Как люди слушают музыку, как они её слышат, и отчего зависит восприятие музыкальных продуктов.
1) Музыкальная развитость.
Нередко мы можем наблюдать ситуацию, когда при звучании какого-нибудь классического произведения, какой-нибудь обыватель тут же вскидывается и говорит - "Выключите эту дрянь, терпеть не могу" или "Переключите, пока я не уснул", и т.п. - резкие высказывания.
Другому же человеку эта музыка доставляет удовольствие, и он искренне не понимает, как может эта же музыка не нравиться соседу. Он пробует его убедить, говорит ему - "Да ты послушай! Как красиво!", только оппонент упрямо вертит головой и отвечает - "Не понимаю, как это может нравиться, - скукота, неритмично".
В чём здесь дело? Конечно, факторов отвечающих за восприятие существует много, но в этом пункте рассмотрю лишь один из них, самый ёмкий - музыкальную развитость.
Что же такое, музыкальная развитость? Я описываю её так: это многокомпонентное знание, которое позволяет мозгу слышать, прослеживать и понимать сложные размеры, последовательности, интервалы, музыкальные фразы, предложения, абзацы и, непременно, произведение целиком, при этом уметь понять сложность и оценить труд, затраченный на написание этого произведения, и самое главное - получать удовольствие от прослушивания - это означает, что мозг легко усваивает всё услышанное и у него это не вызывает дискомфорта. Это как оперативная память в компьютере - если её недостаточно - то и считывание информации более высокого порядка замедляется или вообще невозможно, поэтому, проводя аналогию, наш мозг требует предварительного "разгона", чтобы суметь правильно воспринять информацию извне, в данном случае - звук. Как правило, для этого нужно иметь какое-то музыкальное образование - знать сольфеджио, владеть игрой на каком-либо инструменте (пусть даже в прошлом), прослушать много разнообразной хорошей музыки, иметь природное восприятие, ритмику и слух, способность самостоятельно определять качество музыкального продукта.
Воспитание и формирование музыкального вкуса начинается в раннем возрасте и зачастую бывает подвержено влиянию старших (братьев, сестёр, родителей), а так же всегда подвергается влияниям музыкальной моды на уровне компании сверстников. Собственное мнение и вкус формируются не у всех и не сразу - постепенно отторгая и отбрасывая от себя "невкусные" или "безвкусные" произведения музыкального общепита, сознание некоторых, более гармонично развитых людей, начинает требовать более "вкусной" и качественной кухни от лучших шеф-поваров, зачастую остающихся в тени. Три притопа, два прихлопа, иными словами - примитивизм - уже "не катит". Музыка без изыска, несложный, часто повторяющийся текст, имеющий в себе, как правило, какую-то центральную современную слэнг-фразу, создающую видимость модерна, - это всё маленькая часть айсберга, часть, на которой строится современный музыкальный бизнес, это продукты, ориентированные на неразвитого музыкально человека, и из таких складывается целевая аудитория попс-направлений и, большей частью, нашей эстрады. Обоз и маленькая тележка таких быстрорастворимых музыкальных киселей, внушаемых ротациями на популярных радиостанциях и вКЛИПывание на телеканалах перестаёт устраивать развитое музыкально сознание, наступает голод. И человек начинает по-настоящему выбирать "свою" музыку, ищет, и непременно находит, ведь прошли те времена, когда "вражеский" джаз слушали подпольно.