У истории о сотворении Евы из ребра Адама, как и у других библейских историй, есть несколько смысловых уровней интерпретации.
В наиболее распространенном и самом популярном толковании этого сюжета Адам и Ева - обычные мужчина и женщина.
Аналогичной метод интерпретации был использован и в истории о грехопадении человека.
В результате таких теологических изысканий авторитетных духовных лидеров того времени в обществе иудеев, а затем и мусульманском мире сформировалось своеобразное уничижительное отношение к слабому полу, что вовсе и неудивительно, поскольку мало того, что женщина это "второсортное" существо, созданное из ребра мужчины, так она ещё и убедила Адама вкусить плод с дерева познания добра и зла, то есть стала виновницей грехопадения Адама!
Итак, в Писании читаем:
"И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (Бытие, 2, 21-24)
* * *
Рассмотрим данный сюжет с практической точки зрения, то есть в приложении к духовному росту человека, что подразумевает преобразование его внутреннего мира.
Поэтому и говорить будем не об взаимоотношениях мужчины Адама и женщины Евы, а о том, что происходит в нашем внутреннем мире.
Для этого расширим немного смысловые оттенки наиболее значимых слов: ребро, сон и кость. Это позволит нам раскрыть новые аспекты библейской истории.
В еврейском оригинале вместо русского слова "ребро" находится слово "цела", которое означает не только "ребро", но ещё и "грань" и "сторона".
В древнегреческом тексте Библии эта особенность слова "цела" была сохранена посредством использования при переводе слова "pleura", которое, также как и "цела", означает не только "ребро", но и "окраина".
Также важно отметить, что в Торе, на месте слова "сон" находится еврейское слово тардэма (תַּרְדֵּמָה), значение которого не сон, а особое психическое состояние транса!
И в греческом тексте этот важный нюанс был не упущен, благодаря использованию слова "ekstasis", которое и переводить не надо, поскольку и так ясно, что это психическое состояние - экстаз.
Стоит ещё обратить внимание, что на месте слова "кость" в варианте на иврите расположено слово эцем (עצם), которое означает также "существо" или некая "сущность".
Если Ева сотворена из "стороны", "бока" и "окраины" Адама, то логично предположить, что раз есть "окраина" следовательно должен непременно существовать и "центр"!
Что же представляет собой этот "центр" или "ядро"?
Ответ на этот вопрос каждый человек может "увидеть" собственным разумом.
Для этого достаточно всего лишь "посмотреть" внутрь себя, и в очередной раз убедится в том, что "центром" и "ядром" в нас является наше воспринимающее "я", а окружает воспринимающего всё то, что он воспринимает.
Следовательно Адам олицетворяет нашу глубинную сущность, то есть - наше воспринимающее и осознающее "я", обладающее не только способностью к рефлексии и самопознанию, но и огромным творческим потенциалом, а значит и силой влияния не только на свою собственную судьбу, но и на судьбы великого множества самых разных созданий!
Что находится на "окраине"?
Если воспринимающий в центре, а вне его воспринимаемое, то между ним и воспринимаемым будет находиться отношение воспринимающего к тому, что он воспринимает.
Следовательно всё, что исходит от "я" в ответ на воспринимаемое и будет теми "гранями" на периферии человеческого существа, то есть на "окраине".
Симбиоз всех этих "граней" и будет тем материалом (ребром) из которого формируется Ева, которая символизирует созданную нашим "я" определённую личность, представляющую собой комплекс поведенческих паттернов, социальных масок и ролей, сформированных в процессе творческой деятельности ядра и центра человека - его "я".
Деятельность эта происходит, как уже было сказано, на двух фундаментальных уровнях: восприятие и реакция на воспринятое.
Таким образом библейский сюжет о создании Евы можно рассматривать как метафору зарождения и возникновения некой личности - Евы из глубинной сущности человека - его "я".
* * *
Теперь затронем ещё и тему грехопадения Адама и Евы.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что
Адам в данной истории это падшее, греховное эго человека, сформировавшее ложную личность. Падшее и греховное поскольку исполняет не волю Создателя, и даже не свою волю, а прихоти своей иллюзорной личности Евы.
Апостол Павел утверждал, что события описанные в Библии это образы, данные нам в наставление для того, чтобы мы на них учились и поступали правильно.
История о грехопадении Евы и Адама объясняет нам, что именно происходит после того, когда наше "я" доверяет больше информации поступающей не от Творца, а от своей личности, что несомненно является нарушением духовной иерархии и приводит к изгнанию из Эдема - утрате гармонии во взаимоотношениях с Всевышним.
Кстати "Песнь Песней" возможно и является метафорическим описанием сокровенной связи между "я" человека и его истинной личностью.
Возлюбленная, символизирующая истинную личность, предстаёт как прекрасная, мудрая и совершенная - чистое сияющее духовное зеркало, отражающее собой в полной мере божественную красоту и гармонию.
Жених - это влюблённое в неё воспринимающее "я" - ядро человеческого существа, стремящееся слиться с возлюбленной в экстатическом единении боговедения.
Их союз - это гармония между подлинным "я" и его светоносной личностью.
Разлука и поиски - символ духовных исканий "я", попыток обрести утраченную полноту бытия.
Воссоединение - достижение целостности и восстановление образа Божия.
Таким образом, через поэтические метафоры "Песни Песней" выражается мистический опыт единения человека со своей совершенной личностью, изначально предназначенной ему Творцом.
Подводя итоги рассуждению над этой темой, можно сделать вывод, что для освобождения от деструктивного влияния со стороны своих ложных личностей надо почаще "всматриваться" в свой "центр" и постараться "увидеть" Кто находиться в центре нашего "центра"!
Если нам это удастся, то тогда периферией и окраиной станет уже наше "я", а центром ...!