Народное Слово : другие произведения.

Зулейхамство и быдлописательство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.65*10  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Иногда складывается впечатление, что писатели-антисоветчики нашли в большевизме какую-то среду, в которой их персонаж мог быть проявить свои богатые переживания.Нужны внешние обстоятельства для героя, чтобы он проявится?    Честно сказать, когда у героини открывается талант охотницы, сразу видится как она в красноармейской форме со снайперской винтовкой бьет фашистов.Но не случилось.

  Зулейхамство и быдлописательство
  
  Было такое явление в литературе и живописи - бытописательство. Старое слово, обозначавшее историка - "бытописатель", стало применятся к писателям и художникам желавшим творить на тему народного быта сельского или городского.
  У нас речь пойдёт об эпистолярном творчестве. В бытописатели относили не только произведения чистой беллетристики, но и вещи по своему жанру близкие к публицистике. Вот имена наиболее известных бытописателей : Владимир Гиляровский ,Иван Кокорев ,Михаил Пыляев ,Дмитрий Никифоров ,Иван Кондратьев ,Петр Боборыкин ,Рустам Рахматуллин.
  Есть и менее известные, вот например книга авторы книги "Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов": Д. А. Засосов, В. И. Пызин.
  В любом крупном городе найдете вы литератора, который собирает городские истории , легенды и ,в силу таланта и умения связно излагает их в книге в удобном для читателя виде. Бывают и сельские бытописатели. Надо полагать к жанру бытописательства можно ,к примеру, отнести "Письма из деревни" (1872-1887 гг.) А.Н.Энгельгардта.
  
  Могут к бытописателям относить не только прозаиков ,но и поэтов. Вот такие:.
  
  Я для песни задушевной
  Взял лесов зеленых шепот,
  А у Волги в жар полдневный
  Темных струй подслушал ропот,
  Взял у осени ненастье,
  У весны благоуханье;
  У народа взял я счастье
  И безмерное страданье.
  
  ДРОЖЖИН Спиридон Дмитриевич 
  
  или
  
  В темном лесе, за рекой,
  Стоит домик небольшой,
  С двумя светлыми окнами,
  С распашными воротами.
  Под замком те ворота,
  И калитка заперта -
  Чтоб не вшел туда рогатый,
  Леший страшный и косматый;
  Чтоб не вшел туда упырь,
  Ни проезжий богатырь.
  Кто ж живет тут одиноко,
  От жилья кругом далеко?
  Рыболов ли небогатый?
  Иль разбойник бородатый
  В нем спасается мольбой,
  С сундуками и казной?
  Живет в доме с давних пор -
  Караулит царский бор -
  Лесной староста, с женою,
  С третьей дочкой молодою.
  И для ней старик седой
  Замыкает домик свой, -
  Чтобы в каменны палаты
  Не увез купец богатый;
  Чтоб боярин окружной
  Не прильнул бы к молодой
  Безотвязной повиликой, -
  Чтоб не быть ей горемыкой.
  
  Кольцов Алексей Васильевич.
  
  Интерес к народной жизни и повальная грамотность, свалившаяся на страну при советской власти, породил целую когорту людей, профессионально владеющих слогом. Поскольку не всем из них был даден талант художественного творчества, но имея бойкое перо , некоторые способности и усидчивость, они все таки могли претендовать на литературные заработки, и находили себя в таком виде отечественной литературы как бытописатеьство. К этому труду отношение государства и публики было благосклонное, и хотя были там и откровенные халтурщики, но в целом труды таких литераторов ценны и важны и часто бывают интересным чтивом.
  
  Со временем термин "бытописательство" стал перекочевывать в художественную прозу. Бытописателями села начали называть писателей - деревенщиков ,термин - деревенщик означает не того писателя ,который творит на даче у камелька, а того кто пишет произведения о сельской жизни. Не будем их все перечислять ,их много и мы их любим , но одного пожалуй упомянем - неполживый Александр Исаакиевич Солженицын. Его "Матренин двор" (пьеса по рассказу до сих пор не сходит с подмосков театров)просто с восторгом и придыханием встретила всеглдалиберальная интеллигенция. Александр Исаакиевич никогда в селе в средней полосе России не жил. Он вырос в Кисловодске, жил в Ростове-на-Дону, сидел в Караганде ,если не считать короткого периода в городе Чойбалсане (Монголия) о чем он сам упоминает в нетленке "Архипелаг Гулаг"("одиночка" в городе Чойбалсане, где на шести квадратных метрах пола вы месяцами сидели четырнадцать человек впритиску и меняли поджатые ноги по команде." Архипелаг Гулаг гл 5.", творил Солженицын в Москве. В специальную книжицу он записывал простонародные слова и обороты, а потом вставлял в свои произведения вперемешку просторечия из разных говоров,от чего специалисты криво морщились, он еще и изобретал или выискивал в словарях всякие словечки, которые ему могли казаться народными: "вприиску" "мелюзговые", "колышистый", "вбирчивые".
  
  И вот из литературной халтуры подделывающейся под бытописательство - из мистификации и подделки в итоге родилось это самое быдлописательство - целые тома произведений состряпанные из баек , анекдотов и измышлений вроде как о "народной жизни", заботливо скомпилированных, сдобренных часто многострадательными пассажами и "конкретными цифрами о неисчислимых жертвах", прощу прощения за оксюморон.
  
  Безработица капитализма выплеснула в свободное плавание миллионы гуманитариев, немало их - ученых грамоте , в поисках куска хлеба подались в сочинители, и вот тут быдлописательсво просто спасло многих от нищеты и голода. Оказалось что если писать всяческие заказные опусы (от статеек до сценариев) можно неплохо существовать, только надо чтобы писания были выдержаны в духе нужном хозяину-заказчику, которым является денежный мешок - он же: антисоветчик, русофоб и власовец, ненавистник советского прошлого и пролетариата (впрочем и инженеров тоже) и с презрение относящийся к труду.
  Чего стоит только писания некоей чешки Веры Соснаровой о Советской России : 'Волки ходили за нами, собирались стаями, рыси сидели на каждом дереве и ели людей, которые кричали в лесу' или 'Нам готовили борщ из человечины. Когда мы нашли в борще пальцы, мы поняли это'.
  Впрочем Вера Соснарова не гуманитарий, а вполне себе всю свою жизнь в СССР работала на заводе. Но оцените масштаб таланта!
  
  Мы видим что быдлописательство (как литературное направление), зародившись в утонченных кругах всезнающей русской интеллигенции, расползается по другим народам. Пока что его темой сама Россия, но очень скоро местные борзописцы найдут как применить сей художественный метод на национальной почве.
  
  Недавно публика лицезрела попытку распространения бытописательства на татарскую основу. К сожалению пока на русском языке. Речь пойдет о книге и фильме "Зулейха раскрывает глаза", автор Гузель Яхина получила уже за книгу несколько премий, и до Нобелевской , полагаю, дело дойдет.
  И вот зритель рад видеть "Зулейха открывает глаза" - новый серил со старыми штампами.
    Сразу отметим: даже эвфемизм "открыть глаза" использован автором как штамп, ибо никакого прозрения у героини не происходит. (Замена творчества набором штампов - прекрасный способ заработка на быдлописательстве.)  Да и вообще - развития персонажей ,по ходу мучительного развития сюжета, нет.
    Интересно, что либералы стали показывать большевиков (причем уже большевиков 30-х годов) так, как показывали в советских фильмах анархистов времен революции 1917(такими полуурками из фильма "Камо"или Лёву Задова из фильма "Хождение по мукам" 1957).Хотя и анархисты в реале такими не были. Либералы тут приспособили советский штамп. Вот бы кто из искусствоведов исследовал это явление - перенос штампов на новые объекты "творчества".
    В фильме наблюдается полный набор ,банальных бытовых штампов: мрачный татарин (он же нелюдимый кулак, хотя с топором, а не с обрезом), татарский домострой, старая властная слепая татарка (исцеление Тайдулы),забитая невестка, семейное насилие, осквернение сакрального места сексом, голодные дети, утопленная баржа с контрреволюционерами, "на встречу утренней заре по Ангаре, по Ангаре" хотя тут уместнее говорить об аллюзии ,но неоправданная аллюзия это все равно штамп , и вот еще - репрессированный "цвет нации" в виде еврейского профессора и прочей "илитЫ".Кстати, профессор у нас "цвет нации" со времен чеховского Серебрякова *("Дядя Ваня")- балабола, дармоеда и бездарности. Да, там еще есть и лесоповал - мучительная рубка одной березы в день ("лес рубят - щепки летят").
  Ну тут же все заметили еще один штамп: забитая но честная татарская женщина, и в противотезу эмансипированная, но легкодоступная русская блондинка.
  Ну стоит еще упомянуть просто радклифовский кусок - это поездка на кладбище, раскапывание могилы и спанье с трупом. Элементы готики в быдлописательве это безусловная новация автора.
    
  
  Художественное произведение - это всегда выражение отношения автора к действительности.
  Итак, что автор книги (и авторы фильма) любят и что они не любят.
  Не любит семейное насилие вроде с одной стороны, но в то в то же время не любит эмансипированных блондинок, хотя эта нелюбовь показана не очень ярко, в основном безнравственной сценой секса в мечети.
  Не любит большевиков, но в то же время соглашается в конце книги на помощь спившегося офицера НКВД.
  Большевики убивают крестьянин всего то за то что пытался кинутся на них с топором и бесстыдничают в мечети. Кстати , стоило и вводить сцену секса в мечети? Если надо было показать сцену осквернения, то можно было к примеру показать как большевики вводят лошадей в храм(все рано лошади не выдержат ночного мороза), это по крайней мере была бы аллюзия "...и в церковь гнать табун...".
  Ну как то еще чего бы ни будь понаписать, ну например что отец Муртазы был царский офицер и незаслуженно пострадал от власти красных
  Кстати о сексе, автор секс не любит, им занимаются два раза и каждый раз антисанитарно - без последующих водных процедур.
  Зато автор любит столичную интеллигенцию ( Еще бы! Она все пути к раскрутке любой книжки цепко держит в своих руках) - столичные интеллигенты, оказавшись в ссылке , только и думают о татарской женщине и ее ребенке.
  А что еще любит автор? Да как то все невнятно. Может автор любит народ? Народ практически не показан. Каково отношение работников Муртазы и односельчан к кулаку, к раскулачиванию?
  И вот еще что интересно, если Зулейху сослали в начале тридцатых годов, а повествование идет вплоть до взросления ее сына, то в какое то время где то там шла жестокая война , которая никак не отразилась на судьбе героев этого эпохального произведения, типа "нам татарам все даром"?
  
   Все антисоветские штампы должны с помощью таких произведений крепче укрепляться в башке обывателя мнящего себя интеллигентом , но для нормального восприятия все это уже превратилось в какой то самостеб.
     Вот вопрос - а кому старые штампы надоели? Ну используйте уже другие штампы. Ну покажите уже большевиков вампирами и вурдалаками.
Оценка: 4.65*10  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"