Аннотация: Эссе, написанное на конкурс классных руководителей
Воспитанию подрастающего поколения всегда уделялось огромное внимание. За многие тысячелетия человеческой истории сменилось много воспитательных систем - от первобытной "Делай, как я" и средневековой "Слово учителя - закон" до современных либерально-демократических систем, ставящих во главу угла личность и интересы ребенка. Правильно ли последнее, или нет - решать не нам, а последующим поколениям. Пока же можно лишь выявить основные тенденции сегодняшнего воспитания (сводящиеся, преимущественно, к проблемам).
Первая - отсутствие идеологического воспитания. Уничтожив одним махом систему пионерии, либеральные антигосударственники 90-х на следующие почти пятнадцать лет предоставили детей во внеучебное время самим себе (не говоря уже о том, что идеологом стало ТВ, после чего все мальчики хотели стать бандитами, а девочки - проститутками). Сейчас же эти же самые люди цинично удивляются падению уровня начальной (семейной) воспитанности и нравственности. Да, начиная с начала двухтысячных, государство пытается исправить это упущение, но успехи пока минимальны - и будут минимальны, пока в государстве не появится объединяющая все возрасты и поколения идеология, а также четко продуманная (и бесплатная) система кружков, секций и прочих форм организации "по интересам" учащихся.
Вторая проблема - превращение учителя в некоего "модератора", следящего за большей частью самостоятельным изучением предмета учащимися. Как учитель истории, я абсолютно возмущен такой системой: само изучение истории предполагает (при грамотном преподавании предмета) воспитание и (sic!) самовоспитание ученика на примере выдающихся исторических личностей, а также через приводимые конкретные исторические ситуации. К тому же, то, что ученик еще не способен полностью осознать всю важность учебы для своей дальнейшей жизни, что он еще не сформирован как личность (что происходит лишь к выпуску из школы), - все это означает, что сам процесс образования (а значит, и воспитания) подразумевает под собой некий уровень насилия: точно так же, как и в случае с социализацией в целом, общество заставляет ребенка усваивать знания и различные нормы морали, поведения в общество, и т.д. Именно поэтому учитель должен оставаться учителем.
Третье - уменьшение прав учителя по сравнению с правами ученика. Веками учитель был непререкаемым моральным авторитетом, которого боготворили и боялись. Достаточно вспомнить практически любое произведение русской (и не только) классики, где упоминаются педагоги. Еще недавно это безмерное уважение со стороны общества и родителей проявлялось во всем. Где это теперь? Теперь, когда на первом месте "права личности ребенка" (хотя есть эта личность до выхода из школы - большой вопрос), мы видим в Сети и СМИ лишь бесконечные видео, в которых ученики издеваются над учителями. Хотите, чтобы у нас были школы, как в фильме "187"? А ведь дождетесь.
Четвертое - недостаточное воспитание (либо полное его отсутствие) в семье. К сожалению, в последние годы в стане родителей все чаще слышится фраза "мы его к вам [в школу] привели - вот вы его и воспитывайте" (хотя в Конституции РФ - высшем законе страны, на минуточку! - сказано, что первостепенно право (и обязанность) на воспитание ребенка принадлежит именно родителям/лицам, их заменяющим!), естественно, что при таком подходе большая часть усилий школы по воспитанию личности уйдет в пустоту.
И пятое - замена патриотизма "верноподданничеством". Дети не станут патриотами оттого, что участвуют во всяческих официально-показных мероприятиях, акциях, митингах и прочих проводимых "для даты" и "для галочки" общественных мероприятиях. Равно как и не станут патриотами, видя как, в зависимости от времени, превозносят одних исторических деятелей, и хулят других. Пока будут почитаться люди наподобие Солженицына, Николая II, лидеров Белого движения, и будет замалчиваться подвиг настоящих патриотов и государственников и Империи, и СССР. Чего и не будет, пока не будет выработана единая идеология.
Вот вам и уроборос. Нельзя решить одно, не выполнив другого.
Почему в своем сочинении я затронул только проблемы, и не сказал почти ничего о воспитании? - спросите вы.
Потому, что пока не будут решены эти проблемы, ни о каком настоящем воспитании не может идти речь. Пока не решены эти проблемы - у общества, у государства, у школы, что называется, связаны руки. Пока все это не будет решено, никакие усилия школы по воспитанию настоящего Человека, Гражданина, Патриота, Личности не увенчаются полным успехом. Ибо в этом деле не может быть двойственности и двойных стандартов. Равно как и учителя не представить офисным менеджером, представляющим образовательные услуги. Сотни поколений наших предков, от первобытных людей, до великих педагогов прошлого клали свои жизни, здоровье и силы на алтарь педагогической науки не для того, чтобы неблагодарные потомки пустили все их наследие по ветру, превратившись в мартышку из басни, только с гаджетом вместо очков.
Преемственность. Сохранение наследия. Уважительное отношение ко всем периодам нашей истории. Реформы ради наших детей, а не ради реформ.
Вот мантра, которую государству нужно повторять ежесекундно и претворять в жизнь. Сделаем - и тогда можно будет говорить о действительно воспитании. Тогда - и только тогда - мы воспитаем настоящего человека.