Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.(Лк. 8: 5-15)
Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем Евангельском чтении вы слышали слова Христа, произнесенные притчей, притчей о сеятеле.
Этот период жизни Господа связан с Его проповеднической деятельностью в Галилее. Он проходил мимо прекрасных берегов Галилейского озера со Своими учениками-апостолами. Весть о новом Проповеднике разнеслась достаточно быстро по всей округе. Народ с близлежащих поселений вскоре окружил Господа, чтобы послушать Его назидательные речи, чтобы услышать слово нового Проповедника и Пророка, чтобы насладиться Его речами. Другие, такие как фарисеи, собрались к берегам Галилейского озера, чтобы в чем-либо уличить, обличить и опорочить Христа, найти какой-нибудь недостаток и слабое место в Его словах. Мы читаем в Евангелии "когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею"(с.5)
В параллельно месте у Мф. и Мк. говорится, что Христос вошел в лодку и отплыл немного от берега. Можно понять, что какое большое количество народа окружало Христа, сколько было людей жаждущих послушать этого Проповедника, которого многие из людей именовали "одним из пророков".
Христос начинает рассказывать притчу о сеятеле. "...вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный". Почему Христос произносит притчу о сеятеле, почему Он избирает такую форму для Своих слов? Почему Он облекает Свою проповедь в такие формы, формы притчей? Христос обращается в аллегорической форме, в образной форме для того, чтобы в ясных, понятных и доступных словах для Галилейского человека изъяснить Тайну Царствия, Тайну спасения мира Богом.
Скорее всего, в толпе, которая окружала Христа стояли люди различных культурных слоев, различных умственных способностей. Христос выбирает ту форму Своего слова, которая будет доступна для всех, понятна всем. Он изъясняет Тайну Царствия, Благовестие Царствия Божия в терминах, которые знает и галилейский земледелец и стоящий рядом фарисей. Притча, в таком случае, становится не просто аллегорией, а той дверью через которую открывается человеку глубина Благовестия, глубина тайны домостроительства Царствия Божия, глубина и непостижимость тайны спасения человека. И каждый человек понимает эту притчи в той мере, в какой способна воспринять его душа; в той мере, в какой сам человек открыт Богу, в какой мере он отверзает двери своего сердца перед словами Христа. Естественно, что из окружающих Христа мало кто слышал и понимал эти слова. Отсюда становятся понятными Его слова о том, что "прочим людям" слова произносятся в "притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют"(с.10).
Возникает вопрос почему ученики спросили у Господа "чтобы значила притча сия?"(с.9)Разве ученики Господа - апостолы не поняли этой притчи, не поняли слов, произнесенных Христом? В Евангелии мы знаем много случаев, когда ученики не понимали слов Христа, например, когда Он говорил им о воскресении из мертвых и пр. Ум учеников, при их горячем сердечном устремлении, не смог в полноте уяснить этой притчи. Они усвоили притчу только после того, как Господь раскрыл ее значение, объяснил ее. "...семя есть Слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит Диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее на терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, когда услышат слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении"
Однако, мы знаем, что Господь изъяснял ученикам наедине тайны Царствия Божия, а прочим говорил в притчах. Поэтому понятны становятся слова Христа о том, что "вам дано знать тайны Царствия Божия"(с.10).
Дано знать Тайны Царствия только ученикам Христовым, только тем кто проникает в глубину слов Евангельского благовестия, проникает за границы словесных категорий и букв; дано знать Тайны Царствия тем, кто, проникая в глубину Евангелия начинает видеть Христа, жить Им и для Него т.е. исполнять на деле те слова, которые слышит, те слова которые он складывает в копилку своего сердца. Можно сказать, что он уже не стоит в одном ряду с теми "кто видя не видит и слыша не разумеет", но стоит в одном ряду с апостолами и учениками Господа Иисуса Христа. Аминь.