Назаров Юлий Вячеславович : другие произведения.

Мужики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    короткая пьеса, забытая почти на сорок лет

  МУЖИКИ
  
  короткая пьеса в 5ти сценах
  
  Авторское предисловие: Эта пьеса написана в начале 1979 г., когда автор был студентом. Как это ни смешно, автор забыл о ней начисто: и случайно обнаружил машинописный текст при разборе ненужных бумаг только в этом году. Как это ни смешно, не смотря на многие изменения в мире и личности автора, и очевидные наивности изложения, пьеса до сих пор представляется автору интересной.
  
  МЕСТО И ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ:
  
  Советский Союз, окрестности Москвы, конец семидесятых годов ХХ века, конец долгой зимы.
  
  ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
  
  Мужики - студенты-одногруппники престижного технического вуза, всем около 20 ти . Короткие стрижки, свитера и джинсы.
  
  КРАСАВЧИК. Ничего особенного в нем нет. Двигается несколько неуклюже, неуверенно.
  МАЛЫШОК. Очень длинный, астеничный юноша.
  ЧЕРЕП. Сейчас бы сказали - легкий аутизм. Но держится уверенно, с достоинством.
  БОБЕР. Решительный брюнет, сложен крепко.
  СПОРСМЕН. Косит под простого, но не переигрывает.
  ВОЖАК. Комсорг, но не стучит и умный.
  МУЗЫКАНТ. Свитер чересчур длинный. Не хочет, а выделяется.
  
  Девушки.
  АРТЕМИДА - высокая брюнетка.
  1я и 2я ДЕВУШКИ - просто девушки
  
  Начальство, лет под 50.
  УЧИТЕЛЬ - знает, что улыбаться нужно и полезно. Начальник малый.
  СКЕЛЕТ - не знает. Начальник средний.
  
  ********************************
  
  НАЧАЛО
  На сцене темно. Вдруг вспыхивает музыка, яростная, жестокая. Неясные фигуры отплясывают отчаянно. В центре - парень в белой рубахе. Это - Красавчик. Музыка обрывается, труба мощно выводит странную тягучую мелодию. Красавчик в круге света.
  
  СЦЕНА ПЕРВАЯ
  
  Свет. Аудитория в институте. Большая доска, столы, в окне - кусок синего неба. Над доской -портреты Курчатова и Королева. У окна - Красавчик. Входит Малышок.
  МАЛЫШОК. Красавчик, начал новую жизнь? Как пташка ранняя, встаешь с рассветом. Голова-то не болит?
  КРАСАВЧИК. Да я с утра - кефирчиком!
  МАЛЫШОК. Выдали мы вчера. Спортсмена едва утащили.
  КРАСАВЧИК. Сам ты был хорошим.
  МАЛЫШОК. Да ну! Надо же, это, разрядку давать мозгам. Так отключишься, подергаешься - полный окей. Другие не так зашибают. Эх, жаль, девушек не было. Хотя что им на пьяные морды смотреть. Ты вот, например, там отплясывал...
  КРАСАВЧИК. Слушай, Малышок, ты кто?
  МАЛЫШОК. А?
  КРАСАВЧИК. Ну кто ты? Пьяница, дон-жуан, диссидент? За кого себя принимаешь?
  МАЛЫШОК. (развязно) Я советский студент ... И вообще, что у тебя, крылышки режутся, да? Тебе философствовать не идет, непонятый герой. Ты ведь тоже такой же, как мы.
  КРАСАВЧИК. Молодой ты еще. Ищешь не там, где надо. Помни, сын мой, молодость недолговечна.
  МАЛЫШОК. Брось! (тише) Ну что, я не понимаю, что ли. А ну тебя со своими шуточками...
  
   Входят Музыкант и Спортсмена
  
  МУЗЫКАНТ, СПОРТСМЕН. Здорово, мужики! Голова не болит?
  КРАСАВЧИК, МАЛЫШОК. Здорово! (жмут руки)
  СПОРТСМЕН. Наши-то вчера продули ...
  МАЛЫШОК. Иди ты со своим спортом!
  МУЗЫКАНТ. Кефирчик нужно пить по утрам, Малышок. Нервы успокаивает.
  МАЛЫШОК. Да ну! Красавчик уже все выпил, все равно задумчивый.
  КРАСАВЧИК. Музыкант, 'Boney M' в четыре утра на всю катушку - не самая лучшая твоя шутка.
  МУЗЫКАНТ. У каждого свои шутки.
  МАЛЫШОК. В четыре утра на полную мощность? Безобразие. Куда смотрит студсовет?
  СПОРТСМЕН. Куда я смотрю? На девушек.
  КРАСАВЧИК. Ну и как?
  СПОРТСМЕН. Скоро весна...
  МУЗЫКАНТ. (издевательски) О. Ты прогрессируешь на глазах. Пошли сегодня на танцы?
  СПОРТСМЕН. Сегодня играю в футбол. А спать, Музыкант, будем с открытой форточкой.
  МАЛЫШОК. Дверь тоже откройте. Тогда снега наметет гораздо больше.
   Входят Бобер, Череп, Вожак
  ВОЖАК. Мужики! Скелет не придет. У них эксперимент начался.
  МАЛЫШОК. Черт, вставать так рано...
  МУЗЫКАНТ. Опять накололи.
  ВОЖАК. Стоп, стоп, не убегать, анкеты надо заполнить. Для допуска.
  БОБЕР. Ну наконец-то зачесались.
   Все берут анкеты, начинают заполнять
  КРАСАВЧИК. А что за эксперимент?
  СПОРТСМЕН. На джи-рассеяние.
  ЧЕРЕП. Маразм. Пять факторов дают равные вклады, причем два из них непонятны. Ничего не выйдет, слишком сложно для интерпретации.
  МАЛЫШОК. Что ты смыслишь в эксперименте? Два года назад Фра-Дьяволо делал почти тоже самое.
  БОБЕР. Совсем не то же.
  
   Медленная, чуть грустная музыка. Трое подходят к доске, начинают спор, в который постепенно включаются все. Спорят, размахивая руками. Входит Учитель, сразу к доске, включается в разговор. Постепенно спор заканчивается. Все расходятся, кроме Красавчика и Учителя, который с интересом смотрит на исписанную доску. Красавчик вроде ждет его.
  
  УЧИТЕЛЬ. Красавчик, Вы что-то хотели сказать?
  КРАСАВЧИК. Да... Нет, ничего.
  УЧИТЕЛЬ. Дома нормально?
  КРАСАВЧИК. Да, все в порядке, даже деньги есть.
  УЧИТЕЛЬ. Английский сдали?
  КРАСАВЧИК. Учитель, скажите, в чем смысл жизни?
   Учитель оторопел. Потом через силу смеется.
  УЧИТЕЛЬ. За что я вас, ваше поколение, люблю - за потрясающую нескромность и тягу к мелким провокациям. Всякие потрепанные джинсы, длинные волосы ...
  КРАСАВЧИК. Мы это переросли.
  УЧИТЕЛЬ. Да уж. Но неужели Вы серьезно - про смысл жизни...
  КРАСАВЧИК. Почему бы и нет?
  УЧИТЕЛЬ. Мда. Что же. Вряд ли Вы услышите что-то интересное. Я ведь давно не работал над этой проблемой. (подходит ближе) Вы физик, вы должны понимать - невозможно описать систему, оставаясь в рамках самой системы. Чтобы что-то взвесить, нужна платформа, на которой надо стоять при взвешивании. Чтобы познать жизнь, надо уйти от нее.
  КРАСАВЧИК. Странное дело. Чему Вы нас учите?
  УЧИТЕЛЬ. В дидактическом плане я могу сказать только то, что Вы должны были вызубрить еще в детском саду. Надо заметить, что следуя этим полуэмпирическим правилам, я прожил полвека довольно сносно.
  КРАСАВЧИК. Напомните мне эти правила.
  УЧИТЕЛЬ. Жить для счастья других. Работать больше, чем спрашивают...
  КРАСАВЧИК. Простите, Учитель, я немного знаю Вашу биографию. Вы пятнадцать лет работали на фирму Курчатова...
  УЧИТЕЛЬ. Вы забываетесь. Вы забываете, что наша работа спасла жизнь миллионам людей, спасла наш строй, ваше детство. Мы предотвратили атомную войну ...
  КРАСАВЧИК. Да. Но я не об этом. Вы могли сделать гораздо больше.
  УЧИТЕЛЬ. Что за претензии?
  КРАСАВЧИК. Мы до сих пор жгем нефть, чтобы получить энергию. Варварство. Технология-примитив. За позапрошлый, в смысле - девятнадцатый, век успели гораздо больше. Научно-техническая революция, в сущности, так толком и не началась.
  УЧИТЕЛЬ. Да ну?
  КРАСАВЧИК. Давно надо было закончить и начать новую.
  УЧИТЕЛЬ. Ха! Мне всегда казалось, что вы рационалисты. Романтизм. Причем младенческий. Пардон, я не умею менять пеленки. Но ведь Вы радоваться должны. Непочатый край работы.
  КРАСАВЧИК. Скучная работа. Пора уже лететь к звездам, а мы ...
  УЧИТЕЛЬ. (зло) Ну вы даете! На Земле дел-то по горло, кто будет разбираться? А? И вообще, это у вас все от сытости и благополучия. Помню, как пошел после войны учиться. А сейчас какое время?
  КРАСАВЧИК. Эх, зря я так, конечно. Вы все для нас сделали. Мы не знаем хлеба по карточкам, но без ядерного оружия ведь было как-то ...
  УЧИТЕЛЬ. Откуда вам знать?
  КРАСАВЧИК. А, опять не то несу. Но если Вы считаете, что наша жизнь очень благополучная, то ... (подходит к окну) Сволочи!
  УЧИТЕЛЬ. Что?
  КРАСАВЧИК. Драка. Надо помочь. Извините. (убегает)
  УЧИТЕЛЬ. (подходит к окну, тревожно всматривается) Шпана проклятая! Надо предупредить. Да, что-то не то ...
  ***************************************************************
  СЦЕНА ВТОРАЯ
  
  Комната в общежитии. Тусклая лампа с потолка. На тумбочках, на полках, на железных кроватях - груды книг. На стене криво висит портрет Эйнштейна. Карикатурно. Стоит Красавчик с книгой. Глаз подбит. Входит Бобер.
  
  БОБЕР. Привет.
  КРАСАВЧИК. Хэлло!
  БОБЕР. Здорово тебя. Пластырь дать?
  КРАСАВЧИК. Ну его! Черт. Детки пошли.
  БОБЕР. Ну?
  КРАСАВЧИК. Лет шестнадцать. Пятеро на одного.
  БОБЕР. На тебя?!
  КРАСАВЧИК. Нет. Первокур какой-то. Растерялся, бедняга.
  БОБЕР. Вдвоем разогнали?
  КРАСАВЧИК. Помогли наши. Счастье для шпаны - быстро бегает.
  БОБЕР. Сволочи патлатые, зона по ним плачет (вспыхивает) Взял бы автомат - и вечером в парк. Бить эту дрянь надо, бить, а мы сюсюкаем.
  КРАСАВЧИК. Три года назад я тоже был длинноволосым.
  БОБЕР. Кому говоришь! Я в то время почти уголовником был. (успокаивается) Убил бы себя того - не пожалел.
  КРАСАВЧИК. Вот видишь. Нельзя злом - аукнуться может.
  БОБЕР. Жизнь сложнее аксиом.
  КРАСАВЧИК. Прогрессируешь.
  БОБЕР. Ну тебя (садится на кровать, перекладывая книги на колени)
   Входит Музыкант
  МУЗЫКАНТ. Ух ты! Молодец, Красавчик, так их. Однако фейс у тебя.
  КРАСАВЧИК. Замотал.
  МУЗЫКАНТ. Сегодня танцы в фойе. Группа Андреева. Идешь?
  КРАСАВЧИК. Состав полный?
  МУЗЫКАНТ. Обещали полный.
  КРАСАВЧИК. Ты мне их записи когда сделаешь?
  МУЗЫКАНТ. Пошли, сейчас в натуре послушаешь.
  КРАСАВЧИК. С такой вывеской?
  МУЗЫКАНТ. Ты и без рекламы хорош. Потом темно там.
  КРАСАВЧИК. Надоело.
  МУЗЫКАНТ. Правда? Может, ты новую жизнь начал?
  КРАСАВЧИК. Малышка возьми.
  МУЗЫКАНТ. Пишут они.
  БОБЕР. Муза, ты учиться приехал или на танцы ходить?
  МУЗЫКАНТ. Фух, опять провокация. Скучно. Пойду я от вас.
  КРАСАВЧИК. Хиппи ты, Муза.
  МУЗЫКАНТ. Какой из меня хиппи?
   Уходит. Входит Спортсмен с футбольным мячом.
  СПОРТСМЕН. Эй, дегенераты! А ну в футбольчик, футбольчик. (стучит мячом о пол) Айда гармонично развиваться. Бросай курить, Красавчик, не гробь здоровье. Не идете? (пауза) Не идет никто, скучно. Расселись, индивидуалисты, страдают.
  КРАСАВЧИК. Вон люди пулю пишут, дело коллективное.
  СПОРТСМЕН. Скажешь тоже. Там каждый за себя. Команды нет. Слушай, у тебя по эмсэсам ничего нет?
  КРАСАВЧИК. Посмотри под столом. Слева.
   Спортсмен лезет под стол. Входит Малышок.
  МАЛЫШОК. Пошли, Красавчик. Уже раскидали. Тебе два туза в прикупе.
  КРАСАВЧИК. Писать, что ли? Кто там?
  МАЛЫШОК. Череп, я, Вожак.
  КРАСАВЧИК. Ну и дуйте втроем.
  МАЛЫШОК. А ты чего?
  КРАСАВЧИК. Не играю больше.
  МАЛЫШОК. Старреешь, друг.
  КРАСАВЧИК. Старею...
  СПОРТСМЕН. Стареет. Вот в футбол не играет.
  КРАСАВЧИК. А может, взрослею?
  МАЛЫШОК. (неожиданно зло) Взрослеешь. Скоро сам штанишки надевать будешь.
  (пауза) Бывают же у тебя заезды.
  КРАСАВЧИК. (взрываясь) И я тебя тоже люблю.
  СПОРТСМЕН. Но, мужики! Перестаньте ерундой страдать.
   Входит Артемида.
  АРТЕМИДА. Здравствуйте, юноши!
  СПОРТСМЕН. Здравия желаем, Артемида Яновна! Пошли, мужики!
   Лишние исчезают. Артемида и Красавчик.
  АРТЕМИДА. Ну здравствуй.
  КРАСАВЧИК. Вечер добрый.
   Целуются.
  АРТЕМИДА. Как тебе дали! Не больно? А как вообще жизнь?
  КРАСАВЧИК. Все думаю. Никак.
  АРТЕМИДА. И о ком же ты думаешь?
  КРАСАВЧИК. Все больше о смысле жизни.
  АРТЕМИДА. Мне казалось, что ты уже большой.
  КРАСАВЧИК. Плохо мне.
  АРТЕМИДА. А мне хорошо. Мне лучше всех. С вами плакать разучишься.
  КРАСАВЧИК. С кем?
  АРТЕМИДА. Да с вами. С му-жи-ками. Не смотри так. Дай сигарету.
  Закуривают.
  АРТЕМИДА. А ни о чем более конкретном не размышлял? Обо мне, например.
  КРАСАВЧИК. Так точно, размышлял.
  АРТЕМИДА. Ну и как.
  КРАСАВЧИК. Безрезультатно. Может, ты меня любишь?
  АРТЕМИДА. Так-так. Это после трех месяцев знакомства. Чего ты хочешь?
  КРАСАВЧИК. Ответа.
  АРТЕМИДА. Ты считаешь, что девушка по первому требованию должна отвечать на такие вопросы?
  КРАСАВЧИК. Чем ты хуже мужика? Будущий хирург, неужели себя боишься?
  АРТЕМИДА. Конечно. Ты дурак все-таки.
  КРАСАВЧИК. Ты МЕНЯ любишь?
  АРТЕМИДА. Ах вот как. Нет. Я тебя ненавижу. И вообще я не туда попала, как пишут в романах. Где здесь выход?
   Идет как слепая, наталкивается на неподвижного Красавчика, обхватывает его руками, плачет. Стук.
  АРТЕМИДА. (неожиданно весело) Входите. Не стесняйтесь.
  БОБЕР. Я за книгой. Можно?
  АРТЕМИДА. Ну ладно. Хватит. Проводите меня кто-нибудь.
  КРАСАВЧИК. Бобер.
  БОБЕР. Угу.
  АРТЕМИДА. Прощай, Красавчик.
   Уходит с Бобром. Красавчик опять берется за книгу. Звучит песня 'не дай мне Бог сойти с ума' После песни возвращается Бобер, начинает рыться в книгах.
  КРАСАВЧИК. Бобер (пауза) есть идея.
  БОБЕР. Ну давай посмотрим.
  
  СЦЕНА ТРЕТЬЯ
  Та же комната. Бобер сидит за столом, Череп и Красавчик - на столе. Тыкают пальцами в бумаги.
  ЧЕРЕП. Этот член и деполяризация уходят, асимптотика Фурье-преобразы экспоненциальная, и все окей.
  БОБЕР. Нельзя этим пренебрегать, это и есть наше приближение.
  КРАСАВЧИК. Да нет! Тут свертка выскакивает.
  ЧЕРЕП. Тривиально показать, что только стоячие волны ...
  БОБЕР. А, идиоты, заткнитесь со своей априорной сечкой. Уже десятую ночь бьемся, как нелюди. Три часа, спать хочу!
  КРАСАВЧИК. (задумчиво) Кто умеет считать до трех?
  ЧЕРЕП. Бобер умеет считать до трех. Бобрушечка, пересчитай, а? Мы тебе завтра кефирчику купим...
  БОБЕР. Ладно. Свежего купите. И заткнитесь.
   Красавчик, Череп отходят и закуривают.
  ЧЕРЕП. Красивая вещь - деполяризационный оператор, а, Красавчик? Как ты себе адекватный гамильтониан мыслишь?
  КРАСАВЧИК. Череп, ты любил?
  ЧЕРЕП. Что?
  КРАСАВЧИК. Девушку.
  ЧЕРЕП. Что-то я связь нашим разговором нечетко вижу.
  КРАСАВЧИК. Череп, ты ЭВМ о двух ногах, приспособление для думания. Ты ведь сам так говоришь. Я хочу знать, сразу тебя собрали на конвейере или соответствующие изменения были внесены позже.
  ЧЕРЕП. Ну какая тебе разница?
  БОБЕР. Чушь какая-то.
   Череп подходит, склоняется над записями.
  ЧЕРЕП. Попробуй вот такую подстановку (пишет)
  КРАСАВЧИК. Ну, Череп, ответь, ты любил.
  ЧЕРЕП. Сейчас. Если ты спрашиваешь, то тебе это нужно, да? Еще в школе. Умная девушка была. Ну я, сам понимаешь, шестнадцать лет. Цветы. Под окнами стоял. Она меня тоже. Потом уехала. Зеленоград.
  КРАСАВЧИК. Зеленоград? Так ведь это рядом!
  ЧЕРЕП. Зеленоград? Рукой подать. (задумывается) Чушь. Пять лет прошло.
  КРАСАВЧИК. Два часа езды.
  ЧЕРЕП. Два туда, два обратно ... Э, да не морочь мне голову. Работать надо. Мозгами шевелить. Вот мы, например ...
  БОБЕР. Мужики!
  ЧЕРЕП. КРАСАВЧИК. Ну?
  БОБЕР. Точное решение.
  КРАСАВЧИК. Стабильность?
  ЧЕРЕП. К дьяволу стабильность! Мы гении.
  БОБЕР. Красавчик. Ты гений в кубе. Такими гордится наш родной коллектив.
  КРАСАВЧИК. У меня тут кефир ...
  БОБЕР. Тащи! Где стаканы ...
   Разливают. Красавчик садится со стаканом в руке. Опускает голову. Так и остается до конца сцены. Маленькие сценки.
   Череп и Учитель.
  УЧИТЕЛЬ. Да, да, годится к опубликованию. Надо выступить на конференции. Вам, Череп, привычно, изложите минут на двенадцать.
   Учитель и Скелет - среднего уровня и комплекции начальник
  СКЕЛЕТ. Неплохая заявка. Для нас это настоящая удача. Всех троих изолировать, сам с ними займусь.
  УЧИТЕЛЬ. Понятно.
  
  ***************************************************************
  
  СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ
  
  Большое темное пространство - фойе учебного корпуса.
  БОБЕР. (появляется) Итак, все решено. Шампанского.
  МАЛЫШОК (появляется) Слишком много побед у тебя в последнее время.
  МУЗЫКАНТ. (несет стол) Давай, заноси! Музыка! (играет музыка)
   Заносят стол, стулья, все рассаживаются - это мужики, кроме Красавчика, Артемида, и еще две девушки.
  ВОЖАК. (встает с бокалом) Уважаемые леди! Мужики! Мы собрались здесь, чтобы ...
  МАЛЫШОК. Короче.
  ВОЖАК. Короче, первая свадьба. Бобер, Артемида: поздравляю, за здоровье новобрачных. Ура.
  МАЛЫШОК. Ну-ну.
  1я ДЕВУШКА. Я так счастлива - за тебя, Артемидушка.
  СПОРТСМЕН. Горько!
  ВОЖАК. Обойдемся без пошлостей.
  МУЗЫКАНТ. Первая, даст Бог, не последняя.
  ЧЕРЕП. Это ты о чем?
  МУЗЫКАНТ. О водке, о чем.
   Все выпивают. Молчание.
  ВОЖАК. Это прекрасно, мужики, что первая ласточка ...
  МАЛЫШОК. Уж не аист, точно.
  ВОЖАК. Мы уже взрослые, перед нами большая жизнь, полная ...
  МУЗЫКАНТ. Не совсем.
  ЧЕРЕП. Это ты о чем?
   Музыкант показывает на рюмку.
  ВОЖАК. Полная дерзанья и света.
  МАЛЫШОК. Мне можно? (встает) Братцы! И сестренки тоже. Не знаю почему, но но нас родили одинокими. Вот мы с мужиками живем уже три года, все вместе делаем, а одиноки мы.
  СПОРТСМЕН. Ну понес, понес ...
  МАЛЫШОК. Черт его знает может, наука виновата, может, живем больно по-современному. Сестренки! Я заглядывал в ваши глаза и думаю, что вы тоже одиноки.
  2я ДЕВУШКА. Мило. Ну и какие отсюда выводы?
  МАЛЫШОК. (смущается) Я к тому, что нас тянет друг к другу и ...
  2я ДЕВУШКА. Иногда ничего не получается.
   Общий натянутый смех. Малышок резко садится.
  БОБЕР. Живая иллюстрация к тезису 'сначала подумай, а потом скажи'.
  МАЛЫШОК. А ты - сначала 'сначала подумай, а потом делай'.
  ВОЖАК. Может, обойдемся без пошлостей?
  ЧЕРЕП. Это ты о чем?
   Музыкант показывает на рюмку.
  1я ДЕВУШКА. Правда, милый мальчик, Артемида?
  МУЗЫКАНТ. (встает, мрачно) Юноши и девушки! Предлагаю выпить за то, чтоб никогда не остывали сердца в потоке смеха и счастья.
  СПОРТСМЕН. Непонятно.
  МУЗЫКАНТ. Чтоб Артемида и Бобер никогда не забывали веселое общество друзей.
  Все оживляются, чокаются, выпивают. Внезапно музыка прерывается.
  ДИКТОР. Тревожные сообщения поступают с границы. Агрессор отброшен на многих направлениях, его войска несут огромные потери. Но опасность остается...
  1я ДЕВУШКА. Боже мой!
  ВСЕ. Тс-с.
  ДИКТОР. Мы твердо верим, что братский нам народ, уже закаленный в тяжких испытаниях, выстоит и на этот раз ....
   Радио выключается.
  СПОРТСМЕН. Сволочи!
  1я ДЕВУШКА. Ох, а я думала, это на нас напали, а это - там ...
  Свет гаснет, красные прожектора зажигаются, грохот канонады, на сцену выбегают юноша и девушка в форме.
  
  **********************************************************************
  
  СЦЕНА ПЯТАЯ
  
  Та же комната в общежитии. Красавчик укладывает чемодан.
  МАЛЫШОК. (входит) Ты куда? Привет.
  КРАСАВЧИК. Здорово. Домой еду.
  МАЛЫШОК. А занятия?
  КРАСАВЧИК. (мягко) Насовсем я домой, Малышок.
  МАЛЫШОК. Как, уходишь? Сам? Сдурел?
  КРАСАВЧИК. Мне пора. Прощай.
  МАЛЫШОК. Ну нет. (убегает)
   Красавчик захлопывает чемодан, закрывает его, оглядывает комнату. Поправляет портрет Эйнштейна, вздыхает. Берет чемодан. Тут вваливаются все. Настроены весьма решительно.
  ВОЖАК. Ну? Ты что задумал, такой-сякой?
  КРАСАВЧИК. Перестаньте. Ясно, по-моему. Уезжаю.
  СПОРТСМЕН. Дома беда?
  КРАСАВЧИК. Не каркай. Все в порядке, даже деньги есть. Вот! (показывает купюры)
  Прощайте, братцы.
  БОБЕР. Ну нет. Не пускайте его, мужики.
  МАЛЫШОК. Ты хоть скажи нам что-нибудь.
  КРАСАВЧИК. Я буду садоводом.
  ЧЕРЕП. Блестяще! А дояркой не хочешь?
  КРАСАВЧИК. Заткнитесь. Или давайте по одному.
   Общий свет гаснет. В ярком круге света - Малышок и Красавчик. Малышок смущен.
  МАЛЫШОК. Красавчик, мы всегда считались друзьями, мне казалось, что я тебя понимаю. Ты же светлая голова, не замыкаешься, тебя все волнует, и поэтому тебе плохо. Но должна же быть сила воли. Ясно, что эта жизнь настоящая - наука, любовь, труд, друзья, а там - что тебя там ждет? Будешь непонят.
  КРАСАВЧИК. Это ты брось. Там меня как раз понимали.
  МАЛЫШОК. Но это ведь было давно, правда? Сейчас ты другой. Будешь белой вороной, сопьешься.
  КРАСАВЧИК. А здесь я ворона черная. А главное - лечу со стаей.
  МАЛЫШОК. Вот-вот, со своими, близкими по духу. А я ведь тоже хотел так бежать. Давно. Но потом понял, только здесь настоящая жизнь - наука, любовь, спорт...
  КРАСАВЧИК. Хватит. Повторяешься. Следующий.
   Вместо Малышка в круге света - Бобер.
  БОБЕР. Красавчик, я, конечно, виноват перед тобой. Но ты же сам это натворил, послал меня провожать Артемиду. Она так плакала, знаешь...
  КРАСАВЧИК. Я не хочу этого знать.
  БОБЕР. Прекрасная девушка. И ведь она тебя любила, понял? И даже сейчас, наверное, что-то осталось. Хочешь, приведу ее сюда? Все обсудим.
  КРАСАВЧИК. Ты ничего не понял, Бобер. Она не может никого любить.
  БОБЕР. (кричит) Ты лжешь! (спокойно) Вернее, не понимаешь. Я всегда говорил, что ты щенок. Рано тебе еще с девушками общаться. Она же, она ... А! Слушай, оставайся. Все еще уладится, ты встретишь ту, которую. Не стоит ломать себе жизнь из-за чужого счастья. Прекрасно тебя понимаю, Красавчик. Сам бы я, может, тоже ... Но удрать - нет, никогда!
  КРАСАВЧИК. Да ты что, серьезно думаешь, что я уезжаю из-за этой ...
  БОБЕР. Не сметь! (Бьет по лицу. Красавчик падает.) Ты никуда не уедешь. Мы из тебя сделаем человека.
  КРАСАВЧИК. (поднимаюсь) Вот теперь я верю, что ты уголовник.
   Бобер бросается на него, его удерживают, выводят из круга. В круг входит Спортсмен.
  СПОРТСМЕН. Ты извини его, Красавчик, сам знаешь - женатые, они все психи. Да чего ты в самом деле как несоветский? От друзей хочешь уйти. Идею кинул, а тебя, бедного, в генералы не произвели? Пахать нужно, вот, руками или головой, все равно. Возьми тему, вгрызись, забудь про все, ночей не спи - через месяц психика успокоится и мышцы укрепятся.
  КРАСАВЧИК. Пробовал я, дорогой. Ничего не получается.
  СПОРТСМЕН. А ты еще раз! Вставай пораньше, жри побольше - будешь человеком. А ты - в оранжерею! Легкой жизни захотел, с поля уйти? На скамейке запасных само собой спокойнее.
  КРАСАВЧИК. Спортсмен, я люблю тебя по-своему. А сейчас иди-ка ты!
  СПОРТСМЕН. (уходит) Но-но, разошелся. Не пустим. Жалко тебя, дурака.
   Входит Череп.
  ЧЕРЕП. Не понимаю. Как ты можешь? Умеешь мыслить. Редкость. Для цветов этого не надо.
  КРАСАВЧИК. А для чего надо? У тебя что, цель есть?
  ЧЕРЕП. У нас есть цель. Специалисты по цели ее знают. Наше дело - думать. Каждый потерянный час прожит зря. А ты хочешь всю жизнь прожить зря. (вдруг взволновано) Пойми, метания наши прекратятся, жизни кончатся, этот век и будущий - забудутся, а мысль - только она останется!
  КРАСАВЧИК. Я хочу, чтобы остались цветы в твоем бетонном раю.
  ЧЕРЕП. Слишком старо и красиво, чтобы быть правильным. И почему рай - бетонный?
  КРАСАВЧИК. А ты не заметил? Так вот, пока ты красиво и стройно думаешь, другие - делают (свист пуль, разрывы) Тебе почти все равно, о чем думать, другим - не все равно, что делать. Так вот я - другой. Потому и ухожу.
  ЧЕРЕП. Не понял. Ты вообще отрицаешь пользу теории?
   КРАСАВЧИК. Да! И практики - тоже отрицаю. Отрицаю все, что ты можешь себе представить.
  ЧЕРЕП. М-да. Бобер женился. Цветок повесился. Мудрец спился. Лобастый тронулся. Ты, кажется, тоже. Поговорить не с кем. Но мы так не отступимся.
   Череп уходит, появляется Музыкант.
  МУЗЫКАНТ. Уходишь?
  КРАСАВЧИК. Хм. Не заметно?
  МУЗЫКАНТ. Я вот тоже хочу уйти. К музам тянет.
  КРАСАВЧИК. У тебя одна муза, и та в гастрономе.
  МУЗЫКАНТ. Без пользы. Привык не обижаться. Треплют меня по-всякому. Даже противно. Ты-то цветочек, тебя никто особо не обижает. Слушай, старик, ты хоть во что-то веришь?
  КРАСАВЧИК. Мне кажется.
  МУЗЫКАНТ. Надо верить, надо. Это тебе старый циник говорит. Без веры таких, как ты, жизнь на подстилку пускает. Хочешь быть ковриком для ног?
  КРАСАВЧИК. Да я тебя! (угрожающе приближается)
  МУЗЫКАНТ. (отстраняет Красавчика) Молчи. Я вижу, в цветочки ты не веришь. О-о. Значит, один путь - со своими. Чтобы жизнь спасти. Себе, не кому-то там.
  КРАСАВЧИК. Ты меня, видно, за сволочь держишь. Совесть на шкуру не меняю. А ты сам циник.
  МУЗЫКАНТ. Циник. Потому я со стаей. А ты уходишь - знаю почему. Слабости своей боишься. Дескать, не раскрою брони перед вами. Скисаешь, старик.
  КРАСАВЧИК. Заткнись. Уйди.
  МУЗЫКАНТ. Потому что прав? Уйду. Тебе не уйти.
   Его сменяет Вожак
  ВОЖАК. Ладно. Притворюсь, что знаю, почему ты уходишь, хотя и неясный ты человек. Но о нас ты подумал?
  КРАСАВЧИК. Подумал. Спортсмена в преферанс научите.
  ВОЖАК. Не глупи. Я с тобой серьезно. Могу представить, как мы сейчас тебе представляемся. Малышок - развратное дитя, Бобер - фашист, Спортсмен - дуб, железный при том, Череп - арифмометр, Музыкант - чуждый элемент, я - демагог суетливый.
  КРАСАВЧИК. Ты удивительно точно сформулировал мои последние впечатления. Но вообрази - я ухожу вовсе не из-за вас.
  ВОЖАК. Но мне плевать, что ты там придумал. Ты знаешь кто в нашей теплой компании? Четыре года назад нас бросили в эту жизнь - подростков с сомнительными способностями и несомненным самомнением. И нас начало бить друг о друга, ломать. Теперь мы притерлись. Стали хорошим, нужным механизмом. Больше друг другу не мешаем. Но ты почему-то не растерял своих углов и шипов. И, сталкиваясь с тобой, точно таким же идиотом, вдруг увидишь себя - да еще каким! Ты - почти что наша совесть.
  КРАСАВЧИК. Я был вашей совестью. Теперь у вас не будет совести. Или заведите собачку коллективом. Пока.
  ВОЖАК. Не уходи!
  ВСЕ. Не уйдешь!
  КРАСАВЧИК. Посмотрим. Свет.
   И стал свет. Мужики сцепили руки, стали в два ряда, преграждая путь Красавчику. Он замирает на секунду. Но, решившись, он прощально машет рукой и идет. Он проходит сквозь мужиков, как бестелесный призрак, и уже более не оборачивается.
  БОБЕР. Упустили!
  СПОРТСМЕН. Заткнись! У него своя дорога.
  ВОЖАК. Правда. Каждый сам себе судия. А нам и так хорошо. Принесите кефира, принесите свежего белого хлеба - мы давно не собирались с таким угощением.
   Музыкант и Бобер убегают.
  МАЛЫШОК. Мы еще много будем плакать и много смеяться, а потом уйдем, потому что сделаем все, что можем.
  ВОЖАК. Как сделали наши деды. И пусть наши внуки сделают больше.
  СПОРТСМЕН. И чтоб они особо не обольщались, ибо иметь таких дедов - неважное начало.
  Музыкант и Бобер возвращаются с кефиром. Каждый берет свой бокал. Все выстраиваются вдоль сцены.
  
  ВОЖАК. И выпьем за то, что нас объединяет, потому что наша наука - гвоздь, на котором висит Галактика. Ура нам, мужики, ура другим - не похожим на нас. Да здравствуют наши учителя, родители, которые нас не понимают, и дети, которых нет. И пусть наша дорога никогда не кончается!
  ВСЕ. Пусть!
   Выпивают. Рев реактивного двигателя, переходящий в музыку. Сцена затемняется. Неясные фигуры отплясывают отчаянно. И исчезают одна за другой. Музыка постепенно стихает. В круге света - Череп. Говорит по телефону.
  
  ЧЕРЕП. Алле? Междугородняя? Да, я слушаю (пауза)
  Мама, это я. Да, жив-здоров. Мама, у меня на столе записная книжка за ... семьдесят четвертый. Так, нашла? Буква 'Т'. Таня. Зеленоградский телефон. Так, записываю (повторяет цифры) Нет, у меня все в порядке. Счастливо.
   Долго набирает номер. Потом слышны длинные гудки.
  ЧЕРЕП. Таня?!
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"