Этология Человека : другие произведения.

Врожденного поведения много и оно разное

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Человек приходит в мир с программами поведения в нем. Это врожденная информация, подсказывающая человеку, что нужно делать в той или иной ситуации. Полученное из прошлого выстрадано, проверено неисчислимым количеством поколений предков, условий жизни и обстоятельств ...

  
  
  Человек приходит в мир с программами поведения в нем. Это врожденная информация, подсказывающая человеку, что нужно делать в той или иной ситуации. Полученное из прошлого выстрадано, проверено неисчислимым количеством поколений предков, условий жизни и обстоятельств, которые отправляли в будущее лучшее поведение, ведущее к успеху, обеспечивающее его.
  
  В основе поведения человека в группе, взаимодействия групп друг с другом лежат врождённые программы. Они же находятся в основе индивидуального и общевидового (видоспецифического) поведения. Являясь сложными, они регулируют отношения, различные аспекты жизни человека, вида в целом. Их творец - эволюция человека.
  
  Борьба за ресурсы, статус, стремление к сотрудничеству, агрессивное поведение и миролюбие - у всего этого биологические корни.
  
  Чтобы с момента рождения человека мозг начал действовать, нужна какая-то основа - базовое программное обеспечение, которое позволяет узнавать задачи, решать их, учиться именно так и тому, что нужно для выживания.
  
  Поведенческие программы состоят из компонентов (действий). Их комбинаций создавалось много. Неудачные сочетания выбраковывались посредством гибели особи. Удачные оставались жить, размножались их носителями.
  
  Программы формируются медленно. Став ненужными, они перестраиваются или разрушаются также очень медленно. Многие унаследованные программы не исчезнут никогда, ибо они являются фундаментом социальной, рассудочной деятельности.
  
  Врожденное наследие проявляется как в обычных действиях, так и в наших странностях, пристрастиях, привычках, хобби. Для многих их происхождение неясно. Правда, многое становится понятным после путешествия к условиям выживания и образу жизни наших далеких предков.
  
  Врожденные поведенческие программы формировались миллионы лет. Надстройка над ними развивается всего несколько тысячелетий. Быстро ее основу не убрать. Человеку необходимо признать это для того, чтобы не заниматься смешной, бессмысленной борьбой за отмену того, о чем имеет весьма смутное представление.
  
  Врожденное поведение (инстинктивное) разнообразно. Его подчас очень хорошо маскируют способности человека к обучению, мышлению.
  
  Врожденность (инстинктивность) действий у многих до сих пор ассоциируется с чем-то плохим, низменным. Считается, что ее нужно всячески скрывать и подавлять с помощью разума, воли, культуры.
  
  В каждом из нас врожденные и рассудочно-культуральные поведенческие модели, реализуемые различными мозговыми структурами, сосуществуют друг с другом. По мнению нейрофизиологов, структуры способны, взаимодействуя, функционировать в значительной степени независимо друг от друга. Два мира внутри одного человека. Разные миры.
  
  Врожденные программы не требуют, не заставляют, не советуют. Они консервативны, незаметны. Они направляют желания и мысли по проверенному в прошлом пути, оставляя разуму возможность ориентироваться в происходящем, придавать им форму, соответствующую времени, обстановке, принимать необходимые решения, реализовывать их.
  
  Человек является неразрывным сплавом врожденного наследия, обеспечившего предкам выживание, и разума, способного использовать полученное в имеющейся ситуации, стандартной и нестандартной, его корректировать, развивать, усовершенствовать.
  
  Врожденное наследие и разум не враждуют, а взаимодействуют друг с другом. Итог этой удивительной взаимопомощи - нам кажется, мы считаем, уверены, что поступаем именно вот так, потому что так хотим, нас так воспитали, так нужно, таковы наши ценности, убеждения.
  
  Миллионы лет врожденные программы помогают нам, мотивируют, берегут нас, показывая зыбкость социокультурных конструкций, меняющихся, но не меняющих находящегося в основе жизни, выживания, преуспевания.
  
  Наша история - цепочка удивительных превращений наших далеких, живущих в лесных массивах предков в охотников, затем существ оседлых, культурных. Культурное развитие позволило достичь впечатляющих темпов научно-технического прогресса. Тем не менее, как только желаемое человеком не совпадает с врожденным наследием, появляется сопротивление новшествам.
  
  Если бы организация нашей жизни для добычи пропитания, работы с агрессией, реализации сексуальных, родительских и других отношений формировалась главным образом средствами культуры, то люди смогли бы лучше контролировать свое поведение, менять его для гармонизации взаимодействия.
  
  Этого не случилось.
  
  Основой нашего поведения стали выкованные эволюцией, естественным отбором врожденные программы. Зверь, сидящий в нас, никуда из нас не ушел. Он то и дело шевелится. Мы вынуждены подчиняться. Сидящий в нас не противен нам. Его порывы часто приносят нам удовольствие.
  
  Человеческие сообщества имеют обнадеживающее будущее только в том случае, если предлагаемое для их развития не вступает в серьезный, глубокий, продолжительный конфликт с основными нашими врожденными потребностями. Развитие в неправильном направлении способно привести к застою, гибели.
  
  И в наше время хватает романтиков, мыслителей, мечтающих о кардинальном изменении жизни, построении идеального общества, государства, полностью освобожденных от животных реакций. Тем не менее, необходимо понимать, что в реальности мы, делая что-либо, достаточно существенно зависимы от врожденного поведенческого наследия. Оно есть. Оно влиятельно. Мешает строить то, что построить не может. Модели взаимоотношений, противоречащие ему, являются утопиями, которые на всем протяжении человеческой истории приносили массу страданий и смертей.
  
  Наше врожденное (инстинктивное) поведение стало важнейшим могильщиком социалистической идеологии. Строителям социализма казалось, что они строят что-то принципиально новое. В практической же плоскости происходило активное разрушение наработанного, накопленного предыдущими (несоциалистическими) поколениями. Стремление к эффективности труда обернулось вопиющей его неэффективностью. Борьба трудящихся за свои права, новое моральное и духовное состояние закончилась всеобщим одобрямсом, бесправием, моральным опустошением, цинизмом.
  
  По той же причине, по которой не стоит строить социализм, не имеет смысла идти и к коммунизму. У того и другого хватает врагов во врожденном наследии.
  
  Для построения коммунистического общества (впрочем, как и Царства Божьего на Земле) необходимого формирование нового вида. Это должен быть биологически другой человек.
  
  Коммунистическое общество могли бы построить муравьи, пчелы, осы, термиты. Они являются общественными животными, склонными к справедливому, честному, ответственному, инициативному, рациональному поведению.
  
  Разум часто бывает бессилен перед чувствами, которые являются голосом врожденного поведенческого наследия. Тем не менее, необходимо понимать, что оно на человека влияет по-разному. Он не находится полностью в его власти. Что-то из поведенческого багажа на человека влияет очень сильно, что-то слабее, чем-то можно вообще пренебречь. Усилиями рассудка его можно ослабить, заблокировать, изменить. К счастью, сформированное в течение миллионов лет генетическим процессом изменяемо. Правда, изменения будут происходить не одну сотню тысяч лет.
  
  Человек - совокупность большого количества различных поведенческих программ. Они создавались в мало похожей на сегодняшнюю среде. Поэтому выдаваемое ими поведение может не соответствовать обстановке, быть адекватным ей, откровенно устаревшим, малоэффективным, даже весьма вредным, опасным. Не все, что естественно - хорошо.
  
  В нас есть альтернативные варианты поведения для разрешения любой базовой, повседневной ситуации.
  
  Есть поведенческие программы, подталкивающие человека не убивать, не грабить, не воровать, не притеснять слабых, иметь крепкую семью. Есть врожденные программы, подталкивающие человека убивать, грабить, воровать, унижать слабых, быть раскрепощенным в сексуальных отношениях.
  
  Есть программы, которые для нас очень полезны (например, естественная мораль). Есть устаревшие. Есть и такие, с которыми нужно серьезнейшим образом бороться (каннибализм, мстительность, др.).
  
  Борьба с ненужным, опасным может осуществляться с помощью других врожденных программ, разума, различных социальных правил (традиций, воспитания, правовых норм). Так, например, с помощью воспитания можно поддерживать, развивать доброту, доверчивость, благодарность (имеют врожденную основу).
  
  Удивительное поведенческое разнообразие, которое составляют как агрессивные, так и антиагрессивные, альтруистические врожденные программы, позволяет людям создавать иерархии в широчайшем диапазоне от жестко организованных, беспощадных банд до клубов с минимальным вниманием на социальные статусы их членов.
  
  Мы способны к минимизации своей агрессивности, дружескому общению, невзирая на иерархические отношения. Грамотно поддерживая социальными технологиями врожденные импульсы можно делать взаимодействие более приятным. Примером может послужить активная американская социальная реклама улыбки, обучающая чаще ей пользоваться.
  
  Страна научилась, привыкла улыбаться. Достигнутый результат - заметное снижение агрессивности. Полученный позитивный опыт стали перенимать другие страны. По этому пути пошла Западная Европа.
  
  Когда люди улыбаются друг другу, врожденные иерархические программы воспринимают мимический сигнал в качестве уверенной, но мягкой готовности к отпору и поощрения контакта одновременно. На подсознательном уровне принимается решение не раздражаться (не бояться), игнорировать определение иерархических статусов взаимодействующих сторон, признать их равенство.
  
  Если врожденная программа, реализуясь, приносит позитивный результат (правильная работа программы), человек испытывает удовольствие. Его вырабатывает (продуцирует) особый мозговой центр. Если программа не приносит ожидаемого результата, возникают неприятные чувства, эмоции.
  
  В случае, если что-то происходит не так, как надо, поведенческая программа останавливается на месте сбоя и заставляет человека повторить все с начала. В этом ему помогают упорство и упрямство. Они - неотъемлемые ее компоненты.
  
  В новой, неизвестной программе ситуации идет повторение одних и тех же действий. В этом случае мы бываем очень похожи на жука, посаженного в баночку или муху, которая не может выбраться из комнаты на свободу.
  
  Повторение подчинено задаче выяснения причин возникшей проблемы: имеют ли место ошибки, допускаемые человеком при реализации программы, или же неправильно узнана сама ситуация, для которой она выработана, или же в программе есть дефекты.
  
  Если раз за разом поведенческая программа не достигает ожидаемого результата, она блокируется сильным страхом.
  
  С этого момента, как только человеку нужно ее реализовать, так как появилась соответствующая ситуация, ему становится страшно. Возникает сильное желание уклониться от показавших свою неуспешность действий. Психологи это явление называют фобией, самооценку фобии - комплексом неполноценности.
  
  Психоаналитики считают, что фобии можно исправлять, отправляясь к детским воспоминаниям, в прошлое клиента, проводя их коррекцию с помощью внушения уверенности в возможности благополучного преодоления вызывающей страх ситуации.
  
  Большинство граждан обычно никаких особых проблем с использованием врожденной информации не имеет. Оно даже не подозревает о ее наличии. Проживая жизнь в рамках этапов традиционного человеческого пути, подчиняя его рассудочно-чувственному выбору в условиях индивидуального стечения обстоятельств.
  
  
  
  Литература
  Дольник В.Р. Такое долгое, никем не понятое детство
  Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
  Дольник В.Р. Археология человеческих пристрастий
  Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев
  Бутовская М.Л. "Этология необходима в гуманитарных вузах..."
  Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения
  Марков А.В. Ген альтруизма
  Моррис Д. Голая обезьяна
  Протопопов А.И. Интервью сайту ethology.ru
  Протопопов А.И. Интервью порталу "Глобосфера"
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"