Вертинский Кирилл Никифорович, около 50 лет, известный психотерапевт, гнусавит, речь не всегда разборчива; к Александру Николаевичу Вертинскому никакого отношения не имеет, однофамилец.
Ольга Николаевна, под 80 лет, мама психотерапевта.
Вера, лет 25, радиожурналист.
Алёна, слегка за 20 лет, радиожурналист-стажёр, студентка и немного блондинка.
Тётя Люся, несколько за 70 лет, соседка Вертинских, старшая по подъезду.
Эдвард Григ, родился в 1843 году.
Немного нечисти.
Дополнительные персонажи: поющая Сольвейг, хриплый голос, телеглаз.
Явление первое.
Комната со стороны окна. Слева входная дверь, напротив - изрядных размеров диван (больше сексодрома, но меньше космодрома). Около кровати низкий массивный столик с двумя креслами; в изножье вздыбилось нечто странное - то ли высокая тумба, то ли закрытый квадратный секретер. У задника - зеркальный шкаф, разрыв, книжный шкаф; в разрыве видна большая картина. Периметр комнаты замыкается буфетом. И буфет, и шкафы, и столик - старые, добротные, стильные, но не антикварные.
Входит Вертинский; полы шёлкового халата с драконами стянуты столь же шёлковым поясом с кисточками; на ногах мягкие туфли с загнутыми вверх мысками. Знаменитый психотерапевт подходит к шкафу, смотрится в зеркало. Лёгкими мазками придаёт себе вид импозантной небрежности. Потом перемещается по комнате: извлекает из буфета початую бутылку вина и два бокала, организует на столике изящный натюрморт; создаёт на диване некоторый хаос; торжественно вынимает из шкафа малогабаритный кружевной лифчик и пристраивает его на спинку кресла (чуть неровно). Возвращается к столику, наливает немного вина в один из бокалов. С гордостью осматривает место действия.
Примечание: лифчик лучше вынимать из зеркального шкафа, а не из книжного.
Вертинский: Интервьюэрши! Где вы? Ау, я готов! (Напевает.) Приходите, вашу мать, интервью пора давать!
В прихожей заливается Сольвейг: та-та, та-та-та, та-та-та-та, та-та-та, та-та-та-та, та-та-та.
Молодой женский голос: Здравствуйте, Кирилл Никифорович. Мы к вам. Радиостанция "Голос". Не опоздали?
Юный женский голос: Ой, какой у вас звонок интересный! Никогда такого не слышала.
Вертинский: Как? Разве вы не узнали? Это же "Пер Гюнт". Вам нравится "Пер Гюнт"?
Молодой женский голос: Вы имеете в виду Ибсена или Грига?
Вертинский: Добрый день, добрый день. Ну, что вы! Конечно, Грига. Ибсен - вчерашний день, а Григ бессмертен. Вы пришли вовремя, ни раньше, ни позже, и это радует. Значит, вам нравится Песня Сольвейг?
Молодой женский голос: Да, конечно. Хотя вообще-то я не особенно люблю оперу.
Вертинский: "Пер Гюнт" - не опера, это симфоническая сюита. Или, если хотите, музыка к драме. Вы не знали? Жалко, жалко. Да что же это я вас в дверях держу? Извините, ради Бога. Когда я слышу прекрасную музыку, я забываю буквально обо всём. Вы проходите, проходите. Обувь можно не снимать. Прошу вас (пропускает Веру, потом Алёну и входит следом за ними).
Девушки испуганно озираются.
Вертинский: Проходите, проходите, не стойте в дверях. Не надо так зажиматься. Вы же журналистки, вы же не на приём пришли. Журналист - это звучит гордо! Располагайтесь. Устраивайтесь. Садитесь в кресла.
Алёна(юный женский голос): Ой, извините, я думала, вы нас в кабинет приглашаете.
Вера(молодой женский голос): Да, может быть, мы лучше всё-таки в кабинет пройдём?
Вертинский: Ну, что вы! Здесь мы будем себя чувствовать значительно непринуждённее. Да вы садитесь, садитесь. Извините за беспорядок (не прерывая монолога, двумя пальцами снимает лифчик со спинки кресла, пристально его осматривает и прячет в шкаф). Здесь мы можем поговорить неформально, а в кабинете всё, как говорится, заточено под беседу врача с пациентом (убирает в буфет бокалы и бутылку). Устраивайтесь, чувствуйте себя, как дома (подходит к дивану, натягивает покрывало, садится поверх него). Думаю, здесь нам будет удобно.
Вера: Да, конечно. Главное, чтобы вам было удобно (садится).
Вертинский(с тонкой улыбкой): Мне? Юные леди, вы такие наивные! Главное, чтобы вам было удобно. Обо мне не беспокойтесь.
Алёна(смущённо): Спасибо (садится).
Вертинский: Вот и прекрасно. Тогда, если вы не возражаете, перейдём к делу. Начинайте. Спрашивайте, я весь внимание. Как говорится, поехали.
Вера(достаёт из сумки диктофон, нажимает кнопку): Фу, фу, фон, один фон, два фона, три фона. Извините (проверяет запись, пристраивает диктофон на столик). Нормально.
Вертинский: Я весь внимание.
Вера: Извините, если вы не возражаете, я не буду его сразу включать. Давайте сначала просто поговорим, познакомимся.
Алёна(смущённо): Так у нас обычно лучше получается.
Вертинский(пожимает плечами): Как вам будет угодно. И о чём же мы будем говорить, так сказать, без протокола?
Вера(старается держаться уверенно): Может быть, вы немного расскажете нам о вашей профессии?
Вертинский: Тогда хотелось бы понять, насколько вы подготовлены к нашей встрече. Что вы прочитали?
Алёна: Я прочитала почти все ваши книги, Кирилл Никифорович.
Вертинский: Нет уж, не надо. Лучше просто Кирилл. А вы, как я понимаю, Вера и Елена. Надеюсь, память меня не подводит?
Вера: Нет-нет, что вы, конечно, не подводит. Вера - это я.
Алёна: А я, извините, Алёна.
Вертинский: Алёна, понятно. Хорошо. Интересно, Алёна, а какие мои книги вы читали?
Алёна(рапортует): "Путь к самопознанию индивида", "Некоторые уроки национального психоанализа", "Патология любви".
Вертинский: Алёна, а мою последнюю работу вы читали?
Алёна: Вы имеете в виду "Вердиктивный анализ"? Нет, вы знаете, я очень хотела, но её невозможно достать. Зато я прочитала все ваши последние статьи!
Вертинский: Как говорится, никогда не говори никогда. Никогда не употребляйте слова "все". Вы же не можете знать, все или не все. Всегда может найтись то, что вы случайно упустили.
Алёна(стесняясь): Извините, а нельзя у вас попросить "Вердиктивный анализ"? (Пауза.) Ну, на время. Почитать.
Вертинский: Зачем? Я вам лучше подарю экземпляр. У меня один, кажется, завалялся тут где-то (встаёт, подходит к книжным полкам). Вы знаете, вам повезло, осталось как раз два экземпляра (достаёт две книги). Последние (с книгами в руках подходит к столику).
Алёна: Вы их нам подпишете?
Вертинский: Подпишу. Но потом. После интервью (кладёт книги на столик).
Вера: Спасибо. Кирилл Ни...
Вертинский (грозит девочкам пальцем): Ни-ни-ни!
Вера: Ну... мне не совсем удобно называть вас по имени... но если Вы настаиваете... Давайте всё-таки начнём запись, поговорим как раз о вашей последней работе. (Включает диктофон.) Кирилл, в чём заключается сущность Вашего открытия, Вашего метода?
Вертинский: Надо же, какой у вас динозавр! Я даже не знал, что такие ещё сохранились. Я думал, у вас цифровой рекордер (садится на диван).
Вера(выключает диктофон): Видите ли, Кирилл... Нам так привычнее. Старый конь борозды не портит.
Вертинский: Это точно. Всё-таки великая вещь - фольклор. Вы не находите?
Вера: Да, конечно. Давайте всё-таки вернёмся к вашему методу. Расскажите, пожалуйста, в чём его основная особенность (включает диктофон).
Вертинский:Хорошо, попробую объяснить доступным языком. Жаль, что вы ещё не прочитали мою книгу. Видите ли, я предположил, что в разные моменты нашей жизни, в разных её ситуациях проявляются пять состояний нашего "я": Судья, Адвокат, Прокурор, Подсудимый и Зритель. На этой основе я разработал уникальный психотерапевтический метод, который позволяет человеку объективно анализировать своё поведение. Метод называется - Вердиктивный анализ. В соответствии с ним Прокурор обвиняет, Адвокат защищает, Судья выносит вердикт, а Зритель за всем этим наблюдает. (Гордо смотрит на девочек.) Вот такой метод, такая, если хотите, теория.
Алёна: А у Подсудимого какая роль?
Вертинский(изумлённо): Что же вы, никогда в суде не были? Подсудимый, согласитесь, является в процессе центральной фигурой. Мой метод как раз заключается в выявлении подсознательного: хочет ли человек быть обвинённым или оправданным.
Алёна: А заседателя у Вас нет?
Вертинский:Какого ещё заседателя?
Алёна: Присяжного.
Вертинский:Хм. Интересная идея. Надо будет обдумать. (Погружается в раздумье.) Ну, одного заседателя, как вы понимаете, быть не может. Необходимы, как минимум, двое.
Вера: А скажите, Кирилл ... Две самые модные науки сейчас, психоанализ и астрология...
Вертинский: Вы это не сравнивайте, пожалуйста. Астрология, может, и наука, но сейчас в моде шарлатаны, язык без костей. Тут недавно один, не буду называть фамилию, сделал прогноз, что в Америке скоро будет следующий кризис, а нас он совершенно не затронет. Будто не понимает, что такого, к сожалению, уже не может быть. Среди психоаналитиков, конечно, тоже шарлатаны попадаются, но есть и серьёзные врачи, серьёзные учёные. В том числе, надеюсь, и ваш покорный слуга, хотя я не психоаналатик, а психотерапевт.
Вера (выключает диктофон): Кирилл! Я выключила пока. Вы можете вспомнить какие-нибудь интересные случаи применения на практике вашего метода?
Вертинский: Интересные? Дайте подумать... Кстати, а не сварить ли нам кофе? Как вы отнесётесь к чашечке горячего крепкого кофе?
Вера: Спасибо. Не отказалась бы.
Алёна: Я тоже. А можно с молоком?
Вертинский: Можно, Алёна, можно, вам всё можно. Хотя, по моему скромному мнению, молоко портит кофе, лишая его аромата.
Вера: Может быть, вам помочь?
Вертинский: Нет-нет, спасибо. Я всё-таки хозяин, а вы гости. И потом, уверяю вас, никто не варит такого вкусного кофе, как я. (Уходит.)
Вера: Давай послушаем пока, что у нас получилось.
Включает диктофон, прокручивает запись.
Голос Веры: Кирилл, в чём заключается сущность Вашего открытия, Вашего метода?
Голос Вертинского: Надо же, какой у вас динозавр! Я даже не знал, что такие ещё сохранились. Я думал, у вас цифровой рекордер... (Пауза.) Хорошо, попробую объяснить доступным языком. Жаль, что вы ещё не прочитали мою книгу. Видите ли, я предположил, что в разные моменты нашей жизни, в разных её ситуациях проявляются пять состояний нашего "я": Судья, Адвокат, Прокурор, Подсудимый и Зритель. Именно на этой основе я разработал уникальный психотерапевтический метод, который позволяет человеку объективно анализировать своё поведение. Метод называется - Вердиктивный анализ. В соответствии с ним Прокурор обвиняет, Адвокат защищает, Судья выносит вердикт, а Зритель за всем этим наблюдает... Вот такой метод, такая, если хотите, теория.
Голос Алёны: А у Подсудимого какая роль?
Голос Вертинского: Что же вы, никогда в суде не были? Подсудимый, согласитесь, является в процессе центральной фигурой. Мой метод как раз заключается в выявлении подсознательного: хочет ли человек быть обвинённым или оправданным.
Голос Алёны: А заседателя у Вас нет?
Голос Вертинского:Какого ещё заседателя?
Голос Алёны: Присяжного.
Голос Вертинского:Хм. Интересная идея. Надо будет обдумать... Ну, одного заседателя, как вы понимаете, быть не может. Необходимы, как минимум, двое.
Голос Веры: А скажите, Кирилл ... Две самые модные науки сейчас, психоанализ и астрология...
Голос Вертинского: Вы это не сравнивайте, пожалуйста. Астрология, может, и наука, но сейчас в моде шарлатаны, язык без костей. Тут недавно один, не буду называть фамилию, сделал прогноз, что в Америке скоро будет следующий кризис, а нас он совершенно не затронет. Будто не понимает, что такого, к сожалению, уже не может быть. Среди психоаналитиков, конечно, тоже шарлатаны попадаются, но есть и серьёзные врачи, серьёзные учёные. В том числе, надеюсь, и Ваш покорный слуга, хотя я не психоаналатик, а психотерапевт.
Вера (выключает диктофон): Мда. Не очень.
Алёна: Ну, не знаю. По-моему, интересно.
Вера: Оно, конечно, может и умно, но невнятно. У героя нашего каша во рту.
Алёна: Ну, что ты говоришь! Какая каша?
Вера: Понятия не имею. Манка. А может, овсянка.
Алёна: Джентльмены предпочитают овсянку.
Вера: Джентльмены предпочитают блондинок.
Алёна: Ой, да ладно тебе! Что будем делать?
Вера: Будем ориентироваться по местности. Что нам, горемычным, ещё остаётся?
Возвращается Вертинский, катит сервировочный столик; на столике поднос, на подносе три чашки кофе, две ложечки на салфетке и сахарница со щипчиками.
Вертинский: Прошу. Ваш, Алёна, посветлее. Ваш, Вера, соответственно, потемнее. А это, извините, лично моё - полчашечки, за компанию, больше мне не положено (садится). Вы сахар себе кладите, кладите, я же не знаю, кому сколько. (Вере.) Вы ведь Вера, да?
Все пробуют кофе.
Вера: Да-да, спасибо. Замечательный кофе.
Алёна: Спасибо. Очень вкусно.
Вертинский: Что же вы сахар не кладёте?
Алёна: Ой, спасибо. Сейчас положу (кладёт себе пару кусочков, размешивает).
Вера: Очень вкусный кофе. Сахар только вкус отбивает. Вы кофейный волшебник.
Все пьют кофе маленькими глоточками.
Вертинский (Вере): Ну, насчёт волшебника - судить не мне, а насчёт сахара - согласен. (Алёне.) А как вам молочный напиток?
Алёна: Спасибо, очень вкусно.
Вера: Кирилл! Тут такая история. Вы не могли бы ещё раз повторить то, что мы записали?
Вертинский(участливо): Проблемы с техникой? Не записалось?
Вера: Понимаете, мы слишком быстро говорили. Не всё понятно. Если можно, давайте попробуем ещё раз и помедленнее. Вы же сможете всё повторить?
Вертинский: Почему нет? Память мне пока не изменяет. Она, может, и хотела бы, да не с кем. А про свой дефект фикции я и сам знаю.
Вера: Нет, что вы, не в этом дело. Спасибо вам огромное. (Включает диктофон.) Кирилл, в чём заключается ваше открытие, ваш метод?
Вертинский: Видите ли, я предположил, что в разные моменты нашей жизни, в разных её ситуациях у каждого из нас проявляются пять состояний нашего "я": Судья, Адвокат, Прокурор, Подсудимый и Зритель. На основании этой гипотезы я разработал уникальный психотерапевтический метод, который помогает человеку объективно анализировать своё поведение. Метод называется - Вердиктивный анализ. В соответствии с ним, Прокурор обвиняет, Адвокат защищает, Судья выносит вердикт, а Зритель за всем этим наблюдает. Вертинский гордо смотрит на девочек. Вера толкает Алёну.
Алёна: А Подсудимый?
Вертинский: Что же вы, никогда в суде не были? Подсудимый, согласитесь, в любом процессе является центральной фигурой. Мой метод как раз заключается в выявлении подсознательного: хочет ли человек быть обвинённым или оправданным.
Вера опять толкает Алёну. Та испуганно на неё смотрит.
Вера: А заседателя у Вас нет?
Вертинский:Какого ещё заседателя?
Вера: Присяжного.
Вертинский:Интересная идея. Надо будет обдумать. Впрочем, одного заседателя, как вы понимаете, быть не может. Необходимы, как минимум, двое.
Вера: Скажите, Кирилл... Две самые модные науки сейчас: психоанализ и астрология.
Вертинский: Вы их не сравнивайте, пожалуйста. Астрология может и наука, но в моде сейчас одни шарлатаны. Язык без костей. Тут недавно один, не буду называть фамилию, сделал прогноз, что в Америке скоро будет следующий кризис, который нас совершенно не затронет. Как будто не понимает, что такого, к сожалению, уже не может быть. Среди психоаналитиков, конечно, тоже шарлатаны попадаются, но есть и серьёзные врачи, серьёзные учёные. В том числе, надеюсь, и Ваш покорный слуга, хотя я не психоаналатик, а психотерапевт.
Вера(выключает диктофон): Браво, Кирилл! У вас феноменальная память! Один в один.
Вертинский: На память, как я вам уже говорил, пока, слава Богу, не жалуюсь. У вас всё или есть ещё вопросы?
Вера: Есть, если позволите.
Вертинский: Всегда к вашим услугам.
Вера(включает диктофон): Кирилл! Скажите, вот редко кому удаётся сделать в жизни что-то новое, совершить прорыв в науке. А ваше последнее открытие, Вердиктивный анализ, это, как я понимаю, именно такой прорыв?
Вертинский: Знаете, мой любимый художник - Иероним Босх. Вы любите Босха?
Вера: Да, конечно.
Алёна(стесняясь): А я ещё Брейгеля люблю. Старшего.
Вертинский: Так вот, есть у Босха такая картина: "Сова в гнилом дереве, слушающий лес и смотрящие поля". А вверху картины - надпись: несчастен тот, кто повторяет открытия других, а сам не может придумать ничего нового. Следовательно, я - счастливый человек.
Вера: Замечательно! Спасибо вам.
Вертинский: Чем могу... У вас есть ещё вопросы?
Алёна: Скажите, а у вас бывают такие пациенты, которым вы не знаете, как помочь, как решить их проблему?
Вертинский: Видите ли, у каждого врача бывают пациенты, которые ставят его в тупик. Я в таких случаях, честно говоря, испытываю страшный восторг. Это восторг искателя.
Вера: Наши слушатели нас не поймут, если мы не коснёмся темы "Патология любви".
Вертинский: Давайте коснёмся. Что именно вас интересует?
Вера: Скажите, что заставило вас обратиться к этой модной теме?
Вертинский: Смею вас уверить, никакого желания гнаться за модой у меня не было. Мне это, знаете ли, вообще не свойственно. Поймите правильно: нет в России психотерапевта, которому не приходилось бы сталкиваться с проблемами сексопатологии. И не надо быть узким специалистом, чтобы понять: корень многих патологий лежит в нашей сексуальной неграмотности, практически поголовной (выжидательно смотрит на Веру и Алёну).
Вера: То есть "Патология любви" - это ваш вклад в борьбу с поголовной сексуальной неграмотностью?
Вертинский: Именно так. У нас целые поколения выросли в стране, где не было секса. У нас действовала система табу. Многие до сих пор с трудом понимают, что такое оральный секс. Анальный секс ошибочно идентифицируют с гомосексуализмом. Те, кто помоложе, чуть более продвинуты, но и они не свободны от табу. Вот вы, например, готовы на секс втроём?
Вера: Ну, честно говоря, наверное, нет.
Вертинский: Вот видите! Хотя ничего зазорного или постыдного в этом, уверяю вас, нет. А в результате у нас женщин с аноргазмией больше, чем в любой другой стране мира.
Вера: Как вы считаете, ваши просветительские усилия привели к каким-то результатам?
Вертинский: Знаете, это как борьба Геракла с лернейской гидрой. Одну голову отрубишь, а две новые уже выросли. Тем более, что шарлатанов в этой области ещё больше, чем в астрологии.
Вера: Но ведь многие у нас читали "Кама-сутру".
Вертинский: Меня это ужасает. Вот вы попробуйте дать первокласснику учебник высшей математики - и что он поймёт? Ровно столько же, сколько наш человек понимает в "Кама-сутре", уверяю вас.
Вера: И всё-таки ваше лечение помогает?
Вертинский: Иногда, возможно, помогает. Точной статистики нет. Слишком много табу.
Алёна(решается): Скажите, пожалуйста, к вам много обращается обманутых девушек? Как вы им помогаете?
Вертинский (смотрит на Алёну): Бывает. Я им просто объясняю, что такое мужик. Вот с баранами интересные исследования проводились. Подводят барана к овце, к баранихе, то есть. Пять раз, и всё - больше не может. Тогда его подводят к другой баранихе. И с ней он тоже пять раз, и всё - больше не может. Его возвращают к первой, он её опознаёт - и не может ни разу. Тогда этой баранихе надевают мешок на голову. Если баран опознает её по запаху - не может. Бараниху опрыскивают из флакона, а баран всё равно чует и не может. А подводят третью бараниху - и получаются те же пять раз. Вот тут я говорю: если такое сложное существо, как баран, не справляется, чего же вы хотите от такого примитивного существа, как мужик?
Вера: Потрясающе! Звучит почти, как тост!
Алёна (стесняясь): Ыым-да.
Вера(меняет тему): А что вы считаете самым трудным в профессии психотерапевта?
Вертинский: Контртрансфер. Это вам любой психотерапевт скажет.
Алёна: Извините, а что это такое?
Вертинский: Вы не знаете? О, это очень просто: когда на тебя смотрят, как на бога, ты сам начинаешь считать себя богом.
Вера: Трудно быть богом?
Вертинский (слегка обиженно): Не спрашивайте.Хотите лучше, я вам анекдот расскажу. Приходит мужчина к психотерапевту и говорит: "Доктор, знаете, чего-то, как-то, что-то, я даже не могу вам сказать". А врач ему отвечает: "Ничего, ничего, сейчас я вам помогу... трекс-пекс-фекс... всё, вы больше не еврей".
Вера: А сны вас не просят разъяснить?
Вертинский: Бывает, конечно, как же без этого. Только с этим лучше бы не ко мне, а к психоаналитику. Понимаете, Вера - Вера, да? - психоаналитик... Как бы вам объяснить... Психоаналитик - это всегда немного есаул.
Вера(выключает диктофон): Честно говоря, Кирилл, пока не понимаю.
Вертинский: Вы включите, включите, не бойтесь.
Вера, пожав плечами, включает диктофон.
Вертинский(продолжает): Знаете, песня есть такая? Есаул догадлив был, он сумел сон мой разгадать. Ой, пропадёт, он говорит, твоя буйна голова. Наверняка слышали. Так вот, психоаналитик - всегда немного тот самый есаул. А психотерапевт и кавалерия - две вещи несовместные.
Алёна: Скажите, а от чего вам приходится лечить чаще всего?
Вертинский: Ну, догадаться несложно. От всяких фобий и от немотивированной агрессии в адрес объектов этих фобий.
Вера: Вы не могли бы пример привести?
Вертинский: Пожалуйста. Масоны. Люди их в глаза не видели, но почему-то уверены, что сидят где-то эти масоны и плетут козни против нас. Вообще, некоторых послушать, так все только тем и заняты, что плетут козни против нас - евреи, американцы, католики. Других забот ни у кого нет, лишь бы нам насолить.
Алёна: Но ведь люди не сами это придумывают, их власть натравливает.
Вертинский: Ну, во-первых, власть у нас сама часто служит объектом фобии, она во всём виновата, даже в стихийных бедствиях. Об этом ещё де Кюстин писал. А во-вторых, даже когда власть натравливает, не надо считать себя настолько бультерьером, чтобы спешить выполнить команду "Фас".
Вера: Ну, на этой оптимистической ноте позвольте завершить нашу беседу с известным врачом и учёным, автором теории Вердиктивного анализа Кириллом Никифоровичем Вертинским (выключает диктофон).
Вертинский: Всё-таки точнее было бы говорить о методе Вердиктивного анализа, а не о теории.
Вера: Хорошо, Кирилл Никифорович, я потом исправлю.
Вертинский(укоризненно): Вера! Мы же, кажется, договорились!
Вера: Хорошо, Кирилл. Как скажете (прячет диктофон в сумку).
Алёна(оглядывается на картину): Простите, а это что?
Вертинский: Мой любимый Босх, как нетрудно догадаться. Центральная часть триптиха "Страшный суд". Копия, конечно, но очень качественная.
Вера: Это Ад изображён?
Вертинский: Нет. Это долина Иосафата, где, согласно Ветхому Завету, будет проходить Страшный суд. На заднем плане - горящий Иерусалим. У Босха земля неотличима от Ада, на неё наступают полчища Сатаны. Грешников жгут, режут, поджаривают, а развратников ласкают какие-то мерзкие твари.
Вера(передёргивается): Бр-р! Ужас какой!
Вертинский: У Босха, кстати, все заострённые предметы, рог, стрела, нож, клинок, волынка - суть мужские сексуальные символы, а круг, пузырь, раковина моллюска - женские. Лестница символизирует половой акт.
Вера(вглядывается): А отрезанная нога что символизирует?
Вертинский: Магию.
Вера: Как же вы живёте с такой картиной?
Вертинский: Ну, во-первых, я с ней не живу, извините. Во-вторых, это не просто картина, это озарение величайшего мастера. А в-третьих, если рассматривать творчество Босха в свете психоаналитической теории Фрейда, становится очевидно, что лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить такие адские видения. Кстати, Алёна, вы знаете, что такое босх? (Алёна отрицательно качает головой). Вы, Вера, тоже не знаете? Босх по-фламандски - "лес". Это псевдоним. В то время лес был символом всего таинственного и загадочного, а в тёмной чаще, как считалось, скрыты бесчисленные богатства.
Вера (снова вглядывается): Жить и ждать Страшного суда? Нет, извините, я бы не смогла.
Вертинский: Суд впереди. Он далеко, и его вердикт неизвестен.
Алёна: Вердикт, вердикт... Вер, диктофон! Ты его не забыла?
Вера: Ты что, ку-ку? Давно в сумку положила.
Вертинский: Интересно получается, прямо по Фрейду. Вердиктофон. Прибор для записи вердиктов.
Алёна: Ой, извините, я не подумала. Случайно получилось.
Вертинский: Ничего, ничего. Вы, кажется, хотели, чтобы я вам свою книжку подписал?
Алёна: Ой, если вам не трудно.
Вертинский: Нисколько (берёт книжки со столика, достаёт из-под подушки перьевую ручку, снимает колпачок, на секунду задумывается, надписывает обе книжки, закрывает ручку, прячет её под подушку, в каждую руку берёт по книжке, встаёт и протягивает свои дары Вере и Алёне одновременно).
Вера: Спасибо (встаёт).
Алёна: Спасибо вам огромное (встаёт).
Вертинский: А передача ваша, позвольте полюбопытствовать, когда намечается?
Вера: Пока не знаю. Мы вам обязательно сообщим. Радиостанция "Голос".
Вертинский: Помню, помню. Я вам уже говорил, память мне пока не изменяет - и хотела бы, да не с кем. Рад был познакомиться со столь юными и очаровательными акулами пера. Или, если угодно, диктофона. Спасибо.
Вера: Вам спасибо. Вы удивительно интересный собеседник.
Вертинский(подходит к двери): Прошу вас (пропускает Алёну, потом Веру и выходит их провожать).
Голос Вертинского: А музыка, уверяю вас, искусство замечательное. В том числе и столь нелюбимая вами опера. Настоящая культура подразумевает любовь к опере, именно этим Преображенский отличается от Шарикова. Оперное искусство нужно просто принять, а не ёрничать, как в детстве: дескать, тенора кричат "ура!", басы просят колбасы.
Голос Алёны: Нет, что вы, что вы, Кирилл. Мы не ёрничаем.
Голос Вертинского: Тем лучше. Всего хорошего. И не забудьте, пожалуйста, позвонить насчёт передачи. Я-то вряд ли время выкрою, а вот матушку мою вы очень обяжете, ей так приятно знать всё про своего единственного сына.
Явление второе.
Вертинский, переобутый в шлёпанцы, возвращается в комнату. Снимает халат, бросает на кресло. Остаётся в домашних штанах и футболке. Входит Ольга Николаевна (ладная, аккуратная, очень живая старушка).
Ольга Николаевна: Ушли твои девочки?
Вертинский: Нет, мам, я их съел.
Ольга Николаевна: Что у тебя за шутки дурацкие? Тебе же пятьдесят почти, повзрослеть пора. (Качает головой, прячет халат в шкаф - всё-таки в платяной, а не в книжный.)
Вертинский: Да ладно, мам. Ушли, конечно. Ты же сама видишь.
Ольга Николаевна: Ну, мало ли. (Пауза.) Что за девочки хоть? Хорошие?
Вертинский: Хорошие, мам, хорошие.
Ольга Николаевна: А откуда они?
Вертинский: Мам, я же говорил. Радиостанция "Голос", не путать с "Голосом Америки".
Ольга Николаевна: Говорил, говорил. Только я не запомнила. Возраст всё-таки.
Вертинский: Да ладно, мам. Ты любой молодой фору дашь.
Ольга Николаевна: Ты матери не ври. (Пауза.) Что спрашивали?
Вертинский(пренебрежительно махнув рукой): А, ничего нового. Всё то же самое.
Ольга Николаевна: Справился?
Вертинский: Странный вопрос. Чтобы я, да не справился? Скажешь тоже! Повезло ещё Вере с Алёной. Сегодня я добрый.
Ольга Николаевна(удивлённо): Какой ещё Вере Солёной? Что за дурацкий псевдоним?
Вертинский(смеётся): Слава Богу, что не Холодной Вере, а только солёной. Понимаешь, мама, зовут их так: одна Вера, другая Алёна. (Старается говорить чётко) И Вере (пауза) с Алёной... или, если хочешь, Алёне с Верой... сегодня со мной повезло. Потому что я сегодня добрый.
Ольга Николаевна: Конечно, повезло. Только говори чётче, а то я путаю всё. А когда передача?
Вертинский: Они позвонят, скажут.
Ольга Николаевна: Да? Ну, хорошо. А я тебе кашку сварила.
Вертинский: Ой, мам, спасибо! А какую?
Ольга Николаевна: Овсяную.
Вертинский: Класс! Люблю овсянку.
Ольга Николаевна: С маслицем будешь?
Вертинский: А как же! Кашу маслом не испортишь, как говорится.
Ольга Николаевна: Не испортишь, не испортишь. Сейчас принесу.
Вертинский: Спасибо, тебе, мам. Что бы я без тебя делал?
Мама уходит за кашей, увозит сервировочный столик; сын садится в кресло, напевает что-то неразборчивое (возможно, из Грига).
Мама возвращается, несёт тарелку с кашей. Ставит на стол. Садится в кресло рядом с сыном. Вертинский начинает есть.
Ольга Николаевна: Вкусно?
Вертинский(с кашей во рту): Угу.
Ольга Николаевна: Какой-то грустный ты сегодня.
Вертинский(в паузе между поглощением каши): Да не, мам, я обычный. Не выдумывай.
Ольга Николаевна: Не хорохорься, я же вижу. Мать не обманешь.
Вертинский(перестаёт есть): Ну, ты у меня просто рентген.