Надар Элькис : другие произведения.

Владыка Египта

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Йосеф угодил в тюрьму на 12 лет. И сколько бы он томился в застенках, неизвестно, но однажды правящему фараону приснился странный, но очень яркий сон, который не смогли ему объяснить съехавшиеся со всей страны маги, колдуны и прорицатели. Йосеф оказался именно тем человеком, кому это удалось.
  
   ******
  
  Йосеф становится практически главой Египта, растолковав удачно сны фараона. В Египте и на всех прилегающих территориях разразился голод, как и предсказал Йосеф, толкуя фараоновы сны.
  
  И распространился голод далеко за пределы Египта. Голодала Финикия, Аравия, Кенаан. Добрался голод и до семейства Яакова. Год семья как-то продержалась. А на второй год сказал Яаков:
  
  - Вот слышал я, что есть хлеб в Египте. Идите туда и купите нам оттуда, чтобы нам жить и не умереть.
  
  Десять братьев скоро снарядились в дорогу, а младший Биньямин остался дома с отцом.
  
  - Как бы не случилось с ним несчастье, - объяснил Яаков сыновьям.
  
  Кто-то решил, что Яаков боялся отправить Биньямина в путь, потому что и Рахель погибла, находясь в дороге, и Йосеф сгинул в пути, и вот теперь это может случиться с Биньямином. Но, может быть, Яаков боялся совсем по другой причине? Может быть, он просто боялся отпустить единственного оставшегося сына Рахели с остальными своими сыновьями? Как они относились к Биньямину, Тора ничего не говорит, но есть намеки, о которых мы скоро узнаем. По ним можно сделать вывод, что отношение к Биньямину было ненамного лучшим, чем отношение к Йосефу. Сыновья Леи ненавидели Рахель и ее сына Йосефа, так с какой такой стати им питать любовь к Биньямину?
  
  Подойдя к Египту, братья выкинули фортель, найти которому разумное объяснение непросто. Они решили разъединиться и войти в Египет с разных сторон, через разные таможенные пропускники. Зачем они это сделали? Вроде как отец строго наказывал им не входить всем вместе в Египет, а то, мол, египтяне увидят их, какие они красивые и статные, позавидуют и убьют.
  
  Оказавшись таким странным способом в Египте, сыновья дружно направились, куда бы вы думали? Закупать хлеб и провизию? Нет. Они направились в квартал блудниц, что-то вроде улицы "красных фонарей" в Амстердаме. Они почему-то твердо были уверены, что их несчастный брат Йосеф "служит" именно в этом интересном месте. Так как он был очень красив, братья решили, что его отправили в заведение для лиц, имеющих нетрадиционную сексуальную ориентацию. Поэтому едва войдя в Египет, братья, первым делом, принялись за тщательное обследование подобных злачных заведений.
  
  Просматривая списки вновь прибывших в Египет, Йосеф обнаруживает знакомые имена. Тот час он отдает распоряжение закрыть все торговые пункты зерном, кроме одного. Служащим этого пункта он вручил папирус с именами своих братьев и строго наказал, что как только эти люди появятся, их необходимо срочно доставить к нему во дворец. Но время шло, а к наивному Йосефу никого не приводили. На третий день он потерял терпение и приказал своим стражникам хоть из-под земли достать своих братьев. Вот там-то в "квартале красных фонарей" их и обнаружили. Что они там делали три дня? Загадка.
  
  Наконец братьев доставили во дворец. Когда их завели, перед ними предстала великолепная картина. В центре огромной, богато убранной залы, на золотом, инкрустированном драгоценными каменьями троне сидел необыкновенно красивый, еще довольно молодой, человек, одетый в дорогие одежды и со сверкающей камнями золотой короной на голове. В руке он держал серебряный кубок. Такие кубки египетские жрецы использовали для прорицаний и гаданий. Братьям объяснили, что перед ними наместник, фактический правитель Египта.
  
  Братья подошли к трону на допустимое расстояние и распластались на полу в глубоком почтении, не смея взглянуть на управителя. Братья Йосефа не узнали. Им и в голову не могло прийти такое, что главный после фараона человек Египта их родной брат. Тем более, что и одет он был как принято в Египте, и стрижен как египтянин и говорил на египетском языке, который никто из братьев не понимал. А Йосеф сделал вид, что он не знает людей, распростершихся ниц перед ним, и не понимает их языка. Поэтому, естественно, что был приглашен переводчик.
  
  - Откуда пришли вы? - спросил Йосеф сурово.
  
  - Из земли Кенаан, купить еды, - дружно ответили братья.
  
  - Вы соглядатаи! - вскричал Йосеф.
  
  - Нет, нет, господин наш, - заволновались испуганно братья, - рабы твои пришли купить пищи. Мы все дети одного человека. Мы люди честные. Не бывали рабы твои шпионами.
  
  А теперь поставьте себя на место Йосефа. Предположим, представшие перед ним люди, ему не родственники, и он их никогда не знал. Что он должен думать о них, как фактический правитель Египта? Какие-то иностранцы пересекли границу с целью купить продукты, но прошло три дня, и ни на одном закупочном пункте они так и не появились. Их разыскал специально посланный для этой цели отряд и силой привел во дворец. Вывод один: настоящую цель прибытия в Египет они скрывают. Почему? Потому что, возможно, они шпионы. Поэтому обвинения Йосефа вполне логичны. Братья это сразу сообразили и не на шутку испугались. Во все времена шпионов ждала одна и та же участь.
  
  - Почему вошли вы в город через разные ворота? - продолжал строгий допрос Йосеф. - Что вы делали в "квартале блудниц"?
  
  - Наш отец велел войти в город через разные ворота, - ответил Йегуда.
  
  - А в квартале блудниц мы хотели разузнать о том, что когда-то потеряли (1).
  
  Что подумал о них Йосеф? Объяснения братьев сплошная нелепица. Зачем входить надо было через разные ворота? Что потеряли и искали братья среди проституток? Как потом выяснится, искали брата своего Йосефа. Это удивительно! Прошло 22 года. Зачем они его искали? На что надеялись братья? Почему они раньше этого не сделали? Чем они так были заняты? Разве въезд в Египет для жителей Кенаана был запрещен? Как мы помним из рассказов об Аврааме, посещение Египта ханаанскими племенами было обычным, рядовым делом. Или, как остроумно съязвил один из современных комментаторов (2) Торы, братья решили поискать Йосефа заодно, попутно с основной задачей, так сказать, "сэкономить на командировочных"? Предположим, что они нашли бы Йосефа именно там, где его искали. Что они хотели сделать? Передать привет от отца?
  
  Йосеф все это, конечно же, понял. Какие чувства он должен был испытывать? Он посмотрел внимательно (или сделал вид) в серебряный кубок, который держал в руке и сказал:
  
  - А я говорю, вы соглядатаи, посланные врагами фараона разузнать об обороне Египта.
  
  - Мы говорим правду, господин наш, - продолжал говорить от имени всех Йегуда. - Мы все дети одного отца, еврея из Кенаана. Нас, рабов твоих, двенадцать братьев, и вот, меньший теперь при отце нашем, а одного не стало.
  
  Йосеф еще раз пристально посмотрел в свою чашу.
  
  - В этой чаше я вижу, - сказал Йосеф, - как двое из вас истребили жителей одного города. Уж не это ли самое вы намеревались устроить в Египте? А еще вижу я, как все вместе вы продали своего брата, проходившим мимо купцам!
  
  Глаза Йосефа метали молнии. Он испепеляющим взглядом посмотрел на дрожащих от страха и униженно лепечущих что-то в оправдание свое братьев и объявил им решение о судьбе их:
  
  - Жизнью фараона клянусь, что не выйдете отсюда, разве только придет меньший ваш брат сюда! Пусть один из вас приведет его ко мне, чтобы подтвердить ваш рассказ. Остальные побудут в темнице.
  
  Стража тут же скрутила их и увела.
  
  Пока братья томятся в темнице, подумаем вот о чем: почему Йосеф не признался братьям, что сановный вельможа, на которого они боялись даже смотреть, это он? Почему, написано в Писании, "говорил с ними сурово"? Что он вообще хотел и чего добивался от них? Желание отомстить, поглумившись над ними, отметаем сразу. Йосефа в еврейской традиции принято называть "цадик" - праведник. Этот эпитет не достался ни Яакову, ни кому другому из его сыновей. Известная биография Йосефа безупречна. Не может цадик затаить зло на добрых четверть века и опуститься до уровня мстителя кому-либо, тем более братьям своим.
  
  Между Египтом, где проживал Йосеф, и Хевроном в Кенаане, где находились его отец и братья, всего шесть дней пути. Почему Йосеф в течение восьми лет, с тех пор как стал фактическим владыкой Египта, ничего не сообщил о себе своей родне? Он и на свадьбу свою никого не пригласил. В чем дело? Он так сильно обиделся на них? Вот так праведник!
  
  Хотя, объективно, кто из его семьи был абсолютно невиновен перед ним? Только один Биньямин. Отец больше всех любил его и, тем не менее, отправил его из дома навстречу к братьям, которые ненавидели его и братом-то ни разу не назвали (3). Он, что был так наивен, что не мог предположить, чем все обернется? Нет, и с отцовской любовью что-то не совсем так. Не потому ли Йосеф, когда, наконец, откроется своим братьям, произнесет очень странные слова: "Я - Йосеф! Жив ли еще мой отец?".
  
  Популярную версию, объясняющую поведение Йосефа, предложил Рамбан. У Рамбана Йосеф оказывается твердолобым фанатиком и пленником своих детских снов.
  
  "Писание говорит, - пишет Рамбан, - что Йосеф, увидев, как братья кланяются ему, вспомнил все свои сны, которые видел о них, и понял, что пока еще ни один из них не осуществился. Потому что, согласно смыслу первого из снов, Йосефу должны были поклониться сразу все его братья, как следует из слов: "И вот мы вяжем снопы" - "мы", то есть все братья. И также во втором сне Йосеф увидел, как солнце и луна, и одиннадцать звезд кланяются ему. Поэтому, не увидев с братьями Биньямина, Йосеф придумал способ заставить их привести в Египет также Биньямина, чтобы осуществить предсказанное первым сном, - а именно, обвинил братьев в том, что они соглядатаи. Потому-то Йосеф и не захотел сказать своим братьям: "Я - Йосеф, брат ваш; поторопитесь, идите к отцу моему" и послать с ними повозки уже при первой встрече - как он сделал потом (45:21). Ведь без сомнения, если бы он так поступил, Яаков явился бы в Египет немедленно. Однако лишь после того, как все его братья собрались у Йосефа и, таким образом, исполнился первый сон, Йосеф сделал так, чтобы сбылся также второй сон" (4).
  
  А когда Йосеф узнал из снов фараона, что будет голод по всей земле, и когда фараон сделал его первым сановником в Египте, вот тогда-то, думал Рамбан, Йосеф и понял, что сны его обязательно осуществятся и ждать осталось недолго.
  
  У Рамбана получается так, что Йосеф считал себя обязанным исполнить в точности то, что предписано, по его пониманию, Богом. И если это соображение отбросить, полагал Рамбан, то поведение Йосефа необъяснимо. Получается так, что он великий грешник, измывающийся над своими родственниками.
  
  При всем нашем уважении к Рамбану согласиться в этом вопросе с ним никак нельзя. Зачем Йосефу понадобилось, чтобы ему кланялся Биньямин? Биньямин был его кровный, а не сводный брат, и он никогда не относился к числу его ненавистников. Для точного соответствия его сну? Но вот что интересно: в первом его сне, когда снопу Йосефа кланялись снопы его братьев, не сказано, сколько их было - десять или одиннадцать. И "еще более возненавидели его за сны его и за речи его" братья, но Биньямина не было среди них. Так зачем же Биньямин понадобился Йосефу?
  
  Чтобы ответить на все эти далеко непростые вопросы, давайте вспомним, как так случилось, что среди детей Яакова поселилась ненависть. Причину, многие комментаторы видят в том, что Яаков нарушил один из принципов семейных взаимоотношений, гласящий "никогда не следует отдавать кому-либо из детей в семье предпочтение перед остальными" (5). Но корни этой ненависти лежат значительно глубже. Семена ее были посеяны тогда, когда Ривка возлюбила Яакова, а Эйсава возненавидела, когда Лаван вместо Рахели уложил на брачное ложе Яакова Лею. Обратите внимание: Ривка и Лаван родные брат и сестра - дети Бетуэля. Считается, что Ривка - праведница, а Лаван - злодей и негодяй. Но получается так, что оба они сыграли роковую роль в истории еврейского народа, заложив зерна ненависти в самом существе его. С тех самых пор, как Йосеф отправился "на поиски братьев своих" (а возможно, даже с тех пор как "доносил худые вести о них" своему отцу), вся жизнь его была посвящена одной цели: искоренению этой ненависти и созданию единого народа Израиля и единства в его среде. Возможно и поэтому Йосефу в каббале соответствует сфира Йесод - основание, фундамент и опора (6). И чтобы понять поведение Йосефа нужно обязательно помнить об этой его миссии.
  
  Когда десять братьев предстали перед Йосефом, что его удивило больше всего? А где же Биньямин? Почему он не пришел вместе со всеми? Это уже не маленький мальчик, Биньямину тридцать лет. А может эти десять и от Биньямина уже успели избавиться за эти годы. Он оставался единственным сыном ненавидимой ими Рахели. Поэтому, естественно, что Йосеф начинает подробно расспрашивать братьев об их происхождении, семье, отце, есть ли у них еще братья (7). И получает вполне исчерпывающие ответы на свои вопросы. Отец жив и здоров, один их брат "пропал", а другой остался дома с отцом. Но что-то в ответах на расспросы его вызывает у Йосефа тревогу. Братья упорно не называют Биньямина своим братом. Почему? Что же происходит в семье Яакова, на самом деле?
  
  И Йосеф, требуя от братьев привести к нему Биньямина, тестирует ситуацию в семье и взаимоотношения между братьями, оставшимся сыном Рахели и сыновьями Леи. Йосеф хочет понять, что изменилось за годы, с тех пор как он "пропал". Раскаялись ли братья в содеянном с ним. Йосеф намеревается "смоделировать" ситуацию подобную той, в какой он оказался когда-то, и посмотреть, как поведут себя братья. "Что является критерием настоящего раскаяния? - задает вопрос Рамбам (Мишнэ Тора, Законы о тшуве (8) 2:1) и отвечает: Если человек снова попадает в такую же ситуацию, в которой согрешил, и опять есть у него возможность совершить тот же грех, однако он сдерживает себя и не совершает его не потому, что боится чего-то или у него не хватает сил для этого, но лишь потому, что раскаялся в прошлом".
  
  Прошло три дня с тех пор, как десять братьев Йосефа, пришедших в Египет, были взяты под стражу. Йосеф приказал стражникам привести их к нему и объявил им новое свое решение.
  
  - Всесильного я боюсь! - сказал им Йосеф и повелел: Если вы честны, то один брат ваш пусть будет заключен в доме, где вы были под стражей, а вы идите и отвезите хлеб голодающим семействам вашим. Меньшего же брата вашего приведите ко мне, тогда оправдаются слова ваши и не умрете.
  
  Из десяти братьев Йосеф избирает в заложники Шимона. Он разлучает главных смутьянов Шимона и Леви, чтобы они не спровоцировали остальных братьев совершить новые глупости.
  
  Йосеф сознательно изменил и усложнил ситуацию. Если бы девять остались в заложниках, а один пошел за Биньямином, то с практически стопроцентной гарантией он бы вернулся и привел младшего брата. Но когда Йосеф отпускает девятерых, а одного оставляет, может случиться так, что они сами не вернутся и Биньямина не приведут. В конце концов, Шимон всю эту кашу заварил, пусть ее и расхлебывает. Почему все остальные должны поставить на кон свою свободу, а возможно даже и жизнь. Йосеф сильно рисковал! И если бы не продолжающийся голод, эксперимент Йосефа непременно провалился бы. Братья совсем не спешили выручать Шимона из египетского плена. Они вернулись домой, к отцу, к своим женам и детям и стали спокойно проедать привезенные запасы. И только лишь усиливающийся голод погнал, как мы скоро узнаем, их опять в Египет. А Шимон в неведении - придут за ним братья или бросят его, как бросили Йосефа - томился в темнице...
  
  А братья, груженные зерном, ушли в Кенаан. На одном из привалов они обнаружили в мешках с зерном серебро, ровно столько, сколько они уплатили за хлеб. Братья испугались, но возвращаться не стали и продолжили свой путь. Наконец, они оказались дома.
  
  Радость встречи, объятия, поцелуи. И тут Яаков замечает, что Шимона нет. А из подробного отчета сыновей о своем путешествии в Египет узнает, что и Биньямина у него может скоро не стать, потому что правитель Египта приказал привести его к нему.
  
  - Зачем же вы сделали зло со мною и доложили этому египтянину, что у вас еще есть брат? - стал упрекать сыновей своих Яаков.
  
  - Вы лишили меня детей! - продолжал сетовать Яаков. - Йосефа нет, и Шимона нет, и Биньямина заберете!
  
  Тогда вперед выступил Реувен и взял слово.
  
  - Двух детей моих умертвишь ты, если я не доставлю его к тебе! Дай его мне на руки, и я возвращу его тебе! - предлагает он отцу радикальное решение вопроса с Биньямином.
  
  Кто-то из комментаторов заметил, что Реувен - глупец, который просит непотребное (9). Как можно предлагать такое? Разве Яаков убийца?
  
  - Не сойдет мой сын с вами, ибо брат его умер, и он один остался, - отрезал Яаков.
  
  Удивительные слова Яакова. Он с кем разговаривает? С какими-то чужими людьми? Его сын, который остался у него единственный, не пойдет с ними. Сын остался единственный! А кто же те девять, которые понуро стоят перед ним?
  
  И как же с Шимоном быть? Ведь он томится в темнице. И кто знает, как поступит с ним управитель египетский, когда поймет, что не вернутся братья? Но подобные мелочи Яакова не волнуют. Есть у него сомнения в достоверности рассказа сыновей. Откуда у них деньги? Кто поверит, что некто по ошибке или намеренно положил их братьям в мешки. Продали они, скорее всего, Шимона - оттуда и деньги! А теперь и к Биньямину подбираются. Уж Яаков-то точно знает, что происходит у него в семье.
  
  
  
  
  
  
  
  (1) Вначале братья не хотели признаваться наместнику, что разыскивали своего проданного ими брата.
  (2) А.С. Парицкий. Тора прошлого и будущего. Йосиф.-Интернет журнал "Самиздат".
  (3) Обратите внимание: Когда Яакову доставили окровавленные одежды Йосефа, то сказали: "Это нашли мы. Узнай же, сына ли твоего одежда эта или нет" (37:32). Братья называют Йосефа "сыном Яакова", но не своим братом.
  (4) Цитата по Н.Лейбович, указанному сочинению.
  (5) Передал Рава бар Мехасья от имени Хамы бар Гурии со слов Рава: пусть не выделяет отец одного из сыновей своих среди прочих. Ведь из-за двух сэла (≈19,2 г) шерсти [на особую рубашку], которые Яаков подарил Йосефу, позавидовали ему братья, и обернулось это тем, что спустились отцы наши в Египет. Шабат, 10б.
  (6) Сказано: "Праведник - основа мира" (Притчи 10:25).
  (7) В этой главе ничего об этом не сказано, но, то что такой обстоятельный разговор-допрос состоялся, станет ясно из слов Йегуды, в следующей главе.
  (8) Тшува - раскаяние, дословно "тшува" - это "возвращение". Когда человек совершает грех, он удаляется от Бога, а когда раскаивается в совершенном, возвращается. Бог создал раскаяние ранее мира, оно достигает трона Господня, продлевает жизнь человека и приносит избавление. Составляющие элементы раскаяния: отход от греха, сожаление о содеянном, просьба о прощении и воздержание от греха в будущем.
  (9) "Мой перворожденный сын, - подумал Яаков, - глупец! Какая польза мне, если я убью двух его сыновей? Разве он не знает, что его сыновья все равно, что мои!". Цитата по L.Ginzberg "The Legends of the Jews", Vol. 2.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"