Марк Туллий Цицерон. О природе богов
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: В философии есть много вещей мало объясненных. И в особенности трудным, хотя столь для духа важным, Есть вопрос богов природы.
|
Цицерон. О природе богов
1.
Как ты, Брут, прекрасно знаешь,
В философии есть много
Вещей мало объясненных.
И в особенности трудным,
Хотя столь для духа важным,
Есть вопрос богов природы.
Большинство считает право,
Будто боги существуют.
Но, однако, сомневался
В этом Протагор великий.
Также Диагор Милосский
И Феодор из Кирены
Те согласно полагали,
Будто нет богов на свете.
Ну, а мнения признавших
Бытие богов столь многи,
Что их трудно перечислить.
Главное же, о чем спорят,
Это роль богов в сём мире.
То ль они всем управляют,
То ль коснеют неподвижно,
На своем крутом Олимпе,
Не заботясь о нас с вами.
Если мненье сих последних
Истинно, то о какой же
Набожности можно думать?
Ведь когда богам нет дела
до людей и их болезней,
то зачем и поклоненье?
Лицемерием тогда бы
Благочестие мы звали.
Если поклоненье пусто,
Не исчезнут ли с ним вместе
Вера, честность, справедливость?
Есть, однако, и иные
средь философов, которы
убежденно полагают,
что весь мир богов рассудком
управляется; а также -
жизнь людей; и что пекутся
о земных созданьях боги,
наблюдая перемены
и плодов произрастанья.
По их мненью олимпийцы
Все устроили, как нужно
На потребу людей смертных.
Ну, а Карнеад столь многи
Выдвинул им возраженья,
Что, теперь, всяк неленивый
Ум к познанию стремится,
Уяснить себе стараясь,
Истину в вопросе этом.
Вот и я вопросом этим
Стал со рвеньем заниматься,
Возбуждая удивленье
В своих ближних и далеких:
Для чего я стал философ,
Да ещё и под защиту
Взял забытое ученье
Академиков, из новых?
Я же почитаю важным
Для республики и граждан
Изложить, и на латыни,
Мудрость сих мужей великих.
Академиков мне метод
Нравится. Он от Сократа
Получил свое начало,
Поднят был Аркесилаем
И подкреплен Карнеадом.
Метода ж пифагорейцев
Не могу одобрить, - их же
Когда спросишь, почему так?
"Сам сказал" - вам отвечают;
И авторитетом мэтра
Рубят все они вопросы.
Не вдаваясь в обсужденья,
Не желая доказать нам,
Справедливость своих мнений.
Не из тех я, кто считает,
Будто истинного в мненьях
Ничего нет, но я верю,
Что суп истины, как солью,
Ложью всякий раз приправлен.
Также знаю я, сколь много
Вероятных есть суждений,
Для ума хоть и неясных,
Но которыми разумный
Все ж руководиться может.
Но пора уж изложить мне
О природе богов мненья,
Всех философов созвавши,
как бы на совет единый.
Может быть, они сойдутся
В мненьях, иль един найдется,
Кому истина открыта.
Итак, я могу воскликнуть:
О, бессмертные, о, боги!
К вам взываю о защите,
Но не о пустом, как некто
Жаловался, мол творятся
Беззаконья в государстве:
от дружка не хочет денег
брать распутница, - вот горе!
2.
У меня как раз собрались
Представители трех главных
Школ. И только лишь четвертой
Нет, но это и не важно,
Так как стоики, как будто,
С Академией согласны,
Расхождение имея
Лишь в словах, но не по сути.
Но сказал Бальб: удивлён Я -
Как же можно не заметить,
Разницы, если для Стои
Достоинства и удобства
Различаются по роду.
Для Гуляющих же эти
Лишь по степени разнятся,
По величине и весу,
А по роду суть едины.
Разногласие не мелко:
Не в словах, но - и по сути.
Но об этом лучше после,
А теперь давай вернемся
К нашей теме - о природе
Мы богов ведём беседу.
3.
Тут Веллей, эпикуреец
Начал: выслушайте мненье
Не о боге Эстимея,
Что строитель был Вселенной,
Не о стоиков Пронойе,
Не о мире, будто шаре
Огненном и наделённом
Чувствами, душой и мыслью,
О вращающемся боге, -
Вот уж бред лишённых смысла!
Удивляюсь тупоумью
я людей, кто утверждает,
что бессмертный и блаженный
иметь должен форму шара
потому лишь, что Платону
нравятся шары, а мне вот
больше нравится цилиндр
или куб, иль пирамида.
И хорош же образ жизни
У этого творца мира -
Он вращается, как дурень,
Да со скоростью такою,
Что представить невозможно.
Не пойму, как с этим может
Твердый разум сочетаться
И, тем более, блаженство.
И откуда Платон видел
Бога мастерство в строеньи?
Как, каким орудьем строил
Бог сей мир? И кто помощник?
Как ему повиновались
Воздух, и огонь, и воды,
и земля; и как же может
Мир, имеющий начало,
Существовать затем вечно?
4.
Если и Пронойа ваша
Такова ж, то я, Луцилий,
И к тебе вопросы эти
Обращаю: почто спали
Творцы мира времен вечность,
А затем вдруг пробудились -
Чтобы мир глупцов устроить?
И что за охота богу
Ерундой сей заниматься?
Словно он эдил, кто ищет,
Чем бы город свой украсить.
5.
Прежде Фалес из Милета
Объявил началом воду, -
Будто бог - тот ум, который
Из воды создал всех сущих.
Но, однако, если может
Ум существовать без тела,
То зачем вода? А ежли
Бог лишен ума и чувства,
То одной воды довольно.
6.
Говорил Анаксимандр,
Что миры несчетны - боги;
Будто они умирают,
И рождаются, как люди, -
Только с большим промежутком
От рождения до смерти.
Но не можем мы представить
Бога иначе, чем вечным.
7.
У Анаксимена воздух
Удостоился быть богом.
Но у воздуха нет формы,
Богу ж подобает образ, -
И прекраснейший, к тому же.
Ученик Анаксимена
Анаксагор всем известный
Утверждал: вещей устройство
И движение - от силы
Бесконечного ума суть.
Но при этом он не понял,
Что не может в бесконечном
Быть движения и чувства,
Связанного с чем-то внешним.
Если ж ум одушевленный,
У него должно быть тело,
Облекающее душу.
А иначе неприкрытый
Ум, не связанный с телами,
Как же ощущать сумеет?
Понять этого не может,
Как мне кажется, наш разум.
8.
И Алкмеон из Кротона
божествами почитавший
Луну, Солнце, звезды, души,
Не подумал, что он смертным
Приписал вещам бессмертье.
Пифагор же полагавший
Проникающую всюду
Душу мира, от которой