Никитин Андрей Викторович : другие произведения.

О Гармонии и Золотом Сечении

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Никитин А.В.
  О Гармонии и Золотом Сечении
  
  Сегодняшнее понимание Гармонии очень широко и разнообразно. Мы говорим о гармонии во всем. В музыке, в архитектуре и изобразительном искусстве, в скульптуре. А уж о гармонии Природы и о жизни в гармонии с ней слышим каждый день.
  Что же такое Гармония? Может быть, это понятие можно передать одним словом - соразмерность? Или это слаженность и согласованность? ...
  Можно дать множество простых и сложных объяснений, а тайна понимания Гармонии все равно останется.
  Музыка стала исходным пунктом понимания Гармонии для Пифагора и его учеников. Но очень быстро понятие Гармонии стало расширяться и охватывать этику и эстетику, нормы морали и права, подход к наукам и знаниям.
  С другой стороны, понятия гармонии стали применимы и в очень конкретным понимании. Вот что говорит А.П.Стахов в работе [5] о Гармонии:
  
  
  В этой связи хочу привлечь внимание к очень интересным рассуждениям по поводу понятия "гармония", изложенным в книге В.П. Шестакова "Гармония как эстетическая категория (1973). В этой книге Шестаков выделяет, по крайней мере, три типа понимания гармонии: математическое, эстетическое и художественное. В математическом смысле "гармония" понимается как равенство или соразмерность частей друг с другом и части с целым, что полностью соответствует определению этого понятия, данном в БСЭ. При этом, как подчеркивает Шестаков, "математическое понимание гармонии фиксирует, прежде всего, количественную определенность гармонии, но оно не заключает в себе представления об эстетическом качестве гармонии, ее выразительности, связи с красотой". Ясно, что математическое представление о гармонии имеет прямое отношение к Природе, где оно проявляется в виде фибоначчиевых спиралей на поверхности филлотаксисных объектов (сосновых и кедровых шишек, кактусов, ананасов и т.д.), в пентагональной симметрии многих форм живой природы, в "золотой" спирали наутилуса, наконец, в структурах кристаллов.
  
  Именно такое представление о гармонии было присуще пифагорейцам, которые выражали гармонию через числовые пропорции, в частности, через "золотую пропорцию". Ясно, что эстетическое и художественное представления о гармонии имеют отношение к искусству. Но не следует забывать, что эстетическая и художественная гармония является понятиями вторичными, отражающими объективную гармонию природы, то есть, математическое представление о гармонии является главным, первичным, поскольку оно существовало в Природе задолго до возникновения человечества.
  
  Таким образом, А.П.Стахов указывает на приоритет математического понимания Гармонии над всеми остальными её проявлениями. И хоть у В.П.Шестакова это понятие имеет значительно более широкий смысл, но и такое понимание гармонии вполне правомерно. Если разговор идет о математике. Музыкант выделил бы мелодическую гармонию, художник - цветовую и объемную..., тут каждый выбирает понимание по собственному направлению. Сегодня понятие Гармонии многогранно.
  
  
  Золотое Сечение.
  Не будем приводить исходные данные по этому, очень известному понятию. Число Ф хорошо известно. Сегодня названий у этого числа много - Божественная Пропорция, Золотое Сечение, Золотая пропорция, число Фидия...
  Золотое Сечение связывается с понятием Гармонии на основании его уникальных математических свойств. Исторически Золотое Сечение вполне правомерно служит одним из эталонов Гармонии.
  Для Дарио Салас Соммэр и А.П. Стахова очень важным стало высказывание А.Лосева [6]:
  
  "С точки зрения Платона, да и вообще с точки зрения всей античной космологии мир представляет собой некое пропорциональное целое, подчиняющееся закону гармонического деления - Золотого Сечения... Их (древних греков) систему космических пропорций нередко в литературе изображают как курьезный результат безудержной и дикой фантазии. В такого рода объяснениях сквозит антинаучная беспомощность тех, кто это заявляет. Однако понять данный историко-эстетический феномен можно только в связи с целостным пониманием истории, то есть, используя диалектико-материалистическое представление о культуре и ища ответа в особенностях античного общественного бытия"".
  
  Авторы статьи [6] более выделили бы первую часть цитаты о законе гармонического деления. Мы же в этой цитате выделим вторую часть о целостном понимании истории.
  И поговорим об этом.
  Полный текст доступен в формате PDF (296Кб)
   http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/1866-nik.pdf
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"