Необходимо заметить, что в типичной воинской части с доминирующим "дедовским" порядком существует шесть рангов, принадлежность к которым однозначно определяется сроком призыва на военную службу.
Внутри этих рангов существуют свои статусные системы, или ролевые позиции, которые я опишу ниже. Ведь время в армии физически осязаемо. Единицы времени службы это кирпичи пирамиды социальных статусов экстремальных групп.
Первый ранг:
Он включает только что призванных солдат, которые ещё не приняли присяги. На солдатском жаргоне их именуют: чайники, черепа, духи и мамонты, а также дрищи, карантины или бесплотные духи. Наименования не унифицированы и зависят от традиций части.
У них положение находится на самом нижнем уровне шкалы престижа. Ни прав, ни обязанностей в этом статусе ещё нет. В этом состоянии они пребывают от двух недель до полутора месяцев. Дифференциация на ролевые позиции в этом ранге отсутствует.
Второй ранг:
Солдат после присяги называют: птурсы, салаги, молодые, сынки, гуси, зелёные, бичи, салабоны, самцы, слоны, чижи, а также духи или ежи. Это новобранцы из низшей касты, то есть, изначально, призванных и не обладающих правами. Их называют - духи, видя в них нечто эфемерное.
Во внутренних войсках таких называли "SOSами" или чеками, а в стройбате - Васьками. Васька - дух прав не имел, у него были только обязанности. Он должен выполнять пожелания старослужащих, например, доставать водку, сигареты, изображать "поезд", рассказывать сказки или чистить сапоги.
Если "зелёный" соглашался с правилами, то получал одобрение, а если шёл против, то его избивали. Если это не помогало, то начинали травить. Статус духа сохраняется за солдатом первые шесть месяцев службы. На этом этапе происходит автоматическое определение их обязанностей, а права по-прежнему отсутствуют.
Это очень важный период, когда от поведения "молодых" во многом зависит их положение в своём ранге и перспективы перехода в последующие. Помимо своих уставных обязанностей молодые выполняют и повседневные обязанности старослужащих.
Кроме того, они исполняют их поручения и требования, не имеющие отношения к службе. Если "молодой" "шарит", то есть соглашается с обязанностями, вытекающими из его положения, это создаёт ему определённое признание среди военнослужащих следующих рангов.
Если он "возбухает" и "борзеет", то есть пытается сопротивляться, то его жёстко наказывают. Молодые разбиваются на несколько ролевых типов в зависимости от их поведения. Исполнители наиболее адаптированный тип.
Это люди, уважающие дедовские традиции, и принимающие хотя бы внешне - дедовской порядок и способные гнуться, но не ломаться. По своим психологическим качествам это хорошо социализированные люди.
Они осознают положительные стороны системы, в которой продвижение по статусам происходит аскриптивным путём, то есть определяется временем прохождения службы.
Они дожидаются дня, когда они смогут принять власть, которую им дадут. В солдатском просторечии это формулируется так: "полгода пропашешь, полтора протащишься, а потом гуляй". Летуны, то есть те, кто "летает" - плохо адаптированный тип.
В эту категорию попадают те, кто переусердствовал в подчинении либо те, кто сначала сопротивлялся, но затем не выдержал избиений и "сломался". Кроме того, в летуны попадают те, кто как-то выделяется из общей массы например: хиппи, панки, и т.п.
Иногда в данную категорию попадают неожиданно взбунтовавшиеся исполнители. Такой бунт, как правило, заканчивается для них крайне плачевно. По своим психологическим характеристикам в летуны обычно попадают мягкотелые новобранцы, которые не могут определить правильную линию поведения и кидаются из крайности в крайность: то беспрекословно выполняют все требования "дедов", то вдруг начинают сопротивляться, но быстро "ломаются".
Два описанных выше типа - исполнители и летуны наиболее многочисленны и являются ядром ранга молодых. На полюсах рангов находятся крайние типы: борзые и стукачи.
Борзые это те, кто, невзирая на избиения, отказываются подчиниться дедовским порядкам и кто, несмотря на побои, отказываются подчиняться преступной системе. Борзым приходится очень тяжело в первом периоде, потому что их наказывают за сопротивление.
Там, где дедовщина ужесточается, их "ломают". Если же у них хватает сил выдержать моральный и физический прессинг со стороны старослужащих, их порой оставляют в покое, и они приобретают определённую свободу действий и даже уважение.
Тип стукачей близок к летунам по своим психологическим качествам: их характеризуют слабый характер и отсутствие силы воли. Это те, кто, испугавшись побоев или проявив необоснованную веру в силу уставного порядка, хотя бы один раз имел неосторожность пожаловаться командирам.
Эти люди немедленно становятся стукачами и остаются ими до конца службы. Их в подразделении обычно немного, и находятся они на положении отверженных. В лучшем случае с ними не разговаривают и сваливают на них самую грязную работу: уборка казармы и туалета.
Ударить и избить стукача считается в порядке вещей не только для солдат старшего, но и младшего призыва. Там, где на армейские традиции наложились и уголовные, то есть в стройбатах, происходит "опускание" стукачей.
Символом "опущения" обычно является изнасилование. Опущенные все два года службы выполняют роль пассивных гомосексуалистов. Срок службы не имеет для них значения: их обязанности остаются прежними при отсутствии всяких прав.