В наших поездах трясет сильнее, чем в
японских, даже когда они просто стоят.
|
|
ЗЛОСЧАСТНЫЙ ЧЕМОДАН
Анатолий МЕЛЬНИК
ПРОЛОГ:
Однажды мне пришлось ехать поездом из Киева в Санкт-Петербург во времена нынешней незалежности. Отъехав от Киева километров сто, проводница разнесла пассажирам пограничные таможенные декларации. Декларации требовалось заполнить крупными разборчивыми буквами до прибытия на пограничную станцию. Принялись заполнять, из-за трясучки, словно вагон летел по щербатой булыжной мостовой, пассажиры едва успели заполнить декларации до прибытия на приграничную станцию. Глядя в окно, только и успевали замечать привычный мусор вдоль железнодорожных насыпей, строительный беспорядок, полуубитые шоссейные дороги.
Эх, дороги!
Наконец, прошли таможенный строгий, бдительный контроль украинских погранцов, и состав пересек нейтральную зону, и двинулся по белорусской земле злыдня бацки Лукашенко. Состав лихо набрал скорость за 100 км/час. Пассажиры приготовились продолжить стучать зубами по железнодорожной булыжной мостовой, но этого, увы, не произошло. Состав летел, словно по бархатному пути вплоть до границы с Россией, которую пересекли даже не останавливаясь. Поразила чистота и порядок придорожного пространства на всем протяжении следования по Белоруссии злодея Лукашенко.
Когда состав несколько часов трясся по нивам ридной неньки Украины, вспомнилась Албания, небольшое государство, что приютилось на западном побережье Балканского полуострова, размеры территории которого точь-в-точь, как у Великого Израиля.
Во времена последнего албанского короля Зогу, еще до 2-й Мировой войны итальянцы, давно положившие глаз на это королевство, начали здесь активную экспансию, проложили вдоль всего морского побережья асфальтную дорогу, построили в столице современную гостиницу с мраморной отделкой, и, главное, соорудили железную дорогу между морским портом Дуррес и Тираной, столицей Албании, дорогу протяженностью 40 километров. Дорога была настоящая, железная, но узкоколейка. По ней ходили грузовые составы и пассажирские. Железная дорога пользовалось у населения большой популярностью. Вагоны, вернее в нашем представлении вагончики, были плацкартными, всегда заполнены пассажирам под завязку, как во времена нашей гражданской войны и НЭПа, 1947 года, времен горбачевской Перестройки, сейчас, как в развивающихся странах Азии. Особенно поезд переполнялся в дни, когда в Дуррес из Одессы приходил пассажирский теплоход "Трансильвания", и пассажиры прямо с теплохода устремлялись на поезд.
Здесь небольшое пояснение об Албании. В 1939 году Италия напала на Албанию и оккупировала ее, царствующий король Зогу, прихватив золотой запас страны, вместе с семьей бежал в Югославию, итальянская оккупация вскоре сменилась германской. Албанцы сразу оказали посильное вооруженное сопротивление итальянцам, которое в дальнейшем переросло в национально-освободительное сопротивление оккупантам. Борьба с захватчиками закончилось в 1944 году полным освобождением территории страны собственными силами. В 1945 году к власти пришли коммунисты во главе с Энвером Ходжа, установившими в стране жесткий режим правления, и начавшими строить социализм по советскому подобию. Энвер Ходжа до конца жизни так и оставался самым стойким ортодоксальным последователем сталинского коммунизма.
Сама Албания после 1945 году представляла собой самую отсталую страну (королевство) на европейском континенте. Остатки и пережитки исламского правления короля Зогу проявлялись во всем, но ярче и дольше всего они сохранялись в том, что в 1954 году, да и в 60-годы, там вообще не было понятия воровства и пьянства! Не было бандитизма, бытового насилия, даже сквернословия. Население этой маленькой страны тогда составляло около полутора миллионов человек, в стране насчитывалось около 60% мусульман, 10% католиков и 7% православных и др. национальностей, что удивительно, не было абсолютно конфликтов на межконфессиональной почве. В середине 60-х годов по мудрому указанию товарища Энвера Ходжи религии вообще были отменены, то бишь, запрещены, все церкви и мечети закрыты, запрещено было и ношение бороды. И, наконец, в 1967 году Албания была провозглашена атеистическим государством!
В марте 1990 в Албании прекратила своё существование и еврейская община Албании, после того, как последние 11 евреев, проживавших в стране, отбыли в Израиль.
После разрыва всех отношений с СССР в 1962 году, Албания продолжала строить социализм при крепкой надежной поддержке Китайской Народной Республики под руководством самого великого Красного Солнышка Председателя товарища Мао Цзе Дуна, и шла семимильными шагами по пути строительства социализма... Двери в домах в это время все еще оставались без замков, курево и спиртное продавалось много и повсеместно, но это все для европейцев, иностранцев. О фальсификации продуктов, суррогатах и понятия не было.
Нищета тотальная, которую трудно было себе вообразить, жили на карточной системе. Только за счет экономической поддержки СССР и стран народной демократии позволяли в тот момент стране поддерживать государственные признаки. Народ стойкий, мужественный, во многом напоминал финнов, вот только не трудолюбием, и не было у них бань-саун в каждом доме. Но народ очень гордый, обладал многими чертами, присущими горным народам, в том числе мстительностью и обычаями кровной мести. Об одном из таких случаев речь и пойдет.
Как упоминалось ранее, в один из приходов т/х "Трансильвании" в Дуррес, сошел на берег молодой человек, инженер, только что закончивший учебу в одном из ВУЗов в СССР. Инженер с чемоданом, в шляпе и европейском костюме поспешил на поезд; успел забежать в вагон, и занять место среди теснившихся пассажиров. Чемодан он поставил на верхнюю полку, втиснув его среди поклажи других пассажиров. Спустя некоторое время, издав протяжный гудок, паровоз шумно, крутанув колесами, двинул состав с места. Пассажиры притихли, приготовились к длительному переезду в душном закупоренном вагоне при температуре более +30 и влажности воздуха такой, что с пассажиров пот уже лился в три ручья. У одной из женщин на руках был грудничок, он капризничал, кричал. Мать безуспешно пыталась его успокоить, облегчив тяготы поездки. Сидевший рядом с ней муж не особенно был озабочен хлопотами жены, и спустя время вышел из купе и направился в тамбур на свежий воздух. В конце концов, с согласия и по совету пассажиров, мать уложила дитя на пол, где было, судя по всему, чуть прохладнее и ощущалось какое-то дуновение ветерка. Спустя время, изнывая от духоты, жары и тесноты, ушел передохнуть и покурить в тамбур и молодой инженер.
Поезд медленно, останавливаясь на всех полустанках, следовал по маршруту. Однажды он неожиданно остановился среди полей, тянувшихся по обе стороны путей. Машинист соскочил с паровоза и помчался к видневшемуся невдалеке деревцу, и присел за кустом. Через некоторое время он вышел из-за куста, и степенно направился к паровозу. Прозвучал предупредительный гудок паровоза и состав, дернувшись, продолжил движение.
Пассажиры в купе, разомлев от жары и духоты, погрузились в тягостную дрему. Поезд, громыхая на стыках, периодически издавая предупреждающие гудки, на которые пассажиры уже не реагировали. Внезапно раздалась серия длинных паровозных гудков, и после этого состав начал резко тормозить, да так, что стоявшие в проходе вагона пассажиры, чуть не попадали с ног. Поезд остановился. Как оказалось, причиной этому стало появление коров на железнодорожных путях. В вагоне в некоторых купе с верхних полок попадали вещи на пол. Это случилось и в купе, где ехал молодой инженер. И надо было так случиться, что вниз полетел именно его чемодан. Чемодан упал вниз прямо на ребенка, которого спал на полу. Дитё издало пронзительный крик и затих. Мать подхватила на руки и прижала к себе бездыханное тельце. Раздался душераздирающий крик матери, потерявшей ребенка. Она трясла, целовала, прижимала к себе тельце ребенка, кричала, звала его по имени, пытаясь вернуть к жизни, но все было тщетно. Гвалт и шум охватил окружающих. Отец ребенка кинулся из тамбура в купе, и застал там жену с мертвым сыном на руках в состоянии полного безумия. Увидев, что произошло с сыном, начал спрашивать, что случилось? Соседи по купе наперебой объяснили ему случившееся, что ребенка убил, случайно упавший сверху чемодан. Какое-то время он молчал, потом тихо зловеще произнес:
- Чей это чемодан?
Присутствующие молчали. Он несколько раз повторил вопрос:
- Чей это чемодан?
Присутствующие хранили гробовое молчание. В это время, привлеченный шумом, толпящимися у его купе пассажиров, инженер вернулся в купе. В это время отец погибшего ребенка исступленно, в очередной раз, как заводной, спрашивал:
- Чей чемодан?
Ничего не подозревающий молодой человек произнес:
- Мой.
Отец ребенка оглянулся, и еще раз, спросил:
- Так это твой чемодан убил моего сына?!
Молодой человек попытался объяснить все произошедшее, но отец, даже не дослушал объяснения до конца, выхватив из бокового кармана куртки "Valter", направил его в грудь владельца чемодана. Раздался хлесткий сухой звук выстрела, и молодой человек, как сноп повалился на пол.
Свидетели случившегося довольно спокойно восприняли произошедшее. Поезд к этому времени уже приближался к вокзалу Тираны.
|