Аннотация: короткая пьеса, забытая почти на сорок лет
МУЖИКИ
короткая пьеса в 5ти сценах
Авторское предисловие: Эта пьеса написана в начале 1979 г., когда автор был студентом. Как это ни смешно, автор забыл о ней начисто: и случайно обнаружил машинописный текст при разборе ненужных бумаг только в этом году. Как это ни смешно, не смотря на многие изменения в мире и личности автора, и очевидные наивности изложения, пьеса до сих пор представляется автору интересной.
МЕСТО И ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ:
Советский Союз, окрестности Москвы, конец семидесятых годов ХХ века, конец долгой зимы.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Мужики - студенты-одногруппники престижного технического вуза, всем около 20 ти . Короткие стрижки, свитера и джинсы.
КРАСАВЧИК. Ничего особенного в нем нет. Двигается несколько неуклюже, неуверенно.
МАЛЫШОК. Очень длинный, астеничный юноша.
ЧЕРЕП. Сейчас бы сказали - легкий аутизм. Но держится уверенно, с достоинством.
БОБЕР. Решительный брюнет, сложен крепко.
СПОРСМЕН. Косит под простого, но не переигрывает.
ВОЖАК. Комсорг, но не стучит и умный.
МУЗЫКАНТ. Свитер чересчур длинный. Не хочет, а выделяется.
Девушки.
АРТЕМИДА - высокая брюнетка.
1я и 2я ДЕВУШКИ - просто девушки
Начальство, лет под 50.
УЧИТЕЛЬ - знает, что улыбаться нужно и полезно. Начальник малый.
СКЕЛЕТ - не знает. Начальник средний.
********************************
НАЧАЛО
На сцене темно. Вдруг вспыхивает музыка, яростная, жестокая. Неясные фигуры отплясывают отчаянно. В центре - парень в белой рубахе. Это - Красавчик. Музыка обрывается, труба мощно выводит странную тягучую мелодию. Красавчик в круге света.
СЦЕНА ПЕРВАЯ
Свет. Аудитория в институте. Большая доска, столы, в окне - кусок синего неба. Над доской -портреты Курчатова и Королева. У окна - Красавчик. Входит Малышок.
МАЛЫШОК. Красавчик, начал новую жизнь? Как пташка ранняя, встаешь с рассветом. Голова-то не болит?
КРАСАВЧИК. Да я с утра - кефирчиком!
МАЛЫШОК. Выдали мы вчера. Спортсмена едва утащили.
КРАСАВЧИК. Сам ты был хорошим.
МАЛЫШОК. Да ну! Надо же, это, разрядку давать мозгам. Так отключишься, подергаешься - полный окей. Другие не так зашибают. Эх, жаль, девушек не было. Хотя что им на пьяные морды смотреть. Ты вот, например, там отплясывал...
КРАСАВЧИК. Слушай, Малышок, ты кто?
МАЛЫШОК. А?
КРАСАВЧИК. Ну кто ты? Пьяница, дон-жуан, диссидент? За кого себя принимаешь?
МАЛЫШОК. (развязно) Я советский студент ... И вообще, что у тебя, крылышки режутся, да? Тебе философствовать не идет, непонятый герой. Ты ведь тоже такой же, как мы.
КРАСАВЧИК. Молодой ты еще. Ищешь не там, где надо. Помни, сын мой, молодость недолговечна.
МАЛЫШОК. Брось! (тише) Ну что, я не понимаю, что ли. А ну тебя со своими шуточками...
Входят Музыкант и Спортсмена
МУЗЫКАНТ, СПОРТСМЕН. Здорово, мужики! Голова не болит?
КРАСАВЧИК, МАЛЫШОК. Здорово! (жмут руки)
СПОРТСМЕН. Наши-то вчера продули ...
МАЛЫШОК. Иди ты со своим спортом!
МУЗЫКАНТ. Кефирчик нужно пить по утрам, Малышок. Нервы успокаивает.
МАЛЫШОК. Да ну! Красавчик уже все выпил, все равно задумчивый.
КРАСАВЧИК. Музыкант, 'Boney M' в четыре утра на всю катушку - не самая лучшая твоя шутка.
МУЗЫКАНТ. У каждого свои шутки.
МАЛЫШОК. В четыре утра на полную мощность? Безобразие. Куда смотрит студсовет?
СПОРТСМЕН. Куда я смотрю? На девушек.
КРАСАВЧИК. Ну и как?
СПОРТСМЕН. Скоро весна...
МУЗЫКАНТ. (издевательски) О. Ты прогрессируешь на глазах. Пошли сегодня на танцы?
СПОРТСМЕН. Сегодня играю в футбол. А спать, Музыкант, будем с открытой форточкой.
МАЛЫШОК. Дверь тоже откройте. Тогда снега наметет гораздо больше.
Входят Бобер, Череп, Вожак
ВОЖАК. Мужики! Скелет не придет. У них эксперимент начался.
МАЛЫШОК. Черт, вставать так рано...
МУЗЫКАНТ. Опять накололи.
ВОЖАК. Стоп, стоп, не убегать, анкеты надо заполнить. Для допуска.
БОБЕР. Ну наконец-то зачесались.
Все берут анкеты, начинают заполнять
КРАСАВЧИК. А что за эксперимент?
СПОРТСМЕН. На джи-рассеяние.
ЧЕРЕП. Маразм. Пять факторов дают равные вклады, причем два из них непонятны. Ничего не выйдет, слишком сложно для интерпретации.
МАЛЫШОК. Что ты смыслишь в эксперименте? Два года назад Фра-Дьяволо делал почти тоже самое.
БОБЕР. Совсем не то же.
Медленная, чуть грустная музыка. Трое подходят к доске, начинают спор, в который постепенно включаются все. Спорят, размахивая руками. Входит Учитель, сразу к доске, включается в разговор. Постепенно спор заканчивается. Все расходятся, кроме Красавчика и Учителя, который с интересом смотрит на исписанную доску. Красавчик вроде ждет его.
УЧИТЕЛЬ. Красавчик, Вы что-то хотели сказать?
КРАСАВЧИК. Да... Нет, ничего.
УЧИТЕЛЬ. Дома нормально?
КРАСАВЧИК. Да, все в порядке, даже деньги есть.
УЧИТЕЛЬ. Английский сдали?
КРАСАВЧИК. Учитель, скажите, в чем смысл жизни?
Учитель оторопел. Потом через силу смеется.
УЧИТЕЛЬ. За что я вас, ваше поколение, люблю - за потрясающую нескромность и тягу к мелким провокациям. Всякие потрепанные джинсы, длинные волосы ...
КРАСАВЧИК. Мы это переросли.
УЧИТЕЛЬ. Да уж. Но неужели Вы серьезно - про смысл жизни...
КРАСАВЧИК. Почему бы и нет?
УЧИТЕЛЬ. Мда. Что же. Вряд ли Вы услышите что-то интересное. Я ведь давно не работал над этой проблемой. (подходит ближе) Вы физик, вы должны понимать - невозможно описать систему, оставаясь в рамках самой системы. Чтобы что-то взвесить, нужна платформа, на которой надо стоять при взвешивании. Чтобы познать жизнь, надо уйти от нее.
КРАСАВЧИК. Странное дело. Чему Вы нас учите?
УЧИТЕЛЬ. В дидактическом плане я могу сказать только то, что Вы должны были вызубрить еще в детском саду. Надо заметить, что следуя этим полуэмпирическим правилам, я прожил полвека довольно сносно.
КРАСАВЧИК. Напомните мне эти правила.
УЧИТЕЛЬ. Жить для счастья других. Работать больше, чем спрашивают...
КРАСАВЧИК. Простите, Учитель, я немного знаю Вашу биографию. Вы пятнадцать лет работали на фирму Курчатова...
УЧИТЕЛЬ. Вы забываетесь. Вы забываете, что наша работа спасла жизнь миллионам людей, спасла наш строй, ваше детство. Мы предотвратили атомную войну ...
КРАСАВЧИК. Да. Но я не об этом. Вы могли сделать гораздо больше.
УЧИТЕЛЬ. Что за претензии?
КРАСАВЧИК. Мы до сих пор жгем нефть, чтобы получить энергию. Варварство. Технология-примитив. За позапрошлый, в смысле - девятнадцатый, век успели гораздо больше. Научно-техническая революция, в сущности, так толком и не началась.
УЧИТЕЛЬ. Да ну?
КРАСАВЧИК. Давно надо было закончить и начать новую.
УЧИТЕЛЬ. Ха! Мне всегда казалось, что вы рационалисты. Романтизм. Причем младенческий. Пардон, я не умею менять пеленки. Но ведь Вы радоваться должны. Непочатый край работы.
КРАСАВЧИК. Скучная работа. Пора уже лететь к звездам, а мы ...
УЧИТЕЛЬ. (зло) Ну вы даете! На Земле дел-то по горло, кто будет разбираться? А? И вообще, это у вас все от сытости и благополучия. Помню, как пошел после войны учиться. А сейчас какое время?
КРАСАВЧИК. Эх, зря я так, конечно. Вы все для нас сделали. Мы не знаем хлеба по карточкам, но без ядерного оружия ведь было как-то ...
УЧИТЕЛЬ. Откуда вам знать?
КРАСАВЧИК. А, опять не то несу. Но если Вы считаете, что наша жизнь очень благополучная, то ... (подходит к окну) Сволочи!
УЧИТЕЛЬ. Что?
КРАСАВЧИК. Драка. Надо помочь. Извините. (убегает)
УЧИТЕЛЬ. (подходит к окну, тревожно всматривается) Шпана проклятая! Надо предупредить. Да, что-то не то ...
Комната в общежитии. Тусклая лампа с потолка. На тумбочках, на полках, на железных кроватях - груды книг. На стене криво висит портрет Эйнштейна. Карикатурно. Стоит Красавчик с книгой. Глаз подбит. Входит Бобер.
БОБЕР. Привет.
КРАСАВЧИК. Хэлло!
БОБЕР. Здорово тебя. Пластырь дать?
КРАСАВЧИК. Ну его! Черт. Детки пошли.
БОБЕР. Ну?
КРАСАВЧИК. Лет шестнадцать. Пятеро на одного.
БОБЕР. На тебя?!
КРАСАВЧИК. Нет. Первокур какой-то. Растерялся, бедняга.
БОБЕР. Вдвоем разогнали?
КРАСАВЧИК. Помогли наши. Счастье для шпаны - быстро бегает.
БОБЕР. Сволочи патлатые, зона по ним плачет (вспыхивает) Взял бы автомат - и вечером в парк. Бить эту дрянь надо, бить, а мы сюсюкаем.
КРАСАВЧИК. Три года назад я тоже был длинноволосым.
БОБЕР. Кому говоришь! Я в то время почти уголовником был. (успокаивается) Убил бы себя того - не пожалел.
КРАСАВЧИК. Вот видишь. Нельзя злом - аукнуться может.
БОБЕР. Жизнь сложнее аксиом.
КРАСАВЧИК. Прогрессируешь.
БОБЕР. Ну тебя (садится на кровать, перекладывая книги на колени)
Входит Музыкант
МУЗЫКАНТ. Ух ты! Молодец, Красавчик, так их. Однако фейс у тебя.
КРАСАВЧИК. Замотал.
МУЗЫКАНТ. Сегодня танцы в фойе. Группа Андреева. Идешь?
КРАСАВЧИК. Состав полный?
МУЗЫКАНТ. Обещали полный.
КРАСАВЧИК. Ты мне их записи когда сделаешь?
МУЗЫКАНТ. Пошли, сейчас в натуре послушаешь.
КРАСАВЧИК. С такой вывеской?
МУЗЫКАНТ. Ты и без рекламы хорош. Потом темно там.
КРАСАВЧИК. Надоело.
МУЗЫКАНТ. Правда? Может, ты новую жизнь начал?
КРАСАВЧИК. Малышка возьми.
МУЗЫКАНТ. Пишут они.
БОБЕР. Муза, ты учиться приехал или на танцы ходить?
МУЗЫКАНТ. Фух, опять провокация. Скучно. Пойду я от вас.
КРАСАВЧИК. Хиппи ты, Муза.
МУЗЫКАНТ. Какой из меня хиппи?
Уходит. Входит Спортсмен с футбольным мячом.
СПОРТСМЕН. Эй, дегенераты! А ну в футбольчик, футбольчик. (стучит мячом о пол) Айда гармонично развиваться. Бросай курить, Красавчик, не гробь здоровье. Не идете? (пауза) Не идет никто, скучно. Расселись, индивидуалисты, страдают.
КРАСАВЧИК. Вон люди пулю пишут, дело коллективное.
СПОРТСМЕН. Скажешь тоже. Там каждый за себя. Команды нет. Слушай, у тебя по эмсэсам ничего нет?
КРАСАВЧИК. Посмотри под столом. Слева.
Спортсмен лезет под стол. Входит Малышок.
МАЛЫШОК. Пошли, Красавчик. Уже раскидали. Тебе два туза в прикупе.
КРАСАВЧИК. Писать, что ли? Кто там?
МАЛЫШОК. Череп, я, Вожак.
КРАСАВЧИК. Ну и дуйте втроем.
МАЛЫШОК. А ты чего?
КРАСАВЧИК. Не играю больше.
МАЛЫШОК. Старреешь, друг.
КРАСАВЧИК. Старею...
СПОРТСМЕН. Стареет. Вот в футбол не играет.
КРАСАВЧИК. А может, взрослею?
МАЛЫШОК. (неожиданно зло) Взрослеешь. Скоро сам штанишки надевать будешь.
(пауза) Бывают же у тебя заезды.
КРАСАВЧИК. (взрываясь) И я тебя тоже люблю.
СПОРТСМЕН. Но, мужики! Перестаньте ерундой страдать.
АРТЕМИДА. Как тебе дали! Не больно? А как вообще жизнь?
КРАСАВЧИК. Все думаю. Никак.
АРТЕМИДА. И о ком же ты думаешь?
КРАСАВЧИК. Все больше о смысле жизни.
АРТЕМИДА. Мне казалось, что ты уже большой.
КРАСАВЧИК. Плохо мне.
АРТЕМИДА. А мне хорошо. Мне лучше всех. С вами плакать разучишься.
КРАСАВЧИК. С кем?
АРТЕМИДА. Да с вами. С му-жи-ками. Не смотри так. Дай сигарету.
Закуривают.
АРТЕМИДА. А ни о чем более конкретном не размышлял? Обо мне, например.
КРАСАВЧИК. Так точно, размышлял.
АРТЕМИДА. Ну и как.
КРАСАВЧИК. Безрезультатно. Может, ты меня любишь?
АРТЕМИДА. Так-так. Это после трех месяцев знакомства. Чего ты хочешь?
КРАСАВЧИК. Ответа.
АРТЕМИДА. Ты считаешь, что девушка по первому требованию должна отвечать на такие вопросы?
КРАСАВЧИК. Чем ты хуже мужика? Будущий хирург, неужели себя боишься?
АРТЕМИДА. Конечно. Ты дурак все-таки.
КРАСАВЧИК. Ты МЕНЯ любишь?
АРТЕМИДА. Ах вот как. Нет. Я тебя ненавижу. И вообще я не туда попала, как пишут в романах. Где здесь выход?
Идет как слепая, наталкивается на неподвижного Красавчика, обхватывает его руками, плачет. Стук.
АРТЕМИДА. (неожиданно весело) Входите. Не стесняйтесь.
БОБЕР. Я за книгой. Можно?
АРТЕМИДА. Ну ладно. Хватит. Проводите меня кто-нибудь.
КРАСАВЧИК. Бобер.
БОБЕР. Угу.
АРТЕМИДА. Прощай, Красавчик.
Уходит с Бобром. Красавчик опять берется за книгу. Звучит песня 'не дай мне Бог сойти с ума' После песни возвращается Бобер, начинает рыться в книгах.
КРАСАВЧИК. Бобер (пауза) есть идея.
БОБЕР. Ну давай посмотрим.
СЦЕНА ТРЕТЬЯ
Та же комната. Бобер сидит за столом, Череп и Красавчик - на столе. Тыкают пальцами в бумаги.
ЧЕРЕП. Этот член и деполяризация уходят, асимптотика Фурье-преобразы экспоненциальная, и все окей.
БОБЕР. Нельзя этим пренебрегать, это и есть наше приближение.
КРАСАВЧИК. Да нет! Тут свертка выскакивает.
ЧЕРЕП. Тривиально показать, что только стоячие волны ...
БОБЕР. А, идиоты, заткнитесь со своей априорной сечкой. Уже десятую ночь бьемся, как нелюди. Три часа, спать хочу!
КРАСАВЧИК. (задумчиво) Кто умеет считать до трех?
ЧЕРЕП. Бобер умеет считать до трех. Бобрушечка, пересчитай, а? Мы тебе завтра кефирчику купим...
БОБЕР. Ладно. Свежего купите. И заткнитесь.
Красавчик, Череп отходят и закуривают.
ЧЕРЕП. Красивая вещь - деполяризационный оператор, а, Красавчик? Как ты себе адекватный гамильтониан мыслишь?
КРАСАВЧИК. Череп, ты любил?
ЧЕРЕП. Что?
КРАСАВЧИК. Девушку.
ЧЕРЕП. Что-то я связь нашим разговором нечетко вижу.
КРАСАВЧИК. Череп, ты ЭВМ о двух ногах, приспособление для думания. Ты ведь сам так говоришь. Я хочу знать, сразу тебя собрали на конвейере или соответствующие изменения были внесены позже.
ЧЕРЕП. Ну какая тебе разница?
БОБЕР. Чушь какая-то.
Череп подходит, склоняется над записями.
ЧЕРЕП. Попробуй вот такую подстановку (пишет)
КРАСАВЧИК. Ну, Череп, ответь, ты любил.
ЧЕРЕП. Сейчас. Если ты спрашиваешь, то тебе это нужно, да? Еще в школе. Умная девушка была. Ну я, сам понимаешь, шестнадцать лет. Цветы. Под окнами стоял. Она меня тоже. Потом уехала. Зеленоград.
КРАСАВЧИК. Зеленоград? Так ведь это рядом!
ЧЕРЕП. Зеленоград? Рукой подать. (задумывается) Чушь. Пять лет прошло.
КРАСАВЧИК. Два часа езды.
ЧЕРЕП. Два туда, два обратно ... Э, да не морочь мне голову. Работать надо. Мозгами шевелить. Вот мы, например ...
БОБЕР. Мужики!
ЧЕРЕП. КРАСАВЧИК. Ну?
БОБЕР. Точное решение.
КРАСАВЧИК. Стабильность?
ЧЕРЕП. К дьяволу стабильность! Мы гении.
БОБЕР. Красавчик. Ты гений в кубе. Такими гордится наш родной коллектив.
КРАСАВЧИК. У меня тут кефир ...
БОБЕР. Тащи! Где стаканы ...
Разливают. Красавчик садится со стаканом в руке. Опускает голову. Так и остается до конца сцены. Маленькие сценки.
Череп и Учитель.
УЧИТЕЛЬ. Да, да, годится к опубликованию. Надо выступить на конференции. Вам, Череп, привычно, изложите минут на двенадцать.
Учитель и Скелет - среднего уровня и комплекции начальник
СКЕЛЕТ. Неплохая заявка. Для нас это настоящая удача. Всех троих изолировать, сам с ними займусь.