Глава 8. Как Федотов Кузьма встретил свою вторую прекрасную половинку.
Лишь твоему лицу печальное сердце радо.
Кроме лица твоего - мне ничего не надо.
Образ свой вижу в тебе я, глядя в твои глаза,
Вижу в самом себе тебя я, моя отрада.
Омар Хайям (18 мая 1048 - 4 декабря 1131) - персидский философ, математик, астроном и поэт
Поймав на лету падающего хищника, пёс начал яростно трепать его, валяя его в снегу.
- Брось ! - громко крикнул зверобой и, подойдя к собаке, забрал у неё добычу. После выстрела в долине Улуйки стало тихо. Сибирская лайка действительно друг. Особенно кобель. Он и гордый, он и где - то независимый местами, но он и преданный, даже заботящийся о своем хозяине - друге. Лайка очень живой и любопытный пёс. И, самое главное, исключительно умная собака.
Охотника часто поражала способность его питомца понимать человеческую речь так, как будто она не собака, а и сама человек. Первое время охотника даже оторопь брала от смекалки и прозорливости лайки. Пока он освежевал добычу, Карай зализывал многочисленные раны. Так охотничья, капризная фортуна улыбнулась Кузьме и он сам того не ожидая добыл один из самых редких и ценнейших трофеев - суровую и злобную росомаху ! По прокусам и царапинам на теле кобеля можно было наверняка сказать, что росомаха умеет защищаться.
И защищаться доблестно и достойно. Она по праву является сильнейшим и грозным хищником в дикой и негостеприимной тайге ! Росомаха научена с удивительным упорством нелёгкими условиями обитания среди хищников, как защищаться, так и яростно нападать на противников. Карай в полной мере проверил и испытал эти великолепные качества свирепого хищника на своей собственной шкуре.
Выйдя у Чистого озера охотник напрямую через "Сосняк" направился к родному дому. Поблизости вели неугомонную трель клесты - еловики ловко и живо перелетая с одного елового дерева с криками на другое. Пройдя по просеке около километра, охотник поднял из лунки рябчика. Достал манок и попробовал тонким свистом трели поманить его. Каково же было его удивление ! Рябчик не откликнулся, но подлетел и сел недалеко от него на сосне.
Кузьме помог его увидеть осыпавшийся снег. Он снял с плеча ружьё, прицелился и выстрелил. Приятный толчок в плечо и тушка птицы комком упала в снег. Это был петушок. Тут же на выстрел примчалась вездесущая лайка. Собака всегда должна бежать на выстрел. Охотники часто этим пользуются, когда хотят отозвать к себе слишком увлекшегося охотой пса. Зов по имени обычно остаётся в таких случаях безрезультатным, ибо у собаки он рефлекторно связан лишь с получением пищи. Но инстинкт охоты у охотничьих лаек развит значительно сильнее всех остальных инстинктов.
Таёжник убрал подбитого рябчика просторный в рюкзак и поспешил с лайкой в родные пенаты. Пройдя несколько десятков метров охотника, вновь привлёк заливистый лай настырного Карая. "Что за день такой беспокойный ? - подумал Кузьма и направился на звук верной собаки. То что он увидел сидящим на могучей берёзе одновременно его удивило и позабавило. Почти на самой макушке берёзы - богатыря на толстом суку притаился маленький белоснежный зверёк, напоминающий ослепительный комок чистого снега. "Что же это за зверёк этакий ?" - мелькнула в голове у охотника. "Да это редчайший горностай !" - догадался охотник.
Про этого легендарного и мужественного маленького хищника существует много народных сказок, легенд и небылиц. Притча о нашем звере от Леонардо Да Винчи: "Однажды, когда лисица была занята трапезой, мимо пробегал горностай в своём великолепном одеянии.
- Хочешь отведать, приятель ? Не стесняйся ! - предложила ему насытившаяся и подобревшая лисица.
- Благодарю покорно ! - с достоинством ответил горностай, но я уже пообедал.
- Ха, ха, ха ! - засмеялась та.
- Скромнее Вас, горностаев, не сыскать животных на земле. Какие же Вы чистюли ! Просто диву даёшься. Едите раз в день и предпочитаете голодать, лишь бы не замарать свою шубку.
Вдруг откуда ни возьмись, появились охотники. Рыжая прохиндейка молниеносно скрылась - только её и видели, а горностай стремглав помчался к своему укрытию. Но полуденное солнце успело растопить снег, и норка горностая, ещё утром такая опрятная и ухоженная, заплыла грязью. Белоснежный зверёк несколько замешкался, стараясь не запачкать шубку, и вот тут - то охотники сразили его наповал. Умеренность служит надёжной защитой от пороков. Гордый зверь предпочитает скорее погибнуть, нежели запятнать грязью свою чистоту".
Во дворе у крыльца усадьбы охотника с Караем встретила верная жена - Зоя, которая уже начала волноваться из - за долгого их отсутствия. На Никитину Зою вдруг нахлынула тёплая волна воспоминаний: "Она родилась в глухой деревеньке - марийском Сеснуре Марийской АССР в 1929 году в бедной и многодетной семье. У неё с детства стали проявляться яркие качества лидера и вожака.
Ребята в школе боялись задирать бойкую по характеру девочку, боясь получить от неё жёсткий отпор. Повзрослев к 16-ти годам, Зоя уже возглавляла бригаду местных женщин, занимающихся уборкой зерновых культур. Причём её бригада на протяжении нескольких уборочно - полевых сезонов оставалась бесспорным победителем в социалистическом соревновании среди бригад других колхозов Параньгинского района республики.
В конце 50-х годов Зоя откликнулась, как комсомольская активистка на призыв Родины поехать по комсомольской путёвке в далёкую и таинственную Сибирь на лесозаготовки. Родители и родственники пытались её отговорить от этой авантюрной затеи. Мама Зои - Евдокия Прокопьевна Никитина в девичестве Кутузова говорила причитая:
- Доченька, да куда же ты надумала ехать на край света в неизвестность ?
Но Зоя резонно заметила:
- Мама сейчас везде в стране после жестокой войны тяжко и везде нужны рабочие руки, чтобы быстрей поднять нашу родную страну из руин и пепелища !
Высокая ростом и невероятно красивая со стройной, гибкой и крепкой фигурой с двумя толстыми и тугими косами до пояса Зоя сводила с ума не одного видного парня в деревне. Ей женихи предлагали руку и сердце, засылая сватов, но гордая девушка их всех отвергала. Даже мама - Евдокия Прокопьевна однажды встревожившись сделала замечание:
- Доченька ! Ведь для каждой девушки самое главное в жизни - это удачно выйти замуж и нарожать деток !
На это дочь шутливо отвечала:
- Мама для меня мой суженный, наверное, ещё не родился !
Откуда ей было знать, что её будущему мужу - Федотову Кузьме в далёкой Сибири уже на тот момент исполнилось 28 лет, а через три года произойдёт их судьбоносная встреча ! Эта неожиданная встреча свяжет их невидимыми узами брака на всю жизнь ! Родственники до последнего уговаривали остаться дома неугомонную и ретивую комсомолку, но Зоя, проявив твёрдый характер и невероятную для девушки настойчивость всё - таки уехала. Убыла как и тысячи других молодых парней и девушек с горячими сердцами в далёкую сибирскую глушь, где её ожидала Госпожа неизвестность !...
Первое время по распределению она трудилась на тяжёлой лесозаготовке в Долгомостовском леспромхозе Красноярского края. Тогда она впервые увидела бескрайнюю и красивую сибирскую тайгу ! Сразу за бараками прибывших на лесозаготовку комсомольцев начиналась суровая тайга - молчаливая, грязно - серая, хранившая какую - то вечную свою тайну !...
По зимним ночам часто разыгрывалась пурга. Завывал ветер, будто рассказывая тёмной ночью про свою незавидную долюшку. Под напором могучего ветра колыхалась и качались ветви деревьев мрачной тайги. Тайга шумела прерывисто: то рядом, то ниже, то вдруг стихала, но ненадолго. Жители этого сурового края, вероятно, свыклись со всеми капризами природы, С её беспощадностью по отношению к человеку. То, что многим из нас кажется удивительным, порой даже чудовищным, для сибиряков потеряло свою остроту, а стало неизбежностью.
Здесь чаще, чем в других местах, люди встречаются со смертью. Они привыкли спокойно смотреть ей в глаза, не отводя своего твёрдого и решительного взгляда. Через короткое время Зоя переехала в деревню Александровку Больше - Улуйского района, Красноярского края". Никитина Зоя также вдруг вспомнила как она встретилась со своей судьбой - Федотовым Кузьмой !
"Она возвращалась после изнурительной смены домой. Зоя работала в психиатрической больнице, что в трёх километрах от деревни, именуемой местными жителями Инвалидкой ! После утомительной и напряжённой работы хотелось поскорей прийти домой и завалиться поспать. Но волшебные и завораживающие мелодии деревенского гармониста внезапно привлекли её внимание, и она невольно подошла к сельскому клубу. Здесь стоял "дым коромыслом", а местная молодёжь, веселилась и отрывалась, по полной программе !...
В этом месте кипел котёл человеческих страстей: мордвы, вотяков, чувашей, марийцев, татар, башкир, немцев и прочее и прочее. В деревне Александровке ещё в царское время жило много челдонов. Так в Сибири называли вообще всех ссыльно - каторжных. А их дети и внуки после отсидки родителями положенного каторжного срока, так и остались в Александровке, обживая дикие таёжные места Сибири. Танцев как таковых в колхозе "Вперёд к коммунизму" не существовало, а вот пляске индивидуальной, под гармошку, придавалось большое значение.
Какой - нибудь замухрыга, парень, не удавшийся ростом, но хорошо умеющий плясать или играть на гармони, имел больше шансов понравиться девушкам, чем парень кудрявый, рослый и привлекательный, но не умеющий плясать. Парень не умевший плясать, всегда оказывался на задворках импровизированного круга, не попадая в поле внимания и зрения местных красавиц, либо знакомился с такой же неумёхой, как и сам.
Другое дело - хороший гармонист, за ним хоть за горбатым инвалидом девушки трепетно ухаживали: обтирали платками, отгоняли комаров ветками от его головы. Собственно все вечеринки и сборища молодёжи, а также собрания в сельском клубе заключались в основном в пляске под гармонь с пением озорных частушек. В деревне жило много ссыльных с разных концов необъятной и могучей страны под названием СССР и, следовательно, разных национальностей и культур, в том числе и ссыльные с Поволжья немцы.
Частушки пели на своих диалектах, плясали на свой местный - национальный лад. Девушки плясали по одной, по две, а то и вчетвером пара против пары. Большое значение придавалось частушечному репертуару. В частушках пелось обо всём. И о наболевшем на сердце, и о надоевшем каторжном труде, а также о любви и отношениях между любящими. Деревенских частушек существовало - море.
Они возникали, словно неоткуда - материализуясь как бы из воздуха сами собой будто анекдоты. Никогда Кузьме не удавалось обнаружить автора частушек. Больше всего частушек было эротических. Молодёжь волновали взаимоотношения между полами, и эта тема выплёскивалась через поэзию пусть и очень своеобразную.
Рискну привести несколько образчиков такой поэзии: "Я милёночку давала сидя на скамеечке, не подумай что плохого из кармана семечки !" или "Ты не жми меня к берёзе и не трать свои труды, ты не думай я не дура вот поженимся тады !" либо "Мне милёночик купил золотые часики и пришлось за это мне прыгать на матрасике !".
После таких забойных частушек молодые слушатели взрывались ядерным смехом. Кузьма любил частушки озорные с цветными картинками - "концертные", как он их называл. Жили в Александровке здоровенные мужики - смельчаки, бросавшие вызов Кузьме и пытавшиеся помериться с ним силушкой. Да куда там, всех этих наглых выскочек - удальцов Кузьма превращал в жестоких кулачных схватках в "отбивные котлеты !".