Аннотация: Язычество это о духовном, или о мирском? Как это все связано, на чем основано? И другие насущные вопросы.
Язычество, про него много чего написано, как учеными мужами и женщинами, так и диванными экспертами, и к сожалению сказочникими псевдоучеными.
Начать стоит с главного на мой скромный взгляд - отсутствие дуального восприятия. Архаичные культуры не делили мир напополам, где с одной стороны свет и добро, с другой стороны тьма и зло. Культура дохристианского политеизма, да и монотеизма основывалась на основополагающих началах культа предков, и почитании природы, в каких-то культурах был ярко выделенный творец, но при этом люди взаимодействовали с ним, через разнообразных помощников, такие традиции монотеизма мы так же можем назвать язычеством, ввиду того, что такой порядок отличается от современного представления о монотеизме, так как большинство равняется на аврамичиские религиозные учения. Политеизм же представляет собой систему верований, где не прослеживается четкой иерархической системы, нет единого творца, и его помощников, есть равнозначные абстрактные личности, взаимодействующие между собой, но при этом имеющие каждый свой функционал. Доаврамистические культуры имея в свосвоей основе культ предков в первую очередь проецировали это и на культ богов, где четко прослеживается родственность между онными, братья и сестры, родители и дети, побратимы, сводня, приемные, и пр..
Таким образом мы можем с уверенностью сказать, что культы богов это более объемная модель культа предков, основанная на расширенных функциональных особенностей представителей непроявленного мира, где в основе лежит почитание сил природы, не как абстрактных стихийных явлений, а как божественного промысла. При этом в архаичных культурах как правило не существовала элемента преклонения по принципу раб-господин, люди считались внуками/детьми, и данная модель взаимоотношений между людьми и богами играла не маловажную роль именно в общественной жизни. Таким образом архаичные культуры не были подвержены дуальности, и как следствие, представители таких культур вполне себе осознавали и принимали личную ответственность, а не сбрасывали её на абстрактные силы судьбы, какого-либо бога/богини, на родичей, друзей, и просто людей, каждый сам знал, что есть выбор и его последствия, хотя и понималось это не в том формате, как сейчас, но сути это не меняет.
Таким образом язычество это не про какое-то абстрактное, а вполне себе о мирском в первую очередь! Да-да, дорогой читатель, язычество это не только про магию и колдовство с духовным ростом, это в первую очередь о вполне мирской деятельности, которая формирует определенное мировоззрение, мироощущение, и миропонимание, на основе которых уже выстраивается парадигма духовного развития.
Да, язычество в отличие от аврамизма не имело четких догматов и установок, вместо них был набор методов и рекомендаций, но при этом существовало и общественное морально-нравственное воспитание, где порицались пороки и слабости, а восхвалялись достоинства, при этом этика не страдала от отсутствия вертикали власти, достаточно вспомнить записи путешественников, в которых описывался миропорядок:
"Дома не заперты замками/засовами и пр., снедь не пряталась, как и разного рода инструменты и снасти, а заборы между угодьями различных семей можно было спокойно перешагнуть, так как они являлись не защитным строением, а разграничителями пространства между хозяйствами."
Т.е. воровство, грабежи, и пр. элементы современного мира не были так ярко выражены в обществе язычников, при этом напомню, что вертикали власти, и догматов не существовало в таких обществах.
Так что же такое язычество спросите вы? Отвечаю:
Язычество в первую очередь это морально-нравственное состояние личности, это определённое мировоззрение, миропонимание, и мироощущение, которое основывается на личной ответственности, на уважительном отношении к родичам(и живым, и ушедшим), на уважительном отношении к природе и её ресурсам, и естественно на почитании, как родственных связей, так и сил природы с личностными особенностями, без дуальности и субъективного трактования разной формы явлений в жизни человека и общества.
Возможно в наш век что-то из вышесказанного является сакральным, но в языческих обществах это являлось нормой, и общим знанием, и пониманием.