Главной целью государственного регулирования занятости, согласно Конвенции МОТ о содействии занятости и защите от безработицы, подписанной большинством развитых стран, является достижение полной, продуктивной и свободно избранной занятости. При этом полная занятость рассматривается как предоставление всему трудоспособному населению реальных возможностей для занятий общественно полезным трудом; продуктивная занятость отражает эффективность использования производственного и трудового потенциала; свободно избранная занятость - меру социально-экономической свободы собственников рабочей силы.
Стратегическая цель политики государства по отношению к трудовым ресурсам конкретизируется в ряде задач: достижение оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы, которое сдерживало бы рост безработицы в социально допустимых пределах; стимулирование территориально-отраслевой и профессионально-квалификационной мобильности рабочей силы; обеспечение необходимой общеобразовательной и профессиональной подготовки трудящихся, отвечающей современному научно-техническому уровню, структуре и динамике производства; государственная защита социально уязвимых слоев населения и поддержание на этой основе социальной стабильности в обществе.
Для этого используются разнообразные методы:
1) Законодательные
- антимонопольное законодательство;
- антидискриминационное законодательство;
- иммиграционное регулирование;
- регулирование деятельности профсоюзов;
- законодательная охрана труда (условия труда, оплата сверхурочных, режим рабочего времени и т.д.);
- установление минимальной заработной платы;
- установление трудоспособного возраста.
2) Экономические:
- налогообложение фирм и граждан (регулирование уровня и ставок подоходного налога и процента);
- выплата трансфертов и субсидий;
- организация производства в общественном секторе экономики;
- государственные закупки в частном секторе;
- кредитование, субсидирование, предоставление льгот и дотаций предпринимателям;
3) Административные
- установление квот на трудоустройство при заключении контрактов с предпринимателями;
- введение выборочного налога на занятость;
- установление сроков и способов профессионального обучения
Условно действия государства на рынке труда можно разделить на активные и пассивные.
Активные меры призваны помочь человеку вернуться или вновь войти в состав рабочей силы, найти работу и дать возможность самому зарабатывать на жизнь себе и свой семье (а также платить налоги государству). Эти меры экономически эффективны - растет занятость, значит, растут и объем ВВП, и доходы госбюджета и благосостояние общества.
а) Информационная и организационная помощь в поиске работы. Создание специальных государственных структур для этих целей, использование единых информационных систем, охватывающих все регионы и аккумулирующих данные о безработных и имеющихся вакансиях.
б) Субсидирование образования. Государственные программы, целью которых состоит снижение платы за обучение, с тем чтобы будущие работники приобретали необходимые знания и навыки для работы в развивающихся отраслях экономики.
в) Государственное законодательство, дающее всем индивидам равные права быть нанятыми на работу, независимо от расы, национальности, пола и пр.
г) Обучение и переобучение для тех, кто не может найти работу по причине отсутствия необходимой квалификации
д) Занятость в общественном секторе экономики для представителей тех групп населения, которым объективно труднее найти работу в частном секторе. Найм на работу и переобучение длительно безработных. Временные общественные работы (например, в сфере социальной помощи, в благоустройстве городов и т. п.).
е) Прямое субсидирование зарплаты или снижение налогов - для фирм, принимающих на работу представителей ущемленных групп, испытывающих особенно острую структурную безработицу.
ж) Помощь в открытии собственного бизнеса для безработных (консультации, безвозвратные ссуды, льготные кредиты, льготное налогообложение, создание специальных "бизнес-инкубаторов").
з) Субсидируемая миграция, если в рамках данного региона трудоустройство невозможно.
К пассивным мерам относятся:
а) Выплата пособий по безработице и дополнительных пособий на содержание семьи.
б) Досрочные пенсии, которые позволяют сократить численность экономически активного населения и, при прочих равных условиях, безработицу.
в) Популярная в последние годы мера, названная "work-sharing", буквально - "разделение работ". Государство создает стимулы к работе в режиме неполной занятости (полдня вместо полного или 2-3 дня в неделю). Таким образом, одно и то же число рабочих мест позволяет занять больше людей.
2. Правовое обеспечение государственной политики занятости.
А. Правовая основа
Правовую основу государственной социальной политики составляют такие законодательные акты, как Трудовой кодекс Российской Федерации (принят 30 декабря 2001 года), Федеральные законы "О коллективных договорах и соглашениях" (11 марта 1992 года), "Об общественных объединениях" (19 мая 1995 года), "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (23 ноября 1995 года), "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях"" (24 ноября 1995 года), "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (12 января 1996 года), "Об основах обязательного социального страхования" (16 июля 1999 года), "О прожиточном минимуме в РФ" (24 октября 1997 года), "О государственной социальной помощи" (17 июля 1999 года), "О занятости населения в РФ" (в редакции от 20 апреля 1996 года, с изменениями и дополнениями от 17 июля 1999 года).
Указанные законы и некоторые другие несут на себе основную нагрузку по регулированию отношений в социальной сфере, поскольку единого кодифицированного закона применительно к данной области не существует. Правительство РФ и правительства субъектов Федерации своими многочисленными постановлениями по самым различным вопросам детализируют и разъясняют процедуру исполнения принятых законов, наполняя ее конкретным содержанием. Кроме того, федеральное правительство в принимаемых постановлениях намечает и стратегические направления социальной защиты граждан. Так, в постановлении от 24 июля 1998 года утверждена Федеральная целевая программа содействия занятости населения РФ.
Б. Органы государственной власти, ответственные за осуществление политики в области занятости.
Некоторыми функциями нормотворчества обладает и Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд России) - центральный орган федеральной исполнительной власти в области социальной защиты и социального обеспечения населения. Совместно с исполнительными органами субъектов Федерации Минтруд разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства о социальной защите граждан РФ, готовит по поручению правительства РФ заключения по проектам социальных законов, нормативных актов министерств и ведомств, обобщает соответствующую практику применения законодательства, в том числе и на предмет соответствия федеральным законам.
Главные же задачи Минтруда заключаются в реализации государственной политики в области труда, занятости и социальной защиты населения, осуществлении управления в этих областях и координации деятельности других органов исполнительной власти, как федеральных, так и региональных, затрагивающей данную сферу.
Министерство труда и социального развития РФ было образовано 14 августа 1996 года путем слияния Министерства труда РФ, Министерства социального защиты населения РФ и Федеральной службы занятости РФ. В результате последующих очередных государственно-административных перемен в ведении Минтруда сосредоточились практически все вопросы социального характера.
В феврале 1998 года к нему отошла от МЧС функция социальной защиты граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий. Тогда же другим постановлением правительства ему были переданы функции упраздненного Российского бюро по вопросам международной гуманитарной и технической помощи.
В структуре Минтруда - 14 департаментов и 7 управлений. В их числе департаменты комплексного анализа, прогнозирования и мониторинга; по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства; доходов населения и уровня жизни; государственной службы занятости; по делам семьи, женщин, детей и молодежи; по делам ветеранов и граждан, уволенных с военной службы; по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов; по вопросам пенсионного обеспечения; управление рынка труда.
Согласно утвержденному правительством Положению о Министерстве труда РФ (с изменениями на 6 сентября 2001 года), министерство представляет в правительство доклады о положении дел в подведомственной сфере, предложения к государственным прогнозам социального развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу, проекты социальных программ (подготовленные совместно с министерствами экономики и финансов). В положение включен перечень закрепленных за Министерством труда более конкретных вопросов, насчитывающий около 100 пунктов. В задачи Минтруда, в частности, входит совершенствование тарифного регулирования оплаты труда работников бюджетных организаций; разработка межотраслевых правил по охране труда и федеральных программ улучшения условий труда; подготовка предложений по совершенствованию системы социального партнерства, участие в подготовке проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ; проведение анализа занятости на федеральном и региональном уровнях, обеспечение занятости оставшегося без работы населения, включая его переобучение, содействие созданию новых рабочих мест, оказание материальной помощи; разработка проекта бюджета Государственного фонда занятости населения РФ, организации федерального банка вакансий; разработка предложений по развитию системы государственного социального и добровольного социального страхования, о размерах тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных пенсий, контролю за их назначением и выплатой, целевому расходованию средств на эти цели; контроль за реализацией установленных законодательством социальных гарантий, а также федеральных программ социальной поддержки и улучшения положения семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов.
При Министерство труда РФ действуют Федеральная инспекция труда (на нее возложен надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами), Инспекция негосударственных пенсионных фондов (госучреждение с разрешительными и контрольными функциями за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и специализированных компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов); Республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения (государственные учреждения для формирования источников финансирования социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан).
Финансирование государственной системы социальной защиты и обеспечения осуществляется через внебюджетные фонды - Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды представляют собой самостоятельные финансово-кредитные учреждения. Их денежные средства, составляющие государственную собственность и не подлежащие изъятию, исключены из бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и административно-территориальных образований. Средства фондов формируются за счет страховых взносов работодателей (тарифы страховых взносов ежегодно устанавливаются федеральными законами), ассигнований из государственного бюджета, доходов от инвестиций, добровольных взносов юридических и физических лиц.