Самое действительное утешение в каждом несчастье и во всяком страдании заключается в созерцании людей, которые еще несчастнее, чем мы.
Артур Шопенгауэр - немецкий философ
Самые социально не защищённые слои в Чечне - это женщины и дети. Главное назначение женщины на Кавказе, на первый взгляд, звучит гордо и высокопарно: она - хранительница домашнего очага.
На самом деле она должна рожать и воспитывать детей, готовить пищу, принимать гостей и тащить весь тяжелейший груз домохозяйки на своих хрупких плечах. Горские обычаи охватывают чеченок рядом строжайших и суровых запретов, словно крепкие стальные цепи, и вырваться из этих цепких объятий и замкнутого круга невозможно. Замуж в Чечне никто не рвётся, это тяжёлая работа.
Большинство девушек рассчитывает окончить школу и мечтают учиться дальше, но эта привилегия не для всех. Если пришли родственники жениха и засватали невесту и её отец при этом дал своё согласие, получив за свою дочь достойный калым, то участь девушки предрешена.
Никто не будет её спрашивать, понравился ли ей жених и хочет ли она выйти за него замуж. На свадьбе невеста - самое незаметное действующее лицо этого торжества: весь день она, молча, простоит в углу в доме жениха.
Жизнь тому назад точно так же в углу стояла её мать, две жизни тому назад - бабушка, а когда кончится её собственная жизнь, будут стоять дочери и внучки. А может, и не будут.
Замужняя просто обязана носить косынку, чтобы всем было видно: "я замужем, не подходи". Традиционно, до прихода Советской власти на Кавказ, чеченка никогда не работала вне дома. Работающая женщина - позор для мужчины, значит, он не смог её прокормить.
Но война, как говорят в Чечне, всё перевернула. Мужчины, много раз униженные на блокпостах в присутствии жён и детей, не способные найти работу, теперь, после войны, уже иначе смотрят на женский труд. Как-то один чеченский милиционер в Ленинском ВОВД мне признался: "Я имею право жену критиковать. Жена не имеет. У нас жена - домохозяйка.
Женщина должна знать своё место. Женщина должна дарить любовь нам. Собственностью должна быть женщина. А мужчина - собственник. У нас, если женщина ведёт себя неправильно, отвечают её муж, отец и брат. По нашему обычаю, если она гуляет, родные её убивают.
Бывает такое: брат сестру убил, муж - жену. Из-за этого у нас ребята сидят в тюрьмах. Вот и пусть они, женщины, не носят шорты". Итак, женщина - собственность, предназначенная ублажать мужчину, не смеющая критиковать его и провоцировать расправу, надевая шорты.
В отличие от большинства российских регионов на Северном Кавказе, в том числе в Чеченской Республике, дети при разводе супругов воспитываются матерью до определённого возраста, если она во второй раз не вышла замуж: мальчики - до семи лет, девочки - до достижения совершеннолетия.
Лишь после этого дети передаются отцу. Если же жена посмеет выйти второй раз замуж при живом муже, то детей сразу забирает отец, а если он умирает - их передают на воспитание его родственникам. У чеченцев при разводе вообще не принято делить имущество.
Женщина, уходя из дома бывшего супруга, забирает с собой только личные вещи. Главой семьи, конечно, всегда был и будет отец. Он пользуется непререкаемым авторитетом и уважением. После смерти отца главой семьи становится старший сын, хотя он ещё не может решать важные семейные вопросы без согласия младших братьев. В хозяйственных вопросах всегда руководит мать.
Причём для мужчины вмешиваться в "женские" дела считается непозволительным и даже оскорбительным. Невестки, особенно младшая, должна выказывать полное уважение и почтение матери. В традиционных чеченских семьях всегда проживало много женщин, но между ними никогда не случалось ссор, поскольку нарушившая правила и традиции в семье, женщина изгонялась с большим позором. Невестки должны называть свекровь не иначе, как "нана" - мама.
Не допускается в её присутствии появляться неопрятной, без платка, а также допускать вольные разговоры и легкомысленные шутки и т.д. Нана несёт ответственность за поведение, воспитание и поступки невесток и дочерей.
Нана принимает активную роль в воспитании детей, является хранителем священного семейного родового огня, семейных обрядов и традиций, и также именно она даёт имя каждому родившемуся в роду ребёнку, и никто не может протестовать или дать ему другое имя. В чеченской семье, как и в других, эмоции - за семью замками. Чеченцы свои чувства никогда не выставляют напоказ.
На людях дотронуться до жены даже нельзя. Под ручку мужу и жене ходить не положено. В Чечне в ходу притча. Жил: был один очень уважаемый человек. Однажды его спросили: "Как ты заслужил такой авторитет?". Он ответил: "Сначала я женился, и меня зауважала жена. Глядя на неё, меня зауважали соседи, а глядя на них - все вокруг". Чеченские женщины своих мужей уважают - хотя бы на людях.
С самого детства им внушается: главное - быть послушной и сохранить семью. Когда женщина уходит от мужа из-за побоев, родственники с обеих сторон уговаривают её вернуться - "чтобы позора не было". В традиционном чеченском обществе оружие в руках женщины - позор для мужчины, а также мужа, брата, отца, дяди и двоюродного брата. Если у неё убили всех близких родственников, то есть соседи, которые за неё постоят.
Если и их убили, есть сельчане, которые будут за неё мстить. Сама она в кровной мести никак не участвует. Если кто-то погиб от её руки, то мстят не ей, а её мужу, брату или отцу. Чеченцы говорят: "Если не соблюдать адаты, то обычаи разрушатся". Отступников, посмевших нарушить многовековые традиции и адаты предков, ждёт неотвратимая кара - смерть.
Вот что написала Светлана Ганнушкина в статьях: "Право быть человеком" и "Женщины в Чечне" от 20 февраля 2009 года: "К сожалению, есть у нас такие женщины, которые стали забывать о кодексе поведения горянок. В отношении таких женщин их родственники - мужчины, считающие себя оскорблёнными, - порой совершают самосуды". Так уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев отозвался на просьбу журналистов прокомментировать убийство шести молодых чеченок в ночь с 25 на 26 ноября (Газета "Коммерсантъ" No 216 (4033) от 27 ноября 2008 г. - прим. от авт.).
Далее Светлана Ганнушкина пишет: "Тела трёх женщин нашли в Старопромысловском районе города Грозного, двух расстрелянных обнаружили около заброшенного детского сада по дороге из Грозного в Шатой.
На тело шестой женщины натолкнулись на дороге в станицу Петропавловскую. Женщин убили выстрелами в грудь и в голову с близкого расстояния. Гильзы от патронов валялись рядом с телами. Не прошло и двух дней, как около села Энгеной Гудермесского района отыскали обгоревшее тело седьмой девушки, также убитой выстрелом в голову".
Эта серия жестоких убийств названа журналистами казнью. Все сразу и без сомнений решили, что этих женщин наказали за "дурное" поведение, хотя бессудные казни в Чечне далеко не новость. Совсем недавно они имели иные причины и вызывали взрыв негодования.
Как могло такое случиться, что защитник прав человека в Чечне в этой страшной трагедии нашёл единственный повод для сожаления: забвение женщинами "кодекса поведения горянки"?! И ни слова сочувствия жертвам! Следствие по делам об этих убийствах продолжается. Мы не знаем, кто стрелял в беззащитных женщин.
Однако реакция чеченского омбудсмена и многих других имеет объяснение: в Чечне женщина перестала считаться человеком равноправным и уважаемым, а также самостоятельно решающим, как строить свою жизнь и какую судьбу ей выбирать. Видная грозненская правозащитница Наталья Эстемирова пояснила, что двое из погибших женщин были замужем. Каждая из них имела двух детей.
Мужья устроили им пышные похороны. Их погребли рядом с другими членами семей, чего никогда бы не случилось, если бы женщины опозорили семью, добавляет она.
Разведённых женщин на Северном Кавказе вообще часто сторонились. Если муж сам развёлся с ней, значит, что-то не так - может, плохо выполняет супружеские обязанности или бесплодна... Если же сама женщина настояла на разводе - возможно, у неё слишком строптивый характер. Сейчас отношение к вдовам и разведённым, конечно, несколько более либеральное, хотя в аулах они все-таки не являются желанными невестами.
Первая задача женщины - выйти замуж и родить детей, так было на Северном Кавказе много веков. Если у женщины имелся какой-то физический изъян, хроническое заболевание, которые мешали ей выполнять обязанности по дому, или она по каким-то причинам не могла иметь детей, замуж её никто не брал. Отношения женщины с мужчиной вне семьи всегда не то чтобы не приветствовались, но находились под строгим запретом.
Даже если женщина так и не выходила замуж, становилась вдовой или разводилась, она не имела права завести себе любовника, иначе её и любовника могли... убить. Называется это "убийством чести", и делают это обычно родственники женщины - отец или брат.
Сегодня так называемый адат, по которому за аморальное поведение положено убийство, продолжает действовать, хоть и завуалированно. Не так давно Старопромысловский суд Грозного приговорил к семи годам колонии местного жителя Султана Даурбекова за убийство родной дочери.
Но чаще всего эти преступления маскируются под самоубийства или несчастные случаи и покрываются правоохранительными органами, сотрудники которых также нередко являются родственниками убитых женщин и сами принимают участие в убийстве. В наши дни среди жительниц Северного Кавказа много женщин с образованием и даже сделавших карьеру, которые никак не могут найти себе пару или же просто не хотят выходить замуж. Причём им может быть и тридцать, и сорок лет. Много матерей-одиночек.
Они говорят, что мужчины, которые встречались им на пути, ленивы, ненадежны и не способны заработать даже себе на жилье. "И поэтому они ищут женщину покорную, бессловесную, трудолюбивую и не нищую, способную обеспечить им сносное, на их взгляд, существование", - рассказывает незамужняя жительница Нальчика. Словом, времена и нравы все-таки меняются...
Во время первой и второй чеченских кампаний боевики использовали женщин и детей как бронежилет или "живой щит", бросая их в самое пекло, абсолютно не считаясь с их безопасностью.
Так , 2 марта 2000 года Московский РУБОП, прибывший на помощь Подольскому ОМОНу, уже после боя зафиксировал на видеопленку, как группа людей, в основном женщины, многие из которых с грудными детьми, в количестве около восьмидесяти человек подошли к забору промзоны, а несколько мужчин забежали за забор промзоны.
Позднее мужчины снова вбегали в эту толпу. Группа стояла примерно двадцать пять-тридцать минут, а затем удалилась тем же путём, что и пришла. Эти женщины помогали бандитам, стрелявшим из промзоны, уйти от "зачистки".
В селе Подгорном (или "Собачовке", как называют её местные жители, прим. от авт.) задержали около сорока человек, которых подозревали в боевом столкновении. В перерывах между боями обычно стреляли подростки.
Пацаны стажировались в стрельбе, одновременно помогая чеченским сепаратистам. Если такого "вольного стрелка" накрывали, напарник забирал его оружие, и прессе демонстрировался очередной пример "зверства федеральных войск по отношению к мирным жителям.
В бою из девяносто сотрудников Сергиево - Посадского ОМОНа семнадцать офицеров погибло, а пятьдесят семь получили ранения различной тяжести. Трагические события разворачивались и происходили в районе 53-го блокпоста. Кроме того, погибли два бойца Старопромысловского ВОВД из состава сводного отряда ГУВД по Свердловской области и шестеро получили ранения. Бандиты коварно стреляли в спину.