Высокий свод оперного театра, бархат и позолота кресел. Интерьер новый, но хорошо стилизованный. Широкое пространство сцены. Силуэт, обведённый мелом.
Фигура в первом ряду, мужчина в неприметном костюме - инспектор. На службе он может быть в штатском.
На коленях инспектора раскрытый ноут с докладом.
Фотография, на которой задерживается взгляд. Парень в сценическом костюме, ещё живой и улыбающийся.
Инспектор быстро пролистывает файлы. Находит главное: "Удар предметом, обрушившимся с высоты". Декорация в виде искусственной колоннады. Сделана из сверхлёгкого пластика, но высота макета метра четыре без ерунды, да помноженная на высоту, да если прямо сверху...
Как же сильно должно было не повезти парню, думает инспектор. И каким самоуверенным должен быть убийца...
...если, конечно, это убийство.
Допустим, в это время в театре мало народу вообще, и тем более на сцене мало артистов. Почему убийца был так уверен, что хорошо рассчитал место и время? Что Арчи Д. - объект - будет точно в этом квадрате и ровно в это время? Откуда уверенность, что он подставит себя под удар?
- Это просто, - отвечает на SMS-запрос театральный менеджер. - В его сцене главное - танец вокруг костра, и он мог репетировать только этот танец.
Вместо костра или любой другой привязки к месту артисты ставят лёгкую круглую коробку.
Новый запрос онлайн, была ли на сцене коробка и что с ней стало. Сразу приходит ответ. "Её смяло в блин. Если хотите, можете взглянуть на вещественное доказательство".
Второй файл отчётов. Опросы артистов и персонала. Ещё один отчёт, технический. Крепления были повреждены, это мог сделать кто угодно, кто находился вблизи сцены и служебных помещений за последние сутки.
Инспектор листает файлы. Интервью с ведущей балериной... как оно попало в материалы дела?.. Госпожа Ольга В., прима-балерина, находилась в своей гримёрной. С пострадавшим не была ни в близких, ни в натянутых отношениях. Мотив убийства отсутствует - на первый взгляд. Возможность была... как и у многих других. Важная деталь: гримёрная расположена ближе всего к лестнице, ведущей на верхний ярус.
Ответ на запрос: расписание репетиций не менялось, следующим был её выход на сцену. Заявлено, что будет репетироваться сольный танец. Да, тоже сольный. Планировалась ли запись? Артисты балета пишут своё выступление на видео, кроме самых самоуверенных. Арчи Д. видео не писал. И не собирался. Был не готов, считал, что ещё рано, что осталось много черновой работы.
И, похоже, убийца знал, что записи не будет.
Инспектор прикрыл глаза. Надо ещё раз подумать, вспомнить, сопоставить.
Звонок помощника застал его в кабинете. По голосу было понятно - случай необычный и, можно сказать, резонансный. Место преступления - Оперный театр, в городе он один.
Дорога занимает четверть часа. На углу подсаживается помощник. Вся поездка - обмен репликами, короткие телефонные уточнения, распоряжения, объяснения на ходу.
В холле театра высокие зеркала уже успели закрыть матовыми экранами.
Инспектора с подчинённым встречали. Финдиректор театра блестел от пота, хотя было прохладно, пыхтел и едва не стонал от избытка чувств. Как жаль... Ведущий артист... такой молодой...
Да, возможно, это сенсация, но не все сенсации увеличивают сборы. К сожалению. Можно ли сразу сопроводить господ к месту происшествия? Не обращайте внимания на шум...
Это несчастный случай или убийство? Похоже, только об этом сейчас думают все и спрашивают многие. "Без комментариев", - бросает помощник направо и налево. Инспектор отмалчивается.
Погибший, молодой человек атлетического сложения, в любопытном сценическом костюме: шкура леопарда через плечо. Инспектор помнил фото, где к костюму прилагалась немаленьких размеров дубина. Если бы на такого парня напали открыто, он бы сумел себя защитить.
Леопардовая шкура густо забрызгана кровью. Очень неэффектно сделано, непрофессионально. Понятно с первого взгляда, что кровь - бутафорская.
Но голоса - шепотки поблизости - были другого мнения.
- Столько крови, - услышал инспектор. - Но он не лежит в крови! Значит, его перенесли.
Утверждение, конечно, дикое. Инспектор резко обернулся. Но не к невольным зрителям, не к их голосам, а к помощнику.
- Почему посторонние на месте происшествия? - В вопросе не было угрозы, но звучало слишком явное недовольство.
- Они же за ограждением, - пробормотал растерявшийся помощник.
И правда, театральные любопытные - "кумушки", ругнулся про себя инспектор, - стояли за развёрнутой светомагнитной лентой, плавно менявшей интенсивность и цвет.
- Доклад... отчёт ещё не готов? - спросил инспектор скорее ленту или пустое пространство, чем помощника.
- Сейчас будет, - выдохнул чем-то обрадованный помощник.
Визуализация - восстановленная трёхмерная картина происшествия - предлагала две версии и предупреждала, что для третьей недостаточно данных.
По двум достоверным версиям: парень находился на сцене, почти в самом центре, когда на него сверху упала часть декорации. Разница только в вариантах: кто-то находился наверху, и пострадавший успел его заметить. Его - или её, или их.
О такой возможности говорил угол поворота головы. В момент удара взгляд был направлен вверх.
Не так давно в Сети бурно обсуждались слухи о полтергейсте в Оперном театре. Но никто, даже частные детективы, не придавали этому значения: такие слухи возникают с завидным постоянством, особенно тогда, когда театру нужно подогреть интерес к себе. Инспектор открыл вкладку "Привидения в Оперном театре", отсортировал то, что не относилось к их городу и их театру. И даже к их эпохе. Осталось несколько новостей за прошедшие полгода. Заголовки: "Активизировалась секта по борьбе с вампирами, среди участников - ведущие артисты Оперного театра", "Соратники убитых вампиров приходят мстить: театр замер". Самые внятные статьи кратко пересказывали свидетельства очевидцев: те видели странных посетителей театра в неурочное время, чаще всего в сумерках или перед рассветом. Существа двигались слишком тихо для обыкновенных людей и, похоже, умели проходить сквозь стены.
Один из репортёров взял интервью у начальника видеонаблюдения ("чем-то он его подкупил, и несложно догадаться чем", - думал инспектор). Дальше читать не было смысла: свидетель либо врал, либо выдавал желаемое за действительное. Все странности в видеозаписях чаще всего оказывались обычными помехами, и журналист это признавал.
Почему подозрение пало на Ольгу В.? Никто не мог пройти по узкой лестнице на верхний ярус, под купол, не попав в поле зрения видеокамер. Слепых пятен на этом маршруте было не так много, и из них одно, главное - на повороте к лестнице, возле гримёрки.
Прима-балерина сама пробралась наверх? Или прятала у себя преступника?
В таком случае она должна была хорошо его знать. И, что называется, поддерживать.
Но чтобы стать соучастницей преступления, нужен мотив. Очень сильный. Ольга должна была всей душой ненавидеть Арчи, но об этом никто из свидетелей ни разу не упомянул. Она могла спокойно относиться к нему лично, но при этом он мог ей чем-то мешать. Как личность, достойная внимания, или как любой безликий статист.
Но он не мог быть конкурентом, не был ни шантажистом, ни претендентом на какое-нибудь наследство. Чем Арчи ей мешал? Ей самой... или кому-то, кто был дорог Ольге, кто много для неё значил.
Какие проблемы могли быть у Арчи? Алкоголь не употреблял, азартными играми не увлекался. В допинг-скандалах не замешан. В файлах не удалось найти ничего конкретного, надо делать дополнительный запрос.
Что известно о личной жизни Ольги? Богатая, успешная, незамужняя женщина, каждый шаг на виду. Поэтому очень ценит приватность, личное пространство, одиночество. Ходят слухи, что у неё немой личный шофёр и, кажется, немая горничная. Известно, сколько Ольга тратит на благотворительность, но неизвестны имена её гостей. Кто вхож в её дом? Она не устраивает приёмов.
Пискнуло оповещение - пришёл ответ. Файл был небольшой, но настораживала отметка о повышенной секретности.
Арчи Д. очень ценил спорт. Красоту и силу. Точно известно, что он принадлежал к организации, которую неофициально называли "охотники за вампирами". Жертвами экстремистов становились люди с редким генетическим заболеванием, влияющим на состав крови. Оно изменяло их внешний облик, но не делало социально опасными. У заболевших - "мутантов" - бледная кожа, пониженная масса тела и как следствие - очень лёгкая, неслышная походка. Тайные ночные сборища, охота за непохожими - не выдумки журналистов, а реальность.
Ещё одна проблема ночного города, которую всеми силами замалчивают.
Инспектор закрыл ноут. Пришло время познакомиться со звездой балета, а по совместительству главной подозреваемой.
У Ольги В. лицо без толстого слоя грима, минимум косметики. Странное чувство - инспектор привык, что балетные дамы штукатурятся не зная меры. Бледное лицо, но это естественный цвет. Всего лишь подведены глаза, еле заметные по тону румяна, никакой помады. Что-то в ней неуловимое, в этой артистке, что не позволяет пройти мимо, цепляет, заставляет вернуться.
Отблеск гениальности, - проносится в мыслях формулировка. И не харизма, и не обаяние, - не то. Потом найдётся слово, думает инспектор.
Ольга В. щурится, растягивает слова. Пальцы поигрывают заколкой для волос - красивой безделушкой с декоративным пером.
- Я уважаю вашу проницательность, инспектор.
Пауза.
- Вы почти обо всём догадались. Я не сама перерезала крепления, это сделал другой человек... скажем, почти человек. - Её белые зубы сверкают в улыбке. - Я знала, как обойти камеры, но этого даже не потребовалось. Он справился сам.
- У него был плащ-невидимка? - интересуется инспектор. - Или он сам невидимка? Если он невидимое существо, зачем убивать таким грубым способом?
- Значит, он выбрал такую месть. А я невиновна, инспектор. И вы ничего не сможете доказать... к сожалению для вас. Это был несчастный случай.
Её проницательный взгляд останавливается на лице инспектора. Дама выиграла, думает он.
- Бедный Арчи! - вздыхает Ольга, и в её вздохе почти нет лицемерия.