Nemo : другие произведения.

Обмани меня

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    "Дама с песиком", "В этой жизни", "Убийственная игра", "Где чирикают вальдшнепы", "Почти по Станиславскому", "Лики невезения", ретродетективы


   Спасибо ДК за такую вкусную тему. Обмани меня, заставь поверить в твое сочинение, забыть все, кроме твоего рассказа -- это же постоянная мольба читателя к авторам: сделайте мне смешно, страшно, интересно... И страшно интересно и смешно вместе. "Того обманывать несложно, кто сам обманываться рад". В общем, читатель готов. Берите тепленьким.
  
   Второй Пилот. Дама с песиком
  
   Очень добрый и приятный во всех отношениях рассказ, хорошее настроение после чтения сохраняется надолго, за что автору спасибо.
   Почти все отметившиеся в коментах попеняли за длинное вступление про страх полета у ГГ. Это справедливо, если основная тема рассказа -- афера Инны. А если чуть сместить акцент? Тогда начало оказывается не затянутым, а необходимым для приготовления читателя к дальнейшей истории. Вот ГГ перед полетом, уже в привычном мандраже. Затем приятная неожиданность с заменой места на бизнес-класс -- фобия чуть сдает позиции, Игорь старается держать фасон "я каждый день так летаю". И как по заказу -- шикарная дама по соседству. И вместо судорожной необходимости "забыться сном" перед ГГ вдруг счастливый случай действительно проявить себя героем. И все ему удается, и стюардесса его слушается, и КВС с ним на равных, и красотка смотрит с восхищением, и тинэйджерка не посылает подальше, а снисходит до разговора... А потом -- пробуждение, полет закончен, все уже ушли... Нет, не надо говорить читателю, что это был сон, пусть верит вместе с героем. И ГГ остается героем и посылает девочке песика -- очень добрый и красивый финал.
   Конечно, при недосказанности "то ли сон, то ли явь" детективная составляющая совсем смажется. Но она и так прихрамывает -- довольно сложно представить, как Инна открывает кейс спящего соседа, ведь сзади охранник и любопытная Кошечкина. Так может недоговоренность скроет нестыковки.
   Вот очень хорошо выглядят размышления Игоря о том, кто и как мог все устроить. И неплохо, что все выводы не приводят к разоблачению преступника, это означает, что хороших людей вокруг больше, чем злоумышленников. Собачка обнаружилась в кейсе бородатого, Инна ушла, стюардессам не до заспавшихся пассажиров... Так было или не было?
  
  
   О. В этой жизни
  
   Автору -- огромное читательское спасибо!
   Закрытый детектив, вычисление преступника достигается по обычной в таких случаях схеме: "кто где когда с кем". Но как же виртуозно выполнено! И это при минимальных декорациях, где нет возможности спрятаться. Ни один момент не выглядит притянутым для заполнения прорех в детективной конструкции, все на месте.
   Особо сильным делает текст то, что игру ведет не кошка, а мышка. Игрок начинает партию из крайне сложной и невыгодной позиции, практически без шансов на успех, без проработки и подготовки. И спасибо автору, что дал возможность своей героине выиграть.
   Не соглашусь с отнесением рассказа к фантастике. Что невозможного в существовании закрытой конторы? В опытах над психикой? В похищении людей?
   Автор написал, что организация существует довольно долгое время, могло сократиться финансирование, износиться оборудование, пропасть интерес у заказчика, мог состариться и сдать позиции отец-основатель... Ничего фантастического.
   И самый главный момент, который позволяет отнести этот рассказ к "настоящему" - наличие идеи произведения. Сила духа мощнее всех тюрем, спецслужб, любого оружия и охраны. И да -- у этого автора Человек звучит гордо.
  
  
  
  
   Ч.Г. Убийственная игра
  
  
   Для начала несколько реплик, чтобы завершить начатый ранее диалог с автором:
  
   >бы бякуб-б рядом, некрасиво какую не подсунул.
  >> Новое дело,зпт лишняяуже само по себе штука неприятная (своих навалом), а уж подчищать за кем-то неприятней вдвойне. Папочка-то заполнена, значит, кто-то это дело уже вёл, а я очень не люблю завершать то, что не сам начал. избыток частицы -то
   Это ведь прямая речь, не заметили?
   Кмк, это не прямая речь, а внутренний монолог ГГ
   Мой герой говорит так, как умеет. Академиев он не заканчивал, только школу милиции, в лучшем случае Юрфак.
     Или Вы ждёте, что все персонажи любого литературного произведения будут изъясняться исключительно изысканным высоким штилем? Ну тогда Шукшина с Распутиным надо сразу вымарывать подчистую, простонародная речь их деревенских героев (все эти "мабуть" и "надысь"), никакого отношения к литературному русскому языку не имеет.
  
   Вот для сравнения прямая речь персонажа "Калины красной", если уж о Шукшине заговорили. Что называется, почувствуйте разницу.
   -Кто тебя в убийцы зачисляет? Но только ты тоже, того... что ты булгахтер, это ты тоже... не заливай тут. Булгахтер! Я булгахтеров-то видел-перевидел!.. Булгахтера тихие все, маленько вроде пришибленные. У булгахтера голос слабенький, очечки... и, потом, я заметил: они все курносые. Какой же ты булгахтер -- об твой лоб-то можно поросят шестимесячных бить. Это ты Любке вон говори про булгахтера, она поверит. А я, как ты зашел, сразу определил: этот -- или за драку, или машину леса украл.
  
   Ну а теперь, как было обещано, подробно с самого начала.
   Спотыкаюсь на первой же фразе. Ноль информации. И это в рассказе, когда буковки на вес золота. Вот добавьте к этой фразе несколько слов, и читатель будет уже в курсе дела:
   -советую не затягивать, город уже давит, пришлют для усиления своего человека, будешь у него бобиком бегать.
   -советую не затягивать, на местах опера уже что-то накопали, если нужно, привлекай их.
   Две разные ситуации, да? Почему мне кажется это важным: поиски преступника в маленьком городе и в большом, в спальном районе мегаполиса или в деловом центре -- большие разницы. И стоит сразу сказать читателю, где дело происходит.
   Вы не говорите ничего, и читателю приходится плутать в шефах-полковниках-подполковниках-майорах и их пустопорожних препирательствах довольно долго.
   Читатель поставит это лыко в строку автору. А если постепенно и незаметно описывать обстановку, у читателя складывается картинка (ну, это я так думаю). Правда, тогда читатель думает, что это он такой умный и догадливый, а вовсе не автор молодец.
  
   Первое убийство. Жертва неудачно назначена автором проституткой. Неудачно для рассказа. Окажись она домохозяйкой или учительницей, дальнейшее развитие сюжета было бы возможно. А здесь соседка по квартире сразу сообщит сутенеру, обнаружив труп. Пока полицейское расследование набирало бы обороты, "неформалы" убийцу нашли бы на раз. Дворовые пацаны, бабушки у подъезда, мамаши с колясками информацией снабжают исправно и регулярно.
   Собственно по "игре". Не поняла, зачем мстителю дразнить полицию? А вдруг они неожиданно проявят расторопность и не позволят довести задуманное до конца? Запугать приговоренных им бывших одноклассников -- это понятно. Но как раз это у него не очень-то получается. Убийца приходит к очередной жертве, убивает быстро, не оставляя себе возможности насладиться испугом бывших мучителей. Значит, понимает, что при сопротивлении жертвы он, больной и истощенный, может не справиться со здоровым человеком. Все его отметки на местах убийств не имеют смысла, поскольку доступ к ним есть только у полиции, будущие жертвы об этих "черных метках" не имеют возможности узнать. А зачем преступнику играть с полицией? Не наобщался за время отсидки?
   Переживания ГГ по поводу неправильной оценки мотивации преступника мне непонятны. Ход действий убийцы ГГ понял, преступника типа задержал, так что ему за дело до мотива?
   Финальное размышление ГГ вовсе не в строку, ИМХО, конечно. Будь он философом, психологом, ученым -- эта правильная мысль вполне закономерно могла посетить его голову. Но опер, дослужившийся до майора, это совсем другая личность. Если он прижился в этой системе, значит он прошел обкатку, закалку и ломку. И мозг у него теперь по-другому заточен. А иначе он не опер. Это как хирург не будет переживать из-за рядового аппендицита.
   Вы хотите сказать, что вашего ГГ зацепил этот случай? Тогда, если можно, ткните в строчки, которые должны убедить читателя в этом. Я вижу рутинный эпизод из жизни работников уголовного розыска, непрописанный, путаный образ ГГ и... все, ничего другого.
  
  
   Rabbits E. Где чирикают вальдшнепы
  
   После начала про милого ребенка весь рассказ ждала, что мальчик устроит похитителям вариацию "Вождя краснокожих". Поэтому страшно не было. Было понятно, что история с хэппи эндом. И мальчик не подвел, отработал финальный эпизод с предъявлением фамильной реликвии изумленной публике. Непонятно, когда успел.
   Некоторые моменты показались непонятными:
   -ГГ, Люська и Чарли учились в одной школе в деревне или в поселке из начальной сцены и бегали на стройку к озеру? При этом семья Виктора жила в домике с кривой трубой, построенном при царе Горохе, где на чердаке отыскался крест? Потом Чарли сел, Люська вышла замуж за милиционера Гришу, а Виктор где-то в городе женился на женщине с ребенком и кучей проблем. Домик стал дачей... Все бы ничего, но в домике Виктор ведь не один жил, родители у него когда-то ведь имелись? Понятно, что они в истории не нужны, но просто так обойти их молчанием в такой душевной истории -- это, согласитесь, на уровне реплики бабки Серафимовны про сломанную взрывом смородину.
   -Стишок про вальдшнепов никаким образом не указывает на стройку возле озера. Если весь рассказ надо воспринимать как "шутку юмора", тогда вальдшнепы и математика в тему, но первая и последняя части мимо: в первой все довольно настоящее, а в последней просто триллер разворачивается. Если вальдшнепы поддаются расшифровке, тогда я сейчас прилюдно демонстрирую свою тупость. Нельзя так с читателями, злой автор.
   Еще кое-что: ГГ как побежал на максимальной скорости после звонка похитителя, так дальше весь рассказ автор темпа не сбавлял. Надо бы, ИМХО, местами паузы дать. А то читаешь -- и выдохнуть некогда. Надо же дать читателю время на "побояться"
   От первого выстрела его согнуло, вторым швырнуло в воду. Лодку закачало.
   Я встал, содрогаясь от собственного бессилия. Какая подлость - почти спаслись, но теперь мы были перед Гришей как на ладони.
   Вот здесь, например. Пусть бы понервничали
   Но он убрал пистолет.
   В любом случае рассказ на особом месте в конкурсе. Потому как благодаря этому рассказу в ДК появился новый символ -- дуршлаг. Вещь в хозяйстве полезная. Вот, скажем, Золотой Дуршлаг...
  
   -
   Слуга М. Почти по Станиславкому
  
   Очень понравилась театральная атмосфера. Вот интересно -- актеры к режиссерской трактовке относятся со здоровым скепсисом, но при этом ведь играют по-настоящему. И Грибоедова дают, а не питерского Платонова. Никогда о таком не задумывалась, а тут автор мысль подкинул. И еще такой момент профессионализма ГГ -- роль ведет на автопилоте, а сам не просто о постороннем думает фоном, а практически ведет расследование. Благодаря таким прекрасно выписанным декорациям к детективу не разочаровывает хитрость автора "записки отдельно, убийство отдельно". Очень жаль, что автор такое везение убийце организовал, что никак его не изобличить. Так и просится финальный бантик, вернее гвоздик в алиби преступника. Например, какая-то примета у орудия убийства (зазубрина, или кривая ручка) и чтобы кто-нибудь видел именно этот нож у Крутицкого. Косвеная, конечно, улика, но если в нужный момент подать, вдруг да убийца расколется. Театр ведь, зрителю хочется верить.
  
  
   Рулет Ка. Лики невезения
  
   Надеюсь увидеть полное воплощение задумки. Начало показалось интригующим, скорая развязка обидной (только-только в вкус входишь, а уже и конец). Если автор не порадует расширенной версией, читатели сами допридумывают. В коментах уже варианты развития событий предлагались.
   Но даже в конкурсном исполнении история получилась логически законченной. Героиня затеяла игру, свой план привела в исполнение, значит сказочке конец. Тогда и разные тональности в первой и второй части объяснимы.
   Немного напрягает мотив "в постель с врагом". Где-то на заднем плане маячит мазохизм как семейная особенность сестер. Бармен ведь обычный ловелас, с чего бы самоубившейся девице вообразить неземную любовь. И героиня тоже как-то нездорово выглядит с выбором "орудия мести". Наверняка где-нибудь в трудах Фрейда диагноз подобрать можно.
   Словом, триллер назрел и просится быть рассказанным.
  
  
  
  
  
   Группа ретродетективов:
   "Золотой череп", "Престидижитатор", "Пансионат Сен-Жен"
  
   Вопрос в том, "сколько вешать граммов", а именно: как не переборщить с декорациями, чтобы не утопить в них детектив. Представляется разумным такой подход: если детективная история возможна и без ретрооформления, значит еще большой вопрос, ради чего затеяна рассказка.
  
  
   Рассмотрелов.Золотой череп
  
   Почему-то возникла аллюзия на "Визит дамы" (телеверсия с Гафтом и Васильевой). Горожане также готовятся к встрече знаменитого земляка, пышная встреча на вокзале, гуляют все - а потом извольте заплатить за банкет. Может, виной мои личные тараканы, а может автор что-то привнес из описания другого места-времени. Но при этом детективная история именно с российским колоритом, представить описанные события в какой-нибудь загранице невозможно. Поэтому без сомнений -- конечно, детектив и именно ретро. Непотревоженная паутина - здорово. Можно искать прорехи и огрехи, но зачем, если было интересно. А уж как красиво! Спасибо автору за интересное чтение.
  
   Шустропальцовщик. Престидижитатор
  
   Стесняюсь спросить, что останется от вашей детективы, если на минуточку это не Одесса-мама? Но за эту замечательную историю (шобы мне так писать) я таки промолчу, бо смотреть на солнце - занятие опасное и для здоровья неполезное:)
  
  
   Жозеф. Пансионат Сен-Жен
  
   От прекрасного описания природных красот жутко хочется в отпуск, если не в Альпы, то хоть "в деревню на поправку, где коровы щиплют травку...". Мистер Макнаут - настоящий джентльмен и не мешает читателям своими рассуждениями, поэтому можно нисколько не отвлекаться от созерцания чудесных пейзажей. Но совершенно не поняла, зачем подкладывали камни на окно.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"