Случайно-выборочно. Преимущества у коротких рассказов. Разумеется, "имхище". Посему, не буду злоупотреблять оборотами "на мой взгляд" - а на чей еще-то?
Гуру и не-гуру от беллетристики в своих рекомендациях на тему "как писать", в большинстве своем советуют не увлекаться диалогами. Тем более, не начинать и не заканчивать ими рассказ. Автор "Книжного магазина" подобными советами пренебрегает в циничной форме - кроме диалогов в рассказе ничего и нет.
Так что в анамнезе имеем замаскированную мини-пьесу. Впрочем, я предубеждений насчет диалогов не имею, а тут еще и окольцовка композиционная - рассказ в рассказе - уместна и сделана хорошо.
Девушка настойчиво зовет парня на какую-то тусовку, парень отбивается, по ходу пьесы сочиняя подруге историю про волшебный магазин. И ход получился удачным - как у парня, так и у автора; все нестыковки и шероховатости истории обращаются в плюс как раз за счет жанра "придумано на ходу". Попутно, через реплики переданы и характеры - не отягощенная интеллектом девица и ее терпеливый приятель. Идея и исполнение мне понравились, особенно, учитывая специфику конкурса, на котором наверняка будут преобладать рассказы из серии "я не давлю на жалость - само нажалось".
Если говорить о недостатках... Жанровое позиционирование - никакой фантастики и мистики я не увидел. Ну и гендерную принадлежность героев лучше бы заявить с самого начала.
Серьезный и сильный рассказ. Ритмика, словоупотребление, дозированные по ходу повествования инъекции сюжетно-значимой информации. Автор, вы в журнале "Юность" в восьмидесятых не печатались? Стилистически похоже на дерзкую прозу тех времен.
Удачно подбирая-рокируя слова в предложениях ("только внутри отделку хорошую заказала", а не "только заказала внутри хорошую отделку"; "руку отнимая скорей и увлажнившийся взгляд отводя", а не "отводя взгляд"), автор "ловит волну", находя адекватный для своей истории язык - тема-то не новая, мягко говоря; две женщины и мужчина-магнит с подозрением на тяжелый недуг. Тут точность особая нужна. И справился автор, сладил с темой. Процитирую: "Горкиной нитью могла бы стать Ксения - чего оба когда-то хотели так, что небеса ходуном ходили и земля не отставала". Хорошо, да?
Правда, самого Георгия-Горы мне не хватило, маловато его в рассказе, живинки какой-то бы еще, деталей из жизни. И название не считаю удачным.
Впрочем, повторюсь, сильно. Впечатление очень даже "очень".
Я, слава богу, не модератор, но название конкурса помню. Этот же рассказ больше подошел бы конкурсу "Обида. Предательство. Месть". Ну, или что-то в подобном духе.
Начну с сюжета.
Обычная история с намечающимся браком по классическому варианту - богатый старик и молодая девушка. Но девушку (естественно!) любит молодой кузнец Пётр, а она любит его; в её обстоятельствах сие неудивительно. Эротика под луной и горячие признания - миновав середину, рассказ грозит обернуться банальным мезальянсом в розово-пастельных тонах.
А вот и нет.
Далее сюжет сворачивает на заранее припасенную тропинку, и оборачивается вполне себе драмой.
Фабула рассказа, при кажущейся нелогичности, вполне достоверна - сделай автор героев пообъемнее, рассказ бы выстрелил куда громче. Но и без этого поступок кузнеца, вполне возможный и в жизни не редкий, психологически обоснован - пресловутая "гордость бедняка", порой, рождает и не таких чудовищ.
Ясно (или это я думаю, что ясно), для чего автору рояль с наследством - открытый финал и желание уйти от Мопассана с Буниным - хотя, куда от них уйдешь?
Грушенька простит подлеца Петра, а тот пойдет по стопам своего тестя, с которым у них много общего? Или нет?
Не буду много говорить о языке, но не так он силен, как хотелось бы. Просто пример.
Оторопевший Пётр молча слушал горячечные речи Грушеньки. Последняя её фраза больно задела его самолюбие.Ну в лоб же, автор. А если так: Петр слушал разгоряченную Грушу. "От бывшего бедняка, значится", думал он. "Вот оно как..."
А рассказ, пусть и не в моем вкусе, вполне себе боевая единица.
Анекдотов про обоюдный адюльтер сложено немало, автор решил явить миру еще один. Сюжет как сюжет - муж и жена живут счастливо, но в один день не умирают, а симметрично предаются блуду, о чем позже слегка сожалеют. В общем, "хороший левак укрепляет брак", уж простите за пошлую сентенцию.
Рассказ написан в формате "за мной, читатель". Начинается он громоздкой преамбулой про крылья, которая смотрится несколько инородно, да и сделана не "на пять". "Может ли человек летать", спрашивает автор, и уверенно отвечает - "конечно". Позже мы узнаем, что для этого процесса необходимо лишь сексуальное влечение, сиречь похоть - неважно, с любимым человеком или случайным партнером. Идея не то, что бы свежая, но передана старательно.
Потом, конечно, автор поясняет - крылья от сиюминутных влечений вроде как и ненастоящие. Но мы уже сомневаемся и хотим проверить сами. Смайл.
В тексте есть неплохие находки, но в целом язык средний, многовато штампов и неудачных словообразований.
"Итак, Маша, без юбки, величественно и грациозно проскакала мимо Лужина".
"Часом позже Лужин сидел в своём замгендиректорском кресле и источал философские мыслеформы в широкое панорамное окно личного кабинета".
"а он, как истый джентльмен, за шиворот выволок её на камни"
"Ритм века выточил на ней облик бизнес-леди, молодой задор журчанием тысячи ручьев наполнил её изнутри".
Впрочем, недостатки стиля и узнаваемость сюжета в какой-то мере компенсируются самоиронией (а может, и объясняются ею) - пусть и не так ее много. Но благодаря чуть уловимой иронической окраске рассказ в жанровом смысле провисает между легким ироничным повествованием и нравоучительным тезисом про ценность супружеских уз, а не сваливается в чистую назидательность
Впечатления: есть плюсы, но и минусов хватает.
P.S. Есть у автора рассказ "Приключения барона Врангеля". Он мне приглянулся намного больше.
Рассказ категорически не понравился. Начиная с первого предложения: во-первых, переход с будущего времени на настоящее крайне невыигрышен и требует мастерства незаурядного (наоборот куда легче), во-вторых, неуместная запятая ломает предложение, делая его еще хуже.
Далее следует плоская история, написанная плоским языком, где герой мысленно не любит свою работу, а героиня мысленно любит героя. Нечаянно калечит его куклой вуду, о чем узнает на застолье у него в гостях явно не слишком короткое время спустя - "Он инвалид!"
Внезапно, что называется.
Недостоверность рассказа зашкаливает. Плюс непонятно, каким боком тут работа героя, которую он так красочно-негативно расписывает.
Обычная, слегка наивная история знакомства двух молодых людей на морском побережье приобретает дополнительные смыслы за счет удачной авторской находки, изящно вплетенной в канву повествования.
Художница и фотограф. Он ловит рассвет одним движением, она тратит на это часы. Разные жизни, разные ритмы. Перечитывал рассказ (читал его еще в июне) и думал, а вот сделать бы из истории драму в чуть большем объеме. Но автор не хочет драмы, автор хочет света и оптимизма. Чересчур застенчивая девушка бежит от своего "курортного романа" (не говорите, что так не бывает - бывает!), но хеппи-энд настигает обоих.
Гладкий язык, идиллическая картинка, предсказуемый финал. На многое рассказ не замахивается, но заданную планку берет.
Абзацы кое-где кажутся длинноватыми, а вот здесь - "На самом деле, он слишком быстр. И пока пытаюсь его поймать, он убегает. Я опять его упускаю" - я бы заменил одно из местоимений - если придираться.
Рассказ соткан из микроисторий, но не в современном формате текстовых клипов, а в неторопливой, повествовательной и ироничной манере. Написан рассказ хорошим художественным слогом; впрочем, здесь я неожиданностей и не ждал.
История счастливчика Пашки, как указано в аннотации, основана на реальных событиях, а подобное уточнение автору и помогает, и обязывает. Художественная правда не равна правде жизненной, в жизни может произойти что угодно. В литературе, конечно, тоже - но только в рамках жанра.
Но автор, описывая приключения своего героя, настолько не тревожится выглядеть правдоподобно, что передает эту легкость и мне; например, наивность офицера ФСБ, который с вещдоками поперся к подозреваемому, вызывает улыбку, но не раздражение. То же и с некоторыми другими эпизодами, которым недостает внутренней логики. Тут же важно не только "что", но и "как", а с этим "как" полный порядок.
Плюс не стоит забывать, что всякое интересное реальное событие неизбежно обрастает легендами - автор, как мне показалось, в тексте об этом непрозрачно намекает. А легенды нелогичность сглаживают, есть у них такое свойство.
Читается легко, что, отмечу, в случае с произведениями автора бывает далеко не всегда. И читается интересно. Живые люди, живые события, да и концовка непредсказуемая, что на этом конкурсе встречается не слишком часто.
Да, микроистории неоднородны, какие-то написаны живее, какие-то не показались интересными - всё как в жизни.
Замечания-размышления по тексту.
"...в первой половине XIX-го века". Я бы буквами написал.
"кто-то кургузо застучал ногами в обуви", слово "кургузо" в значении "коротко"? Неудачное словоупотребление.
"А президент-то Франклин...". Франклин не был президентом США.
"За высокий рост и периодически спускаемый им на голову коллег и начальства неадекват Пашку в отделе называли безбашенным краном" - "им" лишнее, получается ошибка в управлении предложением.
"Их частенько видели в чайной, где они рубились в нарды не на жизнь, а на интерес". Одно из местоимений я бы заменил на существительное.
Итого, повторюсь, отличная позитивная проза, мне понравилось.
И еще один очень хороший рассказ. Люблю, когда история раскрывается не сразу, слоями, шаг за шагом. Люблю такие метафорические находки, скрытые в обычных словах.
Тема сложная, с нее легко сорваться в слезодавилку, но автор чувствует, на какие кнопки жать не надо - часто это важнее, чем найти нужную.
Первое лицо, прошедшее и настоящее время, хорошо подобранный ритм. Уместная цитата из Джона Донна. Живая история.
С таким рассказом хочется посидеть с редакторским карандашом - но не потому, конечно, что много чего не нравится, нет, наоборот - тут мотивация из серии "поиграть с текстом". Где-то переставить слова/предложения, где-то поиграть с факультативной пунктуацией.
Сюжет пересказывать не стану, тот случай, когда уж совсем не хочется спойлерить. По недостаткам текстовым тоже писать не буду - причину уже сказал.
Название... Наверное, "Мост для Хорхе" было бы логичнее. Но логичнее, не всегда лучше.
И снова фокал неидеального, прямо скажем, персонажа, которому в процессе действия предстоит найти искомые Веру, Надежду и Любовь. Прием хорош и популярен (можно вспомнить "Парень их преисподней" братьев Стругацких), придает рассказу живость, как в целом, так в конкретном случае.
Язык без изысков и провалов, есть удачные детали, дающие объем (про отношение священников к джинсам, например), есть не слишком удачные. Хорошо подобраны "ступеньки", по которым герой возвращается к себе, все эти диски, песни и прочее - плотно они вложены в канву, этакие анти-рояли, если можно так сказать.
Финальная часть с дроблением фокала удачно убыстряет темп и чисто технически дает быструю развязку, что тоже играет на рассказ.
А вот что не играет, так это тяжеловатое название; взятое в скобки дополнение вполне можно убрать в аннотацию, а основную часть сделать менее банальной.
В итоге вышла хорошая история, особенно, если вспомнить тему конкурса. Не в моем вкусе, но, пользуясь лексиконом некоторых СИ-шных судей - оценка выше средней.
Обыденный сюжет-зарисовка, где в событийном плане ничего не происходит, а в экзистенциональном происходит всё. Узнаваемый стиль автора - получаются у неё такие вещи. Атмосфера, где безысходность/тоска туго сплетены с надеждой/верой - и всё это нарочито простыми изобразительными средствами. Достоверность деталей, бьющая без промаха.
Можно придираться к слишком, казалось бы, метафорически изложенным мыслям девочки - поначалу так и хотел сделать. Но выясняется, что девочка обычный, заурядный вундеркинд, и это сразу меняет знак. Особенно, на фоне остальных членов семьи, медленно угасающих от собственного и чужого бессилья.
Ставлю штамп "категорически рекомендовано к прочтению".
Итак. Продолжение после паузы. Третье сентября.
Читая отзывы и рецензии, убедился, что рассказы с трагическим финалом воспринимаются как-то не очень. Конкурс-то позитивный. У меня таких предрассудков, естественно, нет.
Но это так, к слову.
Винокур Р.В школе передовой философии12k "Рассказ" Проза
Зарисовка. История из жизни - или очень похожа на таковую. Из тех историй, которые вспоминают однокурсники на встрече выпускников. Мемуарная вещь из серии "а вот еще было дело..."
Достоверно? Да более чем. Но к литературе отношение имеет условное. Хотя язык и намекает, что автор писать может и умеет.
Автору удачи, потенциал есть.
Будяк С.Н.Плед на юбилей11k "Рассказ" Проза
Пляж, мужчина и женщина. Вернулись на берег после купания, не находят своих вещей. Такова завязка.
Далее следует неспешное повествование, гладко скользящее по рельсам собственной достоверности. Читал и думал - либо это рассказ-зарисовка, в котором ничего не происходит, либо автор припас козыри на финал.
Выяснилось, что второе. Идея не нова, но в контексте конкурса, где с идеями (не обязательно сюжетными) не слишком богато - очень даже хорошо.
И язык не подвел - ровненько и по делу.
Ледовский В.А.Вечность длиною в сутки27k "Рассказ" Фантастика
День Сурка. Что только с этой идеей не делали - сюжет, основанный на принципе перезагрузки периода жизни настолько привлекателен, что даже мне хочется написать что-то на эту тему. Это же не просто богатая идея; это пещера с сокровищами. Отсюда, сколько первопроходец не вычерпал, остальным тоже останется.
Автор с темой справился, написано отлично, мои пять по школьной шкале. При этом захотелось расширить тему, она же не для рассказа, она... Впрочем, я повторяюсь.