Назаров Евгений Михайлович : другие произведения.

Публика "Прозы. Ру"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 1.00*2  Ваша оценка:


   Евгений Назаров
  
   Публика "Прозы.Ру"
   ( Из цикла рассказов "Мой современник")
  
   Эта нехитрая история, с литературной подоплекой, произошла со мной в октябре 2002 года. Она тем более примечательна, что славянская литература только отметила свой тысячилетний юбилей и смело шагнула во второе тысячилетие. Началась история с публикации мною на литературном сайте "Проза.Ру" "всемирной паутины" нескольких своих простеньких, не отличающихся замысловатым сюжетом или изысканной фабулой произведений. Что заставило меня сделать это? Жажда признания как писателя и удовлетворение собственного тщеславия, поиск "заплутавшей где-то славы" или гипотетическая возможность, в дальнейшем, заработать литературным трудом? Нет! Я давно не питаю иллюзий на этот счет. Я мечтал о другом - вдохнуть полной грудью, облагораживающий человека воздух творчества; соприкоснуться, пусть краешком своей одежды, с элитой Российской интеллигенции, потомками Аввакума, Радищева, Пушкина, Достоевского, Толстого....; продолжателями литературного дела, не таких далеких от нас, Ю.Трифонова и Ф.Абрамова, В.Белова и В.Астафьева, В.Быкова и Ч.Айтматова. А если, вдруг, настоящие литераторы снизойдут до меня, мечтал я, и опубликуют рецензию на какое-нибудь из моих произведений? Тогда, возможно, я смогу переписываться с некоторыми из них! Я, безвестный рифмоплет и сочинитель, смогу общаться с Талантами нашей прозы! Почему же меня так интригует эта возможность? Что ценного для себя я смогу вынести из такого неравного общения?
   Во-первых, безусловно, наши литераторы относятся к высшей интеллектуальной элите мира, и общение с ними будет для меня, вчерашнего военного, лишенного гуманитарных начал, источником духовной силы и наслаждения. Ведь высшие, самые богатые по разнообразию и наиболее притягательные наслаждения - есть духовные, как бы в юности мы не ошибались на этот счет, и такие наслаждения, доступны лишь через соприкосновение с более интеллектуальным, более сильным разумом. Возможно ли такое общение в моем ближайшем окружении? Оглянемся вокруг - а кто меня окружает? Бывшие военнослужащие, рабочие, служащие. Это хорошие друзья, прекрасные душой люди, но они не могут дать, вследствие объективных причин своего бытия, того духовного эфира, что я ищу. Стремление к материальным благам представляется в настоящее время совершенно естественным большинству населения Земли, захватило оно и моих близких людей. Сколько землян, в постоянных хлопотах, неутомимо, как муравьи, с утра до вечера заняты увеличением уже накопленного богатства; им чуждо все, что выходит за рамки, направленных для достижения этих целей средств: их пустая душа невосприимчива ни к чему другому. Высшие наслаждения - духовные, недоступны для них. Тщетно пытаются они заменить их отрывочными, мимолетными чувственными удовольствиями, требующими мало времени и много денег. Результаты счастливой, сопутствуемой удачею, жизни такого человека, выразятся на склоне его дней в некой куче золота, увеличить или промотать которую предоставляется, избалованным из-за недостатка времени для воспитания, наследникам. Такая жизнь, хотя и ведется с большою серьёзностью и важностью, уже в силу этого так же глупа, как и всякая бездуховная.
   Во-вторых, Литература в России всегда была чем-то большим, чем написательство. Так что для России литература? Способ самовыражения интеллектуалов, поэтов и гениев? Тонны книг, штабелированных на пыльных полках хиреющих библиотек, или духовная аура, жизненные соки всего живого, одушевленного? Как понять и осмыслить наше литературное наследие? По мысли Гейне в Италии "музыка стала нацией". В России же, по мысли филолога академика Д.С. Лихачева, нацией стала литература: "Именно наша литература в пору упадка политического единства и военного ослабления заменяла собой государство". Отсюда с самого начала и на протяжении всех веков громадная общественная ответственность нашей литературы. Для русской литературы, по мнению выдающегося философа двадцатого века Семена Франка, типичен вопрос: "... что нужно сделать, как наладить жизнь, чтобы она стала осмысленней...". И в годины лихих испытаний по утверждению Д.С. Лихачева, "литература поднималась над Русью громадным защитным куполом, становилась щитом её единства, щитом нравственности". А как же обстоит дело сейчас? Закрыл ли щит нашей современной литературы Русь сейчас, в смутное перестроечное время? А если закрыл, то спасет ли это нас, наше Государство и Человека в очередной раз? Кто те писатели, что приняли на себя эту чудовищную ответственность, сжигая собственные сердца, вести за собой людей? Очевидно, что для России сейчас наступили особые времена, времена порчи нравов, связанные с крупными социальными потрясениями, когда предельно допустимая норма нечестности превышается многократно, угрожая устоям общества. В обществе, сейчас, подспудно возникла, некая противонорма: терпимое отношение к разным гадостям, укореняющееся ощущение, что обманывать, брать взятки, воровать, вроде как общепринято и дозволительно. Цинизм стал открытым. Так какой же щит нравственности и единства, должна поставить литература над многострадальной Россией? Что должна принести она в нашу сумасшедшую, перевернутую с ног на голову жизнь? А нормальная жизнь требует, чтобы вошли в моду честность и справедливость. От литературы, в первую очередь, зависит, чтобы цинизм вышел из моды, чтобы циники скрывали свои неприличные в порядочном обществе качества, как дурную болезнь. Это не романтизм, не утопия, это объективная необходимость. Не выполнит литература своей исторической миссии, не поймем все мы, общество, очевидных истин, позволим обманывать себя дальше - будем всей страной прозябать в бедности, утрачивая нажитое.
   Ответы на эти и многие другие вопросы бытия, искал я на интерактивных страницах самого популярного литературного сайта России, вступая в полемику и диспуты с многочисленными авторами. Однако, мнение об интернет - литераторах, сетевой литературе, сетевых изданиях и публикуемых на их интернет - страницах литературных произведениях у меня, вскоре, изменилось. Расскажу лишь о двух встречах в виртуальном мире всемирной паутины, как самых характерных для нашей современной российской действительности. Хочу впрочем, оговориться, нельзя и здесь всех писателей грести под одну гребенку. Среди пены самопровозглашенных и чванливых писак попадаются, иногда, и не ограненные, пока, самородки. Я не веду в этом кратком очерке о них речь. Их не просто найти и выявить среди массы пустой породы. Да и это не так-то просто сделать человеку далекому от филологии и литературоведения. Но читатель должен знать: они существуют, они есть!
  
   Свою первую интернет - рецензию на рассказ "О партии" я получил от некого Питера Свиря. Хочу пояснить читателю, что рассказ этот, был написан мною несколько лет назад, и речь в нем шла, скорее, не о правившей некогда и безраздельно властвовавшей коммунистической партии, а о личностях и личностных качествах партийных работников, встреченных мною некогда на жизненном пути. Пожалуй, следует привести эту рецензию полностью, чтобы хоть как-то начать себе представлять образ виртуального критика.
   Прочёл с большим интересом: меня поразила правда и искренность Ваша, дорогой Евгений.
Слава Богу, время "партпастухов КПСС" истекает...
Будем молиться, надеятся и верить, жить и работать,чтобы им на смену не пришли бы новые пастухи анархии, разврата, воровства, пьянства, наркомании, пошлости, невежества и скотства.
С уважением,

<Питер Свирь> - 2002/10/05 18:22
   Ну, вот и родилась первая интернет - рецензия на мой рассказз! К сожалению, в ней ничего не указывается про художественную сторону произведения, зато видно, что критику понравился политический аспект рассказа. На грамматические ошибки своего визави я тогда не обратил внимания - ясно: человек спешил, хорошо хоть, этот, наверное, весьма занятой, писатель нашел время написать рецензию мне. Да и насколько это важно для Большого писателя? Общеизвестно, что черновики самого великого Пушкина изобиловали ошибками. Так кто ты такой, мой первый рецензент? Открываю литературную страничку своего первого рецензента - неравнодушного читателя и, одновременно, сетевого писателя.
  
   Питер Свирь
  
   Русско-американский прозаик и поэт.
(Рожд. 26 октября 1935 г. Ленинград, СССР)
Адрес для писем и контактов:
Peter Sweer
1094 Poppy Hills Dr.
Atwater, CA 94301-4824
USA
   Произведений: 234
Получено рецензий: 1417
Написано рецензий: 1477
Читателей: 5900
  
   Увиденное произвело на меня впечатление! 234 произведения! Какая продуктивность у писателя! А количество читателей - около шести тысяч! Большое количество полученных рецензий говорит, конечно же, об отсутствии равнодушия читателей к произведениям автора и об их высоких художественных достоинствах. А не менее впечатляющая цифра написанных рецензий - о том, что писатель является одним из завсегдатаев этого сайта и постоянных участников дискуссий в литературной среде сети. Судя по всему, мне очень повезло на собеседника, подумал я. Местожительство литератора не смутило меня. Мне было ясно, что это бежавший когда-то от произвола властей за глотком свободы русский писатель. Конечно же, это настоящий Большой писатель и представитель старой русской интеллигенции, думал я тогда. Интеллигенции, признанной всем миром, как интеллектуально независимая часть общества. Недаром английский толковый словарь дает отдельно понятие "интеллигенции" и "русской интеллигенции", а само слово в других языках определяется как "заимствованное из русского". Так вот он какой, Питер Свирь! Первейшая черта интеллигента - высочайшая образованность. И скорее образованность "европейская". Почему "европейская", спросите вы? Разве не всякая образованность может определить принадлежность человека к интеллигенции? Я много выслушал за свой век мнений на этот счет, но более всего мне импонирует эта точка зрения - точка зрения академика Лихачева. У европейской культуры есть одна особая черта: она опирается на знание других культур - одновременных ей и ранее существовавших. Она основана, прежде всего, на прочном усвоении древних культур Ближнего Востока, Египта и средиземноморской Античности. Именно эти культуры легли в основу христианства. Христианство объявило религию вненациональной и наднациональной. Отсюда терпимость европейской культуры к другим культурам и способность к их творческому усвоению. Университеты Европы - это, прежде всего, огромнейшие хранители и "усвоители" других культур, где эти культуры переосмысливались как "свои", нужные, целебные и питающие.
   Кроме "европейской" образованности интеллигент, непременно, обладает качеством интеллектуальной свободы. Именно она отличает интеллигента, просто от "образованца" (удачный термин А.И.Солженицына). Образованный человек может продавать свои знания, работать на "злодейское" государство, партию, узко понятую национальность. Одним словом, "образованец" может быть несвободным, зафрахтованным человеком. Когда приписывают интеллигенции убийство Александра Второго - "царя - Освободителя" или относят к интеллигентам различных людей, может быть и умственно одаренных, но дисциплинировано исполняющих приказы какой-либо партии, более или менее властной и тираничной - это величайшая ошибка. Рабство всегда было чуждо интеллигенции, и если даже человек, прежде свободный, решается продать свою свободу какой-либо организации, стать её интеллектуальным рабом, он перестает быть интеллигентом.
  
   Я не мог не поблагодарить Свиря за его позитивный отклик, и вскоре между нами завязалась переписка. В одном из своих писем, "чтобы помочь мне добиться высокого рейтинга моей литературной странички", Питер предложил взять у него виртуальное интервью и опубликовать у себя на сайте. Мне понравилось это предложение. Понравилось, прежде всего, тем, что можно было с интеллигентным и образованным человеком, запросто, пообщаться и получить ответы на многие трудные вопросы нашей теперешней жизни. Смущало одно. Питер особо подчеркивал, что "умные вопросы подразумевают умные ответы". Дескать, и куда вам, обывателям сети, до меня, "яркого светила" литературы. Но я опустил тогда этот момент, в понимании психологии своего напарника. Мое внимание отвлек вопрос его литературного творчества. В самом деле, чтобы брать интервью, надо ознакомиться с произведениями интервьюируемого. Но если их 234? Читая каждый день по одному, с учетом того, что надо каждое произведение осмыслить и осознать ключевую мысль, заложенную в нем, можно было потратить на прочтение всего творческого наследия этого писателя около года! Поэтому я отправил Питеру предложение: очертить мне круг произведений, наиболее весомых в его творчестве, наиболее любимых автором, читателями и критикой, обладающих наибольшим философским звучанием и напоенных жизненной мудростью. Скоро я такой список получил. Он состоял из двадцати трех произведений разного жанра. Знакомство с ними и изучение принесло мне самое большое литературное разочарование в жизни!
   Скольжу взглядом по заголовкам рассказов, стихов, миниатюр... . С чего начать, что выбрать, в первую очередь, для прочтения? Наверное, лучше начать с того, что более всего волнует, с того, ответ на что ищешь всю свою жизнь, и не находишь никогда. Ну вот, хотя бы, для начала, интересная тема затронута Свирем в заголовке произведения. Называется оно "Русский язык, где ты?". Меня всегда интриговал вопрос убогости современного русского разговорного языка. Везде, где бы, я не служил, и не работал, в словарных запасах больших и очень больших начальников и командиров, начальников разного звена, да и просто рабочих, основным языком был матерщинный. Казалось, они не говорят, а "плюются словами". Они, наши руководители, особенно не удосуживались изучением "великого и могучего". Они более походили на Ильфовскую "Эллочку - людоедку", использующую для общения всего тридцать слов. И у них это здорово получалось! Для каждого расхожего понятия эти грамотеи слова применяли не обычные слова, а жаргонные выражения. Вместо связывающих членов предложения они вставляли матерные слова, и чем, более весомым и важным, был начальник, чем более высокий пост он занимал, тем более "многоэтажные" выражения из ругательств он выдавал. Они знали, что и подчиненные их давно позабыли исконный русский язык, и заговори, вдруг, руководитель на родном русском языке, ни один из подчиненных не поймет уже его приказов. Правы, по-видимому, те лингвисты, что утверждают: русский язык в России существовал лишь до Октябрьской Революции семнадцатого года. Потом его заменила лагерная "феня", сленг, арго... называйте, как хотите. Этому служили объективные обстоятельства. Миллионы людей прошли в эпоху строительства коммунизма через тюрьмы и ГУЛАГ, где одним из факторов выживания являлся мат. Тысячи и тысячи интеллигентов, не покинувшие страну в период красного террора, были депортированы из страны. Языком государства, общества стал язык тюрем и лагерей, выплеснувшийся на свободу с бывшими заключенными, язык люмпен-пролетариата, долго прятавшийся в рабочих кварталах, портах, и захвативший, без труда, пустующее лингвистическое пространство.
   А между тем, язык, на котором пишет, говорит, думает народ - его самая большая ценность! Обращаю ещё раз внимание - думает! Это надо понять досконально, во всей многозначительности и многозначности этого факта! Ведь это означает, что вся сознательная жизнь человека, проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения - только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли все наши формируются языком.
   Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, что он говорит. Если мы замечаем манеру человека "себя держать", его походку, его поведение, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Что ж, используем и этот ключ для раскрытия личности Питера Свиря.
  
   Ну, вот мы и подошли к первому из произведений, рекомендованных мне для прочтения Питером Свирем. Я счел необходимым привести его здесь полностью, не исправив при этом ошибок - отсутствие пробелов в заглавии и тексте. Произведение оказалось столь миниатюрным, что прочтение его заняло у меня несколько секунд.
  

136.Русский язык,где ты?
Питер Свирь

0x01 graphic

   Читая опусы современной русской прозы,
не перестаёшь удивляться оскуднению русского
литературного языка.
Порою кажется, что не было Пушкина,Гоголя
Тургенева,Чехова,Бунина....
О,где ты - "великий,могучий,правдивый и свободный русский язык!?".
  
   Что это? Литературное произведение? Не могу не съехидничать словами советского филолога Бориса Александровича Ларина, некогда написавшего, прочтя подобную по качеству книгу: "Самой сильной частью книги приходится признать её оглавление", - сама же она, - " поверхностна и примитивна".
   Может быть, это просто крик души читателя или писателя - литературоведа, излитый белыми стихами? И что, эти куцые шесть строк можно назвать серьёзным произведением? Наверное, со всем творчеством этого русско-американского прозаика и поэта из 234 произведений можно ознакомится, из-за их сверхмалого размера, в течение всего пары часов. Быть может, мне попалось "с ходу" не самое удачное произведение? Может быть. Попробую я прочесть и осознать что-нибудь другое, конечно же, из рекомендованного, к прочтению. Вот стихотворение из цикла "миниатюры".

18.Гражданская война
Питер Свирь

0x01 graphic

   Разлита щедро боль и кровь;
Надежда,Вера и Любовь - убиты;
Згорел до тла родимый кров
И песни мамины забыты...

Когда разрухам нет конца,
Потеря жизни - не утрата...
Со злобой брат идёт на брата;
А сын?...- расстреливать отца!

Среди врагов,среди чертей,
Среди огня,среди смертей
Старайся Человеком оставаться -
Красой,Любовью восхищаться!...

Когда разлита смерть во-круг,
Один лишь Бог - твой лучший друг!...
  
   0x01 graphic
   Это, второе, из прочитанных мною произведений Питера Свиря, окончательно разочаровало меня в творческом потенциале русско-американского прозаика и поэта. Я уж не говорю, про грамматическую ошибку - слово "Сгорел" написано через букву "З", и что нет пробелов между многими словами, но отсутствие в стихотворении всякого размера показало мне: передо мной литератор, лишь возомнивший себя таковым. Но зачем же ему понадобилось интервью со мной? Теперь, кажется, мне стало ясно. Ему не хватает признания и славы! То от чего по мысли Тацита, в последнюю очередь отрекаются мудрецы. Мудрецы, но не Питер Свирь! Теперь стала понятна и его плодовитость в написании произведений - он решил количеством перекрыть качество своих творений, любыми путями шествуя к своей мечте - стать известным и узнаваемым писателем, хотя бы в сети интернета. Впрочем, нет, не писателем, а прозаиком и поэтом, как он себя сам окрестил. Его активность на литературном сайте в написании рецензий похвальна. Еще бы, он уже написал их 1477. Но для чего он это делает? Удовлетворяет лишь собственное стремление к осуществлению старой мечты - идти по литературной стезе, несмотря ни на что? Я думаю, причина и здесь лежит на поверхности. "Он расплевывает свои рецензии направо и налево", - сказал про одного, столь же продуктивного, историка, увеличивающего список своих работ обилием рецензий, профессор Б.А. Романов. Да, он именно их расплевывает, быстро и не скупясь, пытаясь добиться популярности. Только для того, чтобы о нем узнали, его оценили, чтобы стать знаменитым!
   Я прочел все рекомендованные Свирем двадцать три его произведения. Впечатление в моей душе они оставили удручающее. Не буду останавливаться на каждом из них подробно, скажу лишь, что в целом автор не владеет ни одним из дарований, что определяет человека как писателя. Нет у него, ни дара красиво писать, ни способности закладывать в свои творения, сколько бы значительного скрытого смысла, что заставляет играть и резвиться мысли, будоражить воображение, по прочтении, достойного твоего ума и сердца, рассказа. Так кто ж ты, заокеанский "русско - американский прозаик и поэт"? Достойный представитель высшей интеллектуальной элиты? Интеллигент с большой буквы? Где твоя высокая образованность? Ведь ты, призван творить литературу, "сеющую вечное, умное, доброе". Создавать "третью реальность" (первая - объективно существующая, вторая - субъективная), как подметил метко Карл Поппер сущность книг. Чем отличается обычный человек от обычного писателя? Обычный человек имеет не такой уж и большой круг общения. Обычно это его родственники, друзья и сослуживцы. Писатель же посредством мыслей и идей, заложенных в своих произведениях, общается со всем Миром! От тебя, писатель, зависит, и это очень ответственно, что Человечество вынесет для себя из твоих трудов, и каким быть Человечеству завтра. И важно не только то, что ты пишешь, но и как ты это делаешь. Дилетантский подход к написанию, дает, как правило, результат, обратный по вектору главной идее, заложенной в рукописи. По законам психологии, человеку, да и всему человечеству, нельзя грубо или насильно что - либо навязать, от таких действий будет обратный эффект, пусть это будет самая светлая идея. Так что ж ты творишь Питер Свирь? Осознаешь ли ты свою Гражданскую Ответственность перед человечеством? Имеешь ли ты право на ошибку?
   А ведь это один из самых рейтинговых и популярных писателей и критиков, нужно сказать, завсегдатай литературного сайта "Проза.Ру"! Так что же ждать от других! Я прочел ряд рецензий написанных на его произведения читателями, по правилам сайта ими могут быть только писатели, зарегистрированные на этом же сайте. Удивительно, но большинство рецензентов отзывались о произведениях "русско-американского прозаика и поэта" весьма недурно. Так в чем же причина столь лестных отзывов? Их может быть две: или подавляющее число зарегистрированных на этой интернет-странице писателей столь же убоги как литераторы, что и высокорейтинговый Питер Свирь, и не могут отличить зерна от плевел; либо, вся "публика" "Прозы.Ру" нахваливает "писанину" друг друга, как делают это петух и кукушка в одноименной басне Крылова. Недолго размышляя, причину эту я попытался отыскать, листая литературные странички авторов без всякой системы. Мои догадки вскоре подтвердились. Подавляющее число литераторов интернет - страницы "Проза.Ру", из-за низкого качества творимой ими продукции, писателями могут называться лишь условно. Более того, в тенетах литературного сайта, они, по-видимому, приобрели, наконец-то, долгожданное признание. Признание таких же литературных бездарностей. Ежечасно, с самозабвением, они нахваливают произведения друг друга, не заслуживающие даже времени на рецензию. Они живут этим признанием, они счастливы, что нашли свой способ самовыражения, они рады льстить друг другу и восхвалять прозу и поэтику друг друга, не задумываясь: а истина ли это? Они не смогли утвердить себя в большой литературе, но они нашли воплощение своих, наверное, многолетних мечтаний о писательском поприще, удовлетворили своё оскорбленное и уязвленное писательское самолюбие, здесь, на сайте "Проза.Ру".
   Наверное, читателю интересно, чем же закончилась история с проектом интернет-интервью, предложенным мне Питером Свирем? Закончилась она как то по - будничному тихо, будто угасла в горнице вечером свеча, поискрив, напоследок, красно-желтым языком, задыхающегося в стеарине пламени, и испустив струйку сизого, лениво скользнувшего к потолку, дыма. После ознакомления с творчеством писателя, я, несмотря на негативное восприятие его литературного таланта и наследия, все - таки решился отправить в его адрес свой первый вопрос. Нет, мне неинтересно было уже интеллектуальное общение с ним, я понимал, что нужно это интервью ему для популяризации своего имени, но я не мог отказать человеку, просто поговорить со мной, обычным российским гражданином. Без лишних предисловий, я задал ему свой первый, и как оказалось позднее, последний вопрос, который остался, к тому же, без ответа. Как это полагается в начале интервью, был он "общего плана", и звучал так:
  
   Вы называете себя русско-американским прозаиком и поэтом. Какая смысловая
нагрузка заключена в этом словосочетании? Возможно, ли Вас назвать, некой
маргинальной литературной личностью? Если да, то, что принесло, чем обогатило литературу  слияние двух литературных стилей - американского, с его бессмертным Драйзером и Лондоном, и русского, с непревзойденными Толстым и Достоевским?
  
   Как я уже упомянул, ответа на этот вопрос я не дождался. Я долго размышлял, а почему так вышло? Почему совсем неглупый человек, так долго пестовавший идею интервью и имеющий планы осуществить через это интервью свои меркантильные интересы, в конце концов отрекся от неё, оборвав со мной переписку и уйдя из киберпространства по - английски: не попрощавшись? Пусть он отказался от идеи интервью, но почему он не захотел даже "поговорить" со мной, напоследок, в сети "всемирной паутины"? Может, я недостаточно образован для него или невоспитан? Что вопрос был труден для Питера Свиря, занимающегося, по-видимому, много лет интеллектуальным трудом, я исключаю. Совсем необязательно было отвечать на него, развернуто, заставляя восхищаться всех вокруг, собственной эрудицией. Вполне достаточно было и лапидарного, или даже, односложного ответа. Причина здесь, мне кажется, кроется в другом. Я нарушил "правила игры" на сайте "Проза.Ру"! Да, именно так! Как же я остался равнодушным к творчеству известного сетевого писателя, не восхитился его "исключительным литературным дарованием и писательским талантом", не написал хотя бы несколько восторженных рецензий к его произведениям? Да, именно так! Тысячу раз да! Именно поэтому я не заслужил права "прильнуть к руке" Короля "прозаики и поэтики"!
   В не столь далекие времена в инквизиции была должность "квалификатора". Квалификатор определял, что есть ересь, а что ересью не является. Быть может я и есть такой самоназначенный квалификатор, взявшийся судить о достоинствах и недостатках чужих произведений, приписывая одних авторов к еретикам, и оправдывая других? Нет. Я лишь излагаю факты и свое сугубо личное, субъективное мнение по их интерпретации. Пусть читатель докапывается до истины сам. Пусть сам решает, в том числе и на основании изложенных мною свидетельств, что за публика правит балом на сайте "Проза.Ру", кто он, этот типичный представитель этого бала, литератор Питер Свирь, и чего заслуживает его творчество.
  
   А сейчас я расскажу о втором типаже сайта "Проза.Ру". Конечно, более типичен для сетевой литературы первый, описанный мною типаж - виртуальный образ "прозаика и поэта" Питера Свиря, однако, данный экземпляр киберчеловека всемирной сети, распространен не только на литературных сайтах, он стал обычным явлением и нашей виртуальной сети и нашей обыденной жизни. Имя его - Хам.
   Второй рецензией, полученной мною на тот же рассказ "О партии", была рецензия неизвестного писателя, скрывающегося под псевдонимом "Сотник", набранным латинским алфавитом. Рецензия была просто разгромной и кроме всего прочего, рецензент хамски обзывал автора (т. е. меня) "дураком". Приведу её полностью.
   Во-первых не понятно, почему ЭТО в рассказах. ЭТО - публицистическая статья времен конца перестройки, потому-то ее и оценил лишь Свирь, так до сих пор и живущий во времена модных диссидетов.
Во-вторых, если о коммунизме у вас такие представления, то вы дурак. Как такие люди смогла свершить революцию, построить промышленный потенциал, запустить человека в космос и выиграть войну? Как с такой идеей Фидель с 64 бойцами смог захватить Кубу?
Дискутировать можно долго, но у меня нет времени.
Удалите вы свой рассказ к черту!
С неуваэжением,

<Sotnik> - 2002/10/05 22:15
   Долго я не мог понять, почему же Сотник дает оценку мне, называя "дураком", а не критикует недостатки, исследует достоинства (если они есть) моего творения. Должен он понимать, что рецензии пишутся произведению, а не автору. Наверное, я слишком больно задел его за живое! Наверное, это сначала убежденный коммунист, а потом уже только, писатель. Все равно, кто дал ему право, оскорблять людей только за то, что они мыслят по - другому! Дают знать о себе наши, прежние, общие, коммунистические болезни: нетерпимость к инакомыслию, сопровождающиеся, как и все процессы в тот недалекий период, от производства до распределения, бескультурьем, унижением и хамством. А вы не помните те недавние годы, ругань и мат в переполненном транспорте, оскорбления и перепалки в магазинах? Накричать на тебя ни за что, обозвать по - всякому, безнаказанно, мог кто угодно, и это воспринималось тогда обществом, как само собой разумеющееся событие и было обыденным явлением. Так вот откуда берут корни ваше хамство, товарищ Сотник, оно органично присуще вам, как марксисту-ленинцу, однажды построившему уже общество "нового типа" - общество вороватой партбюрократии и обывателя - лентяя, и создавшим новый тип человека - "советского человека",- объединенного в стадо, хамовитого бездельника.
   Недостаток культуры в нашем обществе волнует меня, как и многих, наверное, более всего. Никакие законы истории или издаваемые государством, никакие надежды на лучшее будущее не оправдаются, если не будет поднят общий культурный уровень нашей жизни, некий культурный тонус нашего общества. Сегодня это особенно важно осознать, так как уровень культуры, по моему мнению, не просто низок - он падает. Десятилетия истребления интеллигенции, десятилетия падения школьного образования и "остаточный принцип" в отношении финансирования культуры, бесконечные катастрофы с наиболее важными хранительницами культуры - библиотеками, извращенная издательская политика, при которой публиковалось не то, что требовалось читателю, а то, что ему навязывалось по разным соображениям, сыграли свою отрицательную роль. И все это на фоне общего застоя нашей культуры, который начался гораздо раньше самого, так называемого, "застойного периода". Боязнь не только самостоятельной мысли, но и вообще всякой самостоятельности, привели к тому, что даже самое поведение людей, сильно изменилось к худшему - к вызывающе неряшливому.
   Открыл интернет - страницу своего рецензента. Ни адреса, ни фамилии я на ней не нашел. Несколько куцых произведений и большая, на треть страницы, фотография самого литератора. Здесь он снят в непривычном, для исповедующих, как известно, атеизм, коммунистов, месте. Сотник на звоннице одного из соборов матушки - России. Развернувшись вполоборота, он раскачивает язык одного из колоколов. Дебелая фигура и пухлое лицо выражают решительность. Наверное, он своим колокольным звоном и, конечно же, молитвой, будит спящую Россию, зовет к новой мировой революции. А какая ещё аллегория может быть заключена в этом снимке на сайте убежденного партийца? Это снимок для глупцов. Компартия и Вера несовместимы. Быстро они, коммунисты, мимикрировали, превратившись из атеистов в показательных верующих. Разве не они, в те недалекие тридцатые годы, взрывали храмы, отправляли в лагеря священнослужителей, расстреливали верующих? Поздно они поняли, да и поняли ли, что нет идеи более опасной, нежели неверие в бессмертие души. Именно это неверие превращает человека в животное, оно лишает его совести и страха перед совершением какого угодно дурного или злого дела, если только он может избежать наказания со стороны человеческих законов. Неверие в бессмертие души делает человека добычей всех дурных помыслов и желаний, которые не могут быть известны верующим людям.
  
   Я попытался связаться с Сотником посредством электронной почты, с единственной целью - добиться извинения. Как хорошо ныне, с рождением интернета, стало трусам и хамам. Ты можешь скрыться под псевдонимом, безликим адресом электронной почты, безнаказанно оскорбляя и унижая людей. Что я могу ему сделать, чем ответить? Уподобиться ему и ответить тем же? В былые времена, честолюбивые рыцари, давно бы вызвали его на дуэль и нашпиговали уж, свинцом. Сейчас, увы, другие времена! Да и сущность теперь у обидчика виртуальная, какая уж тут сатисфакция! Как культурный человек, я попросил человека, скрывающегося под псевдонимом "Сотник" извиниться, выразив уверенность, что интеллигент (а писатель просто обязан им быть по призванию и состоянию души) не должен уподобляться необразованной черни в своих привычках и поступках. Но не тут то было! Он заявил мне категорично, что извиняться не собирается, сам относится скорее (к придуманному им) сословию "люмпен-интеллигенции", а настоящую интеллигенцию ненавидит. Причем слово "ненавижу" было особо выделено. Тут уж мне предстояло задуматься. А чего я ждал? Что воинствующий коммунист изменит свои манеры, воспитываемые партией в нем годами? Что он, внемля моему призыву, станет вмиг вежливым и культурным? Что он, ненавидящий настоящую интеллигенцию, и, конечно же, презирающий её манеры поведения и высококультурность в общении, вдруг станет похожим на своего антипода? Это типичный коммунист со своей ненавистью к интеллигенции. Интеллигенция была постоянной мишенью для нападок коммунистов все семьдесят лет существования Советского государства. Первое, что делало государство, возглавляемое коммунистами, для укрепления своей власти - стремилось уничтожить интеллигенцию и все, что способствовало её образованию. С самого момента своего прихода к власти большевики арестовывали, ссылали и высылали из страны интеллигентов, закрывали кружки, общества, даже места встреч интеллигенции, казалось бы, совершенно невинные, как-то: ученые общества, кафе. Правительство большевиков не допускало вольнослушателей в университеты, закрывало газеты и журналы, в которых обсуждались общемировоззренческие вопросы, стремилось дискредитировать интеллигенцию в глазах народа, лживо отождествляло интеллигенцию с буржуазией и дворянством, стремилось дискредитировать её нравственно, устраивало ложные судебные процессы, препятствовало поездкам ученых, писателей и художников за границу, или наоборот, высылало навсегда. Два парохода понадобилось осенью 1922 года - "Пруссия" и "Бургомистр Хаген" - чтобы вывести из России только ту часть интеллигенции, против которой не могли быть применены обычные меры репрессий, ввиду её общеевропейской известности. Годы борьбы государства с интеллигенцией были одновременно годами, когда в официальном языке, да и в самой жизни, исчезли понятия чести, совести, человеческого достоинства, верности своим принципам, правдивости, беспристрастности, порядочности, благородства. И я хочу получить извинения от человека, принадлежащего некогда к грозной "руководящей и направляющей" силе нашего общества, творившей все это беззаконие? Пытаюсь в уме составить психологический портрет неизвестного оппонента. Он или всю свою сознательную жизнь прожил в столице нашей Родины - Москве, или сыночек какого-то крупного партийного или административного функционера социалистической системы. Почему? Только эти две категории граждан, сравнивая сегодняшнее свое положение с условиями социалистического бытия, могут сделать выбор в пользу нашего недавнего прошлого. Москвичи - потому что при тоталитарном режиме социализм, или его подобие, существовал лишь в этом городе. Москвичу не понять, что остальные люди (не относящиеся к торговле), покупали мясные продукты от случая к случаю, а за всем остальным выстаивали громадные очереди. Я помню то время. Служил я одно время тогда в городе Советске, Калининградской области. В магазине при воинской части по списку мне выдавали одну курицу на неделю. И делай с ней что хочешь. Хочешь, запеки в духовке, и съешь разом. А хочешь, растягивай удовольствие на неделю, что мы и делали. Сначала мы с женой отрезали у неё крылья и ноги и готовили суп на два дня, потом разрезали оставшуюся тушку на четыре части и уже решали, как дотянуть до следующего понедельника. Вы полагаете, я придумываю? Нет, многочисленные рассказы современников подтверждают мои слова. Кто жил близко от Москвы постоянно участвовал в набегах на московские магазины, отправляясь по выходным на "колбасных электричках". А кто жил далеко, разыскивал мясопродукты, иной раз, по другим городам, если не обладал чудодейственной способностью проникать в подсобки магазинов и столовых. Сейчас Москва город богатых и очень богатых людей. Но те, кто не успел впрыгнуть в уходящий поезд приватизации и не отвоевал себе кусок жирного народного пирога, ностальгируют по ушедшим временам, ушедшей советской власти. По - видимому, Сотник из их числа. Недаром он называет себя люмпен-интеллигенцией. Конечно, он закончил престижный ВУЗ, пользуясь еще старыми "папочкиными" связями, ну а дальше ему не повезло. Не повезло, а может, и ума не хватило или усердия. И теперь он сидит и вспоминает, как славно жилось при социализме в городе Москве, и эти думы питают его идейную убежденность. Конечно, может быть и второй вариант: это сынок крупного партийца-ленинца или руководителя высшего административного звена. Им хорошо, даже очень хорошо жилось при социализме, независимо от места проживания. Практически все, сооружения культуры, спорта, система торговли и распределения прочих благ были в их руках. Они не брезговали и воровством и мошенничеством, умыкая с подчиненных им предприятий, партийных касс и фондов, все, что им понравиться, от материальных средств до денег. Я работал в это время простым бухгалтером, и я видел все это. Конечно, юному Сотнику хорошо жилось в это время. Он мог пользоваться всеми благами и достижениями, что создавалось стараниями трудового народа, но было недоступно созидателю. И как чудесную сказку вспоминает он теперь этот былой социалистический рай и всемерно хочет вернуть его, и звонит, что есть мочи, с фотографии, в колокола церкви: поднимайся Русь на борьбу с супостатом, не дело, что у меня все это вот так просто взяли и отняли!
   Прочитав рецензию, удивился, как все демагоги похожи один на другого. Помните у Булгакова в "Собачьем сердце" женщина в мужской одежде заявляет профессору Преображенскому: "А вот если бы сейчас у нас был диспут, я бы вам доказала...". К счастью время диспутов прошло, прошло время пустословия и демагогии. Что касается спора по существу данных исторических фактов, упомянутых в рецензии, то я уже ответил на эти вопросы в своих, более ранних публикациях. Поэтому отвечу вам, товарищ Сотник, на поставленные вопросы лишь вскользь, поскольку не могу не ответить на вызов. Мои представления о коммунизме родились не сейчас, ни сиюминутно. А вынашивались годами в долгих и мучительных(все мы были воспитаны на этих идеях), раздумьях. Коммунизм - это общество - утопия, такая же, как утопии учений о "справедливом обществе" Фурье и Сен-Симона. Попробую сказать для коммуниста доходчивее, подражая Карлу Марксу. Если Маркс утверждал, что пролетариат могильщик буржуазии, то могильщиком коммунизма стали бы бездельники. Да и нежизнеспособность предвестника коммунизма - социалистической формации, очевидна. Разве сейчас товарищ Сотник сидит не за импортным компьютером, пользуется ли он не иностранной программой, да и интернет с электронной почтой пришел к нам, увы, не от советских разработчиков, а с буржуазного Запада. Разве не проиграли мы, вчистую, экономическое соревнование, так называемую холодную войну, с Америкой. Вот вам и ответ на вопрос, кто кого победил в организации промышленности, кто создал настоящий, современный и мобильный промышленный потенциал. Да, мы первыми были в космосе, но какой ценой? Ценой нещадной эксплуатации Человека, которого использовали как быстроизнашивающийся и легко восполнимый материал. Я служил несколько лет на Байконуре и видел все собственными глазами, о чем тоже уже писал.
   Да мы выиграли войну! Но как? При помощи коммунистов или вопреки их просчетам? Генсек партии Сталин, уверовав в свою гениальность и непогрешимость, до самого последнего момента не верил в войну. Он не сделал ничего, чтобы, хотя бы, ослабить первый удар немецко-фашистких войск. Дорого обошлась нам близорукость "великого вождя всех времен и народов". Или это уже не представитель компартии? К началу войны высший командный состав Красной Армии был репрессирован на 80 процентов. Это ли не преступление большевиков? Только в первый год войны СССР потерял, только пленными, 3 миллиона человек. Вдумайтесь в эту цифру! В Сталинградской битве было пленено 300 тысяч немцев. И это у нас считается величайшей победой! А знаете ли вы, что 480 тысяч солдат и офицеров красной армии были расстреляны в войну как дезертиры. Полмиллиона! Так что это за победа? И это только цифры официальных приговоров и расстрелов. А сколько их, русских людей, полегло под своими пулеметами заградотрядов НКВД. Их никто не сочтет. И вы называете это победой коммунистов? Да, они так и не научились создавать и организовывать ничего, кроме переворотов и экспроприаций, они привыкли только стрелять, отнимать и понукать! А чего стоит глупость "показухи", в организации компартией идеологических пропагандистких трюков? Когда в войну брались штурмом высоты к юбилею, не считаясь с потерями и целесообразностью; запускались в космос ракеты к праздникам, не считаясь с их готовностью и возникающим при этом риске; в день Октябрьской Революции было вывешено знамя на центральной трубе Чернобльской АЭС, разрушенной и испускающей тысячи ренген радиации, не считаясь с жизнью знаменосца. Вывесивший этот флаг, в тот же год и умер от лейкемии, но кого это взволновало из вас, коммунистов? Может, вы помогли его жене и детям? А чего стоит рассказ моего отца, штурмовавшего в эту проклятую войну, укрепления, за какой-то никому неизвестной речкой, чтобы доставить радость идейным партийцам к 23 февраля! Он шел в третьей по счету цепи и когда вступил на лед реки, то бежать не мог: сапоги скользили в ручьях человеческой крови. Наверное, он и выжил в той атаке только потому, что постоянно падал, скользя, на лед, сбивая при этом, прицел у вражеского пулеметчика.
   Ещё вы гордитесь тем, что Фидель Кастро с 64 бойцами захватил Кубу! Это обычный прием коммунистов! И у нас в России, малочисленная в то время и непопулярная большевистская партия, силой оружия, через пассивность властей, захватила власть. Только сможет ли удержаться эта власть на Кубе, после ухода "Великого команданте"? Уже тысячи людей, легально и нелегально, покинули Кубу, поток перебежчиков не убывает. Они не боятся стихии, даже пускаться вплавь на самодельных плотах, через море, кишащее акулами и известное штормами. Отчего это? Отчего такие жесты отчаяния, только из-за идеологических предрассудков? Нет. Вы никогда не были на Кубе, а то бы вы знали, что тамошние креолки отдаются за кусок мыла! Не потому, что они более распущены или похотливы, чем наши женщины. Нет. Потому что для них это великая ценность! Так какие заслуги вы приписываете этому Большому кубинцу? Захват власти? Увы! Ломать и крушить всегда проще, чем созидать. И хвалиться надо не стрельбой из автомата, а продуктами созидательного труда!
  
   "Мне отмщение и Аз воздам", - говорит Всевышний в Библии. Люди не мстите, зло само покарает себя! Каюсь, но оставить оскорбление без ответа я не смог. Пришлось принять условия игры, предложенные мне коммунистом с "Прозы.Ру" и ответить тем же.
   Товарищ Сотник!
Спасибо за "дурака". И почему судьба посылает умных к умным, а тебя ко мне???

<Назаров Евгений> - 2002/10/30 23:11
  
   Вот так закончилось мое общение и со вторым "интеллигентом" российского литературного сайта "Проза.Ру". Не нашел я общего языка не с диссидентом, ни с коммунистом. Не нашел я на этом сайте ни интеллектуальной элиты, ни духовного наслаждения. Почему? Наверное, потому, что настоящее - это последний день прошлого. Мы позади, в арьергарде свершившихся и совершающихся событий. Дурное прошлое никогда не может привести к хорошему настоящему. Настоящее - лишь результат, итог прошлого. Прошлого длиною в семьдесят лет.
  
  
   Второе тысячелетие начала отсчет славянская литература, литература братских народов: украинского, белорусского и русского. Что дает нам в эпоху глобальной компьютеризации и всемирной информационной сети, спутниковой связи и цифрового телевидения, наша многовековая литература? Оглядываясь назад, на наше культурное наследие, труды Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского, Толстого..., мы сверяем часы наших сердец с духовным наследием предков, корректируем наш нравственный компас, по которому мы движемся в бурном океане современных проблем.
   Литература - это, скорее, некий процесс, а не итог. Процесс непредсказуемый в своей динамике и синергетически связанный с обществом, личностью, Человечеством. Процесс этот уже вырвался с писательских столов, бумажных носителей информации, из читальных залов и многочисленных библиотек, на просторы всемирной компьютерной сети. Через экраны мониторов и дисплеев он стучится в каждый дом, каждую семью. Он властно требует в свои владенья умы и сердца людей. От тебя, писатель, зависит, чем обернется этот процесс для нас, наших детей и внуков! Ты несешь ответственность и перед обществом, и перед Человечеством!
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   7
  
  
  
  
Оценка: 1.00*2  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"