Этология Человека : другие произведения.

Орудийная деятельность человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Орудие - это то, чем "орудуют" - пользуются для достижения поставленной цели. Еще в недалеком прошлом считалось, что факт изготовления каменных орудий древними людьми подтверждает разумность последних. Но исследования не стоят на месте. Они показали, что орудия могут изготавливаться и животными...

  
  
  Орудийная деятельность основывается на использовании различных орудий в индивидуальной и общественной жизнедеятельности. Орудие - это то, чем мы "орудуем", пользуемся для достижения поставленных целей.
  
  Важным этапом развития человека стал переход от использования орудий к их изготовлению. Еще в недалеком прошлом считалось, что факт изготовления каменных орудий древними людьми подтверждает разумность последних. Широкое распространение получило мнение об орудийной деятельности как отличительном признаке, выделяющем человеческое среди животного.
  
  Исследования прошлого не стоят на месте. Они показали, что орудия могут изготавливаться и животными. Животные используют природные предметы в качестве орудий и даже способны их изготавливать. Делали орудия и виды очень далеких наших предков, жившие за миллионы лет до появления Человека Разумного.
  
  Изготовление и использование тех или иных орудий имеет врожденный характер. Так, например, ребенок берет в руки палку и без обучения уже знает, в каких случаях ее можно применять - если нужно почесаться, трогать незнакомый, а потому подозрительный предмет, выковыривать съедобное. Палка также применяется, как оружие. С ее помощью можно ударить животное или другого человека.
  
  Неизвестно, применяли ли наши предки для создания и использования первых орудий разум или они действовали по наитию, не задумываясь. Бессознательно или пользуясь какими-то умозаключениями старающиеся выжить в очень суровых условиях постепенно открывали для себя полезность различных компонентов таящего в себе множество открытий неживого мира. Камней, палок, воды, огня, различных форм и свойств твердых и мягких предметов, острых их граней.
  
  Врожденное поведенческое наследие не закрыто для индивидуальных открытий. Так, например, врожденная программа аистов строить гнезда на деревьях позволила им творчески подойти к ее реализации и в человеческом мире. Вить их на трубах домов, использовать для гнездования фермы электропередач. Достаточно удобно, безопасно и от источников пропитания недалеко.
  
  Врожденные программы, позволяющие комбинировать, учиться, подражать, запоминать творят в буквальном смысле слова чудеса. Дрессировщики с помощью разума и заложенного поведенческого багажа добиваются того, чтобы медведь ездил на велосипеде, а дельфины демонстрировали сложнейшие фигуры в воде и воздухе. И в человеческом мире разум, интеллект мирно соседствуют с врожденными основами поведения, сотрудничают с ними. Могут, грамотно используясь, позволить добиться весьма неплохого качества жизни.
  
  2,4 млн лет тому назад, еще до прямостоящего человека и уже при нем один из видов наших далеких предков - Человек Умелый научился оббивать гальки. Они брались в обе руки, затем одной из них наносился удар по кончику другой. Таким способом изготавливались орудия различного применения. Производство галек просуществовало около 1,8 млн лет, относится к олдовайской культуре (технологии).
  
  1.5 млн лет назад впервые в Восточной Африке появились орудия, отнесенные к ашельской культуре. Изготавливались человеком прямостоящим посредством рассудочной деятельности, выстраиванием последовательных операций (технологии). Приблизительно 1,0 млн лет тому назад люди стали активно осваивать различные территории. Их останки обнаружены от Марокко до о. Ява, Китая. До своего исчезновения (около 500000 лет тому назад) они использовали орудия, изготовленные по старым технологиям, не совершенствуя их. Потомки этих людей - неандертальцы, в течение 60000 лет также занимались воспроизводством уже имеющегося.
  
  С появлением на планете Человека Разумного ситуация изменилась. Человеческие орудия эпохи позднего каменного века - неолита уже имеют сложную форму, разнообразны, сделаны с умом. Изготовлены с применением усложнившегося мозга. Просто так их сделать было невозможно. Для изготовления обнаруженного учеными нужны были определенные знания, умения.
  
  Для того, чтобы пользоваться орудиями, изготавливающимися по олдовайской и ашельской технологиям, увеличения и усложнения мозга не требовалось. Вероятнее всего, на этом этапе человеческого развития действия по изготовлению и использованию орудий носили в большей степени инстинктивный характер, чем интеллектуальный.
  
  Разнообразие и ужесточение условий выживания, усложняя человека, помогали ему совершенствовать орудия, все больше опираясь в их разработке и применении на работу мозга. Усовершенствования улучшали технику охоты (способы убийства). Способствовали повышению уровня кооперации членов группы, совершенствуя таким образом социальную организацию бытия.
  
  
  
  Литература
  Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
  Моррис Д. Голая обезьяна
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"