Глава I. Прохождение службы в Южной группе войск в Венгрии, г. Текель, в/ч 49712.
Однажды вкусив полёт, ты всегда будешь ходить
по земле с глазами, обращёнными к небу, - ибо ты
уже был там и тебя неудержимо тянет туда вернуться.
Леонардо да Винчи - великий итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель и музыкант.
В июле 1987 года я прибыл на новое место службы в Южную Группу Войск в Венгерскую Народную Республику в г. Тёкель. Приказом по части меня назначили в группу по обслуживанию авиационного оборудования истребителей МИГ - 21 в третью эскадрилью авиационного полка в/ч 49712 на должность - старшего техника. Группу возглавлял старший лейтенант - Дмитрий Герасименко. Он являлся зрелым руководителем и прекрасным специалистом. В нашем коллективе также проходил службу выпускник Ачинского ВАТУ уроженец Ивано - Франковска лейтенант Игорь Цап на должности старшего техника.
Должность техника группы занимал прапорщик Кульпин родом с Одесской области и ещё один специалист, в звании прапорщика служил на должности техника. Впоследствии с Игорем Цапом у меня сложились ровные деловые и приятельские отношения. В Венгрии (ЮГВ - Южная группа войск - прим. от авт.) я смог реализовать свою заветную мечту и осуществить прыжки в составе парашютно - десантной группы (ПДГ прим. от авт.) на парашютах марки Д-1 с вертолёта МИ-8 с высоты 800 метров.
Д-1 непоколебимо надёжный и вместе с тем чудовищно неповоротливый, за что и получил в народе хлёсткое сленговое название - ДУБ. На этом парашюте набираются опыта студенты - классики. Д-1-5У - круглый учебно - тренировочный, управляемый парашют, применяется для совершения тренировочных прыжков по начальному курсу обучения. Этот парашют отличается надежностью и возможностью осуществлять прыжки с принудительным стягиванием чехла или ручным раскрытием с небольшими изменениями.
Расшифровка аббревиатуры Д-1-5у следующая: Д - десантный; 1-первая модель; 5У- управляемый - десантный парашют. Его разработали после Великой Отечественной войны на базе десантного парашюта ПД - 47. Д-1 является одним из самых массовых парашютов в СССР и предназначен для учебно - тренировочных прыжков начинающих парашютистов.
При общей массе парашюта и парашютиста 120 килограммов он обеспечивает надёжную работу на высоте до 1 000 метров. Горизонтальная скорость его полёта до 250 километров в час и с разворотом на 360 градусов в любую сторону за время не более 18 секунд, при натяжении одной стропы управления. В парашютной системе применяется полуавтоматический прибор ППК- У - 575-а (полуавтомат парашютный комбинированный унифицированный - прим. от авт.).
Технический ресурс парашюта составляет до - 300 прыжков за период не более чем 15 лет. Вес парашюта 17,5 килограмм и в уложенном состоянии работоспособен без переукладки 30 суток. В комплект парашюта входят: вытяжная верёвка, вытяжной трос, предохранительный чехол, купол со стропами, подвесная система, ранец с гибкими шлангами, чехол купола, шаровой вытяжной парашют, вытяжное кольцо, а также вытяжное кольцо с тросовой петлёй и переносная сумка с паспортом.
Парашют имеет три способа введения в действие: принудительное раскрытие ранца со стягиванием чехла с купола вытяжной верёвкой. При этом карабин вытяжной верёвки крепится к тросу в самолёте или вертолёте. После отделения парашютиста от борта вертолёта, натягивается вытяжная веревка до первой петли и шпильки вытяжного троса выходят из конусных замков с последующей расчековкой ранца.
Далее под действием массы парашютиста натягивается вытяжная верёвка до второй петли и выходит купол в чехле, освобождая стропы из сот на ранце и из сот на чехле. Затем рвётся обрывная стропа, и чехол принудительно стягивается самолётом или вертолётом с купола. Время, проходящее с момента отделения от самолёта, до полного наполнения купола парашюта напором воздуха составляет около 03 секунды. Изготовитель легендарного парашюта - Ивановский парашютный завод.
Парашют раскроется на любой высоте от 200 метров, на любой скорости до 400 км в час и с любого положения тела парашютиста при открытии. Я видел моменты, когда "дуб" раскрывался вообще из беспорядочного падения. Ему не страшны ни зной пустыни, ни холод Заполярья. У него даже система отцепки свободных концов не предусмотрена. Дуб, он и в Африке дуб.
Очень много времени нам было уделено по самостоятельной сборке парашюта и технике безопасности пилотирования на "Дубе". Практически ежедневно проходили занятия по укладке парашюта. Опытные офицеры и специалисты по парашютно - десантной подготовке скрупулёзно наблюдали за каждым нашим действием. Несколько таких уроков, и мы уже безошибочно могли ориентироваться в контровках, стропах и стапелях.
Дело не шуточное, ведь, как говорится в войсках, как ты себе парашют уложишь, так он и раскроется. А это уже гарантия твоей жизни. Ошибок, возможных при укладке и хранении, - сотни. Расплата всегда одна - жизнь ! Поэтому каждый десантник укладывал парашют для себя сам. Кто -то спросит, а что такое ПСС и ПДС и для чего необходимы эти поисково - спасательная и парашютно - десантная службы ?
Отвечаю. Это - дежурные вертолёты с обученными экипажами и спасателями, экипированные необходимым оборудованием, в готовности к немедленному вылету на случай вынужденной посадки или катапультирования - покидания борта боевым экипажем. Если боевой летательный аппарат потерпел аварию или катастрофу и упал там, где другими средствами не добраться, то в дело сразу без промедления вступают именно эти службы.
У всех ребят входящих сюда - одна задача: оказать помощь терпящим бедствие экипажам и пассажирам воздушных судов. Причём как можно скорее.
После аварийной посадки, особенно в неблагоприятном районе: горы, лес или пустыня и т.д., да в жару или холод, при полученных травмах, даже если дико повезло, то и без них, шансы на выживание у потерпевших бедствие убывают с каждой минутой.
Мы уже знали, что прыгать придётся с высоты 800 метров. На уровне живота, пристёгнутый к грудным парашютным лямкам - ремням, висит надёжно упакованный купол - запасного парашюта. А сердце то замирает, то вдруг забьётся, словно в лихорадке, и душа выпрыгивает из тела, и страх заполняет весь организм ! И каждый пытается скрыть состояние своей души. А воздушная крылатая стальная птица "Вертушка" МИ - 8 безразличная ко всем нашим переживаниям, привычно парит в воздушном океане.
В воздушном "Пегасе" поначалу было не страшно. Только когда инструктор старший прапорщик - Панов Александр Иванович, открыл левую дверь, а мощная и плотная струя воздуха ворвалась в салон воздушной машины, меня моментально окатило холодной волной липкого страха.
Александр Иванович русоволосый, с плотной спортивной фигурой молодой человек, как говорят, приятной наружности. Светло - голубые его глаза по - доброму смотрели, на окружающий мир, излучая позитивность, энергию и тепло. Лицо типично славянского типа обычно выражало спокойствие и благодушие.
Скупая мимика не выплескивала наружу поверхностные эмоции. Неторопливые жесты, чуть замедленная реакция при разговоре подчеркивала крестьянскую степенность, основательность во всём, чем он занимался. Старший прапорщик Панов, недавно прибыл в наш полк истребительной авиации, с Дальнего Востока по замене.
Работоспособность и упорство, как у трактора, внушали уважение. Обаяние, скромность, умение ладить с людьми подкупали. Его стали отмечать, выделяя на сборах в когорту лучших специалистов. Расстояние до открытой двери, когда мы неумолимо приближаемся к заветной цели, за секунду до прыжка приходится преодолевать как перед "Страшным судом !".
Вот резкий и сильный напор воздуха уже ревёт и норовит, ухватившись за щёки, пытается разодрать их. Он нахально и дерзко лез в ноздри и сквозь сжатые плотно губы, стремясь раздуть лёгкие и порвать их.
Невидимыми лапищами сжимает руки - ноги, нагло ощупывая их попутно, не допустил ли ты промашку, может, чуть не так по потоку держит их вторгнувшийся в его царство чужак. Иду почти, что на автопилоте, понимая, что перед небом равны все.
Инструктор - Александр Иванович улыбается, внимательно вглядываясь в наши полные ужаса глаза. За секунду до прыжка в бездну я помню ощущение огромного внутреннего напряжения, граничащего с насилием и неизбежностью.
Ужаc проник в наши сердца. Но если не выпрыгнуть сразу, успокаивая себя словом потом, то это на практике значит - никогда ! Тогда страх превращается в характерный синдром, пробиться сквозь стену которого почти невозможно. И так внутри всё сжато и слышен какой - то внутренний оглушающий крик: а - а - а ! в момент прыжка.
Инструктор зычно и уверенно командует:
- Первый пошёл, второй пошёл, третий пошёл...!
Ободряюще шлёпая по нашим плечам своей тяжёлой ладонью, инструктор прапорщик Панов отправляет всех по "весовой категории очереди" в прыжок. Выходят сначала самые тяжёлые по своему весу, потом средние, а потом, уже последними самые лёгкие. Словно прорываясь через весь накопившийся страх, друг за другом мы бросаемся в воздушную пропасть !
Обратил внимание, что сердце, которое невероятно билось при подходе к открытой двери перед прыжком через какую - то секунду вдруг перестало уже так стучать.
Перед последним шагом в бездну и неизвестность успеваю спросить у инструктора:
- Саныч как лучше выйти прямо или боком ?
Сквозь плотную стену грохота двигателей и свиста потока воздуха он крикнул:
- Давай шагай или получишь пендаря под задницу для ускорения !
Как ни странно и удивительно, но эта фраза придала мне дополнительную смелость и я глубоко, вздохнув, делаю шаг вперёд в неизвестность !...