Дорогие братья и сестры, сегодня Православная Церковь празднует день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которого она именует "зрителем неизреченных откровений", "сказателем вышних Тайн Божиих", "тайнописцем", "начальником богословия"(стихиры на Господи воззвах), возлюбленным учеником Христа. Кто это юноша, который сподобился стольких откровений? Кто этот апостол, что непрестанно свидетельствовал миру о любви Христовой, о любви Бога к миру и человеку? Почему Церковь называет ап. Иоанна "громом возшумевшим во все концы Вселенной"(Канон, песнь 7)?
Апостол Иоанн Богослов, как и брат его Иаков, был сыном рыбака Зеведея. Он воспитывался в простой, рабочей среде, где научался постоянному, непрестанному труду за счет, которого выживала семья Зеведея. Постоянный труд, глубокое религиозное чувство, которое привили ему родители, способствовало расцвету и укреплению в нем веры в грядущего Мессию, в грядущего Спасителя Израиля. Живая, искренняя вера привела будущего апостола к стопам Иоанна Крестителя, где они нашли ответы на часть своих вопросов, где они впервые услышали проповедь о Христе, о грядущем Мессии.
"На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот агнец Божий"(Ин. 1:35). Посмотрите, Христос приходит на Иордан для того, чтобы принять крещение от Иоанна Крестителя, для того, чтобы "исполнить всякую правду", а Иоанн в свою очередь указывает всем людям, стоящим на берегу Иордана, на Христа, Которого он именует Агнце Божиим. На Иоанна эти слова оказывают огромное влияние. В последствии, когда он услышал слова Христа о том, что Он их сделает "ловцами человеков", то он не раздумывая последовал за Христом. Посмотрите, как Церковь говорит об этом: "Глубину ловления оставив, Креста тростию вся яве к вере уловил еси, яко рыбы, языки: ибо якоже тебе рече Христос, показался еси ловец человеков, к благочестию уловляя".
Апостол оставил все: родителей, работу, мирские блага, все привязанности и отправился за Христом.Разве Христос пообещал ему какие-то блага, разве Христос обещает следующему за Ним земные блага, утешение, здоровье, доход?! Разве Он обещает нам стать наследниками земного царства со всеми его благам и удовольствиями?! Нет, не земное царство наследую христиане, а царство небесное, царство, которое есть "не от мира сего". Разве поэтому Иоанн последовал за Христом? Разве услышал он в Его словах весть о царстве небесном? Его пленил образ Христа, Его решимость, весь Его внутренний настрой. Иначе как бы он мог в последствии просить Христа сесть одесную его в царстве, которое Он установит на земле? Но Церковь так воспевает об Иоанне: "Наземное просил еси седалище прияти от Христа, но Он тебе перси Своя дарует: на няже возлег, богослове, твердым и пребывающим седением добрым обогатился еси, апостолов украшение".
Это ли ни показатель наших чаяний?! Многие из нас уже много лет ходят за Христом, а все также слышны слова из наших уст о том, чтобы навести огонь на тех или иных людей, на те или иные сообщества; в глубине души мы покоимся на той мысли, что мы христиане, а другие должны погибнуть, потому что они не из нашего стада, они не так верят, они не соблюдают те обряды, которые мы соблюдаем, они... они... они другие, не такие, как Мы. В этом-то и есть камень преткновения, в этом-то и есть вся наша беда, беда нашей черствости, нашей косности. Мы не сможем иметь Христовой Любви, пока мы заключены в своей скорлупе, в своей самости, в своем самообожании, в чувстве собственной исключительности и значимости.
Возникает справедливый вопрос: как же быть? Разбить оковы нашей самости может только Христос, только примкнув к Нему, только возлегши на Его перси, только следуя Его путями можно стяжать христианскую любовь. Ибо только христианская Любовь, которую, кстати, проповедовал апостол Иоанн, способна разрушить все барьеры, все греховные баррикады, все темные силы и даровать человеку светлый путь к Царствию Божьему и истинной христианской любви. Аминь.