Никитин Сергей Анатольевич : другие произведения.

Командировка на войну. Грозный. Глава 21

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Глава ХХI . Абреки и древние законы чеченского общества.
  
  
  
  Человек - самый страшный хищник на свете, ибо только человеку свойственно охотиться на себе подобных.
  
  Уильям Джеймс (1842-1910) - американский философ
  
  
  
  
  
  На почве именно обычая кровомщения в Чечне, как и в других кавказских странах, выработался, особый, любопытнейший тип людей, называвшихся абреками. Слово "абрек" значит "заклятый". И никакое слово так резко не высказывает назначение человека, разорвавшего узы дружбы, кровного родства, отказавшегося от любви, чести, совести и сострадания - словом, от всех чувств, которые могут отличить человека от зверя.
  
  И абрек поистине стал самым страшным зверем гор, опасным для своих и чужих: кровь его стихия, а кинжал - неразлучный спутник. Сам он - верный и неизменный слуга шайтана. Абреки нередко составляли небольшие партии или шли во главе партий, перенося всю силу своей ненависти на русских. И встреча с ними войск неизбежно вела за собой кровопролитные схватки. Абреков можно было перебить, но не взять живыми.
  
  Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона (выпуск 1890-1907 годов - прим. от авт.), абрек - это человек, принимающий на себя обет избегать всяких жизненных удовольствий и быть неустрашимым во всех боях и столкновениях с людьми.
  
  Срок обета иногда бывает довольно долгим - до пяти лет. В течение его абрек отказывается от всех прежних связей, от родных и друзей. Абрек не имеет ничего заветного и ничего не страшится. Абреками становились по самым разным причинам. Кто-то добровольно отправлялся искать счастья в чужие земли, кого-то в самом деле изгоняли сородичи, кто-то давал обет ввиду пережитых несчастий, а кто-то бежал за совершение убийства в рамках кровной мести.
  
  Последнее, естественно, вело за собой определённое поражение в правах абреков в отличие от других горцев. Как бы ни толковали абречество, но нотка бандитизма там была всегда, а сам абрек считался человеком опасным, пошёл он этой дорогой, руководствуясь благородными мотивами или банальной жаждой наживы. Хотя не стоит забывать, что и в знаменитых отрядах охотников, одним из которых командовал сам Михаил Юрьевич Лермонтов, по преданию, служили и абреки, отбившиеся от своих родов.
  
  Был однажды такой случай. Казак Новогладковской станицы выехал с женой в свой сад на работу. Абреки, сидевшие за плетнём, выждали, когда казак стал распрягать валов, ранили его выстрелом, подхватили его самого, жену, быков и подались к Тереку. Работавший в соседнем саду казак Василий Докторов, услышав выстрел, побежал на место происшествия, оттуда, по следам крови, - к берегу. Чеченцы уже успели подвязать "турлуки" и спуститься вместе с добычей на воду.
  
  Тогда Докторов сделал по ним выстрел и, выхватив шашку, бросился в Терекс криком:
  - Сюда, братушки, за мной!
  Чеченцы дались в обман, покинув полон, и сами дальше наутёк. Докторов взвалил раненого товарища себе на плечи, а жене подал "налыгач", которым связывают быков. С такими-то трофеями победитель торжественно вступил в станицу. Его наградили Георгиевским крестом. Полный список чеченских ада- тов - законов гор. Чеченские адаты собрали и выпустили в сборнике "Адаты кавказских горцев" в 1882 году.
  
  Материалы, лёгшие в основу сборника, были извлечены из горских словесных судов и записаны сразу после завоевания Чечни. К моменту их издания они были дополнены советом старшин отдельных районов края. Все адаты были разделены на наибства, соответствующие делению Чечни после завоевания Россией: Ичкерия - Ножай - Юртовский и Веденский районы, Надтеречье, Качкалык, Аух.
  
  Многие адаты идентичны для всех областей Чечни, а потому, чтобы не обременять читателя повторами, здесь представлены, главным образом, адаты Ичкерии. Эти адаты более жестки, не испытали влияния российской власти и главное - влияния княжеских адатов Надтеречья. Вполне можно полагать, что именно они являются наиболее древними законами чеченского общества.
  
  "1. КАЛЫМ
  
  Калым и подарок жениха составляют неприкосновенную собственность замужней женщины. Без ее согласия муж не имеет права им распоряжаться.
  а) Калым составляет 100-120 руб. серебром (20-24 коровы) за девственницу; за вдову или разведенную
  - в 2 раза меньше;
  б) если женитьба произошла без согласия родителей невесты - штраф: 100 руб. серебром (20 коров) и конь со всем убором.
  
  2. СУПРУЖЕСКАЯ НЕВЕРНОСТЬ И ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ
  
  а) За прелюбодеяние с чужой женой виновник должен заплатить мужу, если он его не убивает на ме- сте, штраф в размере 80 голов рогатого скота; если же муж убивает виновника, то обязан заплатить его родственникам штраф как за убийство;
  б) за прелюбодеяние с замужней женщиной или засватанной девушкой виновник выплачивает штраф: 80 голов крупного рогатого скота при условии, что на штраф согласны родственники женского пола потерпевшей стороны;
  
  в) если родственницы девушки не согласны, то виновник, если женат, посылает в их распоряжение свою жену, а если не женат - сестру или мать;
  г) за прелюбодеяние с незасватанной девушкой уличенный обязан заплатить ее родителям штраф в 18 голов крупного рогатого скота. В Веденском и Ножай-Юртовском районах Чечни, а также у акинцев виновный в прелюбодеянии с замужней женщиной преследовался как за убийство. Женщине же отрезались нос и губы. Однако муж обязан был уплатить ее родственникам штраф за нанесенное увечье.
  
  3. БЛУД
  
  а) За блуд мужчина обязан жениться на женщине, с которой у него была связь;
  б) ещё до заключения брака, если мужчина согласен на него, он обязан дать ее ближайшим родственникам выкуп, положенный женщине при разводе - гебенгак;
  в) если мужчина не захотел жениться, то гебенгак остаётся в распоряжение женщины;
  
  г) если у них есть общий ребенок, то он отдается на попечение отца;
  д) кроме того, мужчина дает родственникам женщины трехлетнего быка.
  
  4. ОСКОРБЛЕНИЕ
  
  За оскорбление словесное, с поношением чести, потерпевшая сторона имеет право ответить тем же.
  
  5. БЕСЧЕСТЬЕ
  
  а) За бесчестье, нанесенное девушке или вдове вне дома, т. е. обнять, поцеловать, дотронуться, даже случайно, снять платок, виновный обязан в присутствии почетных людей принести свои извинения ее родственникам и заплатить им удовлетворение, дав трехлетнего быка, одного-двух баранов и кусок холста или ситца;
  б) за бесчестье девушке или вдове, нанесенное в доме, также приносятся извинения, и даётся удовлетворение в виде двух быков, двух баранов и двух кусков ситца или холста;
  
  в) если кто, преследуя спасающегося, вбежит в чужой двор, то обязан в присутствии почетных людей принести свои извинения хозяевам двора;
  г) за отрезание хвоста у чужой лошади виновный платит истцу 25 руб. серебром (5 коров), приносит извинения в присутствии почетных людей, причем, приводит с собой быка в подарок потерпевшему;
  
  д) за убийство чужой собаки во дворе хозяина или у его ворот виновник отвечал как за убийство человека. Если убийство собаки случилось вдали от ее двора, виновник платит ее хозяину: за овчарку - трехлетнего быка, барана и кусок холста; за дворовую - одного барана и кусок холста.
  
  е) снятие или сбивание шапки с чужой головы решается, как при убийстве;
  ж) поругание предков или одного из них, решается, как при убийстве.
  
  6. УМЫКАНИЕ
  
  а) если девушка или вдова увезена без согласия ее родных и она не согласна выйти замуж за похитителя, виновный обязан вернуть ее. Ее родным делается честь - платится 20 руб. серебром, один баран и ситец. Кроме того, если девушка переночевала хоть одну ночь у похитителя, её родным платится калым и гебенгак;
  
  б) если девушка или вдова пожелает выйти замуж за похитителя и ее родные согласны, то она выходит за него замуж, но при этом увезший ее возвращает девушку до свадьбы в дом ее родных, дает родным девушки или вдовы гебенгак, а также 20 руб. серебром, одного барана и ситец;
  в) если девушка засватана, то штраф дается не ее родителям, а ее жениху.
  
  7. ДОЛГ
  
  а) Дела о долгах рассматриваются по шариату;
  б) если есть расписка, подлинность которой несомненна, то дело рассматривается по адату;
  в) если в деле указаны проценты, то шариатский суд их не рассматривает, а считает законной только сумму долга;
  г) дела по процентам рассматривает только адат, причем нужны свидетели и письменные обязательства;
  
  д) если должник умер, долг должен быть уплачен за счет имения покойного, до раздела его родственниками;
  е) если заимодавец объявился после раздела имения покойного, то долг оплачивают все наследники имения по мужской линии; для этого заимодавец должен предоставить долговую расписку, засвидетельствованную двумя свидетелями и скрепленную кадием;
  ж) в случае неуплаты долга или штрафа под барабанный бой собиралось все общество и забирало у должника соответствующую часть имущества;
  з) если человек при этом разорялся, то ему давали пасти общественное стадо, при этом половина при- плода оставалась собственностью пастуха.
  
  8. ИМЕНА РОДНЫХ
  
  Сноха не имела права называть свою фамилию, имена мужа, свекра, свекрови, деверя, золовки. В случае нарушения этого запрета она изгонялась из семьи своего мужа.
  
  КЛЕВЕТА
  
  Клевета, бездоказательно возведенная на кого-либо, оплачивается виновником потерпевшей стороне в размере платы за убийство, особенно если эта клевета касается чести девушки или женщины.
  
  
   Продолжение следует ...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"