Аннотация: Я сегодня до зари встану, все, что было не со мной, вспомню.
Я сегодня до зари встану,
все, что было не со мной, вспомню.
САГА О СУОМИ
Анатолий МЕЛЬНИК
1948 год. Пассажирский поезд "Ленинграда - Выборг" с паровозной тягой отправляется из Ленинграда в Выборг. К полудню он прибывает на конечную станцию "Выборг", но ажиотажа пассажиров на выходе не наблюдается, вышло всего несколько пассажиров. Поезд стоял на перроне вокзала, проводник тем временем вышел из вагона, и начал снимать таблицы с названием поезда, занеся их в вагон, оставил их тамбуре. Время тянулось медленно, потом в вагон зашли два молчаливых пограничника, и начали проверку документов, а заодно багажные ящики и третьи полки. После этого они расположились в головном и заднем тамбуре, закрыли входные двери вагона, и уже никуда не отлучались. После некоторого томительного ожидания паровоз дал отправной гудок и продолжил путь к конечной стации на территории Финляндии Порккала-Удд, где располагалась советская военно-морская база, арендованная СССР у Финляндии в 1947 году на 50 лет. За окном появился пограничный пункт. Пограничники в незнакомой форме, короткая остановка, и состав продолжил движение. Поезд въехал на финскую территорию.
За окнами вагона потянулся унылый однообразный пейзаж безлюдных лесных опушек, только изредка вдалеке виднелись одиноко стоящие дома. Но вот состав замедлил ход, остановился на какой-то станции. Перрон безлюден, только полицейский и станционный служащий. Прислонившись к стене здания вокзала, стоит несколько велосипедов. На скамейке без присмотра лежат портфель, перчатки, женская сумочка. По вагону пронесся слух, что можно выходить. Часть пассажиров вышла из вагона, начали прогуливаться по перрону, не удаляясь от вагона. Прозвучал предупредительный первый паровозный гудок, пассажиры с перрона поспешили в вагоны. Перрон опустел, спустя время поезд продолжил движение.
Так не спеша, состав приближался к конечной цели движения станции иркконумми. А дальше, опустевший состав выходил на подконтрольную Финляндии территорию, и продолжал следовать до города Турку. По пути было несколько остановок, станции были в хорошем состоянии, ухоженные, безлюдные, удивляло то, что на перронах лежали без присмотра вещи, и никто на них не зарился. Это все напоминало историю 250-летней давности, когда Петр I с Великим посольством отправился в Западную Европу через Восточную. Пруссию, Кенигсберг. Там состав московского посольства поразило то, что там все было открыто, замков вообще не было; и тут местные жители вдруг начали замечать пропажу личных вещей. Так вот, Петр Алексеевич, когда ему доложили о пропажах, велел всем участникам посольства зашить все карманы в кафтанах, сделал предупреждение, после этого кражи исчезли сами по себе.
Так поезда и шли до >Киркконумми, но со следующего года на станциях пассажиров после Выборга уже не выпускали из вагонов. Произошло это после того, как после прохода через станции советских поездов у местных граждан на перронах начали пропадать "беспечно" оставленные вещи. Входные двери вагонов пограничниками теперь закрывались наглухо от Выборга до >Киркконумми. Но в довершение к этому на финских поездах, следовавших по территории Порккала-Удда до Турку, все окна вагонов теперь закрывались деревянными щитами, чтобы пассажиры не смотрели, что творится за окнами на базе. У финнов с тех пор появилась поговорка, что самый длинный тоннель в Финляндии проходит через Порккала-Удд, продолжительностью 25 минут, где даже днем в вагонах включают свет.
1951 год.Прошло несколько лет, жившие и служившие в Порккала-Удде люди, пообвыкли к новым местам, начали воспринимать окружающее, как обычную сельскую местность, но прежде всего, поражала окружающая среда, с нетронутым лесом, чистым воздухом, многочисленными озерами с прозрачной чистой водой. Рыбалка в озерах и в Финском заливе, как правило, заканчивались хорошим уловом. Лесная подстилка повсюду была сезонами покрыта черникой, брусникой, на болотах было полно клюквенной кислюки, осенью леса изобиловали грибами на любой вкус. В лесах часто встречались лесные обитатели, начиная с симпатяг белок и кончая сохатыми, Муравьиные кучи виднелись каждую сотню метров. В общем, и людям, и лесным животным земли хватало, не притесняя друг друга, живи, дыши и радуйся! Наверное, недаром у финнов полуостров Порккала-Удд называли финским Крымом.
Дома после ухода хозяев новым обитателям достались добротные, основательно построенные еще с довоенных времен. Дома строились, как правило, на опушке леса, на возвышенности, на фундаменте из бутового гранитного камня, с подпольем. Сами дома строились из соснового теса, утепление между венцами бревен делались изо мха, обшиты и с наружи, и изнутри вагонкой. Между тесом и вагонкой изнутри все засыпано древесными опилками. Вагонкой обшит и потолок, на который сверху засыпался толстый слой опилок. В окнах двойные рамы имели пространство до 15 сантиметров. В домах часто имелись веранды, помимо всего, прочего тоже для дополнительной сохранности тепла. На кухне большая дровяная печь с обязательным жестяным коробом пассивной вытяжки на всю плиту. В каждой жилой комнате стояла круглая печь (в Одесе их называли "груба"). Печи цилиндрической формы, диаметром в метр, высотой до двух метров, обшиты жестью. На полу перед топкой печи пол покрыт жестью.
Крыши жилых домов покрыты рубероидом, а подсобные хозяйские постройки крыли сосновой дранкой. Дома не кучковались, а располагались друг от друга на удалении нескольких сот метров, Удивительно, но все дома были электрифицированы. В каждом дворе была собственная финская баня. На домах не было никаких замков, в замочные петли, при отсутствии хозяев, вставляли какую-нибудь щепку. Интересно, что дома окрашивались снаружи в цвета в зависимости от состоятельности хозяев. Белый цвет - самые обеспеченные. Кремовый цвет - середняки и в красный цвет - бедняки и различные подсобные хозяйственные постройки. Дороги грейдерные, всепогодные. В отдаленных хуторах Порккала-Удда хозяева так спешно покидали свои дома, перебираясь на территорию Финляндии, что пришедшие новые жильцы находили в печах еще кастрюли с теплой едой. Породы домашних животных коты, собаки у финнов были не злые, быстро привыкали к новым хозяевам. Коты черно-белой масти, к людям относились благосклонно, любили греться, держась поближе к хозяевам, являлись подлинными хозяевами всей прилегающей к дому территории, мышам и крысам спуску не давали. Что касается собак, то были они все охотничьей породы, вислоухие рыжего окраса.
Пограничные взаимоотношения с Финляндией были спокойные, деловые, конфликтов не наблюдалось, но военно-морская база, есть база, и она строилась и укреплялась. Где-то в 1952 году построили военно-полевой аэродром, и на нем начали базироваться МИГ-15, в сущности, в 30 километрах от Хельсинки. Запомнился один случай, когда пилот "МИГ"а по какой-то причине замешкался и дважды переспросил наземного оператора о какой-то команде. И внезапно услышал в шлемофоне на чисто русском языке команду: "Вам же уже дважды повторили команду"... Ну а о другом случае, стоит рассказать подробнее.
Однажды одна самоходная груженая финская баржа следовала вдоль полуострова Порккала-Удд в своих водах, и в какой-то момент она села на каменную банку. Причин было много, финский залив в судоходном плане очень коварен. Это и нагонные волны, и штормы, и отмели, шхеры, а, может быть, просто, перегруз баржи. В общем, баржа села своим плоским днищем на такую же плоскую каменную банку. Въехала, так въехала. Все попытки экипажа сняться самостоятельно с банки не удались, и тогда они запросили помощи у моряков военно-морской базы.
Помощь пришла быстро. Подошел пограничный сторожевой корабль, быстро разобрались, что к чему. Но, прежде чем завести на баржу буксировочный трос, запросили, какой груз на судне? Финская команда, что-то ответила невнятно, тогда командир сторожевика потребовал осмотреть судно. Куда деваться, согласились. Группа досмотра со сторожевика поднялась на борт баржи. При последующем досмотре выяснилось, что кроме всего прочего баржа перевозила артиллерийские орудия и снаряды к ним.
Это было уже очень неприятной неожиданностью. Сторожевик сделал запрос на Базу, и получил незамедлительный ответ. Спасательные работы прекратить, отойти на безопасное расстояние, бросить якоря, и наблюдать за баржей, не вмешиваясь в их действия.
Команда самоходной баржи после этого бросились выбрасывать за борт, всё, что только можно, облегчая судно. Все было сделано, как пелось Владимиром Высоцким: "Бросайте за борт все, что пахнет кровью, поверьте, что цена не высока..."
Со сторожевика наблюдали за действиями команды баржи, не вмешиваясь. За борт летели канистры, бидоны бочки. Течение между прилегающими островами несло их прямо на сторожевик. Матросы начали баграми вытаскивать проплывающие мимо канистры и бидоны. Полюбопытствовали, открыли одну канистру, понюхали - спирт, другую, то же самое. В бидонах - то же самое. Кто-то начал разбираться с бирками на емкостях, прочитали - "спирт"! Кто-то, из нетерпеливых, сразу же попробовал содержимое из канистры. Дегустацией остался доволен. И после этого желающих продегустировать содержимое бидонов не было отбоя, и начали его даже запасать впрок. Перепились спирта, и случилась диверсия поневоле.
Пограничный сторожевик, взяв на буксир, вернули к месту постоянной дислокации, команде, перепившейся во время выхода в море, предстояли жесткие разборки по всей строгости закона. Кстати, в истории России были подобные случаи и ранее, так, например, еще во время Ливонской войны литовцы выставили бочку вина перед воротами осажденной крепости. Защитники крепости - русские, стрельцы Ивана Васильевича (по прозвищу Грозный), бочку забрали, перепились, что позволило литовцам захватить крепость почти без боя.
Объяснению случившегося можно искать в давних традициях, уходящих во времена еще крещения Киевской Руси князем Владимиром Святославовичем. Князь отличался смелостью, воинственностью, удачливостью и... большой тягой к вину и женщинам. Принимая в 986 году болгарских послов, убеждавших его принять мусульманство, и католиков из Рима, и хазарских евреев, выслушал их речи. А потом спросил послов, а вино их религии разрешают? Нет! ответили посланники. А вот греческий философ, рассказав князю Владимиру о православном исповедании Христа, ответил - можно! И князь выбрал православие, с тех пор православные и пьют, кто сколько может.
"Великий князь Владимир выбирает веру". 1822
А самоходная баржа, с непьющим финским экипажем, (В Финляндии не было запретов на алкоголь, просто не пили, и все!) освободившись от не выпитой выпивки, к вечеру самостоятельно снялась с банки, и ушла по курсу в неизвестном направлении.
Позже, проезжая по территории Финляндии несколько раз, невольно обращало на себя внимание то, что все жители от мала до великого (вместо вина?!) пользовались летом велосипедами, а зимой становились на лыжи, в хозяйстве так же широко пользовались финскими санками для перевозки маленьких детей и грузов. Санки эти были узкими и с чрезвычайно длинными металлическими полозьями в 2-3 метра длиной.
1956 год.Прошло несколько лет, на базе происходили работы по укреплению огневых позиций, углубляя их в гранитное окружение, для подводных лодок строили убежища в монолитных гранитных берегах. Но тут внезапно началась эпоха хрущевской перестройки, с попыткой наладить доброжелательные отношения с США, территорию Порккала-Удда вернули Финляндии в конце 1955 году, так, же как, чуть ранее, Порт-Артур Китаю. Н.С.Хрущев громогласно на весь мир заявил, что в современных условиях надводные корабли, особенно крупные, являются, просто мишенями, так же как и бомбардировщики. И их с энтузиазмом, с его почина, начали резать автогеном.
А в это время на Черном море в Севастополь 28 октября 1955 года только что вернулся с учений, линкор "Новороссийск". Корабль стал в гавани у плавучей банки. И вот 29 октября во втором часу ночи под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, эквивалентный тонне тротила, пробивший в подводной части судна пробоину размером в 150 м'. Спустя некоторое время раздался второй взрыв меньшей силы с левого борта линкора.
На командирском мостике случилось двоевластие, а в море у моряков бытует поговорка, две головы на командирском мостике хорошо, но одна лучше. Вначале линкор мог своим ходом (машины работали) выброситься на мелководье, потом пытались его отбуксировать на мелководье, но, прибывший на корабль командующий Черноморским флотом, буксировку отменил. Был отдан приказ команде корабля оставаться на своих местах. Запоздалое приказание о возобновлении буксировки оказалось бессмысленным: носовая часть уже села на грунт. Не сразу адмирал позволил эвакуировать и незанятых в спасательных работах моряков, которых на скопилось до 1000 человек. Когда решение об эвакуации было принято, крен корабля начал стремительно нарастать. В 4 часа 14 минут линкор лёг на левый борт и через мгновение уткнулся мачтами в грунт. В 22 часа корпус полностью исчез под водой. Многие оказались заперты в отсеках опрокинувшегося корабля - из них удалось спасти лишь 9 человек через прорезанное в кормовой части днища отверстие. Водолазы перестали слышать стук запертых в корпусе линкора моряков только 1 ноября...
Когда через полтора года закончились работы по подъему корпуса линкора. Было установлено, что во время катастрофы погибло 829 человек. Когда извлекали тела погибших из корпуса корабля, обратили внимание на то что, многие погибшие были в сапогах. Все объяснилось тем, что при расформировании военно-морской базы Порккала-Удда многих солдат- первогодок направили дослуживать на Черноморский флот, и они попали на линкор "Новороссийск", там их, просто, до катастрофы, не успели экипировать. Так в последний раз напомнил о себе Порккала -Удд...
1980 год. В конце октября с Ленинграда автор повествования проехал автобусом с туристской группой по югу Финляндии. Из Ленинграда выехали в слякотную холодную погоду через Выборг в Финляндию. В Ленинграде еще не включали отопление, все ежились от холода, кутаясь в осеннюю одежду, и в гостинице, и на улице. До КПП на границе с Финляндией доехали без особых приключений. Таможню прошли быстро, усердствовали больше отечественные погранцы. Потянулась дорога с хорошим асфальтовым покрытием и однорядным движением без трещин, ухабов, выбоин. Забегая вперед, скажу, что все дороги в Финляндии в хорошем состоянии, скромнее, чем в Западной Европе, но все же. Правда, за последние 35 лет многие объезды скальных выступов на дорогах были срезаны, а там, где массивные скалы преграждали путь, в них прорезали прямые углубления для шоссейных дорог.
"Дороги в Суоми через скалы".
"Сквозь сугробы на Воркуту)".
(Как на ж.д. в Воркуту из снежных завалов) За окнами автобуса периодически мелькали одиночные хутора, к ним под прямым углом отходили гравийные узкие дороги на проезд одной машины. На въезде на эти развилки стояли скромные автобусные остановки. На них находилось, как правило, по несколько молочных бидонов. Гид, которая сопровождала группу на время всего пребывания на маршруте, объяснила, что фермеры готовые бидоны с молоком, вывозят на эти остановки, а потом машина молочной фабрики объезжает их и забирает, оставляя в обмен пустые бидоны. Таким образом, экономят время фермеров, ускоряя доставку молока на фабрику. Заметили, что нигде на остановках, ни кто не караулил бидоны. Гид пояснила: "А зачем? Все на доверии" В этом отношении честности, порядочности финнов приходилось неоднократно убеждаться на всем протяжении туристской поездки.
Проехав без приключений километров 200, остановились в автокемпинге, недалеко от автотрассы на берегу какого-то озера. Прежде всего, группу покормили в уютной, чистой столовой хорошим обедом. Номера двухместные с санузлом, все аккуратно, чисто, прибрано, ничего лишнего. Температура в помещениях кемпинга +20-22 градуса, в отличие от Ленинграда с его промозглым воздухом в жилых помещениях, где отопление пока не собирались включать, пока не выхолодят жилье до +16 и не создадут благоприятные условия для начала очередной эпидемии гриппа. Это при том, что СССР уже тогда обеспечивала газом не только Финляндию, но и четверть Европы.
Обслуживающего персонала кемпинга не видно и не слышно, как и во всех остальных гостиницах, где приходилось останавливаться. Персонал работает, когда туристы собираются уезжать в автобусе дальше по маршруту. В каждой гостинице, даже маломальской, непременно имеется баня-сауна с парилкой. Гостиница, в которой останавливалась наша группа, как упоминалось ранее, расположена была на берегу озера. На берегу находилась и баня-сауна, от бани к озеру вела дощатая дорожка-настил, так что любителям острых ощущений представилась возможность прямо из парилки голяком пробежать метров 50, и с разбега бултыхнуться с воплями в холоднющую ночную воду. Кстати, во многих городских отелях бани-сауны общие и для мужчин, и для женщин. Все заходят в предбанник абсолютно обнаженными, потом в парилку, садятся на полки рядышком, как воробушки на ветке, и парят свои кости каждый по своему разумению.
Маршрут организован так, что ужинают и завтракают туристы в гостиницах, где ночуют, а обеды, каждый раз в новой столовой. Качество и разнообразие продуктов хорошее. Особенно хотелось бы отметить разнообразие, качество, имевших удобную фабричную расфасовку молочных и колбасных продуктов. Персонал в столовых приветлив, особенно запомнился обед в одной столовой семейного подряда. Молодая интересная внимательная доброжелательная пара лет 30-35 лет, имевшая двух детей. Все у них было обустроено по-домашнему, как в хорошем гостеприимном доме. Во многих крупных отелях устроены шведские столы. С тремя не писаными правилами. Первое, все, что посетитель выбрал и положил на свою тарелку - должно быть съедено! Оставлять ничего нельзя! Второе, ничего с собой из столовой выносить нельзя! Ну и совет: берите на тарелку себе немного разных блюд, если что-то понравилось, подойдите к прилавку, и догрузите тарелку понравившемся блюдом, это можно проделать при необходимости и несколько раз.
Проехав многие региональные города южной Финляндии, отмечалась везде чистота, порядок на улицах. Ни окурков, ни каких бумажных оберток, стены домов чистые без графитти. Работают уличными, дорожными ремонтниками только молодые люди в форменных светло-голубых чистых комбинезонах. Если кому-то из них приходилось ложиться на дорожное покрытие, то только подложив специальный матрас.
Жители городов ложатся спать рано. Да и все промтоварные и продуктовые магазины закрываются в шесть часов вечера. Вечерние улицы городов становятся безлюдными, работают только светофоры. Светофоры оборудованы дополнительными звуковыми сигналами для незрячих, плохо видящих пешеходов. Интересно было замечать на ночных пустынных улицах при полном отсутствии автотранспорта одиноко стоящего пешехода где-то в двух кварталах терпеливо дожидающегося зеленого света светофора на переходе. Если же на красный свет, вдруг заметишь переходящего пешехода, то это непременно будет советик.
По субботам на центральной площади Хельсинки с утра открывается продуктовый базар. В аккуратных "скворечнях" фермеры выставляют свежую зеленую продукцию своих хозяйств. Все разложено на лотках, цены выше, чем супермаркетах. Здесь и свежие помидоры, и огурцы, и все, что требуется хозяйке для супового набора. Обман, обвешивание покупателей не приняты. К полудню рынок сворачивается, все убирается до следующей субботы, и площадь обретает обычный вид, и ни что не напоминает, что еще час назад здесь был разноголосый базар.
Проезжая по сельской местности, мимо хуторов, обращали внимание на то, что было много теплиц, там и выращивали в октябре теплолюбивые огородные культуры, удовлетворяя в них потребности населения в осенне-зимний период. Кстати, вспомнилось, что в северной части страны, в тундре, как и по всей Скандинавии, а так же по всему северному побережью России, по прошествии 30 лет после того, как Н.С.Хрущев на Новой Земле взорвал "Кузькину мать", ягель, олений мох, все еще "звенит", и будет это продолжаться 1000 лет, а, может быть, и еще больше, так что финны используют оленину с осторожностью, и с контролем, но об этом они не любят вспоминать в СМИ.
В каждом региональном 100-150 тысячном городе были и кинотеатры, и музей, несколько библиотек, театр, и, главное, очень хороший современный спортивный комплекс с зимним стадионом. Общественный городской транспорт был развит хорошо, но для советских туристов дороговатый. От частных автомобилей города в тот момент заметно не страдали.
В один из дней побывали на городском кладбище. Могилы скромные, ухоженные, никаких помпезных памятников. Дорожки на кладбище ровные, посыпаны, чем-то вроде битого кирпича, никакого бытового мусора, никаких оград, на каждой могиле имеется памятная доска из черного гранита размером с машинописный лист размером А-4. Там выгравировано имя, фамилия усопшего и годы жизни. На кладбище растут редкие ели возрастом до 30 лет, много непуганых любопытных белок.
В один из дней побывали на мебельной фабрике. Впечатление осталось хорошее. Никакого шума, ругани, суеты, разбросанных заготовок и складированных товаров. Уже, уходя с фабрики, заметили небольшую группу рабочих, толпившихся во дворе, начинался обеденный перерыв. Среди рабочих выделялся один из них своим поведением. Он держал в руке пивную бутылку, и периодически прикладывался к горлышку, и, чуть шатаясь, предлагал бутылку то одному, то другому рабочему. Все отказывались, и сторонились его. В какой-то момент к ним подошел мужчина, судя по всему, менеджер компании. При его появлении все стихли, и он начала говорить с любителем пива. Разговор продолжался несколько минут, после менеджер положил руку на плечо любителя пива и повел его к проходной фабрики. Оставив его там, на попечение охранника, сказав ему что-то, вернулся в управление фабрики. Группа туристов ждала автобус, и наблюдала за рабочим у проходной. Появился из управления фабрики менеджер, он направился к поджидавшему его у проходной рабочему. Что-то сказал ему, и передал в руки небольшой пакет, что-то сказал охраннику, и направился назад в управление фабрики. Охранник подошел к рабочему, что-то сказал ему и вывел его за турникет. Рабочий некоторое время оставался на месте, держа пакет в руке, разглядывая его, потом подняв руки, и обхватил ими голову. Туристы обратись к гиду с пояснениями, что произошло. И она коротко пояснила случившееся. Работник во время работы выпил пива, а в Финляндии по законодательству категорически запрещается принимать алкогольные напитки во время работы, даже пиво. Нарушители увольняются сразу, даже без санкции профсоюзов. Вот этот нарушитель и получил полный расчет сразу же при увольнении...
Стало понятно, почему пользуются таким спросом в СССР все товары, изготовленные в Финляндии. Финляндия поставляла в СССР и продукты питания, и мебель, и бытовую технику, включая холодильники Rosenlew, полиграфию, самую лучшую книгопечать, включая гениальные литературные творения Леонида Ильича Брежнева, пятижды Героя Советского Союза, золотооруженосца, труды, начиная с "Малой земли", печатали только в Финляндии. И финские домики, и бани сауны, лыжи, добротный трикотаж, и глубоководные исследовательские аппараты, все строилось в этой стране.
Узнали, что страна не обладала какими-то природными супербогатствами. Лес, озера, оставшиеся после ледникового периода, и климат, не очень ласковый, вот и все. И тем ни менее, за время обретения независимости, Финляндия, создала развитую деревообрабатывающую промышленность, не вывезла за рубеж ни одного целого бревна, только продукцию. За каждое спиленное дерево лесозаготовители обязаны посадить два саженца, и следить за ними в течение 5 лет. А то, что не хватает для промышленности лесного сырья, закупают в СССР, где вырубают леса хищнически, и каждый год в лесных пожарах гибнет леса целой Финляндии.
Финляндия шла и развивалась, придерживаясь активного нейтралитета, поддерживая добрососедские отношения со всеми соседями. Придерживалась многопартийности и социал-демократии, как и все страны Скандинавии, ещё с конца XIX-го века. В Финляндии не было супермиллионеров, Да, там есть очень богатые люди, но они очень рачительны. Налоговая государственная система устроена на прогрессирующем налоге, излишки денег не изымаются, если они вкладываются в расширение производства. С другой стороны, деньги которые изымаются сверх какого-то предела, могут возвращаться владельцам после выхода на пенсию, потому в Финляндии старики, как правило, хорошо обеспечены материально и дети заинтересованы, чтобы родители не уходили из жизни раньше времени.
Финская марка, довольно-таки, уважаемая валюта в финансовом мире. В обиходе граждан интересовала только национальная марка и ничего более.
Города спокойные, краж, нападений нет, туристы могли спокойно, без опаски ходить по улицам в вечерние и ночные часы по улицам. Но когда в завершение маршрута прибыли в Хельсинки, то гид предупредила группу: "В субботу вечером обходите стороной железнодорожный вокзал, в это время там собираются наркоманы, пьяницы, бомжи".
Двое из группы вечером все-таки из любопытства решили заглянуть на территорию вокзала. Вернулись они под впечатление, как будто побывали где-то в трущобах какой-то западной столицы. Не верилось, что западная цивилизация-сорняк уже и здесь, в Финляндии, пустила корни.
Утром следующего дня возвращались домой, с положительными впечатлениями об этой северной стране со спокойным честным трудолюбивым народе.
2020 год.Прошло 40 лет после поездки в Финляндию. За это время многое изменилось. Страна, наконец-то, стала полноправным членом Западноевропейского сообщества, беспрепятственно пользуясь всеми благами цивилизованного мира.
На первый взгляд все нормально, вот только многое изменилось у этого народа. В прессе с тревогой сообщают о росте преступности. Представляете, впервые за 10 лет совершено убийство полицейского! Нападения и ограбления совершаются уже не только в районе железнодорожного вокзала в Хельсинки.
Промышленность подчиняется нововведениям по указаниям Евросоюза и транснациональным монополиям, где главенствуют США. Так исчезли такие широко известные за рубежом популярные современные долговечные холодильники Rosenlew, следом - мобильные телефоны Nokia, которые работали без ремонта по 5-10 лет.
На финских судоверфях строили современные океанские круизные лайнеры водоизмещением в 100.000-200.000 тонн, но в последнее время объем и размеры заказов снизился.
Следуя стандартам Евросоюза приняли нормы Евросоюза на рыбную продукцию, молочную, мясную, замешивая все на сое, с добавлением генетически измененных продуктов, даже посевной фонд стал геномодифицированным. Прежнее качество пищевых продуктов осталось только в воспоминаниях. К примеру, океаническая красная рыба сейчас заменяется на выращенную в садках с искусственными кормами и красителем, из-за которого в США от этой рыбы отказались. А в обиженной Западной Европе заявляют, что если кушать эту рыбу по 200 граммов в неделю, то канцерогенные свойства красителя не проявляются!
Меняется все, и затрагивая все стороны жизни финнов. Страна, повинуясь прихотям Евросоюза и её лидеру Германии во главе с Ангелой Меркель, распахнула двери для эмигрантов чуждой культуры, зыка и нравам из Африки, мусульманского Востока. Принимают "беженцев" из Сомали по разнарядке Евросюза, приняли. И что же? Их обеспечили жильем, пособиями. Но работать они не хотят, как заявляют некоторые беженцы: "Мы прибыли сюда не работать, а молиться и жить вместо вас". Женщины интенсивно рожают, раз в год им оплачивают поездку на родину. У мужчин нашелся дополнительный заработок. Некоторые финские женщины с удовольствием выбирают себе для сексуальных утех партнеров из вновь прибывших, и платят им за каждый интимный контакт по 10-20 долларов. С тех пор многое изменилось, основное внимание в обществе уделяется гендерному равноправию полов, и всему, что его окружает.
В первый день приезда в Финляндию, заметили, что телевиденье доступное, многоканальное, цветное. Большинство каналов вещает по местным новостям. Многие обратили внимание на то, что телеведущие внешне выглядят очень не выразительно, если сравнить их с ведущими отечественных телеканалов. А было время, когда представительница Финляндии Арми Куусела в 1952 году завоевала даже "Корону мисс Мира". Но не надо слишком огорчаться по этому поводу, не так давно на Евровидение победили финские уроды в масках, подобные украинским "гринджопам" времен президента Украины В.Ющенко. Больше, выходит, Финляндии представить на международные конкурсы песни нечего?
Деградация коснулась и кино, пропали с экранов фильмы финских кинематографистов, которые с успехом шли ранее даже за рубежом.
Страна распрощалась с финской маркой, а вместе с ней и с государственной независимостью и перешла на Евро. Цены на товары для населения растут, а зарплаты остаются прежними. Это является отражением солидарной политики Евросоюза, разделяя бремя расходов перевооружения армии НАТО, расходов по оказанию помощи и приема беженцев из Африки, Ближнего Востока. Заварили конфликты США, а расхлебывать все, оставили Европе, создали конфликты и потоки беженцев США, но принимать беженцев они отказались, направив потоки каким-то образом в Европу. Вот финны и принимают африканцев, потому и дефицит бюджета за последние 40 лет и принял отрицательный баланс.
С момента вхождения Финляндии в Евросюз в 80-х годах особенно стал заметен отток молодежи на Запад, прирост населения уменьшился. Правда, к двухтысячному году наблюдается тенденция по возвращению "блудных сыновей" на родину
Финляндия за 40 лет стремительно погружается в пьянство, наркоманию, и все остальные пороки, присущие этой цивилизации, широко распространяется СПИД, сифилис, добавился COVID-19, гомосексуализм во всех его проявлениях, и, как говорится: то ли еще будет, то ли еще будет, Ой-Ой-Ой. а жаль, этот народ этого не заслуживает.