Нагаев Владимир Михайлович : другие произведения.

Чивруайская трагедия: какие секретные объекты находились по маршруту "самодеятельной" группы туристов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  

Чивруайская трагедия: какие секретные объекты находились по маршруту "самодеятельной" группы туристов

  

Памяти Виктора Ворошилова посвящается

 []

   На картинке размещены военные объекты стратегического назначения и железная дорога от гор. Апатиты до пос. Ревда
  
Этой статьей автор начинает серию публикаций, раскрывающие тайну гибели туристов Куйбышевского авиационного института ушедших 25 января 1973 года в "самодеятельное" путешествие в Ловозерские тундры и Хибины, и не прибывших в контрольный срок (31 января 1973 года) в гор. Кировск.
  
   В августе 1951 года секретным постановлением правительства СССР начинается строительство стратегической железной дороги по маршруту Апатиты - поселок Октябрьский - Йоканьга (Гремиха), где находилась военно-морская база дизельных подводных лодок. С 1968 года на этой базе стали дислоцироваться стратегические атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа Р-13 на борту. Одноступенчатая баллистическая ракета Р-13 работала на жидкостном ракетном двигателе.
  
   Дорогу строили заключенные правопреемника ГУЛАГа - Главного управления лагерей железнодорожного строительства МВД СССР. После смерти Сталина (март 1953 года) строительство стратегической железнодорожной магистрали было прекращено.
  
   В 1967 году секретным постановлением правительства СССР принимается решение о строительстве в 10 км северо-западнее поселка Ревда военного объекта стратегического назначения. Воинская часть (передающий радиоцентр) должна была войти в состав Радиотехнической системы дальней навигации (РСДН-20 "Маршрут") и контролировать полеты самолетов-ракетоносцев Ту-16, баллистических ракет, передвижение военных кораблей и атомных субмарин в подводном положении.
  
   С этой целью в 1967 году строительство стратегической железнодорожной магистрали по маршруту Апатиты - Ревда возобновляется. От поселка Октябрьский вдоль восточного берега Умбозера прокладывается железнодорожная насыпь с рельсами до поселка Ревда (станция Ловозеро) и далее на секретный объект РСДН-20.
  
   В целях дезинформации разведки НАТО железная дорога строилась якобы для транспортного обеспечения Ловозерского горнообогатительного комбината. Однако по проектным параметрам магистраль не соответствовала техническому регламенту Министерства путей сообщения СССР, государственной приемочной комиссией не принималась, на карту железных дорог не наносилась.
  
   В 1968 году строительство железнодорожной магистрали по маршруту Апатиты - Октябрьский - Пунча - Ревда завершается. Железная дорога состояла из одного пути, обслуживалась тепловозами. Локомотивное депо находилось на станции Титан, в 8 км от гор. Кировска. Дорога использовалась для перевозки грузов военно-технического и промышленного назначения. Протяженность магистрали составляла около 100 км.
  
   В ноябре 1972 года была введена в эксплуатацию Радиотехническая система дальней навигации (РСДН-20), в том числе с передающим радиоцентром, находящимся в 10 км северо-западнее пос. Ревда.
  

 []

Передающий радиоцентр (РСДН-20 "Маршрут)

  
   В мае 1969 года советским правительством принимается решение о строительстве недалеко от гор. Полярные Зори Кольской атомной электростанции. Для работы РСДН-20 необходимо было большое количество электроэнергии.
  
   В апреле 1971 года на XXIV съезде партии принимается меморандум о досрочном завершении строительства Кольской АЭС к 7 ноября 1972 года. Однако при проведении испытательных и пуско-наладочных работ что-то пошло не так, сроки сдачи неоднократно переносились. В итоге первый блок АЭС был введен в эксплуатацию в конце июня 1973 года.
  
   В районе поселка Октябрьский дислоцировался оперативный аэродром авиации Военно-морского флота СССР. На его взлетно-посадочной полосе взлетали и совершали посадку самолеты-ракетоносцы Ту-16 различных модификаций:
  
  -- крылатые ракетоносцы с фугасными и ядерными боеголовками;
  -- самолеты морской радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы (РЭБ);
  -- самолеты радиоэлектронной борьбы (групповой защиты) со станцией постановки активных и пассивных помех;
  -- самолет радиотехнической, радиационной и химической разведки;
  -- самолет метеорологической разведки для активного воздействия на облака;
  -- самолеты для решения научно-испытательных задач.
  

 []

Ту-16Е самолет радиоэлектронной борьбы (групповой защиты) со станцией постановки активных и пассивных помех

  
   Военные и гражданские объекты стратегического назначения должны были надежно защищены. Например, в районе станции Имандра, где находилась конечная точка "самодеятельного" путешествия куйбышевских туристов дислоцировалось тактическое подразделение спецназа ПВО - радиотехнический батальон радиоэлектронной борьбы. Спецназ ПВО прикрывал стратегический объект РСДН-20 (Ревда), военные аэродромы в районе Мончегорска, Оленегорска, пос. Октябрьский, а также подземный бункер для атомных бомб, расположенный в Оленегорске-2.
  

 []

Объект спецназа ПВО

  
   Следует отметить, что военный объект РСДН-20 расположенный в 10 км от пос. Ревда использовал сверхдальние волновые поля навигационной радиостанции и был весьма чувствителен к такому поражающему фактору источника чрезвычайной ситуации (ЧС) как радиоактивное излучение. В случае радиационного загрязнения местности, вызванного техногенной или военной причиной, работа передающего центра могла быть на длительное время прекращена.
  
   С целью защиты объектов стратегического назначения от поражающего фактора ЧС - радиационного поражения в труднодоступной ненаселенной местности Ловозерской тундры и Хибинах были дислоцированы секретные метеорологические полигоны.
  
   Аналогичный полигон располагался в районе горы Отортен, где погибла группа Дятлова. Такой же полигон находился в Пензенской области, куда должен был убыть в командировку Игорь Дятлов после "самодеятельного" похода по горам Северного Урала.
   Метеорологические полигоны предназначались для проведения испытательных работ с навигационной и радиоэлектронной аппаратурой в условиях ЧС, полевых учений для рассеивания и осаждения радиоактивных облаков.
  
   Для этой цели применялись зенитно-артиллерийские передвижные и стационарные установки с метеорологическими ракетами для обработки облаков типа "Облако".
  

 []

Метеорологическая ракета типа "Облако"

  
   В боеголовке метеоракеты вместо фугаса находился реагент йодистое серебро. Взрыв такой ракеты не оставлял никаких следов, все превращалось в мельчайшую пыль. Ступени ракеты самоликвидировались. Радиоактивное облако под воздействием реагента рассеивалось и в виде осадков (снег, дождь) выпадало на землю в труднодоступной ненаселенной местности.
  
   Не следует путать с метеоракетами типа МР-1, МР-05, МР-08 и МР-100 и геодезическими ракетами для изучения верхних слоев атмосферы на высоте 40--100 километров, запускаемые со станций ракетного зондирования атмосферы. Каждый пуск такой ракеты официально регистрировался, а запуск метеоракеты типа "Облако" не фиксировался. Это был обычный артиллерийский боеприпас.
  
   Состав "самодеятельной" группы туристов Куйбышевского авиационного института:
  
  -- студенты и выпускники радиотехнического факультета КуАИ. В институте осуществлялась подготовка специалистов по ракетно-космической тематике, проводились научно-исследовательские работы по освоению новейших образцов авиационной техники, в том числе ракетоносцев Ту-16.
  -- студент Куйбышевского электротехнического института связи, будущий специалист в области радиолокации;
  -- Лидия Мартина, сотрудник НИИ "Экран", деятельность которого была связана с разработкой аппаратуры систем навигации и радиоэлектронной борьбы.
  
   Выводы:
  
      -- В контрольных точках прохождения маршрута "самодеятельной" группы туристов КуАИ дислоцировались военные объекты стратегического назначения: передающий радиоцентр РСДН-20, военный аэродром авиации ВМФ, подразделения спецназа ПВО.
      -- Можно предположить, что группа туристов КуАИ была гениально замаскирована под "самодеятельную" группу путешественников и выполняла научно-исследовательскую миссию.
      -- При наличии железнодорожного сообщения между гор. Апатиты и пос. Ревда по восточному берегу Умбозера спасательные службы гор. Кировска и Ловозерского района могли оперативно (в течение 2-3 часов) прибыть на маршрут пропавшей группы и начать поисковые работы в разных направлениях.
      -- Есть веские аргументы, свидетельствующие о том, что государственные органы власти Мурманской области были осведомлены о не прохождении группой туристов КуАИ контрольных точек маршрута, расположенные в пос. Октябрьский и пос. Коашва.
      -- Есть веские аргументы, свидетельствующие о том, что государственные органы власти Мурманской области умышленно затягивали начало проведения поисково-спасательных работ.
      -- Между предполагаемой датой гибели группы туристов и датой прибытия спасательной службы в район места происшествия прошло 8 суток.
  
   Читатели, внимательно изучившие мою трилогию и статьи блога, начинают догадываться, о чем свидетельствует время равное 8 суткам...
  
   Совершенно не случайно Чивруайскую трагедию называют гибелью группы Дятлова-2.
  
   Продолжение истории следует...
  
   Из содержания следующей публикации вы узнаете, кто из партийных органов Мурманского обкома КПСС курировал подразделения областного "МЧС".
  
   Владимир Нагаев
   Автор трилогии "Период полураспада группы "Хибина"
  
   19 октября 2019 года
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"