Утро. Комната. Стол, стулья, кровать, телевизор, шкаф. На кровати спит Доченька. Всюду разбросаны её вещи. В комнату входит Мамаша в домашнем халате.
Мамаша: Доченька, пора вставать.
Доченька (ноющим голосом): Голова болит.
Мамаша (гладит доченьку по больной голове): Сильно?
Доченька (берёт пульт, включает телевизор, находит канал MTV, прибавляет звук): Сильно.
Мамаша: Доченька, может, тогда не надо так громко...
Доченька: Ничего. Яичницу мне сделай.
Мамаша уходит на кухню. Доченька вылезает из кровати. Зевает. Одевается. Мамаша приносит тарелку с едой, чай и уходит. Доченька ест и смотрит телевизор. Входит Мамаша в деловом костюме.
Мамаша: Доченька, я на работу ухожу. Ты мой рассказ прочитала?
Доченька: Нет, конечно. Когда, где? В институте, что ли?
Мамаша: Доченька, но ты уже месяц его читаешь...
Доченька: Сказала, прочитаю - значит, прочитаю. Моё слово железное.
Мамаша (жалобно): Там же всего только две странички. (Вздыхает.) Ладно, доченька, я ушла. Пока (уходит).
Доченька (язвительно): Нет, я уже давно ушла. Еду в метро.
Папаша (смеётся): Остроумная. В меня.
Доченька: Точно не в маму. У неё с юмором плохо. Вот (показывает на валяющиеся на стуле бумажки), рассказ написала.
Папаша: Да, она говорила. Делать ей больше нечего.
Доченька: Всё, я ушла. Покедова.
Доченька уходит. Папаша ещё прибавляет звук в телевизоре. Выходит. Сразу же возвращается с тарелкой и чашкой. Берёт бумажки со стула. Сосредотачивается. Ест и читает.
Явление второе.
Вечер. Та же комната. Входит Мамаша в халате. Собирает со стола грязную посуду. Входит Папаша. Садится на стул. Кладёт ногу на ногу.
Папаша: Прочитал я твой рассказ. Плохо. Скучно.
Мамаша понуро опускает голову.
Папаша(гордо продолжает): Для того, чтобы произведение литературы понравилось, там должен быть герой, которого читатель полюбит. Где у тебя такой герой? Нет у тебя такого героя. А ведь главное - это, как известно, чувство. Любое произведение искусства апеллирует именно к нашим чувствам. Захватить читателя, зажечь, так сказать, его сердце - это возможно только через полюбившегося читателю героя. Через катарсис. Знаешь, что такое катарсис?
Мамаша: А я думала, нашего кота зовут Персик.
Папаша: При чём тут Персик? Катарсис - это очищение.
Мамаша: Я его помыла. Он чистый.
Папаша: Кто?
Мамаша: Кот Персик.
Папаша: Оставь Персика в покое. Что ты за него прячешься! Я тебе пытаюсь объяснить задачи искусства. Кульминацией в восприятии произведения искусства должно быть ощущение катарсиса, или состояния очищения души. Ты должна была поставить цель своим рассказом встряхнуть душу читателя и мощным потоком эмоций смыть то, что пряталось в подсознании, сжечь, так сказать, мусор на дне его души.
Мамаша: Подожди, подожди. Я понимаю, зачем мне надо мыть Персика, даже если он об этом не просит. А читателя-то зачем мыть?
Папаша: Я тебе сказал, оставь Персика в покое! (Продолжает.) А действие? Какое у тебя действие? Нет у тебя действия. Ни сквозного, ни, соответственно, контрсквозного. Никакого. А мысли? Где мысли? Если они и есть, то так глубоко зарыты, что их даже не видно. Да, у тебя не видно ни одной мысли!
Мамаша: А кому они должны быть видны? И где? (Оглядывает себя.) На халате, вроде бы, дырок нет.
Папаша: В голове у тебя дырка! А мысли при этом всё равно ни одной не видно. А слово, которое, как известно, есть оружие писателя? Как у тебя со словом? Извини, но ты использовала ненормативную лексику! Вот, страница два, строка восемнадцать. Я иногда и сам могу, но только если по делу! И не в произведении искусства! Что это такое?! А ты ещё ребёнку дала это читать, а там такое слово! Из-за этого слова твой рассказ и ты сама, как автор, становитесь неприятны и даже, не побоюсь этого слова, противны. Искусство - это праздник души. Вернее, оно должно быть праздником души, а у тебя что? Мат, быт, чернуха, тьфу! Где позитив? Где у тебя позитив, я тебя спрашиваю?
Мамаша: Пози-тиф бывает пози-сыпной, пози-брюшной и пози-возвратный.
Папаша: Всё у тебя каламбурчики какие-то! Слова в простоте не скажешь. Начиталась Венечки своего! Что вы на Гоголя молитесь, икону из него делаете? Он, между прочим, больной человек был, потому и мрачный. Литература должна быть жизнеутверждающей! Вот Тургенев, например. Поучилась бы у Тургенева!
Мамаша: Это ты про Муму, что ли?
Папаша: При чём тут Муму! Возьми "Отцы и дети", хотя бы...
Входит Доченька.
Доченька: Привет.
Бросает сумку. Берёт пульт. Включает телевизор. Мамаша и Папаша на цыпочках выходят из комнаты. Доченька ложится на кровать, находит канал MTV, усиливает звук, смотрит телевизор.
Явление третье.
Поздний вечер. Кухня. На столе - гора посуды (вымытой). Одинокая Мамаша сидит, пригорюнившись, на табуретке у подножия горы, курит и разговаривает сама с собой.
Мамаша(выдохнув очередной клуб дыма): Эх, никто меня не понимает!
Хриплый гнусавый голос: Ну, и фигли ты пригорюнилась, красна девица?
Мамаша(машинально-кокетливо): Какая там девица! Старушка. (Спохватившись.) Ой! Кто это? (Вскакивает, испуганно озирается.)
Хриплый гнусавый голос: Да я это, я.
Мамаша(подбегает к двери, возвращается, заглядывает под стол): Персик! Ты?
Хриплый гнусавый голос: Ну, я, я, кто же ещё? Я же так и сказал. Мяу!
Мамаша(недоверчиво): А ты что, говорить умеешь?
Хриплый гнусавый голос: Мы, коты, много чего умеем. Вам, козлам, это и знать-то не обязательно.
Мамаша(обиженно): Почему это мы - козлы?
Хриплый гнусавый голос: Откуда я знаю? Может, от природы, а может, зараза какая. Хорошо хоть, что мы, коты, к ней невосприимчивы.
Мамаша: Ну, не все же люди - козлы.
Хриплый гнусавый голос: Почти все. А те, которые не козлы, так попрятались, что их и не видно. И нечего на правду обижаться.
Мамаша: И мы с Папашей - тоже козлы?
Хриплый гнусавый голос(подумав): Хорошо ещё, не сказала: за козла ответишь. А то с тебя станется. (Ещё подумав.) А Папаша наш - козёл. Самый натуральный. Да и сама ты немногим лучше.
Мамаша(возмущённо): Ах ты, животное неблагодарное! Мы тебя кормим-поим, а ты...
Хриплый гнусавый голос: Ишь, благодетели! Кормят-поят они меня, сказки на ночь рассказывают! Во-первых, кормите вы меня редко, мало и плохо. Во-вторых, заметь, я вам не дармоед какой-нибудь, я, слава Богу, свой кусок хлеба вполне отрабатываю.
Мамаша(ехидно): И как же это ты, интересно, его отрабатываешь? Ты же мышей не ловишь!
Хриплый гнусавый голос: Какие ещё мыши? У нас, слава Богу, не каменный век. Два тысячелетия от Рождества Христова прошли, ты не заметила? (Продолжает прерванную тираду.) А в-третьих, как говорил мой предок Кот Бегемот, нечего бедного кота каждым куском попрекать. Или что-то вроде этого.
Мамаша: Я так и не поняла: чем же ты свой "Вискас" отрабатываешь? И при чём тут кот Бегемот?
Хриплый гнусавый голос: Я от вашей халупы нечистую силу отгоняю. Это во-первых. А "Вискас" ваш гадость, это во-вторых, сами его попробуйте. И, наконец, в-третьих, Кот Бегемот - мой предок. Слушать надо, когда тебе говорят. Тем более, классику знать надо.
Мамаша: А ты у нас, значит, знаток изящной словесности?
Хриплый гнусавый голос: Да уж, грамоте, слава Богу, обучен. И почитываю кое-что иногда. Акунина недавно прочёл, вот и привязалось это: во-первых, во-вторых, в-третьих. И рассказ я твой давеча тоже прочёл.
Мамаша(заинтересованно): Ну, и как? Понравилось?
Хриплый гнусавый голос: Так себе рассказик, скажу тебе честно. Хотя и не хуже, чем та фигня, которую в журналах печатают. Немного даже получше, пожалуй. Ты хоть фразу иногда выстроить можешь. А Папаша наш, козёл, такую чушь молол, что я не усну теперь, пока не выговорюсь. Да и ты, как я уже говорил, немногим лучше. И рассказ твой никто всё равно не напечатает.
Мамаша(сердито): Это почему это, интересно, не напечатают?
Хриплый гнусавый голос: А ты журналы, которые вечно дома забываешь, сама хоть читала-то? Если читала, сразу понять должна. У нас публикациями кто заправляет? Дети лауреатов сталинских, внуки Брюсова, потомки Тургенева. Ты же не думаешь, будто они в литературе хоть что-то понимают. Им что Тютчев, что Фет, всё едино. Сухово-Кобылин не нужен, хватит и Островского. Они Шолохова от Солженицына не отличат. А Набоков им нравится, потому что их на нимфеток тянет.
Мамаша(изумлённо): Да хрен с ним, с Набоковым! А Шолохов-то тебе чем не угодил?
Хриплый гнусавый голос: Шолохов мне своей преданностью властям не угодил. А вот писал он просто замечательно, не то, что этот ваш нобелеат, который только и может, что русский язык насиловать.
Мамаша: Что ты понимаешь, животное! Ты хоть знаешь, какую огромную роль он в нашей общественной жизни сыграл!
Хриплый гнусавый голос: Сыграл, сыграл, не спорю. Только к литературе это никак не относится.
Мамаша: А кто же тебе, ценителю, нравится? Ну, хотя бы из классики нашей.
Хриплый гнусавый голос: А мне, имей в виду, многие нравятся. Гоголь, Достоевский, Лесков, Чехов, Булгаков. Толстой замечательный писатель был, Лев, естественно. Только не надо по "Воскресению" судить, ты лучше повести его почитай. А всяких Тургеневых и Набоковых мне даром не надо, и не подсовывайте даже.
Мамаша: Суров ты, однако. А о современной литературе нашей что скажешь?
Хриплый гнусавый голос: А что о ней говорить? Нету её, это даже Тузик соседский понимает. (Подумав.) А может, и есть, только печатать её никто не будет. Потому что козлы неграмотные. Они думают, что литератор должен привлекать к себе внимание, как самец-павиан в брачный период, то бишь визжать, бить себя в грудь и принимать нелепые позы. Вот и ищут себе авторов по своему образу и подобию.
Мамаша: Это поэтому мой рассказ не напечатают?
Хриплый гнусавый голос: Да при чём тут ты! Тоже мастерица нашлась, мать твою.
Мамаша: Персик, не ругайся!
Хриплый гнусавый голос: Вот я и говорю, чем ты лучше Папаши нашего. Два сапога пара. Ладно, заболтался я тут. Мне спать пора. Между прочим, чтоб ты знала, artis по латыни - искусство, arsis - искусственный. Так что кот Арсис - это искусственный кот. Фу, гадость какая!
Мамаша: Это на каком же языке, интересно?
Хриплый гнусавый голос: Да у вас все языки смешались! Вот и у меня уже язык смешался и глаза в кучку. Вредно мне столько болтать. Ладно, иди отсюда, я спать буду. И свет не забудь погасить (зевает).
Мамаша: Ну, ты даёшь! Ладно, спи (уходит).
Явление четвёртое.
Утро. Снова комната. Доченька спит. Всюду разбросаны её вещи. В комнату входит Мамаша в домашнем халате.
Мамаша: Доченька, пора вставать.
Доченька (ноющим голосом): Голова болит.
Мамаша (гладит доченьку по больной голове): Сильно?
Доченька (берёт пульт, включает телевизор, прибавляет звук): Сильно.
Мамаша: Доченька, может, тогда не надо так громко...
Доченька: Ничего. Яичницу мне сделай.
Мамаша уходит на кухню. Доченька вылезает из кровати. Зевает. Одевается. Мамаша приносит тарелку с едой, чай и уходит. Доченька ест и смотрит телевизор. Входит Мамаша в деловом костюме.
Мамаша: Доченька, я на работу ухожу. Ты мой рассказ прочитала?
Доченька: Нет, конечно. Когда, где? В институте, что ли?
Мамаша: Доченька, но ты уже месяц его читаешь...
Доченька: Сказала, прочитаю - значит, прочитаю. Моё слово железное.
Мамаша (жалобно): Там же всего только две странички. И то меня папаша достал со своим катарсисом. (Вздыхает.) Ладно, доченька, я ушла. Пока (уходит).
Доченька (язвительно): Нет, я уже давно ушла. Сижу на лекции.
Папаша (смеётся): Остроумная. В меня.
Доченька: Точно не в маму. У неё с юмором плохо.
Папаша (продолжает смеяться): И не только с юмором. Надо бы за ней проследить. А то совсем уже крыша поехала.
Доченька: Да уж! Представляешь, она с Персиком по ночам разговаривает. Старческий маразм, наверное.
Папаша: Какие слова знаешь! Молодец! Вся в меня.
Доченька: В тебя, в тебя, успокойся.
Папаша: Только насчёт маразма ты хватила всё-таки. Пятьдесят лет - это не возраст для старческого маразма. Рано. Это скорее климакс у неё.
Доченька(возмущённо): Сам ты климакс. А мамочка наша ещё огого!
Папаша: Что ты говоришь такое?! Как тебе не стыдно!
Доченька(презрительно): Что ты понимаешь? Я же тебе говорю, что пятьдесят лет - это полный старческий маразм. Ладно, я ушла. Покедова. (Бормочет под нос.) Это я ещё мягко сказала. Пятьдесят лет - это не маразм даже, это уже глубокое постмаразматическое состояние. В смысле, полный катарсис. А то климакс, климакс... Климакс ему подавай! А за ней глаз да глаз нужен. Проследит он за ней, пинкертон фуев (фыркает).
Папаша: Ты чего?
Доченька: Покедова, говорю. (Продолжает бормотать.) Ладно, папочка, твои рога - твои проблемы. Только бы у меня кого не увела...
Доченька уходит. Папаша ещё прибавляет звук в телевизоре. Выходит. Сразу же возвращается с тарелкой и чашкой. Берёт бумажки со стула. Сосредотачивается. Ест и смотрит телевизор.
ПТИЧИЙ ДВОР С ЭЛЕМЕТАМИ БАЗАРА.
Палехская миниатюра.
Автор признаёт, что никогда не бывал на птичьем дворе. Даже с элементами базара.
Действующие лица:
Сокол.
Петух.
Первая курица.
Вторая курица.
Жаворонок.
Павлин.
Неизвестный птиц.
Светлый образ товарища Кукушкина всегда в наших сердцах.
Явление первое.
Пространство, огороженное частоколом. Слева видна некая клеть, справа выгоревшая полоска травы, посередине почему-то куча щебня. Возле этой кучи стоит Сокол с папкой под мышкой, озирается.
Сокол(морщится): Фу! Ну и запах! (Поправляет узел галстука.) Ничего, привыкнем. А где народ?
Как бы в ответ на его клёкот со стороны клети появляется Петух и начинает нарезать вокруг Сокола неторопливые круги, постепенно приближаясь к высокому гостю. Первым не выдерживает Сокол.
Сокол: Ты местный?
Петух(гордо): Естественно. А ты что за фрукт?
Сокол: Ты мне тут не дерзи. Я Сокол.
Петух(после паузы): Слышь, сокол, а чего ты на нашем дворе делаешь?
Сокол: Прислали.
Петух(удивлённо): Вместо меня?
Сокол(презрительно): Ну, вот ещё! Кого ваши дела интересуют! (После паузы.) Хором руководить.
Петух(изумлённо): Каким ещё хором?
Сокол(пожимает плечами): Известно каким. Вашим, местным. Народным.
Петух(теряет интерес к визитёру): А... Ну, тогда ладно. Руководи. (Вдруг, после паузы.) Погоди, погоди! Мы же, петухи, хором не поём.
Сокол(пожимает плечами): Это я не в курсе. Может, курицы твои поют?
Петух: Ты моих курочек не трожь! Никаким они хором не поют!
Сокол: Я же сказал, я не в курсе. Товарищу Кукушкину виднее.
Петух(встаёт по стойке смирно): Товарищу Кукушкину - кукареку!
Сокол(изумлённо, фальцетом): Кукареку. (После паузы.) Ловко это у тебя получается!
Петух(гордо): Ну.
Сокол: От имени товарища Кукушкина объявляю тебе благодарность. Молодец, товарищ Петухов, так держать.
Петух: Орлов.
Сокол: Не понял.
По ходу беседы из клети появляется Первая курица, затем к ней подтягивается Вторая. Обе они дружно, хотя и с переменным успехом, пытаются осмыслить происходящее.
Петух: Фамилия моя - Орлов.
Сокол: А... Это пожалуйста, это можно. Думаю, товарищ Кукушкин возражать не станет.
Петух: Товарищу Кукушкину - кукареку!
Сокол(фальцетом): Кукареку! (Прокашливается.) Молодец. Можешь идти. (Смотрит в сторону клети.) Хотя нет, постой. Что это у вас там за лозунги висят?
Петух: Обычные лозунги. "2008 - год Семьи" и "Ударим яйценосностью по бездорожью и разгильдяйству!".
Сокол(грозно): А где портрет товарища Кукушкина?
Петух(без запинки): Портрет товарища Кукушкина всегда в наших сердцах! Товарищу Кукушкину - кукареку!
Сокол(растроганно): Молодец! Приятно слышать!
Петух(растроганно): Спасибо. Ты настоящий ценитель.
Сокол(после паузы.): А портрет товарища Кукушкина всё-таки повесьте.
Петух: Слушсь! (После паузы.) А портрет товарища Зайцева не надо повесить?
Сокол(подозрительно): Какой ещё товарищ Зайцев? Ты головой думаешь или чем?
Первая и Вторая курицы по-прежнему заняты осмыслением происходящего. Их хохолки напряжённо топорщатся, клювы приоткрыты.
Петух(испуганно): Виноват! Всё сделаем, как положено. Сию минуту! (Уходит в сторону куриц, продолжающих постигать непростую окружающую действительность).
Явление второе.
Петух, двигаясь в сторону клети, подходит к курицам.
Петух: У нас там на хозяйстве остался кто?
Первая курица: Естественно. Кто-то остался. Мы, Пётр Петрович, своё дело знаем.
Вторая курица: А что случилось?
Петух: Да, ерунда. Фасад наш немного подновить надо.
Первая курица: А-а.
Вторая курица: А-а.
Первая курица(показывает клювом в сторону Сокола): Пётр Петрович, а это кто?
Петух: Это? Это мой новый зам по хоровому пению. От товарища Кукушкина. Сокол.
Вторая курица: По какому вопросу?
Петух: Дуры. Сказал же, по хоровому пению (уходит в клеть).
Первая курица: Молодец всё-таки наш Пётр Петрович!
Вторая курица: Да уж! Орёл!
Подходит Сокол.
Первая курица: Здравствуйте.
Вторая курица: Здравствуйте.
Сокол(небрежно): Привет.
Первая курица(после паузы): А вы, значит, к нам?
Вторая курица: По хоровому пению?
Сокол(гордо): Вас уже проинформировали?
Первая курица(гордо): А как же!
Вторая курица(гордо): Да уж!
Сокол(скромно): Ну, в общем, да.
Первая курица: Спасибо.
Вторая курица: Спасибо.
Сокол(скромно): Это не мне спасибо. Это товарищу Кукушкину спасибо.
Первая и Вторая курицы(хором): Товарищу Кукушкину - кудах-тах-тах!
Сокол(морщится): Нет уж, знаете ли. У петуха вашего это лучше получается. Талант. А нам с вами придётся поработать над хоровым пением.
Первая курица: С превеликим удовольствием.
Вторая курица: А как же!
Первая курица: Извините, а вопрос вам можно задать?
Вторая курица: Да уж, извините.
Сокол: Ничего-ничего. Пожалуйста, задавайте.
Первая курица: Скажите, а вы и вправду сокол?
Вторая курица: Настоящий живой сокол?
Сокол: Ну, как вам сказать... (Гордо.) Я назначен товарищем Кукушкиным исполнять обязанности сокола.
Первая и Вторая курицы(хором): Товарищу Кукушкину - кудах-тах-тах!
Сокол: То-то же. Хотя у петуха вашего это куда лучше получается. Придётся мне с вами поработать, как следует (уходит в клеть).
Первая курица(потягивается): Какой интересный мужчина!
Вторая курица(потягивается): Да уж!
Первая курица: Надо же! По хоровому пению!
Вторая курица(решительно): Значит, будем заниматься хоровым пением.
Первая курица: А как же! Давай ему по яичку снесём.
Вторая курица: А как же?..
Первая курица: Ничего. Посмотрим.
Вторая курица: А он нас со своим товарищем Кукушкиным не затрахает?
Первая курица: Да уж! Ну, ничего. Посмотрим.
Явление третье.
Раннее утро, чуть рассвело. На куче щебня - странная фигура в подпоясанной кушаком косоворотке, брюках-галифе и смазанных дёгтем кирзовых сапогах. Вы уже догадались, что так выглядит Жаворонок. Напротив него на полоске выгоревшей травы разместился Павлин, одетый в пёстрый джемпер свободного покроя и очень модные штиблеты, а вот штаны на нём, извините, отсутствуют.
Павлин(хорошо поставленным бархатистым тенорком): Ты чего? Опять баламутишь?
Жаворонок(нервно): Отвали. Я должен встретить Солнце.
Павлин(лениво): А на хрена оно сдалось? Хочешь, я свой хвост распущу, это, скажу тебе, покруче всякого Солнца будет. Я Павлин - глядите, блин!
Жаворонок(нервно): Стыдоба! Штаны бы лучше надел.
Павлин(лениво): А на хрена? Мне так удобнее. Профессору Канарею, между прочим, мой прикид тоже понравился.
Жаворонок(нервно): Канарейское засилье губит нашу культуру! Если бы не эти Канареи, наш восход уже наступил бы!
Павлин(лениво): А тебе уже и так кто-то наступил. На голову.