Режиссер, продюсер и автор сценария Стивен Спилберг.
В ролях: Хейли Джоел Осмонд, Джуд Ло,
Франсес О'Коннор,
Сэм Робардс,
Джейк Томас,
Брендан Глисон,
Уильям Херт,
Джек Энджел
и др.
Год выхода на экраны: 2001.
Этот фильм был задуман давно, придумал сюжет Стенли Кубрик (Механический Апельсин, Сияние)- один из величайших режиссеров американского кино, но смерть помешала ему воплотить проект в жизнь и поэтому сделал это его друг Стивен Спилберг, тоже не последний человек в Голливуде ( Индиана Джонс, Инопланетянин, Список Шиндлера). Результат вышел немножко неоднозначным.
Сюжет про мальчика-робота не нов, такое уже было в нашем кинематографе - вспомните "Приключения Электроника", Наш - веселый и беззаботный детский фильм, американский - трагичный, вызывающий слезы на глазах и заставляющий задуматься над некоторыми вещами (хотя и русский не без этого). Поэтому сравнивать их мы не будем. Просто взглянем на новую работу Спилберга и подумаем стоило ли вообще брать билет в кинотеатр ( кассету на прокат, диск на Петровке) или нет.
Забегая вперед, отвечу (не могу удержаться)- стоило, определенно стоило. Если вы любитель фантастики - обязательно, если вам нравятся фильмы Спилберга (но не только приключенческие) - тоже пойдите, если вам нравятся глубоко интеллигентные и умные фильмы - сходите, чтобы составить свое мнение, если любите всплакнуть при просмотре- это ваш шанс, тоже, если вы еще помните "Инопланетянина".....
Идея фильма.
Да действительно, первая мысль которая мне пришла в голову когда я начал просмотр фильма, режиссер наконец-то вернулся к своей старой и любимой теме - дети. Дети и их положение во взрослом обществе, дети и их неограниченная фантазия и доброта - дети которые смогут спрятать инопланетянина, укрывающегося от злых дядек из ЦРУ, дети которые могут спасти Индиану Джонса, дети которые не испугаются оживших динозавров. Но потом я понял Спилберг - изменился, дети изменились, и окружающий нас мир тоже изменился - настоящие дети - это роботы, настоящие непосредственности- это как раз они с заложенной раз и навсегда программой - любить. Как любит боящуюся его маму Девид, мальчик-робот-главный герой фильма; как андроид - любящий женщин, созданный для того чтобы доставлять им удовольствие и отправленный на переработку за убийство совершенное ревнивым мужчиной, как до самой смерти робото-няня, расплавленная на потеху пьяной толпе, пытается выполнять свои обязанности.
По фильму видно, что режиссер понял, что мир жесток, мир хочет хлеба и зрелищ и маленького, беззащитного инопланетянина уже занесли в "Секретные материалы" и тело его покоится засушенное и заспиртованное где-то в подземных катакомбах под штатом Невада.
А где выход? Что же делать? Ответ прост. Надо просто найти свою синюю фею ( как в сказке про Пиннокио) и тогда все получится, все встанет на свои места и все будет хорошо.
А это уже опять Спилберг - самый добрый режиссер 80-х годов - все-таки он до сих пор не потерял надежду и мы не будем терять вместе с ним.
О фильме.
Работа режиссерской команды потрясает. Подбор актеров идеальный. Хейли Джоел Осмонд дебютировавший в "Шестом чувстве" и тут показал высокий класс. Он сумел полностью передать эмоции и переживания мальчика-робота. С первых минут ты забываешь, что перед тобой просто актерская игра и следишь только за перипетиями сюжета.
Также мне понравилась Френсис О Коннор в роли матери Тедди. В начале фильма она потрясающе сыграла постепенное привыкание к мальчику-роботу. Чуть ли не физически чувствуешь ее страх, постепенно переходящий в осторожную любовь и потом пустота.
Музыку написал Джон Уильямс - постоянный соавтор Спилберга. Они вместе уже более двадцати лет и это плодотворное сотрудничество не может не радовать. Звуковое сопровождение поэтому, как всегда на высоком уровне.
Спецэффекты - ну, что тут можно сказать..... Как у Спилберга. Лучший друг - Джордж Лукас как ни как. Владелец фирмы "Industrial Light and Magic". У них Оскаров за спецэффекты больше чем лет автору данной статьи. Одним словом - всякие "Финальные фантазии" тут никуда не впираются.
Я тут так фильм расхвалил, что даже у самого закрадывается вопрос. Неужели нет никаких недостатков в фильме? Совсем нет? Отвечаю - только один. В конце фильм немного затянут - примерно полчаса кажутся лишними - и скучен. Режиссеру надо было остановиться чуть раньше и не снимать трогательной концовки в будущем, а остановиться на драматичном окончании. Но это конечно его решение и мы будем уважать вечного оптимиста и жизнелюба Стивена Спилберга за его позицию.
Вывод.
Стоит ли брать билет в кинотеатр( кассету на прокат, диск на Петровке) ?
Определенно стоит.
Несколько фактов.
1) Cinema Confidential назвали интернет-промоушн "Искусственного
разума" самым сильным со времён "Ведьмы из Блэйр".
2) Ради "Искусственного разума" Стивен Спилберг отказался от участия в съемках Гарри Поттера.
3) - "Искусственный разум" должен был выпущен 29 июня, 2001 года вместе
с "Джонсонс Файв" (комедия Адама Сэндлера), и "Говорящих с ветром"
(военный фильм Джона Ву с Николсом Кейджем), но конкуренты не
выдержали и перенесли дату релизов на более поздний срок.