Этология Человека : другие произведения.

Детско-подростковое время в жизни человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Замечено, что есть врожденные программы, которые проявляются в детстве, подростковом возрасте, после взросления не реализуются. Так, например, дети очень любят взбираться на деревья, сидеть на ветках, раскачиваться, строить на них жилища, их сильно притягивают дупла, пещеры ...

  
  
  Детство является частью нашей жизни. Это ее начало. Детские качества присущи каждому человеку.
  
  В детстве, подростковом возрасте плохо понимается, что и зачем делают взрослые люди, свое поведение считается совершенно нормальным, правильным. Молодежь не любит вспоминать свое детство, пытаясь сделать все возможное, чтобы их не воспринимали детьми. Они очень, очень хотят выглядеть и быть взрослыми, серьезными, солидными людьми.
  
  В зрелом возрасте о детстве почти не думается. Кажется, что оно было где-то там, далеко в прошлом. Выходки своих детей воспринимаются с удивлением, непониманием, подчас вызывают острое отторжение, негодование. Это удивляет, ибо взрослые ведь сами тоже когда-то были такими. Причины непонимания взрослыми жизни детей и подростков до сих пор являются вмещающей противоречивые точки зрения и гипотезы темой дискуссий и исследований.
  
  Замечено, что есть врожденные программы, которые проявляются в детстве, подростковом возрасте, после взросления не реализуются. Так, например, дети очень любят взбираться на деревья, сидеть на ветках, раскачиваться, строить на них жилища, их сильно притягивают дупла, пещеры. Эти влечения пришли от наших предков, представляя собой отголоски оставшейся в далеком прошлом жизни.
  
  С приближением старости, в пожилом возрасте детство возвращается к нам. Все чаще и чаще вспоминается прошлое. Оно занимает все больше времени в воспоминаниях, становится частым гостем в снах. Там оно до слез такое яркое, привлекательное, приятное. В пожилом возрасте люди с удовольствием вспоминают свое детство, отрочество, юность, возятся с подрастающим поколением, пытаются учить его жизни.
  
  С возрастом у нас меняется образ жизни, соотношение разных типов контактов. Дружелюбие в контактах в детстве, молодости заменяется более агрессивным отношением друг к другу в зрелом возрасте, затем с годами возвращается, становится важнейшим фактором улучшения психоэмоционального состояния большинства представителей старшего поколения.
  
  Неизгладимый след в нашей жизни оставляет школа, дающая знания спорного характера и содержания, а также достаточно часто гиподинамический и информационный стрессы. Задача школы состоит в том, чтобы аномальный - городской образ жизни, сделать нормой. Она вырабатывает привычку вести малоподвижный образ жизни. Школа - многолетняя система тренировок, позволяющая приспособить человека к аномальному, смягчить действия стрессоров цивилизованного мира.
  
  Учась в школе, детям и подросткам (особенно мальчикам) свойственно создавать неофициальные группы. В них устанавливаются иерархические отношения, отрабатываются в игровой форме различные врожденные поведенческие программы. Приветствие, начало общения построено на чередовании демонстраций дружелюбия и агрессивности. В дальнейшем взаимодействии доминирует стремление избегать прямых, серьезных столкновений. Успешная адаптация в группе во многом зависит от того, насколько активно новичков вовлекают в отношения те, кто составляет ее костяк, занимает в ней высокие статусы.
  
  Подростковое поведение характеризуется высокой агрессивностью. В этом возрасте иерархические отношения становятся жестче.
  
  Членство в игровых группах очень важно для развития подростков. Индивидуум учится в них подчинять сверстников, им подчиняться, получать внешнюю оценку своего поведения, реагировать на нее, взаимодействовать с разными членами группы для решения различных задач. Мозг запоминает приобретенные знания и навыки. Складывающиеся в группе отношения подросток воспринимает очень серьезно. С их помощью накапливается необходимая для выживания информация, опыт по реализации лидерских качеств, оценке своих способностей, личного и межличностного поведения.
  
  Во главе иерархии может оказаться умный, честный парень, может неумный, подлый и трусливый, носитель криминальных наклонностей. В зависимости от личных качеств лидера и его окружения игровая группа может стать комфортным местом отработки поведенческого наследия или превратиться в преступное сообщество.
  
  Влияние личных качеств лидера на то, чем занимается детско-подростковая группа, характер отношений соподчинения, формирующихся в ней, взрослым стоит держать под контролем. Это позволит эффективнее противостоять формированию и осуществлению преступных намерений. Важно противодействовать проявлениям жестокости, которые могут нанести существенный урон психофизическому состоянию ребят со слабой способностью держать удар. Имеет смысл препятствовать подростковой агрессии канализироваться через вандализм.
  
  Родители бывают весьма недовольны, когда их чада дерутся. Особенно не любят драки мамы. Тем не менее, физические контакты в форме нападения в детско-подростковом возрасте важны, нужны. Драки, особенно у детей и подростков, являются обязательным условием для качественной социализации. Они способствуют выработке адекватного социального поведения. Подрастающие представители мужского сообщества в противостоянии проверяют свои способности силовым образом защищать взгляды, интересы, отражать натиск противника.
  
  Такого рода стычки используются для сохранения, отстаивания, улучшения (повышения) иерархического статуса. Успешно отбивший нападение, победитель чувствует себя "настоящим" мужчиной, что позволяет стать более уверенными в себе, поднять самооценку, статус в группе.
  
  Заботящийся о здоровье человека цивилизованный образ жизни драки не поощряет, преследует, подталкивая искать другие пути реализации своих потребностей. Но поведенческий комплекс естественных (врожденных) реакций исключить из нашей жизни полностью невозможно. Никуда до сих пор не исчезающие, в лучшем случае, разбитые носы и подбитые глаза свидетельствуют об этом.
  
  Замечено, что, чем выше примативность особей, меньше культурных, правовых отношений, тем сильнее тяга добиться правды, снять напряжение с помощью действий насильственного характера.
  
  В отношениях может появиться такой неприятный и опасный компонент, как преследование отличающегося по какой-либо причине от всех человека. Стремление преследовать (моббинг) может появиться во взаимоотношениях между детьми и подростками в классе, дворовой компании и даже в семье. Никто не учит травить слабых, это врожденная реакция на слабину в чем-либо. Она настораживает, раздражает, вызывает агрессию, выражающуюся в преследовании.
  
  Дети и подростки (да и не только они, во взрослом мире этого тоже хватает) травят больных, слабых, социопатов, заметно отличающихся от нормы личностей - "белых ворон". В преследовании может принимать участие часть группы, а то и почти все ее члены. Преследуемая личность всячески обижается, терпит придирки к тому, что делает и говорит, как одевается, ко всему, к чему только можно. К ней может применяться физическое, иногда и сексуальное насилие.
  
  Все попытки улучшить отношения, утихомирить, что-то кому-то доказать, как правило, ни к чему не приводят. Преследуемый человек приходит в ополчившееся против него сообщество с ощущением, что стечение неблагополучных обстоятельств забросило его не по своей воле в зону боевых действий. Каждый день может произойти все, что угодно. Это негативно влияет на психофизическое состояние развивающейся личности.
  
  Корни преследования уходят в глубь времен. В очень далеком прошлом наши предки использовали стратегию преследования группой взрослых хищников и их детенышей для того, чтобы защитить себя от опасности. Такого рода поведение вызывало у животных страх, отбивало желание нападать на людей. Коллективное преследование, можно сказать - травля, формировало, поддерживало и развивало страх хищников перед человеком. Это был отличный, действенный способ защиты от тех, кто доставлял какие-либо неприятности жизни племени.
  
  Способ был направлен не только на опасности внешнего мира, но и на человеческую повседневность, уничтожая в ней слишком слабых, нагло-сильных и оригинальных членов группы, выступая таким образом защитником поведенческой нормы. В случае излишней концентрации особей на территории, не располагающей необходимыми ресурсами для их достойного выживания, с помощью моббинга обеспечивалось сокращение численности оказавшейся в трудной ситуации популяции.
  
  Так что преследующее поведение - это ускоритель эволюционных процессов, проявление групповой агрессии, наше многовекторное поведенческое наследие, которое в прошлом работало на сохранение наших предков в нелегких условиях нецивилизованного выживания. Реально помогало и было востребовано повседневностью.
  
  В современном обществе моббинг многолик, признан серьезной проблемой межличностных коммуникаций, с которой борются разные специалисты. Человечество подавляет этот механизм воспитанием, силой закона. Эффективное вмешательство способно смягчить ситуацию, помочь преследуемой стороне. Но, к сожалению, сказать, что есть некие универсальные рецепты, технологии, подходы, которые способны помочь в любых случаях нельзя. Врожденное поведенческое наследие не отпускает нас. Оно помогало в прошлом, но сегодня часто совершенно неактуально, откровенно вредно.
  
  
  
  Литература
  Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
  Дольник В.Р. Такое долгое, никем не понятое детство
  Ефремов К. Режим "атаки или бегства"
  Ефремов К. Обезьяна, которая не стала взрослой
  Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения
  Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"