Когда-то вблизи железнодорожной станции "Минск-Южный" (теперь район улицы Великоморской) стояла Козыревская церковь. С начала 1933 года в ней действовал центр подпольного антибольшевистского и антиколхозного сопротивления, организованного рядом религиозных деятелей и местных жителей: епископом МинскаФеафанам (Мiкалаем Семянякам;первый раз осужден за "контрреволюционную деятельность" к двум годам лишения свободы в 1925 году), протоиереями Уладзiмiрам БiрулемиАляксандрам Яхневiчам, настоятелями Козыревской церквиЯнкам Зенюком (тесть белорусского поэта Янкi Бобрыка), Агабам Камягам (отец 9 детей), Мiкалаем Вараб'ёвым, Мiкалаем Цiмiнскiм (Цымiнскiм), старостам церквиДзмiтрыем Мараковым (отец белорусского поэта Валерыя Маракова), былыми монахинями Минского Спасо-Преображенского монастыря (находился на улице Преображенской, теперь Интернациональная; закрыт в 1920-е г.), после активными прихожанками Козыревской церкви Аленай Галкiнай, Ефрасiнняй Гутор (Гутар), Ксеняй Лецка, Еўдакiяй Лукашэвiч, Ганнай Палянскай, Наталляй Сон (Зон),прихожанками Марыяй Ерахавец,Марыяй Палойкай, Ганнай Мiнiч, прихожанами Мiхаiлам Вiшкоўскiм (Вiткоўскiм), Мiхаiлам Дзiгiлевiчам (Дагелевiчам), Па?лам Копацем, Пятром Копацем, Пятром Макарчуком, Рыгорам Макарчуком, Iванам Пратасевiчам, Усеваладам Тыдманам, Фёдарам Працiшчэвiчам, Iгнатам Скромным, Еўдакiмам Судаковым, Андрэем Тумарам, Iванам Фiлiповiчам, Аляксандрам Чыстым, Кiрылам Чыстым.
Настоятелей Козыревской церкви Мiкалая Вараб'ёва, Мiкалая Цiмiнскага (Цымiнскага), Аляксандра Яхневiча"вычислили" и арестовали почти сразу -- в ночь с 4 на 5 апреля 1933. Былых монахинь чуть позже -- 27 апреля. Всех выслали в Сибирь.
Принятые меры посчитали достаточными и до мая 1935 (когда в организацию проник провокатор) другие священники и прихожане оставались на свободе.
10 августа 1935 года на заседании специальной судебной коллегии Верховного суда БССР было зачитано:
"В Минске [антисоветскими элементами] под покровом церкви и исполнения религиозных обрядов происходило обрабатывание в антисоветском духе населения города и ближайших районов, <...> тормозилось колхозное строительство и другие хозяйственно-политические кампании, имели место массовые выезды крестьян, <...> и только после ареста этой контрреволюционной группы <...> в деревнях начался массовый прилив в колхозы..."
Члены организации получили от пяти до десяти лет лишения свободы (позже "скромные" сроки были увеличены или заменены расстрелом).
После процесса Козыревскую церковь большевики разрушили, но в 1943 году, несмотря на тяжелое военное время, местные жители восстановили ее (под руководством протоиерея Iосiфа Голуба, осужденного за это в декабре 1945 на 5 лет каторжных работ и этапированного в Северо-Уральский концлагер МВД Свердловской области).
После прихода Красной Армии сталинские опричники, как и когда-то, сровняли церковь с землей.
В оттепельные 1960-е и в перестроечные 1990-е годы участников судебного процесса "двадцати пяти" реабилитировали, но возрождать церковь было некому: почти никто из репрессированных из концлагерей не вернулся.
Нет в Козыреве церкви и до сей поры и, видно, никогда не будет: уничтожили тех, кому она была нужна.