Во времена великих смут культура
уходит первой и возвращается последней..
ОЗВЕРЕНИЕ
((Записано со слов Н.Ф.Г.)
Анатолий МЕЛЬНИК
Субботний апрельский день, тихое теплое солнечное утро. Город еще пребывает в утренней дреме, на улицах малолюдно. В троллейбус на очередной остановке через переднюю дверь вошел молодой человек, лет двадцати пяти, в ушах у него наушники от модного плеера, в мочке правого уха виднелась серебряная сережка. Пассажиров в троллейбусе по нынешним временам не много, оставалось даже несколько свободных мест. Молодой человек, заприметив место для вагiтных жiнок*, сразу устремился к нему. Сел, включил плеер и, полузакрыв глаза, погрузился в музыку, ничего не замечая вокруг, раскачиваясь и подергиваясь в такт музыке. Наушники работали на всю мощь, так, что музыкальная компьютерная ритмуха хорошо была слышна окружающим. Сидящая рядом женщина, взглянув на умостившегося рядом меломана, недовольно скривилась, но промолчала, постаравшись только отодвинуться и поплотнее прижаться к окну.
Заприметив вошедшего пассажира, к нему направилась кондуктор, пожилая седая сутулая тщедушная женщина в очках, чем-то напоминающая "классную даму" из прошлого. Подойдя к сидящему меломану, окликнула его, попросив приобрести билет. Молодой человек никак не прореагировал на обращение кондуктора, словно не замечая ее. Когда она вторично, а потом и в третий раз уже более настойчиво, попросила его взять билет, тот недовольно, словно его оторвали от любимого занятия, огрызнулся: "Отстань!". Кондуктор возмутилась и потребовала оплаты. Тогда меломан повернул к ней перекошенное злобой лицо, и в следующий миг на весь салон понеслась отборная матерщина.
Пассажиры возмутились, первой выступилась за кондуктора дородная женщина, вслед за ней и остальные пассажиры. Поднялся шум, гвалт, в который постепенно втянулись и мужчины. Все выражали негодование, кто-то стыдил, следуя завету Л.Толстого - непротивление злу насилию. Кто-то пытался увещевать хама. А нарушитель спокойствия сидел отрешенный, словно его это не касалось, только иногда ухмылялся в ответ на увещевания, и "отгавкивался" от наиболее надоедливых пассажиров, которые, подобно "прорабу Пуговкину" из кинофильма "Операция Ы и другие приключения Шурика" патетически говорили: "В то время как космические корабли бороздят просторы Вселенной..."... а "Федя" слушал и матерится в ответ. Кондуктор между тем все еще упорно пыталась получить с него пятьдесят злосчастных копеек за проезд, это, видимо, воспринималось ею, как дело принципа.
Ввязался в разговор и пожилой мужчина, сидевший на первом сидении со своей женой, до этого хранивший молчание. Он, правда, несколько раз пытался встрять в дискуссию, но жена каждый раз сдерживала и одергивала его: "Сиди ты, молчи!". Мужчина все-таки в какой-то момент не выдержал, и обратился к возмутителю спокойствия. Говорил он тихо, спокойно, но его услышали, салон затих. Чувствовалось, что говоривший умеет профессионально овладевать вниманием аудитории, вести разговор, и убеждать оппонентов в своей правоте. Обратил на него внимание и меломан, отвлекшись, наконец, от доносившейся из наушников попсы. А седой, благообразный, очень пожилой мужчина тактично, не навязчиво и очень убедительно заговорил о манере общения, что оскорбляет и унижает, прежде всего, самого говорившего. Заговорил он и о кондукторе, которая находится на работе, и должна ее выполнять. Говорил он и о пожилом возрасте и старости, которые во все времена было принято уважать. Меломан слушал, и казалось, что на его лице появилось выражение раскаяния и в следующую минуту, он, извинившись, протянет кондуктору пятьдесят копеек.
Но тут, ни с того, ни с сего, у него словно бы опять наступило помрачение, приступ ярости, что встречается у обреченного больного бешенством, когда периоды трезвого ясного рассудка, страдающего и осознающего всю трагичность своего положения человека, сменяются диким безумством.
Лицо меломана вновь исказила гримаса злобы, и он прошипел в лицо собеседнику: "Заткнись, старая сволочь, а то я твою морду щас в стенку вмажу! И угрожающе потянулся руками к лицу мужчины. Салон опять огласился отборной матерщиной и угрозами. Мужчина инстинктивно отшатнулся, но, быстро овладев собой, попытался все еще что-то сказать хаму. Но тот повторил угрозу и предложил старику: "Заткнись, старый хрен, или давай выйдем из троллейбуса, там и поговорим!". "Старый хрен" был ошарашен таким поворотом событий, руки у него мелко задрожали, он почти лишился дара речи от возмущения, только и, сумев промолвить: "Да как вы смеете меня так оскорблять!". Жена, схватив его за рукав, почти насильно повернула лицом к кабине водителя, заставив замолчать.
В салоне установилась гнетущая тишина. Пожилая пара продолжила поездку, молчала, уткнувшись в перегородку водительской кабины, не оглядываясь. Кондукторша, поняв, наконец, тщетность получения платы за проезд, ушла в конец троллейбуса, да и остальные пассажиры, видя свою беспомощность перед распоясавшимся хамом, затихли. Невольно вспомнилась в тот момент чья-то горькая острота, что один удар в ухо заменяет три часа воспитательной беседы, можно только добавить - своевременный.
Меломан продолжал поездку, больше его никто не беспокоил. На очередной остановке, глянув в окно, он встал и направился к передней двери, поравнявшись с пожилой парой, продолжавшей сидеть лицом к водительской перегородке, он неожиданно наклонился над стариком, схватил его за голову обеими руками и со всего маху ударил лицом о перегородку. Старик, даже не охнув, сник под сидением, а меломан быстро выскочил из троллейбуса, и, обойдя его, стал переходить на противоположную сторону улицы. Неожиданно он оглянулся, а затем вернулся к троллейбусу, подошел к окну, за которым женщина склонилась над упавшим мужем, и со всего маху ударил кулаком в стекло так, что оно с глухим шумом аж прогнулось, чуть не рассыпавшись на мелкие осколки. На стекле остался широкий кровавый след от кулака меломана. Двери закрылись, троллейбус тронулся, в салоне поднялся шум, крики. Испуганная женщина, склонившись над телом мужа, кричала, взывая о помощи, за ней, на водительской переборке зловеще виднелось кровавое пятно.
Рис. Пустите нас в Эвропу
* вагiтных жiнок - беременных женщин (укр.)
Иллюстрации использованы из ресурсов Интернета.
| 14.04.2006г.,
| Киев,
| Анатолий Антонович МЕЛЬНИК |
P.S. Если Вы прочитали рассказ, и он Вам понравился, оставьте отзыв, или хотя бы,
нажмите кнопку оценки.
А еще, если не трудно, разместите ссылку у себя в блоге
или отправьте ее друзьям.
*
Полная или частичная перепечатка текста - с уведомления
автора и размещением авторской строки:
E-mail:
a_melnik2005@mail.ru  
http://zhurnal.lib.ru/m/melxnik_anatolij_antonowich