Как-то, когда я был мальчишкой, меня рано утром разбудила мама, зовя выйти с ней на крыльцо дома. Мне так не хотелось просыпаться... Но всё же я, нехотя, встал, думая с удивлением о причине такого раннего подъёма, и полусонный побрёл вслед за ней. На крыльце мама мне сказала:"Смотри, сын, как необыкновенно сегодня утром светит солнце. Смотри, как оно переливается, играет, словно от него исходит великая радость". Я стал присматриваться, глядя на солнце, прищурив от яркого света глаза. Действительно, Оно перекатывалось, постоянно ярко мигая. Мама, довольная, что я с ней наблюдаю удивительное явление природы, произнесла:" Такое солнце бывает только в пасхальное утро". Прошло много лет. Каждый год, в пасхальное утро, я выхожу смотреть на родное солнце. И оно так же переливается, перекатывается, играет, радуется, как в то утро, когда я мальчишкой смотрел на него вместе со своей мамой. Поэтому, глядя на Пасхальное Солнце, я вспоминаю маму. Так они, Пасхальное Солнце и Мама, остались до конца жизни в моём восприятии неразрывно вместе. И в этом заложен великий символ жизни.
Мартин.
Выбор.
Не знаю, для кого как, а для меня всегда самым сложным, трудным, главным в жизни является проблема выбора. Во всём, даже, казалось бы, в незначительных моментах жизни. Чтобы выбрать, например, книгу для чтения, посмотреть какой-то фильм, заиметь друга, для меня это целая проблема. Почему? Да потому, что, выбирая одно, я отсекаю от себя другое, которое, возможно, заслуживает более пристального внимания, чем первое. Более того, не следует упускать из виду, что выбор происходит не только между первым и вторым, но и между множеством субъектов. Как определить точный критерий выбора? Да, существуют некоторые общепринятые показатели при том или ином выборе. Но они не всегда срабатывают. Видимо, помимо этого происходит интуитивный выбор. Например, я прихожу на выставку живописи французских импрессионистов. Проходя мимо разных картин, я вдруг останавливаюсь надолго у "Автопортрета" Ван Гога. В данном случае я сделал быстрый выбор. Почему я сделал именно его? Не знаю. Пожалуй, существует какой-то энергетический импульс, который толкает нас на определённый выбор. Но чем объяснить, как быть, когда выясняется со временем, что выбор оказался ошибочным, не столь важным? Вопрос очень сложный. Думается, что сам человек, делающий поспешно выбор, не должен был начинать, в данном случае, выбирать в принципе. Значит, он был ещё не готов решать проблему выбора, как таковую. Есть хорошая русская пословица:"Семь раз отмерь, один раз отрежь". Человек же, такое существо, что он вечно спешит, руководствуясь своей амбициозностью. В состав выбора входит не только критический отбор. При выборе должна быть, на мой взгляд, и самокритическая оценка. Достоин ли сам этого выбора? Не рано ли претендуешь на него? Несомненно, что выбор - штука интересная, привлекательная. Главное - это сделать правильный выбор.
Мартин.
Ясность сознания.
Может быть, странно, но, чем больше я обладаю ясностью сознания, тем дальше я отделяюсь от окружающих меня людей. Нет, это не проявление какого-то снобизма или цинизма. Просто, находясь в публичном окружении, чувствуешь себя одиноким человеком. Ясно осознавая это, теряешь интерес к окружающим. Это наглядно представляется на примере моего участия в ЖЖ. Среди так называемых моих друзей найдётся человек пять, не больше, которые радуют меня своим присутствием. Остальных я рано или поздно удаляю из своего списка. Есть и те, которые меня удаляют. И я не обижаюсь за это. Более того, испытываю удовлетворение. Значит, мы разные люди, между нами нет взаимопонимания. А если так, то зачем обоим терять попусту время. С юношеских лет я всегда сторонился публичности. В какой-то момент я думал, что это мой недостаток. Чтобы проверить себя, я активно включался в публичную деятельность и достигал в ней признания и значимости от большей части окружающих. Вместе с этим я чувствовал, что дистанцируюсь от самого себя. Ясно понимая, что лучше уж быть одиноким, чем потерять себя в толпе, я уходил от активной деятельности. У лучшего для меня писателя 20 века Хулио Кортасара, о котором не раз уже вспоминал на своём блоге, я встретил интересную, а их у него очень много, мысль, что ясность сознания ведёт к бездействию. Хорошо это или плохо? Не знаю. Есть у меня небольшая повесть, где её герой, талантливый человек, стал бомжем. Он объяснял своему бывшему сокурснику свой отход от активной жизни тем, что не все выпивохи и бомжи являются несчастными людьми. Он считал, что большая часть из них, если бы захотела, могла бы жить по иному, могла бы достигнуть трафаретного счастья: карьера, финансовое положение, семейная идиллия. Но у них, оказывается, другие критерии ценности человеческой жизни. Важно, как он считает, не распылять себя в жизни, не суетиться. Человек устроен так, что ему много чего хочется в жизни. А жизнь одна, к тому же короткая. Видимо, многие забывают об этом. Ясное же сознание приводит к пониманию того, что главное в жизни - это использовать неоценимый её дар: видеть, слышать, двигаться. А уж статус-кво личности в обществе - это человеческие капризы. Уж лучше для некоторых бездействовать, чем своей "активной" деятельностью приносить близким и окружающим неудобства и беды. Лично я приветствую такое бездействие, которое рождает ясность сознания.
Мартин.
Протест.
На одном из постов своего блога я уже упоминал о Маргарите Австрийской, где просил блогеров, побывавших в нью-йоркском Метрополитен музее, поделиться своим впечатлением от двух портретах Маргариты Австрийской, представленных там. Несмотря на то, что были обещания поделиться ими, к сожалению, я их так и не получил. Но не в этом даже дело. Меня до сих пор не покидают мысли о печальной судьбе этой прекрасной женщины. Почти 500 лет прошло, как она ушла из жизни. Казалось бы время должно стереть память поколений о ней. Но почему я, живущий в совершенно в другую эпоху, в другой стране думаю об этом удивительном человеке? Ведь меня с ним ничего общего не связывает. Я думаю о Маргарите Австрийской потому, что не могу, не могу, не могу равнодушно воспринимать её роковую судьбу. За что, за что ей была предначертана такая участь Богом?! Если это не ЕГО воля, то кто тот злодей? Сатана? Дьявол? Но если так, то, получается, Бог не является Всевышним. А коль так, то ОН уже и не БОГ, если не может справиться с злыми силами. В моём понимании выше Бога ничего не должно быть. ОН только ОН имеет право определять Судьбу. Если же этого не происходит, если Судьба есть сочетание случайных, часто скверных совпадений, то это уже Хаос., который не подвластен даже Богу. Если же царствует Хаос, Мировое безобразие, то следует забыть о Справедливости. Значит, нечего возмущаться, что кто-то приобретает сверхдорогие замки, яхты, самолёты, автомобили, клубы, купается в чудовищной роскоши, а значительная часть человечества голодает и прозябает в нищете. Получается, не было, нет и не будет Справедливости, коль, так называемый, Бог лишь разводит, образно выражаясь, руками, признавая, таким образом, свою беспомощность. Кто-то, возможно, заметит, что это ошибочная констатация мировосприятия. Но тогда почему, вынужден повториться, почему Маргарите Австрийской и сотням миллионов добропорядочных людей уготована трагическая судьба? В первую очередь, дорогие друзья, эти вопросы я задаю всё время самому себе, а не вам. Я знаю, что вы, как и я , не сможете ответить на них. Но, спрашивается, зачем я всё же их задаю? Думаю, что это своеобразная форма ПРОТЕСТА против мирового безобразия, против, извините за грубое слово, мирового бардака, против Хаоса, Против Сатаны, против Дьявола, которым я плюю в морду. Понятно, что такой ПРОТЕСТ не изменит мир к лучшему. Но всё время выражая его, я сохраняю в себе чувство собственного Духа, без которого мне невозможно было бы жить на этой планете.
Мартин.
Власть и лицемерие.
Я всегда удивлялся людям, решившим профессионально заниматься политикой. Власть - это громадная ответственность. Однако, как показывает реальность, большинство тех, которые её получают, плевать хотели на эту ответственность. Стало быть, власть им нужна, чтобы достигать своих корыстных целей. Но, в таком случае, они, задействованные в государственных, управленческих структурах, и не только в них, являются, по сути дела, особыми нарушителями социального порядка. Интересно, что эти многочисленные лицемеры, стоящие на всех этажах власти, призывают и обязывают подчиняться закону всех рядовых граждан. Говорят, что в России хорошие законы, но они, дескать, не действует. Бред какой-то! Глупая логика. Я понимаю так, если есть закон, но он не действует, значит, это не Закон, а придуманный устав, позволяющий паразитам делать им то, что вздумается. Глядя на многих политиков, депутатов, судей, адвокатов, следователей, высоких должностных лиц, мне кажется, что именно их, этих ублюдков, в первую очередь следует изолировать от общества. Есть представители власти, которых, правда, меньшинство, с действиями которых трудно согласиться. Но их всё же понимаешь, потому что они честно выражают свою позицию, потому что они не являются лицемерами. Во всяком случае, к ним нет того отвращения, которое испытываешь к тем, кто напялил на себя маску благочестия и моралиста. Мне помнится, как однажды меня выбрали на высокую должность. После этого собрались управленцы и стали меня поздравлять. Один из них, давний знакомый, отвёл меня в сторону, по-товарищески похлопал по плечу и, улыбаясь, сказал:"Поздравляю с вступлением в мафию". Через три дня, тщательно подумав, я снял с себя полномочия, о чём до сих пор не жалею. Хотя, следует заметить, я лишился, благодаря этому поступку, больших возможностей и льгот. Нет, я не сделал геройского поступка. И этим я не обольщаюсь. Просто я выразил протест власти и лицемерию. Примечательно, что были рядовые граждане, которые, увидев меня, крутили указательным пальцем у своего виска. Я не обижался, отчётливо понимания в этот момент, почему не работает закон в России. Получается, что я выразил протест не только власти и лицемерию, но и тому молчаливому большинству, благодаря которым нет настоящего Закона в России.
Мартин.
Я вам пишу.
Иногда я задаю сам себе вопрос, зачем я вам пишу? Чтобы о чём-то рассказать, выразить своё мнение, показать свою эрудицию или интеллект? Так ведь многие знают то, чем я владею, и даже больше. Да, интересно, но я всё же пишу. И опять мучительный вопрос, для чего? Я много об этом думаю, пытаюсь найти истинную причину своего сочинительства. Я сажусь писать только тогда, когда у меня возникает ощущение, что начинаю улавливать некий душевный ритм, который, приобретая постепенно отчётливое словесное внутреннее звучание, просит выразиться в письменную форму. Это первый этап зарождения письма. Второй, не менее интересный, очень захватывающий, заключается в придании письменной форме стилистическую привлекательность. Это увлекательнейший, трудный, сложный, мучительный и в тоже время сладостный процесс, объясняющий для меня причину, почему я начинаю писать. Хулио Кортасар, на мой взгляд, как я уже не раз указывал на блоге, лучший писатель 20 века, назвал это состояние в литературном творчестве тем, что вдруг наступает долгожданный swing, ритмическое раскачивание, позволяющее создавать фразы, страницы, главы, книгу. Свинг, конечно, присутствует. Но лично я бы это состояние определил даже не свингом, а раскручиванием. Раскачивание и раскручивание в русском языке близки по смысловому звучанию, но всё же имеют различия свои нюансы. К сожалению, не владея английским, я не могу услышать русское слово "раскручивание" в звучании на английском, чтобы сопоставить, понять в полном объёме точность видение, ощущение моего названного состояния. Раскручиваясь, я освобождаюсь от каких цепких стереотипов мышления и видения. При этом раскручивается не только мой мозг, но я начинаю испытывать чувство свободного духовного полёта и эстетического удовлетворения, выражаясь современным сленгом, который, честно говоря, не очень мне импонирует, придаёт мне кайф. Среди моих друзей из ЖЖ, мало тех, от чтения блогов которых, я получаю удовольствие не столько от их содержания, хотя часто и они интересны, сколько от их стилистического изложения. Но они, к счастью, есть. Это нормально, что их мало. Их и не должно быть много. Ибо привлекательный стиль - это Дар. Удивительно, но даже некоторые из этих блогеров не улавливают, что они обладают этой редкой способностью. Писать прелестно, как образно выразился однажды опять тот же замечательный аргентинский писатель Кортасар, " Занятие, вполне достойное белого шамана в нейлоновых носках".
Я вам пишу, чтобы получить хоть чуть-чуть состояние приятного головокружительного раскручивания, которое несопоставимо даже с вкусовым ощущением хорошего спиртного.
Мартин.
Персидская сирень и Очаровательная девушка.
Ранним весенним утром, 30 мая 19.. года, я вышел из студенческого городка, где проживал на Мичуринском проспекте, и направился в Университет, который находился недалеко, минут двадцать ходьбы. Я редко ездил на автобусе. Мне нравилось рано утром, когда город уже проснулся, но москвичи, торопясь проглотить свой завтрак, ещё не устремились бурным потоком на работу и учёбу, пройтись спокойно. Зелёные насаждения и красивые газоны, ухоженные заботливыми руками, многочисленная персидская сирень, очаровывающая свим изумительным цветом и пленительно захватывающая благоухающим, тонким, нежным запахом загадочного и волшебного древнего Ирана, благотворно, целительно отражались на моём душевном настроении. Вдыхая в себя утреннюю прохладу, наблюдая утреннюю городскую безмятежность, которая вот-вот уступит шуму автомобильного транспорта, загазованности выхлопными трубами, людской суете, я чувствовал себя свежим и бодрым. Утренняя идиллия сливала меня с с земной и небесной благодатью, переполняла мою душу умиротворяющим покоем, придавала мне ощущение некоторой райской жизни.
Не удержавшись, я сорвал три веточки сирени, чтобы вручить их какой-нибудь студентке. Войдя в корпус гуманитарных факультетов, я встретил двух своих сокурсников, которые всегда прибывали рано, чтобы не опоздать на занятия из Подмосковья. Через некоторое время подошёл ещё один товарищ. Мы обсуждали свежие международные новости. Кто-то, глядя на мою сирень, предложил мне вручить цветы студентке, сидевшей недалеко от нас. Я развернулся и увидел очаровательную девушку. Визуально до этого я её не раз видел. Она была дочерью польского дипломата, училась на филфаке. Стройная, красивая блондинка, конечно, обращала всех на себя внимание. Несмотря на это, она вела себя всегда сдержанно и спокойно, что её ещё больше украшало. Я, встречаясь случайно с ней, делал вид, что она меня не интересует. Видимо, её это как-то заинтриговало. Однажды утром, а она тоже рано появлялась в университете, когда почти никого в нём не было, она подошла ко мне и попросила прикурить сигарету. Обычно ходивший в джинсах и в клетчатую рубашку, я в это раз был одет по какому-то случаю очень парадно: великолепный французский костюм, французская белоснежная рубашка, чехословацкий галстук, английские туфли в сочетании с моей неплохой двадцатипятилетней наружностью делали меня достаточно привлекательным молодым человеком. Я сухо ответил ей:"Сейчас", молча протянул ей зажигалку, не вступая с ней в разговор. Она прикурила и молча отошла. Признаться, мне понадобилась большая сила воли, чтобы не заговорить с ней. Но, понимая, что это с моей стороны будет выглядеть весьма трафаретно, я промолчал. И вот, увидев её, очаровательную красавицу, я незамедлительно подскочил к ней и, улыбаясь, молча, протянул ей персидскую сирень. Она, взглянув на меня тоже улыбчивым взглядом, молча кивнула головой в знак признательности, приняла в свои руки цветы. Вместо того, чтобы завести с ней беседу, я сделал поклон ей и ушёл.
Больше мы с ней не встречались, так как я уехал из Москвы.
Жалею ли я, что с ней так и не познакомился. Нет, несмотря на то, что она мне очень и очень нравилась. Значит, так должно быть в моей жизни. Я никогда, ни о чём не жалею. Хотел бы я сейчас её увидеть? Нет. Прошлого не вернёшь. Я довольствуюсь тем, что в моей памяти навсегда остались изумительного цвета, благоухающая тонким, нежным запахом персидская сирень загадочного и волшебного древнего Ирана и Очаровательная девушка из Польши.
Мартин.
Письмо к Елене.
Доброе утро, Елена! "Выдуманные люди" Кортасара привлекают нас тем, что мы не только видим в них себя, но и тем, что их удивительно мало в жизни. Это такая редкость, когда я вижу кого-то, похожего на себя. Я как-то писал пост, где рассказывал о человеке с родственной для меня душой. Не исключаю, что и ты похожа на меня. Пожалуй, Кортасар чуть ли не единственный писатель, в персонажах которого я увидел частицу самого себя. Это так интересно, читая его, видеть себя, разговаривать с собой в несколько трансформированном виде, на какой-то миг дистанцироваться от себя, смотреть на себя со стороны, потом опять сливаться с с кортасаровским внутренним миром; выйдя из него, пребываешь только в сугубо своей жизни, со всеми её чисто индивидуальными атрибутами, которые могут радовать и раздражать, но это Твоя Жизнь, которая в чём-то устраивает тебя, которую в чём-то пытаешься реконструировать. И сам процесс этой постоянной трансформации является невероятно увлекательным, в котором внешняя жизнь остаётся лишь формальным существованием, в которой, как в матрёшке, имеется и иное существование, иная, настоящая жизнь, невидимая окружающими тебя людьми. И дело не в том, что ты пытаешься скрыть её. Нет. Просто ты понимаешь, что многим твоя настоящая жизнь не нужна, что вполне понятно, так уж устроен человек, ему бы, дай бог, разобраться в своей. Так вот, этот процесс, это путешествие по своей настоящей жизни и есть в ней самое главное, интригующее.
Иногда встречаешь неожиданно появившийся рядом корабль, тоже бороздящий океан жизни, корабль, на котором лишь один капитан, который, как и ты, то радуется своему одиночеству, то пребывает в тоске, надеясь увидеть себе подобного. Человек такое существо, что не может быть вечно одним. Ему нужно видеть иногда отражение в той или иной форме, степени самого себя. Кортасар в связи с этим вспоминает, как он выразился, "непостижимую вещь": "Рыба, оказавшись в аквариуме одна, начинает тосковать, но стоит поместить в аквариуме зеркало, и она успокаивается...". Таков и человек. Встретив такой корабль, с похожим на тебя капитаном, начинаешь по-детски радоваться, давая ему звучный гудок приветствия, а он отвечает тебе тем же. Ты начинаешь улыбаться, понимая, что ты не один в этом безбрежном океане жизни. А улыбка, как поётся в одной известной песне, это флаг корабля.
Вот и первое письмо не только к Елене, но и ко всем одиноким капитанам, которые, составляя флотилию, не пропадут в любой шторм. Время покажет, сколько будет таких посланий. Но, уверен, они должны быть увлекательными, разогревающими душу и радующими сердце.