Неро Император Шутник : другие произведения.

Радигощ

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О правильном наименовании дня осеннего равноденствия у Славян.


О правильном наименовании дня осеннего равноденствия у Славян.

   У многих индоевропейских народов известны праздники, связанные со сменой солнечных фаз. Не исключением являются и Славяне. Итак, на осеннее равноденствие приходится индоевропейский праздник "урожая" известный у кельтов как "мабон".
   Как известно, долгое бытование двоеверия на Руси и др. славянских землях (XI-XVII века), привязала древние славянские праздники к новой христианской календарной системе. И, соответственно, заставило христиан заменять языческих богов христианскими персонажами. Замены эти происходили, начиная от крещения Руси, когда князь Владимир повелел церкви ставить на языческих капищах, и продолжились в календаре, когда христианские персонажи перехватывали функции языческих богов. Например, Илья пророк - заменил Перуна, Петр - Сварога, Юрий - Ярилу, Параскева Пятница - Макошь, все это хорошо известно.
   Что же мы знаем из этнографии о праздниках урожая конкретно у славян близь осеннего равноденствия?
   Наиболее известен - Оспожинки (рождество богородицы 8/21 сентября). Этот праздник перекрыл древний праздник Рожаниц, хорошо описанный у Рыбакова Б. А., о том, как чреву работные попы благословляют трапезу Рожаницам на следующий день после рождества богородицы. (Рыбаков Б.А. Язычество древних Славян). Связь богородицы с Рожаницами - Ладой и Лелей также подтверждается заговорами, например, богородица о двух головах из Олонецкого сборника нач. XVII века. Данный женский праздник рожаниц (9 сентября или позднее, в связи со сдвигами календаря), хорошо сохранился в этнографии, но переехал на дату христианского рождества богородицы, притянувшего себе все близлежащие славянские праздники. Мы же поищем мужской или обоеполый праздник урожая, приходящийся на осеннее равноденствие. И в этнографии такие материалы есть. Фекла-Заревница - 24 сентября, но иногда справлялся праздник этот и 21 сентября. Этот день/дни считался именинами Овина, возжигался новый, живой огонь, начиналась ритуальная молотьба, угощение овинника и "рабочих" (пиры), последний сноп и тп., т.е. обряды этнографически очень связаны с оспожинками, но имеет чуть менее женский характер. У поляков - назывался Герардом, праздник которого отмечался 24 сентября. Gerard czasem wrС?y na to, ?e z nim przyjdzie drugie lato - Герард бывает колдует на то, что якобы после него начнется другое лето. Фекла же получила название заревница от того, что день убывает уже не куриными шагами, но лошадиными, ночи - все длиннее, зори - все багрянее.
   Итак, мы видим, перед нами два праздника урожая. Первый в начале - чисто женский, второй общий, выпадающий на мабон. Второй праздник - сильно поглощен оспожиным днем, и едва просматривается за ним.
   По всем вышеперечисленным признакам начинаем розыск в славянских древностях.
   Зоря - в заговорах (Олонецкий сборник, Устюжский сборник, Отреченное чтение, Заговоры Майкова) связана со вторым по популярности персонажем большой женской тройки после Макоши/Железной пряхи - Золотой Швеей-Анастасией, т.е. - той же Ладой - Рожаницей.
   В Слове некого христолюбца и ревнителя по правой вере - из домонгольской Руси - осуждаются моления под овинами огню, называя его - Сварожичем.
   В овеянном славянским языческим мировоззрением Слове о полку Игореве - после побега из плена Игорь едет к божьей матери Пирогощей.
   Юрий Крыжанич (XVII век. Об общих свойствах и недостатках нашего народа), пишет, что русские пьют много, из-за того, что будучи в язычестве поклонялись идолу Радигосту, покровителю пиров и угощений.
   По чешским преданиям, изложенным в краледворской рукописи, якобы Ярослав Штернберг под горой Гостайн (гостиная) разбил монголов, по другим легендам, это его отец там разбил половцев. Нам же более интересно, что помогает чехам в этом воинственном деле богородица. Те горы на восток от города Оломуц - называются Бескиды, о какой конкретно горе идет речь непонятно. Самая высокая гора там - Лысая, самая известная гора Радигошть, названная языческому божеству Радигощу, видимо про нее речь и идет в этих преданиях.
   Титмар Мерзебургский (X-XI века) пишет о городе Радигост, в котором главный бог (демон) Сварожич. Адам Бременский (XI в) и Гельмольд (XII в) описывают этот город, называя его Ретра, а племя - Ратари. Главного бога же они называют Радегост.
   Письмо епископа Бруно 1008 г. к императору Генриху II - "Какой договор Христа с Велиаром, какое соглашение света со тьмой? Каким образом сходятся вместе Сварожич или дьявол и вождь святых наш покровитель Маврикий". День святого Маврикия 22 сентября, на осеннее равноденствие.
   Чешский словарь матер верборум (мать слов) называет Радегоста - меркурием - богом торговли, внуком Киръта. Киръта вместе с Сытивратом - считает славянским Сатурном. Т.е. - внуком бога-деда, и с крылышками.
   Абрахам Френцель исследовавший лужицких сербов в 17 веке считает Радигоста Marte Soraborumque altero supremo Deo, Марсом сербов лужицких, другим главным божеством.
   Писториус (15 век) описывает Радигоста - как имеющего щит с черной бычей головой и с птицей на голове.
   Итак, перед нами: Славянское мужское божество, функции которого в значительной степени "притянула" на себя богородица. Кроме праздника урожая, за ним числится - победа и "крылышки", отсюда аналогии с Меркурием и Марсом.
   Имя его - Радигощ (Радагост) - это для некоторых, считающих что нет никаких подтверждений и пытающихся говорить об осенинах и пр. Пирогощ - явно эпитет Радигоща, что то вроде - обильный пирами, Сварожич - также его эпитет - молодой бог, внук "деда богов", связанный с огнем. С огнем связаны все фазы равноденствий и солнцестояний, в каждую из них было принято добывать новый, живой огонь. Посему наиболее непротиворечивым выводом будет: имя божества - Радигощ, эпитеты пирогощ и сварожич.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"