Аннотация: Двенадцать рассказов, которые понравились больше всего
Дерех Дмитрий. МОГИЛЫ
Зловещее название и соответствующее место действия, разворачивающегося над инопланетными захоронениями жертв страшного вируса, меня заставило до конца пребывать в подозрениях о соответствующем повороте сюжета. Но всё закончилось хорошо, что понравилось. Да и рассказ в целом оказался не о вирусах, а о неразделенной любви, которую, впрочем, главная героиня "Могил" не очень корректно сравнивает с эпидемией (правда, не со столь губительной), поскольку и там, и там на смену грусти приходит радость (если остаются те, кому можно радоваться, или же новые жители планеты радуются за умерших предшественников).
Надо сказать, что в плане подобных идей рассказ показался спорным. Не раскрываются в нем и обстоятельства появления на вымершей планете землян. С одной стороны, они обозначены колонистами, которые сразу же приступают к решению демографических задач размножения и заселения новых территорий. С другой стороны, единственным видом их деятельности показана весьма любительская археология. Удивляет, что героиня несколько месяцев держит у себя, как будущий рождественский подарок любимому, свиток, являющийся ключом к чтению текстов исчезнувшей цивилизации (этот матерчатый свиток с нарисованными изображениями каким-то чудом сохранился в течении как минимум нескольких лет просто находясь на открытом надгробии в условиях умеренного климата со снежными зимами). Да и сюжета, по большому счету, здесь нет.
Тем не менее, этот рассказ понравился мне больше всего. Потому что автору удалось показать тот самый мир, в котором хотелось бы жить, передать по-настоящему брэдбериевскую атмосферу этого мира. Причем, если в "Марсианских хрониках" почти всегда звучит нота тревоги и трагизма, в "Могилах" ощущается свет и покой.
Ковалев Максим Владимирович. ПО ЧЕТВЕРТОМУ СЦЕНАРИЮ
Если честно, рассказ мне совсем не понравился. Одолел я его с трудом, с четвертого же, кажется, раза. С другой стороны, в слабом тексте я бы так не застрял. Автору удалось создать такой реалистичный мир (хотя жить в нем совсем-совсем не хочется), что его невольно примеряешь на себя. Ведь, мир-то тут практически наш, и герои поступают так, как и ты, скорее всего поступал бы на их месте. Вопрос, конечно, что будет с ними дальше? И какую роль будет играть непростое растение кротон (родня пушкинского анчара), которое выращивается в квартире и, как оказалось в финале, губит переносящих заразу клопов-солдатиков. Но автор сознательно ставит своей задачей показать не то или иное сюжетное решение вопроса эпидемии, произошедшей по наихудшему сценарию, а путь человека к самому себе.
Брянцев Евгений. ПЕРСТ УКАЗУЮЩИЙ.
Казалось бы - обычное описание постапокалиптического квеста с линейным сюжетом - от бойца-одиночки к общественному лидеру. Понравилось, что герой рассказа получился не эдаким супергероем, а вполне себе обычным тружеником гранаты и автомата, хотя и с волшебным гаджетом в рукаве. Первые сельхоз-бандюганы, на мой взгляд, получились уж слишком безалаберными, хотя и весьма живописными, но вторые, которых герой геройски положил, уже вполне ничего, с тусовкой хиппи-этно-выживанцев без постороннего вмешательства вполне бы справились. И вывод, конечно, правильный: "В Россию можно только верить", раз электроприбор продолжает работать даже со сгнившим в труху аккумулятором, ибо главное в любом приборе - пользующийся им человек.
Особенно порадовал не чрезмерный, но взрослый юмор
Славный град Солнцедар, конечно, доставил удовольствие.
Раскрыл, так сказать, возможные причины произошедшего апокалипсиса
"Термоядерный удар под названьем "Солнцедар"?"
Катана. МЕСТО, ГДЕ МЫ.
История трех охламонов, оседлавших искусственно созданных некой корпорацией гоночных птеродактилей (или драконов?). Несмотря на наличие гоблинов и биомеханических существ в образе вымерших животных (а также драконов) рассказ весьма слабо напоминает саймаковский "Заповедник гоблинов". Хотя гоблины и там, и там злые и, в финале, тем не менее, выступают в союзе с главными героями против общего зла. Впрочем, гоблины в обоих случаях - скорее декорация.
Если у Саймака дракон - ключ к светлому будущему, в данном рассказе птерозавры лишь средство покинуть гибнущий мир. А вот бедняга Мистер Ти и его хозяин так и не смогли выбраться за мусорные горы, поскольку тираннозавры не летают (вопреки мультсериалу "Поезд динозавров").
Сюжет рассказа не назовешь излишне замысловатым, но за трех друзей по-настоящему переживаешь, сострадаешь их горю о погибшем товарище, удивляешься безумию с устройством пародийной революции ("- Будем же достойны наших славных предков! - Указующий перст Зайца снова нацелился на несчастный завод. - Развалим здесь всё, что осталось!"), сопереживаешь надеждам на голубое небо впереди
Ветнемилк К. Е. АПОКАЛИПСИС ТОМОРРОУ
Рассказ сильно заточен под категорию, как бы я сказал, работников цифрового фронта, но, тем не менее, интересен и что называется для чайников (т. е. пользователей информационных благ, для которых компьютер не столько обиталище игрушек, сколько замена старой доброй пишущей машинки) . История противостояния двух великих вирусоделов рассказывается весело, с изобретательным юмором. Приятно было узнать, что "могучие и хитроумные воины, легко пробирающиеся по компьютерным джунглям в поисках электронных сокровищ, на деле оказались прыщавыми закомплексованными подростками с кариозными зубами и немытыми волосами. Они с радостью насасывались пивом до отрыжки и на плохом английском с густой примесью fuck-ов и shit-ов обсуждали темы: кто у кого спер алгоритм, и где нарыть халявных паролей к порносайтам". А славное было время, этот 2003-й год. Даже милиционеры, которые ныне стали полицейскими, но, в принципе, мало изменились. Зато они играют в рассказе хотя эпизодическую, но важную роль по-настоящему отрицательных персонажей
Арилин Роман Александрович. ЗВЕЗДА МЕРТВЫХ
А вот пробрало... Даже выбор между лоботомией и светом Звезды Мертвых показался не столь простым и однозначным. Однако... Зимой понятно, почему услышавшие Звезду помирали. А летом? Ну, постоят в ступоре, потом отпустит... Или не отпускало и действовало на всех сразу? В общем, мир показался интересным, но увиденным очень фрагментарно. С другой стороны, изобрази автор сей мир целиком, - понравился ли он мне? А таким вот кусочком - понравился.
Тихомиров Максим. КАРАНТИН.
В этом рассказе мне понравилось многое. Даже очень многое. Даже слишком. Вообще, впечатление, что рассказ сильно перегружен мало связанными друг с другом, хотя и замечательно описанными историями и деталями. В итоге возникает некоторое разочарование, как у публики, которая так и не увидела обещанной главным героем исторической битвы слона с китом. И непонятно, почему в начале рассказа ".... попытались было взбунтоваться - и тогда оказалось, что установленные на дряхлых вышках пулеметы находятся во вполне рабочем состоянии, а дремлющие обычно на посту красноармейцы прекрасно обучены с ними обращаться. Протест стоил труппе жизни пары подсобных рабочих из команды Дикса и одной из Адовых гончих", а в конце "...- ВАМ ПОПЫТАЮТСЯ ПОМЕШАТЬ, - продолжил он, дождавшись, пока гомон утихнет. - СОЛДАТЫ С ВИНТОВКАМИ, ПУЛЕМЕТЫ, БРОНЕВИК... ВЫ ГОТОВЫ ДАТЬ ИМ ОТПОР? Огнеглотатель оглушительно рассмеялся и извлек из ниоткуда с десяток пороховых бомб, закрутив их в воздухе восьмерками. Метатели ножей лязгнули сотней клинков разом. Человек-ядро любовно похлопал по боку свою пушку".
Кстати, о марсианине из Тунгусского метеорита писал еще Казанцев.
Мушинский Олег. МОЗГИ!
Замечательный детектив-расследование, рассказанный зомби-инспектором. Даже удивительно, что у такого умного инспектора при жизни не съели мозги ("хитрый человек - много мозгов"). Хотя по поводу снятия подозрений у меня возникли вопросы, да и алиби тут нет ни у кого. Видимо, всё-таки, части своих мозгов инспектор всё же лишился.
Нескажу. ПРАВИЛА КАРАНТИНА.
Хорошо проработанный постзомбиапокалиптический мир. Эдакий "Таинственный остров и зомби". То есть вполне себе стабильное обществе, достаточно эффектно решающее насущные проблемы, включая остающихся в спящем состоянии кусачих живых мертвецов. Непонятно, кстати, почему не было проведено окончательного решения их вопроса? Решили оставить замерших зомби в качестве охранных систем от посторонних? С другой стороны, не так уж благополучен этот мир - и даже не столько в плане возможного зомбипробуждения по причинам несоблюдения несознательными гражданами новых норм социального общежития, а в сущностном паразитизме постапокалиптического общества на руинах старого мира. "руки есть, желания нету. Сломалась машина - иди в автосалон бери новую. Порвался свитер, иди в магазин бери новый. Никто ничего не делает. ... Так что запустить можно, только это никому не нужно".
Ковешников Сергей Владимирович. СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО.
Как грибы с деревьями воевали. Лет много тому назад читал, кажется, на ХиЖе сильно сокращенную версию (или зародыш) этого рассказа. И то понравилось больше. По-моему, автор увлекся и сильно всё в итоге перепутал, хотя история у мальчика Роба, да и у человечества и живого мира Земли в целом получилась интересная. И рассказана она была вкусно, прямо как белые грибы, зажаренные на костре.
Кузнецов Бронислав. ФИЛОСОФИЯ ГЛИСТНЫХ ИНВАЗИЙ.
Вот тоже вкусно написано и мир получился интересным. Это не часть чей-то вселенной, кстати? Если чисто авторское - снимаю шляпу! Но тоже - путано-перепутано. По общему впечатлению, если предыдущий рассказ Ковешникова кое-где напомнил (но не по стилю) Уотса, то это именно стилем своим отослал меня к Лему. Что, конечно, понравилось. Хотя у Лема путаница бывала и позапутанней, но всё же как-то помасштабней. А тут финал, на мой взгляд, слегка не задался.
Широкова Екатерина Николаевна. ЭПИДЕМИЯ. ДНЕВНИК.
Формальное замечание - настоящий дневник так обычно не пишут (поскольку пишут в основном для себя). Интересный рассказ об интересной эпидемии - люди начитают светиться, а потом исчезают. Вроде даже сначала и не страшно. Такая вот чума-лайт. И ведь и дальше до жути не доходит, хотя заканчивается всё даже не по "четвертому сценарию". В общем, понравилось, хотя и показалось затянутым. И как-то грустно, что такой финал. Всё же надеялся, что эти люди, с которыми так свыкся, как-то выживут. А не завершится всё, сделав круг, Евой - последней женщиной на Земле.