Эта практика довольно часто используется православными монахами и отшельниками, поскольку позволяет обрести более правильный образ мышления и освободиться от плохих помыслов.
Интересные мысли находим у Свт. Луки Крымского:
"Мы состоим из плоти и духа, мы не бестелесные духи, и наша жизнь протекает в постоянном взаимодействии духа и плоти. Это взаимодействие, страшно сказать, враждебно, как говорит святой апостол Павел: "
Плоть желает противного духу, а дух - противного плоти".
Они друг другу противятся, и вся наша жизнь есть постоянная борьба плоти с духом. Плоть тянет нас вниз, к земле; дух наш стремится ввысь, горе, к Богу, а плоть всеми силами удерживает его, никак не дает подняться ввысь...".
То есть ясно, что Лука Крымский подтверждает, что человек это не только плоть, но и дух.
Следовательно, практикующие исихастский метод "памятование о смерти", должны понимать, что сущность этого метода в том, что человек входит в состояние осознания неотвратимости смерти, но не своей смерти как духа, или духовной сущности, а смерти своей плоти. И этот ньюанс необходимо знать и помнить, поскольку, в противном случае, возможны негативные последствия для психики человека.
Лично для меня, данный метод "памятования о смерти" был, в своё время, надёжным и весьма эффективным оружием в борьбе с негативными помыслами.
Моя практика заключалась в следующем. Например вечером или ночью, когда внешняя жизнь замирает, а внутренняя оживает, и в уме начинают появляться всевозможные нехорошие помыслы, от которых сложно избавиться, то я тогда вспоминал слова Луки Крымского о том что, как он говорит: "мы не бестелесные духи"!
Затем входил в состояние ясного осознания себя как духа, имеющего плоть.
Далее наступал черёд метода " памятования о смерти плоти" и я воображал, что я дух, но уже без плоти.
В такое "безтелесное" состояние несложно войти при условии, что вы, закрыв глаза, неподвижно лежите на кровати в тишине, темноте и покое некоторое время, продолжительность которого весьма индивидуальна для каждого человека.
Другими словами, вы осознаёте себя разумом без физической оболочки.
По сути, отличие духа соединённого с материальной плотью от духа свободного от плоти сводится к восприятию.
Дух, воспринимающий свою плоть есть воплощённый в материю разум, а дух не воспринимающий плоть есть
свободный от материи.
Вот когда вы расслабленно лежите в темноте, попробуйте чётко воспринимать свою плоть, а спустя какое-то время - чёткие границы своей плоти и вы убедитесь, что границ ...!
Но это всего лишь механика процесса, а суть метода в том, что мышления начинает меняться, причём кардинально.
Мы вносим в работу ума только одну - единственную поправку, а именно - плоть отсутствует. Вот в этот момент привычное мышление теряет фундамент, основание всех своих фантазий и планов, поскольку для формирования большинства нехороших помыслов, необходима плоть, а если её нет, то нет инструмента для реализации плохих помыслов и душевный ум впадает в прострацию и замешательство.
А это значит, что рождается свободное пространство для духовного ума, ума нашего внутреннего человека, созданного по образу и подобию Творца!
Но необходимо учитывать - если у человека присутствует страх к данному методу, то ему вначале необходимо избавиться от страха или искать те методы, которые не вызывают негативных эмоций в душе.
По сути, страх если сигнал о том, что в сердце недостаточно любви, любви к Богу и к Его созданиям, поэтому главная наша практика это конечно - учится любить Творца и живые создания, а все другие методы - второстепенны!
Ведь недаром Павел утверждает, что без любви человек ничто, поэтому истинной целью всех наших методов и практик есть рост, расцвет любви в нашем сердце.
Чем больше любви в нашей душе, тем больше мы похожи на Бога, Который есть Любовь!
Главный секрет эффективности всех методов прост: если нашим мотивом в духовной деятельности будет обретение любви, то успех любых методов и практик будет максимальным.