Никифорова Светлана : другие произведения.

Лейпциг

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Лёгкий крейсер "ЛЕЙПЦИГ" Спуск - 21.03.1905. В составе флота - с 20.04.1906. Броня: палуба - 50/20мм, рубка - 100/80мм. Водоизмещение - 3816т. Вооружение - 10-105мм, 10-37мм, 2 торпедных аппарата-450мм. Мощность - 15000л.с. Запас топлива - 850т. Скорость - 22 узла. Дальность плавания - 5000миль. L - 111м. B - 13,3м. T - 5,61м. Экипаж - 288/301чел.




                                    А для меня на свете - Смерти нет,
                                    А для меня на свете - есть Дорога,
                                    И я пройду по ней - от края и до Бога,
                                    Но...
                                    Что ждет меня - и он не скажет мне. 


        Германский легкий крейсер "Лейпциг" появился на свет на бременской 
     верфи "Везер" (ведущий инженер - профессор Трондлинг), и был спущен
     на воду 21 марта 1905 года. Крейсера проекта "Бремен" (в том числе и
     "Лейпциг"), разработанного в 1901-1902 годах, были первоначально рас-
     считаны на действия при линейной эскадре в качестве разведчиков. Ис- 
     пользовать эти корабли как океанские рейдеры впервые предложил граф 
     фон Шпее - убежденный сторонник классической "крейсерской войны".
        "Лейпциг" отличался хорошей мореходностью и маневренностью. С по-
     стройки в учебный отряд его забирал Хиппер, тогда еще не адмирал.         
        Для начала "Лейпциг" был зачислен в спецконвоей кайзера Вильгельма: 
     сопровождал императорскую яхту "Гогенцоллерн" в Скандинавию. Но уже 19
     августа 1906 года он был переведен из метрополии в Восточную Азию -
     в состав международного отряда Нидерландской Индии. 
       Шестого января 1907 года "Лейпциг" поступил в Восточно-Азиатскую                  
     крейсерскую эскадру, базирующуюся в Циндао (флагман - крейсер "Ганза"), 
     а с 25 января он уже был вахтенным дежурным с флагманом на борту, так
     как "Ганзу" выводили в резерв по техническому состоянию.
       В ноябре 1907 года на международном параде в Кобэ "Лейпциг" занял
     первое место по строевой подготовке в классе легких крейсеров.
        Далее началась дипломатическая служба: стационер в Гонконге и Хан-
     кау, международные конференции в Маниле и на о.Суа, участие в подав-
     лении мятежа в Западном Самоа.
        29 июня 1908 года "Лейпциг" сдал флагманские знаки различия прибыв-
     шему из метрополии броненосному крейсеру "Шарнхорст", поступив в его
     распоряжение в качестве дипломатического стационера. 
        Позднее "Лейпциг" участвовоал в неофициальном визите германских ко-
     раблей во Владивосток, где контактировал со стоящим в ремонте русским
     крейсером "Аскольд". По возвращении в Циндао "Лейпциг" провел ремонт
     котельных отдлений - разумеется, "профилактичский".
        Осенью 1910 года состоялся первый выход "Лейпцига" в Индийский оке-
     ан. В 1911 году он прибыл в Калькутту, где поступил на должность ку-
     рьера атташе в Калькутте контр-адмирала Крозига. В том же году состо-
     ялся визит "Лейпцига" во Владивосток на политические переговоры между
     Францией и Германией по поводу раздела колониальных территорий, где он
     снова встретился с "Аскольдом", все еще находящимся в ремонте.
        В октябре 1911 года по просьбе китайского правительства "Лейпциг" 
     участвовал в подавлении мятежа в Нанкине. Ему удалось эвакуировать
     японское дипломатическое представительство из Нанкина в Шанхай - под
     охрану броненосного крейсера "Гнейзенау", а в 1912 году он участвовал
     в приеме японского императора Мицушито, прибывшего в Шанхай с офици-
     альным визитом.
        Следующие два года "Лейпциг" провел в Циндао, произведя в июле - 
     августе 1913 года ремонт котломашинной группы, а рождество 1914 года
     встретил на Филиппинах. 
        Первая Мировая Война застала "Лейпциг" в районе Сан-Франциско, ку-
     да он попал в результате проведения учебно-дипломатической миссии, и
     где постарался "зависнуть", так как в случае начала войны должен был
     приступить к боевым действиям у американских берегов. Правда, неско-
     лько ранее "Лейпциг" умудрился столкнуться с крейсерским броненосцем 
     "Калифорния", что для американца закончилось ремонтом...
        Итак, 31 июля 1914 года "Лейпциг" был отозван в состав эскадры ви-
     це-адмирала графа фон Шпее. Правда, граф вовсе не был уверен в его во-
     звращении.
        Для начала, "Лейпциг" постарался не мешать "исчезнуть" знакомым ка-
     надцам: старому крейсеру "Рейнбоу" и двум шлюпам (один из них - "Ширу-
     отер"), с которыми до этого работал вместе несколько месяцев. Просто
     посмотрел в другую сторону... Затем попытался заняться делом, но едва
     не был арестован в Калифорнийском заливе. К тому же, американские вла-
     сти пытались перекрыть ему поставки угля. Поэтому "Лейпциг" направил-
     ся к Галапагосским островам, где потопил судно с грузом сахара, а от-
     туда - к берегам Перу, где получил приказ из Берлина действовать вме-
     сте с легким крейсером "Дрезден".  Не имея сведений о точке встречи 
     эскадры, "Лейпциг" всё же решил идти к острову Пасхи. Выбор оказался
     верным.

        К 29 октября контр-адмирал Крэдок не имел никакой информации об эс-
     кадре фон Шпее, кроме полученных из Адмиралтейства данных, по которым
     можно было предположить, что "Шарнхорст" и "Гнейзенау" собираются про-
     йти в Атлантический океан Панамским каналом, а не обходить мыс Горн.
     Следовательно, эскадра Крэдока могла встретить только легкие крейсера:
     "Лейпциг", "Дрезден" и "Нюрнберг", каждый из которых был слабее его
     кораблей. Но Крэдок не учел, что при следовании через регион, насыщен-
     ный превосходящими силами противника, устав предписывает организовать
     прикрытие легких сил наиболее мощными кораблями соединения. Тем более 
     он не мог знать - и учесть -  внутреннюю ситуацию в эскадре...
        Крэдок отправил свой самый быстрый легкий крейсер "Глэзго" в Коро-
     нель за почтой, и командир крейсера капитан 1 ранга Люс сообщил ему,
     что перехватил шифрованное сообщение германского передатчика, находя-
     щегося не далее 150 миль. Затем "Глэзго" сообщил о переговорах легко-
     го крейсера "Лейпциг" с угольщиком. Следующая радиограмма "Лейпцига"
     убедила Крэдока в том, что в этом районе находится только один герман-
     ский корабль. Никто не предполагал, что фон Шпее специально использо-
     вал для переговоров всей эскадры передатчик только одного из своих 
     легких крейсеров. И 31 октября английская эскадра ("Гуд Хоуп", "Мон-
     мут", "Глэзго", "Отранто") отправилась на охоту за "Лейпцигом".

        Коронельский бой 1 ноября 1914 года памятен для "Лейпцига" перест-
     релкой с "Глэзго", вооруженным, кроме 10-ти 4-х дюймовых орудий (ана-
     логично "Лейпцигу") - 2-мя 6-и дюймовыми. В результате "Глэзго" полу-
     чил пять попаданий, в том числе и пробоину в корме на уровне ватерли-
     нии. Это снизило его скорость до 19 узлов, но "Глэзго" сумел уйти, так
     как фон Шпее запретил ночное преследование неприятеля ввиду возможного                  
     появления броненосца "Канопус". Последовавшая за этим попытка "Лейпци-
     га" подобрать экипаж "Гуд Хоупа" окончилась безуспешно: он обнаружил 
     только несколько плавающих обломков.




                                     Всё, что было брошено на весах,
                                     Ляжет белой пылью по волосам...
                                     У меня - не Смерть, у меня - Дорога,
                                     Я дорогу эту придумал сам.    
                              
        Эскадра фон Шпее собиралась на Фолкленды. Предприятие было риско-
     ванным - многие сомневались в подлинности приказа, в том числе и ко-
     мандир "Лейпцига" капитн цзур зее Гаун. В зпроливе Бигль эскадра задер-
     жалась для перераспределения  боеприпасов и разгрузки  приведенного         
     "Лейпцигом" приза: парусника "Дроммьюр" с грузом кардиффского угля. 
     Ну, была у него слабость к парусникам! В общем, простояли шесть дней.          
     Медлили... Или надо было сразу идти к Фолклендам, или не идти вообще!

        Фолклендское сражение описывалось военными историками неоднократно,
     но подробности боя "Лейпцига" остались малоизвестными. Да и откуда?!
     Удалось спасти только семь офицеров и одиннадцать матросов. Капитана
     Гауна подобрать не удалось, о чем весьма сожалел командир "Корнуэлла"
     капитан первого ранга Эллертон.
        8 декабря 1914 года примерно в 12 часов 50 минут линейные крейсе-
     ра эскадры вице-адмирала Стэрди "Инвинсибл" и "Инфлексибл" начали 
     бой с обстрела идущего концевым "Лейпцига", но не добились ни одного
     попадания - маневрировать под огнем "Лейпциг" умел. Но с сорванными
     ходовыми долго не побегаешь... 
        За вырвавшимся вперед "Дрезденом" должен был идти наиболее быстро-
     ходный "Глэзго". Однако Люс выбрал своим противником "Лейпциг" - в 
     ущерб делу, так как "Корнуэлл" не мог догнать "Дрезден", а "Кент" был
     занят преследованием "Нюрнберга". Когда Люсу предложили оставить "Ле-
     йпциг" и искать себе равного по скорости противника, в эфир пошла ра-
     диограмма следующего содержания: он сомневается, что успеет догнать 
     "Дрезден" до темноты (26 узлов против 24-х), он боится, что "Корнуэлл"
     не сумеет догнать "Лейпциг" (23 узла против 20-ти), он решил связать        
     германский крейсер боем, пока не подойдет "Корнуэлл"... "Глэзго" начал
     бой с дистанции стрельбы 6-и дюймовых орудий - недоступной для "Лейп-
     цига". Теоретически недоступной... Подойти ближе он так и не рискнул.
     Понимая, что уйти не удастся, "Лейпциг" развернулся и открыл огонь. 
     Было 14 часов 30 минут. 
        "Глэзго"... Именно он, отправленный Крэдоком в автономный поиск
     "Лейпцига" еще в середине октября, обнаружил всю эскадру фон Шпее.
     Единственный в эскадре Стэрди участник Коронеля. Так рвался в бой, 
     что задерживал поход, ремонтируясь на ходу - и скрыл от "Инвинсибла"
     массу неустраненных дефектов...  Месть? Пожалуй, да.
        В 16.17 в бой вступил броненосный крейсер "Корнуэлл". Он получил
     от "Лейпцига" 18 попаданий, но повреждения, по английским данным, ог-
     раничились двумя затопленными угольными ямами. Правда, подобные де-
     фекты в полевых условиях заваривают за 30 минут максимум, да и в доке
     работы с этим немного. А "Корнуэлл" впоследствии провел в ремонте ми-
     нимум четыре месяца. У "Глэзго" был поврежден один из котлов, 1 чело-
     век убит и 4 - ранены. Но Люс теперь никак не мог догнать "Дрезден", 
     так как скорость "Глэзго" непоправимо уменьшилась. И Стэрди еще долго
     смотрел на Люса с раздражением...
        В 19.30 у "Лейпцига" кончились снаряды. Он выстрелил тремя торпеда-
     ми, но  безрезультатно - слишком большая  дистанция до противника. В 
     20.30, отвергнув троекратно повторенное "Корнуэллом" предложение о ка-
     питуляции, капитан цзур зее Гаун дал приказ открыть кингстоны и поки-
     нуть корабль. "Лейпциг", получивший к этому времени 48 попаданий, пере-         
     вернулся и затонул, так и не спустив флага.
        Этот бой продолжался пять с половиной часов.  
 
        Как автономный рейдер, "Лейпциг" был достаточно жизнеспособен. В 
     составе же эскадры фон Шпее он полностью зависел по выживаемости от  
     лидеров, так как в линейном бою был обречен, и в уходе от преследо-
     вания - обречен. Для сравнения: чтобы догнать "Нюрнберг", "Кент" риск-
     нул срывом ходовых. "Дрездену" удалось уйти.
        "Легким силам рассеяться и уходить!" - знаменитая фраза, сказанная
     фон Шпее в самом начале боя при Фолклендах. Но для "Лейпцига" она была
     бесполезной "по определению" - и он воспользовался ею по-своему: выбил 
     один из котлов "Глэзго", что не позволило Люсу преследовать "Дрезден". 

              "Я СДЕЛАЛ, ЧТО МОГ.  НО ЧТО МОГ - Я СДЕЛАЛ!"

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"