В Усть-Муе, небольшом поселке, ниже впадения реки Муи в Витим, был в 1952 году лесопромышленный участок. Зимой в Муйской долине заготавливали лес, а летом сплавляли бревна вниз по Витиму до Бодайбо. Бодайбо - это уже далекий север. Свой лес там чахлый - низкорослые лиственницы на вечной мерзлоте и тундра, зато в недрах скрываются золото и слюда. А без сосновых бревен для постройки шахт и штолен при добыче золота и слюды не обойтись.
По плану мы должны были работать на золотоносной реке Янгуде. Чтобы туда попасть, надо было перебраться через Северо-Муйский хребет. Самая короткая тропа для перехода там, где хребет рассекается Витимом. Лошадей с грузом я отправил берегом вдоль реки. А сам с рабочим Валерием Смирновым надеялся добраться до места со сплавом по Витиму. С этим я и обратился к начальнику леспромхоза, в котором заготовляли лес и отправляли на север. Он же послал меня с этой просьбой к капитану буксирного катера Степану Суханову, который через два дня должен был отбуксировать очередной плот вниз до Бодайбо.
Степана я нашел в его большом бревенчатом, обшитом досками доме, недалеко от берега Витима. Высокий, плечистый, рыжеватый, приветливый, он обратился к своей дородной и крупной супруге, и она неторопливо положила на стол дары просторного огорода и поставила бутылку мадеры. Вот, что значит старообрядец - другие местные жители предпочитали спирт или водку! За столом пошли вопросы - зачем мы сюда приехали, где проводим работы, что слышно в европах и чем там дышат люди... Степан только пригубил вино, ну и я, подражая хозяину, его лишь попробовал, так что решение капитана было выработано, так сказать, на трезвую голову.
- Послезавтра, - сказал он, - в девять утра выйду с плотом на Бодайбо. Приходите к месту спуска бревен на воду, там, где плоты вяжут. Потащим за собой один плот. Вода нынче самый раз - низкая. При высокой воде через Парамский порог не ходят- это погибель для сплавщика. Пройдем порог, а ниже устья Янгуды, выгружу вас на левом берегу. Там есть заход на тропу на Янгуду. Когда-то она торная была, да много лет прошло, заросла, видно. Обратно, однако, буду в начале следующего месяца. Успеете - заберу до Муи. Так что ждите на этом же месте. -
Вечером начальник лесоучастка пригласил меня, чтобы узнать - что делается на "материке", то есть в европейской части страны. Заодно выпили водочки, закусили соленой витимской рыбкой, попили чайку с брусничным вареньем...
- Ну, как встретил вас Степан? - спросил хозяин, и я проинформировал его о результатах переговоров с капитаном Сухановым.
- Это мужик основательный, как и его брат, Иван. Они старообрядцы, водку не пьют, трезвенники, но работящие. Их отец, Михайло Суханов, пришел на Мую с Байкала еще до революции и осел на Муе возле впадения в нее речки Таксимо. Там он построил себе усадьбу, да такую, что до сих пор стоят ихи дом и конюшня. С тунгусами торговал. Продавал им хлеб и соль, у них покупал соболей и белок. Хлеб ростил в Таксимо, а за солью ходил на Лену. Ну, после революции и раскулачили ево, а на усадьбе колхоз организовали. Да что-то плохо дело в этом колхозе пошло. Развалился он, вот и именно. Колхоза, как такового теперь и нету. Один сторож остался - Викентий. А старика Суханова, как кулака, куда-то в Бодайбо заслали; там он и скончался. Ну, дети ево, жить-то надо, стали плоты гонять через Витимские пороги - Парамский и Оронский. Туда водой, а обратно, пешкодра, через горы, берегом Витима! А как наш леспромхоз разбогател, купили мы два катера, а капитанами поставили Петра да Ивана Сухановых и теперь они водой идут и туда, и обратно. Вот и именно...
Утро было такое, что всему живому, на радость. Солнце довольно высоко поднялось над дальними отрогами Кодарского хребта и Муйской долиной. Широкая двухкилометровая гладь Витима была спокойной. Поэтому на ней почти без искажения рисовался опрокинутый рельеф противоположного лесистого берега и дальних гор.
Судно было пришвартовано к головной части плота и до него добрались по связанным между собой бревнам. Это был рейдовый буксирный катер с металлической обшивкой. Экипаж состоял из двух человек - капитана и механика. Все управление находилось в рубке. Нам предложили спуститься под палубу в носовую каюту, Но, разумеется, я и Валерий не хотели пропустить интересный момент вывода плота из плотосборочной гавани и остались на палубе.
Все. Связь с берегом прервана. Мы встали сбоку от рулевой рубки. На корме стоять нельзя. Там господствует буксирный трос. Его петля наброшена на мощный стальной крюк, закрепленный позади рубки. Судовой дизель натужно заревел. Короткий стальной трос натянулся как струна. Бугор вспененной воды вырвался из-под кормы, и катер почти незаметно двинулся вперед, сдвигая с места длинный узкий плот.
Движение понемногу ускоряется. Перед следующим за нами плотом вырастает волна. И вот мы на просторе и во власти Витима. Движение кажется медленным на фоне зеркального простора воды с опрокинутыми в него отражениями гор и облаков.
- А как вы Степан определяете уровень воды в пороге? - спросил я его.
- У сплавщиков есть свои проверенные приметные знаки. Перед правым поворотом в сторону порога прямо в русле стоят "проводники"- пара каменных "избушек". Если "проводник" залит до половины, считается, что порог для прохода открыт, если вода хлещет выше- дальше двигаться не смей! Но даже в низкую воду порог может пройти не всякий. Тут глаз да глаз нужен. - Степан обернулся на следующий за катером плот, видно, что-то проверял, и добавил:
- В старые времена мы с братом работали вместе с бригадой и делились- полбригады оставалась выше порога и спускали плот в стрежень, а вторая половина ловила плот ниже порога. Иной раз подбирали только отдельные бревна...
Рис.2. Впереди от левого берега отошла гладкая черная скала.
Рис.3 Водяные валы и водовороты в Парамском пороге.
Примерно через час катер, а за ним и плот стали приближаться к левому берегу, где в бинокль можно было разглядеть дома поселка Парама и за ними склоны Парамского хребта. Хребет выпятился, словно плотина, и вынуждает Витим отклониться вправо. Наш караван подчиняется общему бегу течения и идет недалеко от левого берега...
Прошло еще некоторое время сравнительно медленного движения, когда я почувствовал ускорение каравана и вдруг увидел узкий, не более сотни метров шириной, проход в обрамлении высоких полукилометровых серых и черных скал, в который понеслась чудовищная внезапно потемневшая масса всей Витимской воды. И караван полетел в этой ревущей лавине вдоль пенной гривы сталкивающихся с хлестом и гулом гребней, отходящих от каменных неровностей берегов.
Степан стоял в рубке широко расставив для устойчивости ноги, и крутил штурвал то влево, то вправо, препятствуя заносу плота на береговые скалы. Катер начал дергаться во всех направлениях: снизу- вверх, спереди- назад, слева- направо и справа- налево...
Скорость еще ускорилась, когда впереди от левого берега к центру стремнины отошла гладкая черная скала высотой около пятнадцати метров. Она перегородила почти половину русла и речные волны с силой ударили об ее крутую поверхность и пенистыми рядами отразились от нее... Степан с силой удерживал судно и дергающийся позади плот посредине потока.
Скала пролетела мимо, и река повернула налево. За скалой пошли клокочущие огромные водовороты с темными воронками посредине и огромными бурыми волнами между ними. Это и был порог! Только вздыбленная струя пенистого срединного потока белесой изогнутой линией шла между водоворотами, обозначая фарватер. И катер то падал между волнами, то подымался на их гребнях, то поворачивал направо, то налево, стремясь удержать плот на этой зыбкой линии...
И как-то сразу все стихло. Стало светлее и шире, Горы раздвинулись. Сумасшедшая гонка через Парамский порог позади. Прошло всего-то каких-то пятнадцать минут, и мы пронеслись сквозь хребет и спустились на высоту трехэтажного дома! И все цело: и катер, и плот. Степан довольно улыбается.
Парамский порог не рекомендуется проходить туристам на своих лодках и байдарках. На скале левого берега в то время стоял памятник двум девушкам - туристкам, утащенным порогом в советские годы... Может быть он стоит и сейчас?..
К вечеру миновали устье Янгуды и пристали к галечному бечевнику левого берега. Путешествие через порог закончилось. На берегу нас ждали люди и лошади. Завтра, с утра, предстоял пеший переход в горы, в верховья Янгуды.