Неделько Григорий Андреевич : другие произведения.

Как я увидел "зелёных человечков" и другие сновидения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    [О том, как я создавал сборник рассказов "Зелёные человечки и другие сновидения" и вошедшие в него произведения. Возможно, кому-то покажется интересным. :) ]


Григорий Неделько

Как я увидел "зелёных человечков"

и другие сновидения

Краткое предисловие и посвящение

   Мысль о том, чтобы составить сборник рассказов, появилась у меня давно. На тот момент рассказов я написал достаточно - и даже больше, чем нужно, - но объединить их никак не получалось. И ладно бы я просто расставил их в определённом порядке и как-нибудь озаглавил - например, "Миры Григория Неделько", - так нет же - мне хотелось сделать концептуальный сборник, в котором бы нашлось место и второму дну, и скрытому смыслу, и намёкам, и всякому такому.
   Помню, как я мучался, выбирая рассказы и пытаясь их упорядочить. Брал листок бумаги, ручку - почему-то мне удобно записывать идеи именно ручкой - и придумывал одно за другим названия для книги. А также выводил на бумаге названия рассказов. Нумеровал их, переставлял местами, вычёркивал, снова вписывал, и так далее. Как же назвать сборник? "Шарики-кошмарики" (первоначально я хотел сделать упор на страшные произведения)? А может, "Invasion" ("Вторжение" - один из рассказов в финальной версии сборника так и называется)? Провести аналогию со вторжением инопланетян...
   (Тут стоит сделать небольшое отступление и сказать, что этот сборник был для меня первым, видимо, оттого я так и мучался: не хватало опыта.)
   ...Когда речь зашла об инопланетянах, я воодушевился: у меня было несколько рассказов, в которых говорилось о "маленьких зелёных человечках". А что, если на основе этих историй и построить книгу, а остальные рассказы добавить в качестве бесплатного дополнения? Идея не такая уж хорошая, но другой у меня не было. И я стал размышлять на эту тему, и снова чиркать листы А4, и опять я был недоволен результатом. Казалось, вот оно, я наконец разработал систему, согласно которой должны располагаться рассказы, но, по прошествии какого-то времени, понимал - система ни на что не годится. Либо рассказы плохо дополняли друг друга, последовательность была не той, либо система оказывалась откровенно неудачной, либо её, если присмотреться, попросту не было.
   Падать духом я не стал - лишь отложил свой замысел до лучших времён и благополучно забыл о нём.
   А потом, вдруг, как это часто бывает, когда у вас есть идея, но вы не можете её воплотить, появилось решение. Но прежде, чем это случилось, я написал ещё несколько рассказов; в паре из них речь снова шла об инопланетянах. "Ага, - подумал я, - эти рассказы будут хорошо сочетаться с уж имеющимися. Они не будут выбиваться из общего числа содержанием и настроением - напротив, они дополнят произведения, написанные мной ранее".
   Тогда я снова взял лист А4, ручку и не вставал из-за кухонного стола, пока не придумал название для книги - "Зелёные человечки и другие сновидения" - и не расставил рассказы в нужном порядке. "Креативность, - думал я, - креативность и концептуальность - вот чего не хватает сборнику. Как решить эту проблему?" На этот раз решение было найдено довольно просто: я поразмыслил и пришёл к выводу, что название должно оправдывать себя. Так первым и последним рассказом в книге стали соответственно "Незначительные детали" и "Мир-песчинка и жители-лилипуты: Правила ухода", в которых рассказывается об инопланетянах-трахбанцах. Оставшиеся рассказы о пришельцах я равномерно разбросал по сборнику. Дополнил их фантастическими рассказами, в которых речь шла совсем о другом, и тут тоже пришлось применить логику и интуицию. Я всегда подозревал, что рассказы должны хорошо сочетаться, а переходы между ними подобны переходам в музыкальных альбомах: заданная тональность либо должна сохраняться, либо, наоборот, изменяться, воздействуя на восприятие, рождая новые чувства. Первый рассказ сборника - "Незначительные детали" - лёгкий, можно даже сказать, ни к чему не обязывающий - неплохая стартовая площадка. Вслед за ним идёт уже более серьёзный и сложный "Вам очень идёт", в котором тоже упоминаются иные разумные существа, возможно, инопланетяне. Этот рассказ идейно пересекается с 'Деталями', а следом за ним идёт более короткий и простой - по построению, но не по основной мысли - 'Превентивные меры'... и дальше в таком же духе. Смешные рассказы сменяют страшные, и наоборот; психологические чередуются с чисто развлекательными; схожие по замыслу следуют друг за другом или через произведение - во втором случае, когда того требовали обстоятельства, я так уходил от предсказуемости и повторов. По длине, так же как и по содержанию, рассказы тоже получились очень разными, поэтому пришлось потрудиться, распределяя их по сборнику. Заканчивается он двумя рассказами об инопланетянах, причём последний - 'Толкователь Видений' - является также и послесловием.
   Во многих масштабных трудах можно встретить предисловие и послесловие - или пролог с эпилогом, - и раз уж я начал "концептуалить", надо было довести дело до конца. Я опять удобно устроился на кухне, как вы понимаете, взял чистый лист и ручку, включил ТНТ и под "Остров Ним" с Джоди Фостер начал писать предисловие. В сборник вошло 25 рассказов - изначально их должно было быть 22, как глав в романе "Три фальшивых цветка Нереальности" и повести "Лечь на дно в Атлантис-Сити", но мне показалось, что лучше увеличить их количество. К тому же число 25 - четверть сотни - круглое и, как бы сказать, симпатичное, поэтому я остановился на нём. Итак, Джоди Фостер плыла к затерянному в океане острову, а я пытался уместить мысли, то главное, чем хотел поделиться с читателями, в 25 не очень длинных предложений; каждое я начинал с новой строчки. В конце концов, дело было сделано, но оставалась проблема с послесловием. Я решил не заморачиваться и выбрать в качестве оного один из коротких рассказов - "Толкователь Видений". Он очень удачно перекликался с "Миром-песчинкой" (во всяком случае, их концовки точно перекликались) и оставлял ощущение чего-то нереального, магического, словно бы пришедшего из мира снов. Этот мир меня давно интересовал, потому к "зелёным человечкам" и добавились "другие сновидения". Некоторые произведения я правда увидел / придумал во сне, иные были написаны, когда я словно бы грезил наяву... На мой взгляд, инопланетные расы, так же как и всё, что придумывается людьми, - это отголоски их собственных мыслей и верований, об этом хорошо сказал дедушка Фрейд, придумавший психоанализ. Я всегда увлекался психологией (а ещё философией) и пройти мимо такой параллели - жизнь есть сон, а в книге можно рассказать о любом сновидении - просто не мог.
   Так появился на свет сборник рассказов "Зелёные человечки и другие сновидения", своего рода квинтэссенция моего творчества; на протяжении 11 лет, которые охватывает этот сборник, мои манера письма и волновавшие меня человеческие проблемы неуклонно менялись, трансформировались и развивались (если так можно сказать о проблемах). Если бы я рассортировал рассказы в хронологическом порядке, сборник получился бы менее интересным, во всяком случае мне так кажется, а сейчас он представляет собой что-то вроде романа в рассказах, цельной книги со своими идеей и атмосферой. То есть мне хочется на это надеяться - а также на то, что вам понравился не только сам сборник, но и отдельные вошедшие в него вещи, на создании которых я хотел бы остановиться.
  

1. Незначительные детали

   Когда я писал этот рассказ, я просто переносил на бумагу увиденные образы и картины. Я реализовывал идею и не задумывался о том, что у героев рассказа есть потенциал (юмористический) и что можно придумать о них много интересных историй. Задумался я об этом позднее, после того как вспомнил о своём увлечении инопланетянами, о тёте, которая рассказывала мне истории про пришельцев с других планет, об иномирцах, которых я выдумывал ещё в детском садике, о "Секретных материалах" и "маленьких зелёных человечках" агента Малдера... На меня накатило ностальгическое чувство, и я решил: а почему бы не попробовать выжать из этой идеи больше? Не написать сериал о приключениях бесшабашных и неудачливых трахбанцах?
   В этом слове, кстати, нет ничего неприличного: так я называл придуманных мною инопланетян. Сколько мне было, лет 5? В этом возрасте люди ещё обходятся без пошлых намёков и оговорок по Фрейду.
   Один из моих любимых писателей - Генри Каттнер; он в немалой степени повлиял на меня в том, что касается языка и сюжетов, и в то время, когда я писал "Детали", это ощущалось особенно сильно. Сами посудите: юмористический рассказ об инопланетянах с элементами мистики и остросюжетного произведения - вполне в духе Каттнера.
   А идея сериала так пока и остаётся идеей.
   (Немного о трахбанцах: скромного и стеснительного зовут Сгинк; Шинь-У - ехидный и подковыристый; их лидер - Чуанн, симпатичная, по трахбанским меркам, девушка; а Агр-анк - её бойфренд, он шефствует над этой троицей.)
  

2. Вам очень идёт

   Достаточно напряжённый рассказ, в появлении которого на сей раз "виноваты" французский фантаст Бернар Вербер и его "Революция муравьёв". Благодаря этому роману я настроился на нужную волну и написал произведение, в котором у меня впервые, как и у Вербера, в качестве главного героя выступает девушка. Я давно хотел написать рассказ вроде этого, сделать основным персонажем девушку или женщину, и вот, наконец, мне выдалась такая возможность, которую я, как мог, реализовал.
   Харлан Эллисон, с чьим творчеством я в тот период активно знакомился, опосредованно вдохновил меня на написание этого рассказа и "помог" облечь его в нужную форму.
  

3. Превентивные меры

   Этот рассказ очень короткий и при этом ёмкий, в нём присутствует сложная и давно волновавшая меня мысль, которая, как мне кажется, удачно раскрывается в неожиданной, то ли смешной, то ли грустной, концовке. Для меня основным критерием того, получился рассказ или нет, служит лёгкость чтения: если рассказ читается просто и без напряга, значит, он удачный. При этом я не отрицаю сложных произведений, дело лишь в том, что сам я пишу их совсем нечасто. "Превентивные меры" можно было бы расширить, увеличив в объёме раза в три как минимум, но в таких случаях я всегда вспоминаю слова Чехова и говорю себе, что в рассказе главное создать цельную картинку и донести мысль, а потом уже - всё остальное. На момент написания "Мер" я создавал в основном очень короткие рассказы, и эта история вышла, возможно, одной из самых удачных. Придумал я её во время неторопливой поездки под музыку "Deep Purple" - эта сцена (неторопливого движения под приятную музыку) и стала отправной точкой рассказа.

4. Мы будем вас ждать (Стандартная вариация)

   И снова Бернар Вербер сказал своё слово, на этот раз романом "День муравья". Зарядившись энергией писателя, я отложил книжку в сторону, взял ноутбук, уединился на втором этаже дачи, в комнате, объятой полумраком, и, отталкиваясь от идеи "человек пришёл в автосалон будущего", написал этот рассказ. Вышел он мрачным и даже страшным, и не исключено, а даже очень вероятно, что на меня оказало сильное влияние крайне пессимистическое мировоззрение Вербера (в жизни, кстати, очень оптимистичного человека).
  

5. Всем известно...

   Есть такие темы, на которые (может быть, пока) я не могу писать серьёзно: вампиры, эльфы, принцессы и драконы. Потому неудивительно, что рассказ о драконе - а также о рыцаре, злом маге, прекрасной принцессе и всех остальных - получился у меня юмористическим. Пародийным. Наверное, мне всегда хотелось написать пародию на фэнтези, к которой я отношусь совсем неплохо; книги, написанные в этом жанре, я периодически читаю и использую персонажей и сюжеты из фэнтези в своих произведениях. Рассказ перекликается концовкой и с "Вам очень идёт", и с "Незначительными деталями" - но, конечно, кое-чем от них отличается. Стоит "Всем известно..." от них недалеко, хотя и на некотором расстоянии. Эти рассказы показательны: в них - так же как и в "Мы будем вас ждать" - просматриваются сюжеты (мотив изменения) и проблемы (что такое душа, и что из себя представляет человек?), которые меня на тот момент очень интересовали.
  

6. Притча о камне

   Один из самых коротких моих рассказов. По настроению он такой же, как и "Его первая победа" в своём первоначальном варианте (который так и остался недописанным).
   Темой бессмертия я заинтересовался давно, после того как увидел по телевизору "Горца". Но этот рассказ не о магическом и не о фантастическом бессмертии. Главные идея и интрига раскрываются в последней фразе - я люблю рассказы такого рода, вроде тех, что писали О'Генри или Шекли.
  

7. Его первая победа

   Отбросившая назидательность и приобретшая юмор притча. Рассказ короткий, лёгкий и ироничный, и, видимо, поэтому он не избежал участи всех моих коротких произведений: быть не тем, чем кажется. Совершенно несерьёзное повествование, отвлекающая от основной идеи "интрига" (достаточно эфемерная) - и при этом серьёзная подоплёка. Если кто-то увидит её - хорошо, если нет - может, рассказ хотя бы заставит улыбнуться.
  

8. Одним щелчком

   Один из психологических рассказов, которые мне очень близки, но при этом страшный и в чём-то абсурдный, что, по задумке, должно ещё больше усиливать эффект "мистичности". "Одним щелчком" я бы назвал полной противоположностью, к примеру, "Незначительных деталей", общего в них - только повествование от первого лица да перевоплощение в конце.
  

9. Хороший костюм

   Идея рассказа (родом из сна) - стандартная, по фантастическим меркам даже избитая, но, когда писал "Костюм", я делал ставку не на неё, а всё на ту же психологичность. Я хотел заставить читателей почувствовать себя в шкуре главного героя - надеть её на себя, словно костюм, - побывать в его семье и во всех подробностях рассмотреть жизнь его соседей. Этот рассказ, при должной обработке, мог бы стать реалистическим и, возможно, мало что потерял бы, но фантастический элемент оттеняет происходящее, делает его более неестественным, а этого я и добивался - ведь что может быть более неестественным, чем устремления людей, направленные не туда, куда надо.
  

10. Ехидна

   Можно сказать, что я писал "Ехидну" на заказ. Впервые. Мама подбросила мне идею - про девушку и волшебный крем, - а дальше я уже фантазировал, придумывая подробности и концовку. Рассказ, как и положено благодарному сыну, я посвятил своей родительнице.
  

11. С солнцем уходят лучи...

   Пожалуй, один из самых щемящих моих рассказов. В нём переплетаются мистика и реальность, а ставка сделана на переживания героев и их мысли. Писался рассказ под музыку "Electric Light Orchestra" (альбомы "Face the Music" и "A New World Record", поставленные на автоповтор), и, как я подозреваю, отсюда и растут корни у лирическо-трагического напева произведения.
  

12. День, когда Вселенная схлопнулась

   Начитавшись рассказов-стихов Нила Геймана, я решил попробовать свои силы в новом для себя жанре. Гейман пишет вольным стихом, но я свой вольный стих решил немного приструнить и сделать строчки более-менее одинаковой длины. Первоначальная версия рассказа была написана ручкой на бумаге - после долгого перерыва я писал так художественное произведение. В тексте есть посвящение тому, кто вдохновил меня на сей труд, то есть Гейману.
  

13. Характерные симптомы

   В 2000-м году, из-за того, наверное, что обчитался Пратчетта, я придумал мир под названием Нереальность. Он был очень похож на Загробный, его населяли всевозможные и все возможные придуманные существа, а по атмосфере он напоминал пратчеттовский Плоский мир, точнее, тот Плоский мир, который описывается в первых произведениях цикла. Весёлый и немного сумасшедший. Я долго и упорно писал роман о Нереальности, но мне никак не удавалось его закончить. Идея романа выросла из рассказа, на мой взгляд, не очень удачного, так что, если не считать этого короткого произведения, я семь лет не мог создать законченного произведения о "своём" мире. На восьмой год это, наконец, свершилось - я написал мини-повесть "Ад в огне", одну из идей которого - разговор с врачом - я и использовал при написании "Характерных симптомов". Это чисто юмористический рассказ и одновременно Нереальность в самом своём несерьёзном обличии. Главный герой "Симптомов" - весельчак и балагур, трёхголовый пёс Децербер, разумное воплощение всем известного мифического персонажа.
  

14. Аргумент в пользу проигравшего

   Один из ранних рассказов, написан в 1999-м году. Первое моё законченное прозаическое произведение. Помню, как я разыгрывал по ролям диалог Роуэна и Стакинга всё на том же втором этаже дачи, а потом спустился и за столом, на улице, набросал в тетрадке приблизительную версию рассказа.

15. Вторжение (песнь о погибшей земле)

   Научно-фантастический рассказ, каковых у меня не очень много. Посвящён Генри Каттнеру, короткие произведения которого и вдохновили меня на написание "Вторжения".

16. С возвращением!

   И следом - ещё один НФ-рассказ. Идея его зрела у меня в голове несколько лет. Зрела и зрела. Зрела и зрела. Зрела и зрела... В итоге, это стало немного надоедать: идея есть, а воплощения - нема. Но тут наступил день, когда я внутренним взором увидел начало рассказа. Вернулся домой, сел и написал историю от начала и до конца. На душе сразу стало легче.
  

17. Неусыпный страж

   Ещё одно произведение о Нереальности и Децербере. Ужасно хотелось сделать рассказ смешным (да, именно так), и, к счастью для меня как для автора, Дец вечно попадает во всякие весёлые ситуации. То есть, ситуация, описанная в рассказе, весёлая - опять же с точки зрения автора, но (поначалу, по крайней мере) не главного героя.

18. Грани

   Рассказ-триллер, основанный на научно-фантастической идее, но под конец выходящий за её рамки. Я давно хотел написать этот рассказ, и к тому же меня интересовали взаимоотношения в тексте двух людей, друзей или, наоборот, недругов. В этом рассказе фигурируют друзья.

19. Так уж заведено

   Идея этого рассказа пришла мне в голову во время прогулки. А что, если ангел явился к человеку? - подумал я. О чём они могут говорить? И как из этого сделать интересный рассказ с неожиданной концовкой? Я поспешил домой, сел за компьютер и напечатал несколько страниц текста, которые озаглавил "Так уж заведено".
  

20. Назначены на новую должность

   Наверное, самый масштабный и реалистичный мой рассказ, хотя и с сюрреалистическими вставочками - вспомните, например, описание здания. Начало "Назначены" я увидел во сне и потом чуть ли не целый день грезил наяву, придумывая - а вернее, просматривая - продолжение. Ходил по улице - и словно бы шёл внутри того здания.
   Этот рассказ стал для меня своего рода испытанием: смогу ли я длинными сложными предложениями написать рассказ и при этом сделать его интересным? Да и рассказик получился внушительный, чтобы написать такой, мне пришлось постараться - впрочем, в тот раз я, похоже, поймал нужную волну и закончил работу всего лишь за два дня (время на корректуру и редактуру не учитывается).
  

21. Ты даже не почувствуешь

   Рассказик-зарисовка, который начинается как юмористический, а заканчивается... нет, не как трагический, но что-то вроде того. Как мистический триллер. Этот рассказ, так же как и многие другие, не очень большие по объёму, я написал на одном дыхании, стремясь поскорее перенести на бумагу увиденные образы.
  

22. Что случилось в начале

  
   Рассказ-размышление о людях и о мире, который они создают. Не имеет ничего (или почти ничего) общего с Библейским сюжетом, как можно решить, исходя из названия. Писался в немного меланхоличном состоянии, потому и получился немного меланхоличным. Вообще, большая часть произведений, которые я пишу, приобретают настрой и форму в зависимости от того, какие эмоция я испытываю до того и во время того, как их пишу.
  

23. Делайте ставки!

   Ироническо-философская сказка. Написана на работе за полтора часа. Я сам по образованию журналист, так что отчасти ирония оборачивается самоиронией. Помнится, в первом классе я открыто заявлял, что хочу быть журналистом, но только хорошим - получается, с течением времени моя точка зрения не изменилась.
  

24. Мир-песчинка и жители-лилипуты: Правила ухода

   А это приключения и юмор. В конце интонация произведения меняется, но в целом - это продолжение злоключений трахбанцев из "Незначительных деталей": Сгинка, Шинь-У, Чуанн и Агр-анка. Злоключения вышли намного более динамичными, однако и рассказ, в отличие от самого первого, не диалоговый.
  

Послесловие: Толкователь Видений

  
   Рассказ, в котором, наряду с предисловием, даётся толкование снов, но видение, представленное в "Толкователе", более фантастическое. И даже мистическое. Сказочное... У меня "Толкователь" вызывает очень разные эмоции и ассоциации, помимо этого, он перекликается, как уже упоминалось, с концовкой "Мира-песчинки" и помогает раскрыть основную тему сборника - потому он и оказался на своём месте.
  

Как я увидел "зелёных человечков" и другие сновидения

   Сборник заметок для сборника рассказов, который вы только что прочитали. А может быть, их оба?.. Если так, очень надеюсь, что и тот, и другой вам понравились.
  

Григорий Неделько

   Автор.
  

(Июль 2010 года)


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"