Несомненно, Святогор один из самых загадочных персонажей древнерусского эпоса. Народное русское творчество практически не сохранило о нём сказаний. Не оттого ли слишком много кривотолков в его описании. Например, некоторые исследователи, по большей части филологи, зачислили его в разряд иноземных богатырей неславянского происхождения. Крайне сомнительное заключение.
По мнению А. Асова, Святогор - полубог (придерживаясь древнегреческой традиции титан), поддерживавший равновесие между Навью и Явью.
По верованиям славян, Вселенная разделялась на три мира: Правь - царство светлых богов; Навь - царство тёмных богов; Явь - мир людей.
Следовательно, Святогор был одним из главных персонажей славянской мифологии. Поэтому христианская религия, неуклонно боровшаяся со своей предшественницей, не могла пройти мимо Святогора. Почитание и вообще всякое упоминание о данной персоналии стало считаться ересью. И даже имя его было искажено.
Откуда же ведёт своё начало Светогор (!), судя по "Звёздной книге Коляды" отец Светогора был верховный бог Род, один из иерархов Прави. По месту рождения в Горах Света он получил своё имя. Имеются ввиду, вероятно, Уральские горы, недаром, недалёко находилась и столица праславян - Аркаим.
Мощь титана Светогора была настолько велика, что Мать-Сыра-Земля не могла выдержать его. Этот факт подчёркивает сказание о "тяге земной", где сила Светогора, словно ток уходит в землю. По логике вещей, пути передвижения для этого героя оставались только водная и воздушная стихии. Из этого выходит, что Светогор мог быть покровителем мореходов, а если допустить возможность существования архаичных планеров и тепловых шаров, то и древних аэронавтов. Как тут не вспомнить миф об Икаре. А, значит, людей обладавших научными знаниями.
Если размышлять далее, то Светогор мог быть богом цивилизаций обладавших глубокими научно-техническими познаниями. Например, цивилизация легендарной Атлантиды. То есть Светогор был носителем инновационных технологий. С приходом на Русь православия (не кроется ли в этом - Слава Прави?) всё существовавшее до неё сокровенное знание было объявлено ересью и колдовством. Связь времён и тайного знания прерывается и предаётся забвению. Этот факт отразился и в былинах, христианский богатырь Илья Муромец в прямом и переносном смысле хоронит Светогора.
Сокровища глубинных знаний человечества, накопленных за тысячелетия, становятся вредными, аполитичными и никому не нужными. Редкие правдоискатели объявляются врагами веры и государства и подлежат тотальному уничтожению.
Светогор уже Святогор становится просто древним богатырём с неясным происхождением. Второплановым персонажем древнерусской мифологии и всё, что весьма и весьма незаслуженно. Хотя существование этого богатыря косвенно подверждается археологическими исследованиями. Вот что пишет по этому поводу Рыбаков Б. А.: "Ко времени первых столкновений с печенегами относится черниговский боярский курган "Гульбище", в котором нет таких княжеских регалий, как турьи рога, но где с большим почетом похоронен какой-то знатный богатырь. Его вещи огромны, они в полтора раза превышают размеры обычных вещей: меч длиною 126 см (при 96 см однотипного меча); стремена в полтора раза шире стандарта; деревянное ведро для меда с железными обручами достигало 40 см в диаметре (при норме в 25-30 см). Это заставляет вспомнить былинную "чару зелена вина в полтора ведра".
Во славном во городи во Чернигове,
Да у ласкова-ле у князя-ле у Олеговича
Собиралися все его богатыри
И славный богатырь Светогор его...
Былина сложилась, очевидно, в черниговском окружении Олега
Святославича, но могла отражать и какие-то более ранние эпические
сказания начала X в. Кстати, богатырский курган Гульбище находился
на Болдиных горах, рядом со Святой рощей и храмом Ильи, т. е. на
древнем языческом ритуальном месте, от чего могло появиться и
эпическое имя Святогора."
Данное повествование не претендует на научность и является общими рассуждениями на религиозно-мифологическую тему.
31.05.2006.
При копировании текста ссылка на автора обязательна!