бог - это человек,- пишет Энгельс,- смысл жизни которого в практике общественных отношений".
Он забывает глубочайшие противоречия личного сознания, не зависящие от общественного устройства, тяготение в бесконечную высь идеала (*вселенской любви), проблему зла и страдания во всей её таинственности. *Неизбежность и необходимость зла и страдания для формирования личности...
Историческое значение Маркса состоит в том, что он довёл притязания коммунизма до последнего предела, до обещания спасти мир, и силой этого обещания воспламенил сердца. *До старого доброго обещания "и последние станут первыми"...
Согласно воззрению Маркса, всякая история общества есть история борьбы классов, в которой победившая группа берёт на себя организацию общества (*и экономики), отвечая за прогресс. Так не должна ли тогда признаваться сила настоящего - буржуазии (*олигархов)? Всякой силе свой черёд. *Пришёл черёд новой силе, сменяющей ельцинскую торгово-финансово-сырьевую крупную буржуазию - мелкой и средней производственной буржуазии. И не пора ли готовить ей путинскую смену - производственные общины закрытых акционерных обществ?
Маркс обещает чудо: совершив насильственный переворот и став гегемоном, класс наёмных работников государство превращает в "царство свободы", а сам становится целым обществом. *Коммунизм есть советизм (прямая демократия как отражение милой русскому сердцу анархии-безвластия) плюс пролетаризация всей страны...
Почему новое господство становится лишь условием всеобщего освобождения - непонятно. Маркс объяснял это осуществлением будущего развития по строго определённому закону. *По плану, имеющему силу закона. План есть свобода,- говорит мудрый Маркс! Свобода это когда "всё идёт по плану",- поёт великий Лётов! Прекрасный план предлагает России Путин Великий! Искусственный Интеллект вам в помощь - напутствую я...
Класс наёмных работников у Маркса "соль земли", класс-богоносец. *Достоевский говорил о русском народе-богоносце. Идея о бесклассовом народе богоносце - составная часть путинизма на долгие годы. Пока ей на смену не придёт другая идея: "геи есть боги" или "айтишники - народ, избранный к спасению"...
В марксизме живы идеи Гегеля о мировом правительстве и безусловном контроле человека над природой. *В первую очередь над природой самого человека. Тут чистый сайентизм - вера в всесилие науки...
*В современном мире торжествуют идеи реального социализма о плановом контроле над рынком и широких социальных гарантиях. Либерализм, основанный на принципе невмешательства государства в экономическую и личную жизнь - мёртв. От него остался только принцип материального удовлетворения как высший для личности. Вместо личной свободы - насильственная украиниза...тьфу- гендерная эмансипация.Путинизм это не отдельные реформы, а одна всеобъемлющая реформа, несущая не столько материальное удовлетворение, сколько духовное от восстановления русских общинных принципов и верховной власти Самодержца, Бога по совместительству...
Путинизм - наследник социализма в экономических и социальных принципах, но и абсолютного коллективизма-марксизма в плане идеологической тотальности и мировой экспансии. Ему для завоевания абсолютного господства в русских душах требуется широкое акционирование крупной собственности и создание "кузькиной дочки" - гигатонного термоядерного фугаса...
Марксизм-путинизм неискореним, в нём как и в христианстве - живой общинный дух, данный человеку природой...
Путинизм гневно отвергает самоценность личного существования. Он требует стремиться к акционированию средств производства с мыслью обеспечить этим экономическим переворотом материальное благосостояние, мотивацию к труду и чувство реального участия в общественной жизни.
Наконец он обещает осуществление на русской земле абсолютного идеала, которое нельзя понять иначе как чудо всеобщего преображения в общество взаимной любви.
Научный путинизм срывает с либерализма покровы научности и обнажает цену временного практического успеха. "Конец либерализма близок!",- кричат путинский пилоты с небесных колесниц, воспламеняя воображение русских масс...
Марксизм утверждал свои утопические построения на научном фундаменте. Копнём, что это была за наука.
Маркс хочет понять действительность в форме конкретной человеческой практики, и в этом смысле его учение является прагматизмом и философией позитивизма. Оно выступает как фатализм, где человеческая свобода есть только осознанная необходимость.
Фатальное действие имманентных экономических и социальных законов принесёт человечеству освобождение.
Здесь не столько научный образ мысли, сколько твёрдая вера.
Он повторяет знаменитое гегелевское: "всё действительное разумно, а всё разумное - действительно".
Маркс кладёт в основу всех исторических явлений производственные отношения, над которыми как над базисом возвышается юридическая и политическая надстройка. Способ производства обуславливает весь процесс жизни вплоть до духовного. Когда производственные силы в процессе развития вступают в противоречие с отношениями собственности, которые превращаются в путы, наступает эпоха социальной революции. *В современном высокотехнологичном мире революция давно сменилась эволюцией, "путы" распутывают методами социальной инженерии не доводя дело до революционного греха...
Маркс выступает как крайний оптимист, предполагая, что развитие человечества с необходимостью есть прогресс и что экономически самое разумное переживает неразумное. *Тут истовая вера в "разум истории", сравнимая разве только с либеральной верой в "невидимую руку рынка"...
У Маркса товар живёт своей собственной жизнью, люди обмениваются товарами не потому, что они так желают, а потому что так хочет товар,- замечает один из критиков Маркса.
От людей не требуется ни вдохновения творчества, ни изобретательности, ни силы гения. Индивидуальное есть порождение социального.
*С научной точки зрения перед нами социальный натурализм и оптимистический фатализм, который, однако, как всякий фатализм, даёт своим последователям крепкую и несокрушимую веру.
Впрочем, легко критиковать грамотного экономиста и пылкого социального мечтателя из далёкого уже прошлого, имея перед собой достижения генетики, зоопсихологии, антропологии и социальной инженерии, а паче того - печальную новейшую историю России, которая много чего показала, но, как водится, ничему нас не научила...
Вопрос в том, какие научные теории и практические факты путинизм может и должен положить в свою основу...
Наверно остаётся в силе тезис, что социальное и национальное происхождение "рождает" личность", пробуждая те или иные генетически заложенные задатки.
Что в общем-то сбылось знаменитое предсказание :"Бьёт час капиталистической частной собственности; экспроприаторы экспроприируются!", но эта самая частная собственность не канула, а срослась с индивидуальными умениями так сказать самозанятого "капиталиста", а с другой стороны от непосредственного владения-управления отказалась в пользу анонимного(!) права на часть прибыли. Капиталист из реального игрока превратился даже не в играющего тренера, а скорее в болельщика какого-то банка или финансовой "команды", не бескорыстно, ясный пень, а за мзду...
Экспроприация свершилась, но легче не стало. А то ли ещё будет, когда в (экономическую) игру вступит Искусственный Интеллект!
С исторической диалектикой в духе Гегеля Маркс напортачил изрядно. В историческом вопросе он выступает как благовестник праведного конца истории, торжества разума над слепыми силами (*цифровой) природы, иррациональными (*рыночными) силами, господствующими в общественной жизни и разрешения проблемы зла ввиду его временного и преходящего значения.