Этология Человека : другие произведения.

Путешествуя по дороге взросления

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Стоит вспомнить, что в далеком прошлом взросление происходило рано. В несерьезном для нынешней человеческой цивилизации возрасте (12 - 14 лет) древний человек уже был полноценным членом сообщества, мог иметь жену, принимать активное участие в охоте, исполнении различных общественных функций ...

  
  
  Стоит вспомнить, что в далеком прошлом взросление происходило рано. В несерьезном для нынешней человеческой цивилизации возрасте (12 - 14 лет) древний человек уже был полноценным членом сообщества, мог иметь жену, принимать активное участие в охоте, исполнении различных общественных функций.
  
  Современный ребенок подобным похвастаться не может, он растет, развивается медленнее. Ведет себя в соответствии с заложенным поведенческим наследием, социальными правилами поведения. Ходит в школу. Получает в ней знания. В семье получает воспитание, кров, еду, одежду, разнообразные знания о жизни. Взрослые не рассматривают его в качестве конкурента, ведут себя с ним достаточно доброжелательно, сдерживая агрессивность.
  
  Подростковый возраст часто бросает вызов родительским чувствам. Трудно всем. Наступает половое созревание, новый этап взаимодействия с семьей и обществом, содержащий необходимость постепенного встраивания во взрослые иерархии, систему взрослых отношений.
  
  Во взрослых иерархиях молодежь сразу, как правило, не может получить солидный статус. Молодой - новичок, должен его еще добиться. Впереди - поиск и завоевание своего места под солнцем. Иерархии могут в молодом пополнении вообще не нуждаться. Даже, если место найдено, более взрослые члены иерархии на новенького смотрят подчас косо. Побаиваются, что он может их в чем-то опередить, вырваться вперед.
  
  В молодом члене общества работают две врожденные поведенческие программы, которые помогают вхождению во взрослую жизнь, завоеванию места в мире взрослых отношений, а именно:
  - программа поиска и освоения новых территорий (расселения - отселения)
  - программа встраивания во взрослую иерархию, выделения из массы
  
  В прошлом невостребованная, неудовлетворенная своим положением молодежь объединялась в группы и отправлялась на поиски лучшего - новых территорий, возможностей. Такие бродячие группы (банды), известные многим видам животных, как правило, были весьма жестко организованы, агрессивны, возбудимы, имели высокую степень сплоченности. Иначе было не выжить. Высокий уровень агрессивности мог привести к нападениям на противника, бессмысленному разрушению чужого.
  
  Невзирая на работающую врожденную установку, нацеливающую на освоение нового, могли предприниматься попытки установить контроль и над тем, что уже имело хозяина.
  
  Современные взрослеющие члены общества сталкиваются с серьезными трудностями в сфере расселения (отселения). Поэтому работа поведенческой программы проявляется в том, что молодежь все меньше и меньше проводит время дома, буквально сбегает из него. Дерзит родителям. Старается их не слушать. Она очень обидчива, обвиняет родителей в том, что они "устарели", "ничего не понимают", "достали".
  
  На улице молодых ждут. Друзья, приятели, девушки, разные интересные дела или вообще ничего не ждет. Но человек все равно уходит. Что-то его туда тянет ...
  
  Молодежь на основе врожденного побуждения объединяется в группы, жаждет групповой принадлежности, испытания себя в статусных отношениях, коллективной агрессии. Если подходящей группы нет, предпринимаются попытки создать новую. Когда не получается войти в группу, создать новую, молодой человек склонен удовлетворять свою инстинктивную потребность с помощью замещающего объекта. Из этого стремления берут свое начало алкоголизм, приобщение к наркотикам, экстремальное поведение, иные разрушающие психофизическое здоровье человека, вызывающие неврозы увлечения.
  
  У многих из нас, сталкивающихся с группой молодежи (например, с группой крепких, вызывающе настроенных молодых парней), возникает тревога. Инстинктивно ощущается опасность того, что могут отнять имеющееся. Если взять будет нечего, захотят выместить свою злобу - избить, искалечить. Хочется услать их куда подальше. Подчас мы отлично понимаем, что возникшая тревога беспочвенна. Сердимся на себя за то, что опасаемся на пустом месте. Испытываемая досада может перенестись на ничего не хотящих от нас людей.
  
  Желание взрослых услать молодежные группы как можно дальше естественно. Оно порождено работой врожденной поведенческой программы. Она работает в определенное время и в них самих. Неустроенная молодежь должна расселяться (отселяться), ибо обладает такой способностью. Ей необходимо начинать строить свою жизнь.
  
  Взрослые не должны оставлять молодежные группировки без внимания. Важно, чтобы члены группы занимались в ней чем-нибудь в игровой, а не криминальной форме, не допуская проявлений жестокости, вандализма, формирования преступных намерений и действий.
  
  Поведенческая программа встраивания во взрослую иерархию базируется на поведении человека, позволяющим каким-то образом обратить на себя внимание, сделать запомнившимся, узнаваемым. Важно чем-то выделиться, удивить, поразить, возмутить, восхитить.
  
  Вызывающее поведение молодежи представляет собой интересное возрастное, биологическое и социальное явление. Она никого не хочет таким образом обидеть, оскорбить. Это всего лишь работа древней программы, генерирующей неосознанное поведение, дающее возможность молодым быть отмеченными взрослыми для дальнейшего иерархического роста.
  
  Немало из того, что делают, говорят юноши и девушки вызывает раздражение, беспокойство. Потребность что-то демонстрировать, чем-то выделиться, поразить через внешний вид, одежду, вызывающее поведение порождает волны возмущения со стороны представителей старшего поколения, зрелого возраста. Вместе с тем, наиболее интересные, яркие, бойкие отмечаются. К ним присматриваются.
  
  С возрастом, как правило, вызывающее поведение проходит. Бунтующие отрицатели имеющегося со временем становятся вполне благопристойными, консервативно настроенными членами сообщества. Не одобряющими поведение представителей следующих волн подрывателей имеющихся устоев.
  
  Необходимо отметить, что с молодежными "странностями" бороться бессмысленно. Запретишь одно, появится другое. И так до тех пор, пока будет работать поведенческая программа. Изолировать ее реализующую молодежь тоже не получится. Владельцам эпатажного поведения нужны зрители, им нужно сопротивление взрослого мира, его любая оценка демонстрируемого.
  
  Выделяющееся поведение не разрушает социальную систему. Оно спасает ее от застоя, благодаря сильной тяге молодых к свободе, ниспровержению имеющегося. Именно через молодежь, ее порывы, открытия, отторжение устаревшего в общество приходит обновление.
  
  
  
  Литература
  Дольник В.Р. Такое долгое, никем не понятое детство
  Дольник В.Р. Рок рока
  Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
  Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"