Народ лучше всего характеризуют,
кладбища и общественные туалеты.
УХОД ПО-СКАНДИНАВСКИ
(Оглянуться в будущее)
Анатолий МЕЛЬНИК
Великий писатель-фантаст И.А.Ефремов, автор широко известного, опубликованного в 1957 году романа "Туманность Андромеды", в 1968 году написал и второй социально-философский научно-фантастический роман "Час быка", в котором описал два возможных пути развития землян.
Тот путь, что выдался беглецам с Земли на планету в отдаленной части галактики из-за угрозы тотальной ядерной войны, оказался тупиковым путем развития. Новая родина-планета с прекрасными природными ресурсами, в результате бесконтрольного хищнического использования даров планеты, вскоре исчерпала все ресурсы. Наступила полная деградация биосферы, (экосистемы планеты) такая, что из-за репродукции биоматериала (людей), на построение скелетов HOMO SAPIENS были изъяты из почвы минералы - кальций и фосфор в таких размерах, что почва деминерализовалась, вместе с телами умерших при захоронении кальций и фосфор перекочевал на кладбища.
Писатель, обладавший даром предвиденья, 50 лет назад, таким образом, описал то, что сейчас неотвратимо реально происходит с нашей Землей, то, о чем предупреждают 15.364 ученых из 184 стран, подписавших в 2017 году Второе "Предупреждением человечеству" - обращение о главных угрозах существования разумной жизни на Земле.
Могила И.Ефремова
Уже тогда И.Ефремов предупреждал о грозящей социальной, экологической и нравственной катастрофе. Он говорил о "взрыве безнравственности", за которым последует "величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры".
В романе описывалось, как в океане остались злобные агрессивные не съедобные монстры, в атмосфере, обедненном кислородом, постоянно бушевали неукротимые ураганы и бури. Пятнадцати миллиардное население планеты постоянно испытывало острейшую нехватку всего самого жизненно необходимого. Рефреном в описываемых событиях можно считать трагедию, показанную на планете "Десса" кинематографистами в фильме 1980 года "Через тернии к звездам".
И.Ефремов, как бы связывает воедино события, описываемые в романах в разных временных эпохах. Читатель узнает, что по прошествии многих лет, героев первого романа уже нет в живых, и женщина-ученый археолог, которая была любима двумя самыми выдающимися мужчинами своего времени, закончила земную жизнь во вспышке погребального луча...
На днях мне встретилась в Интернете публикация о шведской погребальной технологии, которая пока еще мало известна широкой общественности, но которая заслуживает того, чтобы остановиться на ней подробнее. Речь идет о шведской погребальной технологии, с помощью которой человеческие останки преобразовываются в органические удобрения.
Понимаю, что тема не для всех удобная. Если кому не комфортно, то можно и не читать.
Сам процесс технологии преобразования усопшего в органические удобрения происходит в специализированном помещении - "проматории", где тело покойного в течение нескольких дней подвергают глубокой заморозке, путем помещения в жидкий азот, затем останки, которые стали хрупкими, преобразуют в порошок с помощью вибрации.
После удаления инородных включений (металла) прах в специальном ящике зарывают неглубоко в землю. Делается это для того, чтобы останки вместе с ящиком поглотились почвой на протяжении года, не нанося ущерба окружающей среде. Таким образом, человек как бы возвращает Природе "когда-то доставшуюся от нее материю".
Впоследствии родственники многих усопших высаживают на месте захоронения дерево, которое символизируется с покойным человеком.
Мысли о шведском "проматории" невольно с одной стороны вызывают оторопь своим цинизмом, но с другой стороны, наводят на размышления обо всей системе ритуальных захоронений, экологических последствиях, и невольно напоминают о рекомендациях мудрых - о необходимости время от времени посещать места упокоения, напоминающих о тяготах, бренности и неизбежности окончания земной жизни.
И размышления хотел бы начать с постулата "Все новое является прочно забытым старым". К примеру, предприимчивые и практичные англичане, не обремененные чрезмерным гуманизмом, в девятнадцатом веке, обнаружив многовековые неисчислимые забальзамированные залежи священных кошек древних египтян, начали пароходами вывозить их в Англию, где мумифицированных кошек перемалывали в порошок и использовали в качестве удобрений. Тем самым, они, в который раз, использовали христианский принцип даже для животного мира - "Из праха восстал и в прах превратился". А в первой половине XX-го века уже последователи А.Гитлера пепел с фабрик смерти тоже использовали на удобрения. Да и во второй половине XX-го века в Кампучии режим Пол Пота и Иенг Сари применили эту методику для массового умерщвления граждан своей страны, превращая их в удобрения для пальм.
Для полноты картины затронутой темы необходимо вспомнить пращуров человечества. К погребению умерших во все времена относились очень уважительно и серьезно. Почти у всех народов смерть воспринималась как уход в загробный мир, какой это мир, рай или ад? Это оставим судить знатокам-богословам, а мы пока продолжим рассмотрение особенностей тех обычаев, отношение потомков к тем захоронениям и последствиям.
Если начнем с Древнего Рима, то там существовало два способа погребения: захоронение и сожжение. Захоронение в земле более древнее, сжигание тела на костре появилось позже, объяснялось это тем, что когда, ведя войну в далеких краях, узнали, что враждебные племена трупы вырывали из земли и глумились над ними.
Многие знатные семьи римлян соблюдали древние обряды захоронения, пока однажды по приказу новых властителей трупы ненавистных противников не стали извлекать из могил и глумиться над ними. После этого многие из элиты пожелали быть сожженными, боясь мести впредь.
Европа медленно шла к цивилизации. В 1658 году скончался Оливер Кромвель, лорд-протектор Англии, санкционировавший в 1649 году публичную казнь короля Карла I через отсечение головы. Спустя три года в Англии была реставрирована королевская власть. Состоялся суд над Оливером Кромвелем. Его эксгумированное тело доставили в Королевский суд, где было произведено судебное заседание с допросом посаженных в кресло останков покойного и последующим вынесением смертного приговора и посмертной казни. 30 января 1661 года, в 12-ю годовщину казни Карла I, тело обвиняемого проволокли через весь Лондон к месту казни. Тело несколько часов провисело на виселице, после чего его голова была помещена на шест рядом с Вестминстерским дворцом, где и находилась 20 лет до 1680 года.
Голова Оливера Кромвеля
На окраине просвещенной Европы, на территории нынешней Украины в Киеве находится Кирилловская церковь, являвшаяся усыпальницей древне-киевских князей. Польские магнаты выбрасывали из саркофагов останки князей и использовали затем саркофаги как банные ванны, проявляя, тем самым, полное презрение к православным христианам-иноверцам в католической Речи Посполитой, хотя в Польше очень трепетно всегда относились к могильным сооружениям.
Ну, а в Советском Союзе, строившем будущее общество всеобщего благоденствия, к истории прошлого было вообще особое отношение. В 70-е годы минувшего столетия, к примеру, в Крыму наблюдался строительный бум здравниц на морском побережье. Во время подготовки строительных площадок, бульдозерами, сравнивая береговые склоны, вскрыли кладбища древнегреческих поселений. Уцелевшие кости, черепа пращуров нынешних строителей коммунизма валялись по всей округе. И благодарные потомки, юные пионеры, нашли им применение, играя черепами в футбол, а более сообразительные и ловкие, стреляли из рогаток по черепам, стараясь попасть в глазницы... Тем самым, детки уподоблялись средневековым англичанам, которые играли в футбол отрубленными головами преступников после публичных казней.
Многим памятен Магнитогорск, первенец, гордость советской металлургии. На этой стройке в неимоверно тяжких условиях трудились сотни тысяч энтузиастов добровольцев-комсомольцев, испытывая голод и холод в бараках. Металлургический комбинат и город построили, но и многие представители того поколения ушли из жизни раньше времени. Их хоронили на окраине поселка. Прошло несколько десятилетий, город разросся, кладбище пришло в запустение и вообще забылось. И в 80-х годах минувшего столетия начали рыть траншею для теплотрассы. Экскаваторы, роя траншею, выворачивали на поверхность кости героев-строителей магнитки, на них никто не обращал внимания, загружали вместе с лишней землей на самосвалы, и вывозили на загородную свалку подальше...
Прокладывают теплотрассу
Отношение в стране к кладбищам было таково, что они после закрытия, то есть через 50 лет после последнего захоронения, уничтожались, а к концу советской власти этот срок сократили до 25 лет. Родственникам позволяли за свой счет прах усопших переносить на новые кладбища.
Варвары за работой
А во Франции в Париже древние кладбища, оказавшиеся в черте города, перелопатили, извлекая оставшиеся кости, и сложили их после сортировки в катакомбах.
Образцом содержания современных кладбищ можно назвать Финляндию. Там, практически, не встретишь запущенных, заросших травой кладбищ с покосившимися крестами и надгробиями. Практически, не встретишь, поражающих разнузданной роскошью надгробных сооружений, оград-заборов вокруг могил. Все намного скромнее, кладбищенские дорожки посыпаны кирпичной крошкой, могильные холмики без оград с гранитными плитками размером 20х30см. с именами усопших. Кладбища обнесены заборами, не позволяющими скоту пастись среди могил.
(Кладбища, Финляндия) (Новый Валаам, Финляндия)
А в СССР старые кладбища просто сравнивали с землей и на их месте устраивали парки культуры и отдыха с качелями, каруселями, танцплощадками, зоопарками. Проходило не так уж и много времени, и вдруг оказывалось, что в уничтоженных кладбищах оставались могилы и очень известных потомкам людей. В Одессе, таким образом, было утеряно много могил, и среди них, Веры Холодной, Жанны Лябурб.
На кладбищах орудовали вандалы, в том числе и такие, что попирая нравственные нормы, крали и перепродавали надгробия, памятники; камень надгробий утилизировали в строительстве, так было и во Львове, и в Одессе, и в Порккала-Удде. Если в самой столице на Новодевичьем элитном кладбище, где вход был свободным еще в 70-е годы XX-го века, на могиле трижды героя страны, первого секретаря ЦК КПСС, преобразователя и химизатора сельского хозяйства Н.С.Хрущева, оправлялись неизвестные. И дурной почин вскоре получил распространение.
Кладбищенские падальщики водились во все времена, еще с древнеегипетских времен. С расхитителями гробниц египетских фараонов тогда поступали очень сурово. С пойманного грабителя живьем сдирали кожу, тело посыпали солью, вновь одевали на него снятую кожу, как скафандр, и бросали на раскаленный песок под солнце. И, тем ни менее, кладбищенских вандалов не становилось меньше, а из столетия к столетию только увеличивалось.
В то же время, удивительно, что, например, в Англии сохранилась могила крестоносца, участвовавшего в одном из крестовых походов. История эта такова, что один из ныне живущих бриттов доказывал всем, что его дальний предок участвовал в крестовом походе. В конце концов, он каким-то образом своими утверждениями озадачил даже ученых, и те подключились к поиску истины. У этого гордого бритта была врожденная аномалия - добавочный мизинец на руке. Этот дефект очень стойко передается по наследству. И вот исследователи взялись за расследование. (Читай рассказ) Им удалось проследить на каком-то уровне родословную бритта, и, самое главное, где-то "раскопали" сведения, что был такой крестоносец, и был он из Палестины после смерти перевезен в Англию, и похоронен на каком-то сельском кладбище. Нашли это кладбище, и там нашли замшелую могильную плиту того крестоносца. Раскопали захоронение, и, ко всеобщему удивлению, у скелета оказались шестая костная фаланга в кисти.
Этот случай упомянут вовсе не из-за родословной какого-то англичанина, а в пример того, что в Англии можно найти сохранившиеся сельские погосты двухсотлетней и более давности, а в нашем отечестве подобное возможно?
У каждого народа есть свои предпочтения погребальных ритуалов, например, в Японии предпочитают захоронения через кремацию. Главное объяснение, вероятно, заключается в том, что у ста тридцати миллионного народа, велика ограниченность самой территории островного государства.
Но кремация широко распространена по многим причинам, в том числе и религиозным и в других странах, и в первую очередь - Индии. Ее предпочли М.Ганди, И.Ганди, Р.Ганди, Д.Неру. Мало того, там прах после кремации принято развеять над водами священной для индусов реки Ганг или над Гималаями. А в Новом Свете - Н.Армстронга, первого человека Земли, прикоснувшегося рукой до Луны, по завещанию прах был развеян над Атлантическим океаном.
А вот у монголов до наших дней сохранился степной обычай, тело умершего родственника выносить на некоторое расстояние от стойбища и оставляют его там, на растерзание зверям и птицам. Практически такой же похоронный ритуал имеется у жителей Тибета, да и у парсов (огнепоклонников) Индии.
У народов прошлого был трепетный страх перед разорением могил, грозивших бедами живущим. Это и вскрытие в Самарканде перед войной могилы Тамерлана 19 июня 1941 года, и последствия.
Но кроме мистических предпосылок существуют и вполне реальные, например, захоронения с сибирской язвой, чумой.
В Одессе, в черте города находится огромный холм "Чумка", где захоронены жертвы чумных эпидемий 1812, 1829 и 1837 гг. На место захоронения в последующие годы свозили мусор со всего города, чтобы навсегда захоронить это место, и не трогать, мало ли что. Кстати, в Англии, недавно, в Лондоне во время строительных работ было случайно вскрыто средневековое чумное захоронение. Биологи, используя ДНК-технологии, выделили части сохранившихся фрагментов ДНК чумной палочки, и были поражены сохранившейся вирулентностью!
Биотехнологии в XXI веке стремительно развиваются, настолько, что уже поговаривают о том, что можно и надо (зачем!?) воссоздать мамонтов, живших 20.000 лет назад. Ну, а в Израиле тоже, некие знатоки-интеллектуалы даже предложили идею воссоздания тела А.Гитлера с последующим судом над ним (повторить средневековый суд над Оливером Кромвелем!?).
Вот здесь мы и подходим к очень сложному нравственно-эстетическому вопросу: правомочно ли и нужно ли тревожить прах умерших? Этот вопрос возник вместе с достижениями генной инженерии последних десятилетий.
А все началось, помнится, с похищения из могилы с целью выкупа тела киноактера Чарли Чаплина. Здесь все ясно, разобрались. Но кто-то может гарантировать, что подобное надругательство не повторится с телом другого известного человека?
А на подходе уже случилась целая череда других судебных сексуальных разбирательств, среди которых и ныне здравствующий (пусть живет) первая ракетка мира Борис Беккер. И уже ушедшие от нас киноактер Ив Монтан, чемпион мира по шахматам Роберт Фишер, художник Пабло Пикассо, художник Сальвадор Дали.
Могила Роберта Фишера
Против этих всемирно известных людей, спустя десятилетия после их кончины, были возбуждены судебные разбирательства c эксгумацией и ДНК-экспертизой останков на предмет установления отцовства по настоянию женщин, имевших половые отношения с этими лицами, и утверждавших, что родили от них детей (дочерей!). Во всех случаях экспертиза, слава Богу, оказалась отрицательной.
И тут невольно встает вопрос о создании еще одного банка тканей, на этот раз банка - ампул с биоматериалами для ДНК идентификации, на будущее, пусть хранится, на всякий случай. Это может исключить позорные эксгумации преда'ных земле, да и кремированных. Тут не лишне вспомнить обычай пращуров, перед сожже-ни-ем совер-ша-вших сим-во-ли-че-ское пре-да-ние зем-ле: у умерше-го отре-за-ли палец и зака-пы-ва-ли его, а здесь хранилище в жидком азоте...
А вот еще одна проблема из будущего, которая будет ждать, уже не за горами. Она связана с банками спермы.
В Старом Свете не из-за пустой прихоти появились банки спермы, и чем дальше, их становится больше. Это одна из своеобразных попыток общества предотвратить генетическую деградацию общества, попытка заменить (компенсировать) великий Закон Природы - ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОРhomo sapiens. И автор опять возвращается к судебным тяжбам.
Будут рождаться дети с помощью материалов из "банка анонимных отцов". Сейчас это все строго анонимно, но данные биологического отца хранятся в базе данных банка, к ним нет свободного доступа, так же, как и к любым другим данным, касающихся гражданина, но они доступны при официальном запросе государственных органов через суд. Но есть система хакеров, которая может при большом желании и упорстве вскрыть любые системы защиты в условиях, когда современное общество поражено вирусом стяжательства, наживы, продажности, и вопрос здесь не в деньгах, а... в их количестве. И вирус этот, продолжая множиться, увеличивает разрушительную силу.
И что, зачатые и выросшие из пробирки сынульки и дочурки однажды, не задумаются о своих биологических папульках, да и суррогатных нынешних мамульках?! Не предъявят им претензии! Кто-то даст гарантии?
Возвращаясь к делам сегодняшним, чего уж там греха таить, нельзя обойти вниманием и стоимость ритуальных расходов. А они не малые и, прежде всего, для рядовых граждан, не только в Восточной, но и в Западной Европе. Вот только, к примеру, некоторые выдержки из "табуированных" тем Интернет публикаций по Испании.
В Европе перенаселение, нарастают проблемы не только с захоронениями, но, например, в Германии без биотуалета уже и выехать на природу нельзя. Такой "круговорот" из-за нехватки и дороговизны земли.
Захоронение, дело дорогое,в Испании, к примеру, на выбор имеется несколько вариантов:
1. "Целиком" в гроб и в арендованную нишу с периодической абонентской платой на 5-10 лет. Если оплата прекращается, гроб с останками изымается по истечении срока аренды, кремируется и помещается в общую могилу (яму). Правда, некоторые люди способны выкупать "в собственность" не только ниши, но и целые острова!
2. Кремировать и поместить урну в спецнишу (аренда или собственность). При окончании срока аренды и не поступлении оплаты урна опять-таки изымается и переносится в общую нишу, то бишь, яму.
3. Кремировать и хранить прах дома. (Как-то не по-христиански?) В землю здесь уже практически не хоронят.
Вот и получается, самый разумный путь - кремация. А с прахом в урне то же проблемы, где угодно земле не предашь, а в океан, только в урнах, растворимых в воде, со специальным разрешением от местных властей. И получается, кому, как нравится: в сервант, под пальму, или в океан. Одна знакомая, к примеру, маму на Украину отвезла в горшочке после кремации. А там могилку в родном селе сделала, ну чтоб родственники могли куда-то приходить.
Ухоженность могил здесь, как и в России, целиком зависит от родственников. Кто-то сам ухаживает, кто-то оплачивает услуги. Есть могилы (ниши) заброшенные. (Хотя выглядят иначе, чем заброшенные могилы в России, травой не зарастают). В общем, ухоженность западных кладбищ целиком зависит от платежности родственников почивших в бозе. Если не платят, то прах неплатежеспособных потихоньку перемещают в общую яму, чтобы не портили картину благополучия.
То на Западе, ну а как в России. Пишет один блогер: Недавно, будучи в Питере был на похоронах в местном танатории, [танаторий - санаторий для трупов, фешенебельный морг]. Довелось прогуляться по кладбищу, причем не на отшибе где-то в Ленобласти, а там, где Виктор Цой похоронен, в городе. И такое знаете разное, противоречивое ощущение. Есть такие памятники, которые видимо побогаче, ухоженные, в граните, с цветами... а есть и такие... где даже текст на табличке со временем смылся, заросшие бурьяном, ржавые и покосившиеся... Т.е. за одни платят родственники стабильно, а за другие и некому... Нигде в западной Европе такого упадка кладбищенского не видел. Причем - упадок избирательный, коммерческий.
Наши действующие кладбища
Старые кладбища
Несколько раз мимо меня прошествовала по центральной аллее кладбища туда-сюда шумная пьяная компания молодежи лет 20-25, с гоготом и бухлом в руках, пьяные, матерящиеся, разнузданные... здравствуй племя младое, незнакомое...
ТризнаПоминалка
И тогда я задумался и решил для себя - вот здесь - ни-ни... Уж лучше развеять пепел над средиземным морем... но не тут, не на этом, может даже и "элитном" питерском кладбище...
Человек так устроен, что ему инстинктивно хочется сохраниться после биологической смерти как можно дольше. И он придумывает и пускается ради этого на всевозможные ухищрения, каждый в меру своих возможностей. Египетские фараоны строили пирамиды высотой в сотню метров, кто-то колонны, в том числе Александрийские, и пр., и пр. Но в сущности, все сводится к тому, что человеку Природа дала возможность войти в будущее, передав свое генетическое начало детям, внукам, а на уровне правнуков оно растворяется в памяти. И получается, что память простого народа держится 50 лет, дети, внуки, прадеды редко кого волнуют. Разве что на Востоке, Кавказе еще сохраняется уважение к старикам, женщинам, детям, говорят, что помнят они своих предков до 8 колена.
Память тоски
Мы знаем врача древности по имени Авиценны, но настоящее его имя: Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина! В сущности, сохраниться дольше обычно есть только одна возможность, в памяти не только современников, но и грядущих поколений и памятники здесь мало чем могут помочь тщеславию. Вспомним слова стиха:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
В сущности, все попытки сохраниться с помощью надгробий, памятников, обречены на неудачу, их срок - полвека. Оглядываясь назад, видишь, как звездные кумиры современников, которым рукоплескали, подражали с уходом поколения современников, блекли и в большинстве своем забывались и уже никого не волновали.
Сколько лет этому памятнику?
Так народ постепенно и превращается в манкуртов, Ива'нов, не помнящих родства.
И в этом, может быть, одна из причин того, что об ограничении расходов на похороны упоминалось уже в законах Древнего Рима, содержавших предписания по ограничению роскоши похорон: нельзя было пользоваться для костра обтесанными поленьями, нанимать больше десяти флейтистов и бросать в костер больше трех траурных накидок, которые носили женщины.
И всего лет 150 назад император Австро-Венгрии так же ограничивал роскошь похорон настолько, что великий А.Моцарт был захоронен в гробу в общей яме (могиле) с девятью другими умершими без надгробия...
Биосфера Земли деградирует с пугающим ускорением. Еще 70 лет назад населению была еще доступна чистая питьевая вода из водоемов,не было удушающего смрада городов-миллионников, можно было полакомиться красной и черной икрой, а солдат в армии кормили гречневой кашей, самой доступной дешевой треской и добротным черным хлебом. 50 лет назад солдат кормили уже самой дешевой рыбой - хеком, а нынче уже хек становится деликатесом, а икра мойвы заменяет осетровую, вперед к переходу на мойву?! И так во всем.
А пока вожделенной мечтой каждого землянина остается приобщение к "Золотому миллиарду". Планета еще выдерживает бремя человечества, но если население достигнет 10 миллиардов, это предел для ресурсов планеты. После того начнется необратимая деградация биосферы, об этом ученые говорили еще лет 60 назад. Но тогда еще не предвидели того что, страны с населением превышающим половину населения Земли - Индия, Китай, начнут современную индустриализацию. Но эти народы тоже хотят иметь блага, доступные "Золотому миллиарду": автомобили, виллы, яхты, самолеты и пр. и пр. А у тех, кто подходит к "Золотому миллиарду" желания и потребности уже не удовлетворяются семейным автомобилем, уже каждый член семьи имеет личный автомобиль, а некоторые, и два. Желания и потребности растут, и уже в моде престижные "Range Rover" с характеристиками БТР'ов, под капотом которых находится табун лошадей и в 300, и в 500 голов. И сидят в этих автомобилях толстозадые мурло, потенциальные представители "Золотого миллиарда". А автомобили их занимают на дорожном полотне столько же места, как автобусы со 130 лошадиными силами, с теснящимися в салоне сотней пассажиров.
Ну а пока в современном обществе, только отдельные страны могут сегодня обеспечить своим согражданам спокойную обеспеченную старость и наступление кончины, по желанию, без страданий. (через эвтаназию - содружества Танатоса, бога смерти, и его брата-близнеца, бога сна Гипноса). Хотя любой человек достоин этих прав.
Могила будущего в "проматории" ?
Ангел-хранитель
P.S. Статья, увы, получилась, думаю, познавательная, но не очень веселая, особенно для эстетов, любителей изысканной литературной словесности, но, читатель, извини, как говорил первый президент незалежной Украины, политическая проститутка, Л.Кравчук: "Що маем, то i маем".
А сам автор, перечитав 'Размышления', задумавшись, пришел к выводу, что скандинавский 'проматорий', имеет много разумного и рационального, и будет он со временем основным погребальным методом.
08 ноября 2017г.
Киев,
Анатолий Антонович МЕЛЬНИК
P.S. Если Вы прочитали размышления, и они Вас заинтересовали, оставьте отзыв, или хотя бы, нажмите кнопку оценки.
А еще, если не трудно, разместите ссылку у себя в блоге
или отправьте ее друзьям.
* Полная или частичная перепечатка текста - с уведомления
автора и размещением авторской строки:
Иллюстративный материал использован из ресурсов Интернета.