В старые недобрые советские времена, было время, когда не то что женщины, но даже дети не опасались ходить в одиночку по улицам даже в вечернее время, и даже подземными переходами. А от разгуливающих и разъезжающих по улицам бандитов добропорядочные граждане еще не прятались за бронированными дверями подъездов домов и квартир, и окна от первого до последнего этажа не закрывались металлическими решетками. А в средствах массовой информации еще не слышались призывы депутатов самых высоких уровней разрешить вооружаться для самообороны не только самим господам депутатам, но и рядовым гражданам. Тогда еще гражданам-простолюдинам было доступно летать самолетами из областных городов в районные центры. И вот вспомнился один, случайно услышанный в клятое время разговор, о котором решил поведать.
В те заканчивающиеся гнусные времена, когда страну уже захлестнула горбачевская "гласность и перестрелка, то бишь, перестройка", общество еще напоминало "край непуганых идиотов". Тогда западный загнивающий мир узнал о Чернобыле на следующий день после взрыва, а советский народ услышал о катастрофе через 5 дней, (старались напрасно не волновать народ). А в Одессе было совершено залетными грузинскими хлопцами 60 квартирных краж со взломом, где стояли новейшие врезные дверные замки тольяттинского производства. Милиция о кражах не оповещала население, дабы напрасно не тревожить... Ну, а трудящиеся предприятий и организаций в вечернее время после работы добровольно дружинили в помощь милиции в своих микрорайонах, добиваясь абсолютного искоренения правонарушений несознательными гражданами.
Вот тогда сотрудники каждого отделения одесской железнодорожной больницы с приданым усилением из числа проводников и приходили раз в месяц в опорный пункт ДНД, надевали повязки дружинников и по два-три человека выходили на улицы. Периодически они возвращались в опорный пункт, чтобы передохнуть и согреться при промозглой погоде. Ну а, собравшись, невольно начинали разговоры, байки о чем угодно.
Чаще всего говорили о своих медицинских делах, а железнодорожники добавляли свой профессиональный колорит в разговоры. В тот вечер среди проводников оказался мужчина лет 45 пяти, мрачноватый, с внешностью, не располагавшей к шуткам и юмору. Разговор зашел о житье-бытье проводников, проводящих половину жизни в разъездах на колесах. Разговорились о не совсем приятных сторонах их работы, контактах с пассажирами, а они бывают не всегда приятными, как и у медиков. Начали вспоминать случаи, когда невозможно достойно ответить на грубость, хамство, приходилось терпеть несправедливость. И вот, молчавший до этого с суровой внешностью проводник, вдруг вмешался в разговор, и "взял слово".
- Да, - начал он, - пассажиры бывают разные, иной так достанет, что не знаешь, как ему ответить. Мне запомнился один тип, когда я работал в бригаде пассажирского поезда "Одесса - Зауралье" в год Московской олимпиады. Эти составы формируют по остаточному принципу в отличие от скорых фирменных, что курсируют между Москвой, Ленинградом, Киевом и Одессой. А вот простые пассажирские дальнего следования формируют из старых разбитых вагонов, где, как правило, и дверные купейные замки оказываются поломанными, и откидные полочки для одежды с разодранными сетками, и крючки сняты, и светильники не горят, и лесенок, чтобы взобраться на верхние полки, не найдешь. Бывает, и титаны не работают, и угля в них нет, чтобы чай вскипятить. Вот в таком вагоне и трясешься в один конец несколько дней, а потом и обратно, хронически недосыпая, питаясь всухомятку, а пассажиры недовольны, и все претензии предъявляют проводникам, словно от них все зависит, и они во всем виноваты.
Вот так телепаемся сутками, словно по булыжникам, после Москвы, и попался мне один такой въедливый пассажир интеллигентного вида, мужик лет сорока. И это ему плохо, и то, а почему этого нет? А почему в окна сквозит! И это не так, цепляется чуть ли не всю дорогу, зануда! В общем, достал, дальше некуда, а вечером, в часов девять, потребовал себе чай. Объясняю, что титан уже остыл, нет угля, а следующая "бункеровка" только где-то завтра к обеду.
Это что, впервой?! В подобных случаях находчивые пассажиры умудряются на какой-нибудь остановке насобирать топливо, и таким образом организовать чай в вагоне. Но пассажиру-зануде все объяснения, что нет топлива, закончились даже пакетики с заваркой и сахаром, были "по барабану". Он требовал чай, да и все! Бесконечно твердя - "Вы должны сделать чай, все остальное меня не касается!"
Он разозлил меня дальше некуда, и я, сказал этой зануде, что хорошо, постараюсь приготовить ему чай, отправился в купе, закрылся там, и принялся за изготовление чая. Достал свой маленький электрокипятильник, и в кружке закипятил воду. Решая проблему с заваркой, пришлось порыться в мусорном ящике, и, найдя на его дне несколько засохших чайных пакетиков, подвергнуть их "реставрации". Сделав "заварку", засыпал ее в стакан вместе с остатками своего сахара, и, чтобы придать чаю пикантности, слегка туда... помочился. Потом поставил стакан в подстаканник, размешал содержимое стакана ложечкой, и отнес настырному пассажиру. Спустя минут двадцать, зашел в купе и забрал опустевший стакан...
Присутствовавшие в опорном пункте, выслушав проводника, молчали, никто не проронил ни слова. Каждый про себя осмысливал услышанное, делая выводы лично для себя. А мне подумалось, такое в наше время быть уже не могло, ведь поезда дальнего следования давно канули в лету.
28 марта 2018г. Киев
Анатолий Антонович МЕЛЬНИК
P.S. Если Вы прочитали рассказ, и он Вам понравился, оставьте отзыв, или хотя бы,
нажмите кнопку оценки.
А еще, если не трудно, разместите ссылку у себя в блоге
или отправьте ее друзьям.
* Полная или частичная перепечатка текста - с уведомления
автора и размещением авторской строки:
Иллюстративный материал использован из ресурсов Интернета.