Глава. 48 Жуткие откровения старшего брата Юрия о службе на БАМе.
Исполняй свой долг, а остальное предоставь небесам.
Пьер Корнель (06.06.1606, Руан - 01.10.1684, Париж) - французский поэт и драматург. Один из создателей европейской трагедии Нового времени, "отец" французского классицистического театра.
Нравы среди по - настоящему озверевших от такой жизни БАМовских солдат и офицеров тоже были дикими. "Нас привезли в батальон из Тынды уже за полночь - рассказывает брат Юра, - но местные "деды" нас встретили как положено: усердно избивали до 06 часов утра, то есть до подъёма.
Ни один офицер ночью так и не появился. Жуткая дедовщина сочеталась с землячеством и межнациональной ненавистью. При этом в нашем мехбате находились ребята практически со всего Советского Союза: казахи, киргизы, литовцы, молдаване, украинцы, армяне, грузины, азербайджанцы, чеченцы, а также ингуши и русские.
Инцидент с нашим жестоким избиением сразу же замяли работники военной прокуратуры, которая и создана, видимо, для того, чтобы "не выносить сор из избы". Кстати, солдатам вилки в столовой не давали, опасаясь массовости подобных происшествий. Их могли использовать в массовых драках в качестве холодного оружия - два удара восемь дырок !
Огнестрельное оружие в железнодорожных частях на трассе отсутствовало. Владеть оружием в таких условиях являлось опасным: народ мог просто друг друга перестрелять". Вот такой скорбный рассказ мне поведал брат Юрий.
Проезжая на мощных грузовых машинах марки ЗИЛ-131 и Урал по грунтовой весенней дороге и открытому для движения участку БАМа от Ургала до станции Сулук у нас с ребятами, невольно возникало ощущение недавно прошедших здесь нешуточных боевых действий.
Везде вдоль дороги в кюветах валялись различные искорёженные и полуразобранные трактора, самосвалы, экскаваторы, грузовики, а также железнодорожные платформы и даже поезда. Создавалось невольное впечатление, что здесь совсем недавно повторилось "Курское побоище" или танковое сражение под Прохоровкой.
Разница состояла лишь во временном интервале. Так сказать постскриптум, а вместо танков и другой боевой техники здесь ржавели под открытым суровым небом останки и остовы гражданского имущества и техники.
Послевоенное ощущение усилилось, когда на одной из сопок мы вдали от трассы увидели смог и густой дым от горевших осушенных ранее торфяников. Огонь и дым растягивался на сотни километров, так как их никто не тушил.
Гасить торфяники бесполезно. Как ни странно, но в те социалистические времена на БАМе присутствовало много строительной техники из капиталистических стран. Японские краны - Като и экскаваторы - KOMATSU (Комацу - прим. от авт.), а также американские бульдозеры - Катерпиллеры и самосвалы Магирус из ФРГ. Caterpillar D 9 - тяжёлый трактор на гусеничном ходу, разработанный и производимый компанией Caterpiller Inc.
Первые их модели представили в 1954 году. Этот бульдозер сразу завоевал симпатии многих строительных фирм со всего мира - он являлся мощным, а также надёжным и работоспособным. Впрочем, имелись и классные самосвалы марки Татра из социалистической Чехословакии.
Настоящих комсомольцев, которых "в дорогу позвал комсомольский билет", а также романтиков, поехавших "за туманом и за запахом тайги", мне не довелось видеть. Большинство строителей БАМа в 1980-е годы всё-таки просто хотели заработать, так как платили здесь поначалу очень хорошо.
Поэтому песню "про туман" местные работяги переделали так: "А я еду, а я еду за деньгами, за туманом едут только дураки !". В среднем простой работяга получал на руки от 500 до 600 рублей, без учёта мотивации и различных премий за выполнение и перевыполнение планов.
В среднем зарплата по стране в это время составляла всего лишь 120 - 150 рублей. То есть БАМовцы получали как минимум в четыре раза больше чем рабочие в других регионах необъятной страны под названием СССР.
Но у строителей присутствовал один маленький, но жирный и существенный нюанс - на БАМе, заработанные потом и кровью большие деньги негде было тратить, так как в большинстве своём различные бригады находились на лоне дикой тайги.
Труженики заработанные деньги пачками складывали прямо на подоконниках своих каморок и жилищ, а также под матрац или кровать и никому в голову не приходило их воровать. Деньги как товар здесь просто не имели цену. Это лишь разрисованные лоскутки специальной бумаги.
Многие приехавшие рассчитывали накопить приличную сумму, чтобы потом уехать и купить "на материке" жилье или машину. То есть работу на БАМе люди воспринимали как временную, чтобы подзаработать и уехать домой. Но так получалось не у всех и не всегда.
Быт засасывал крепко и надёжно. К тому же в 80-е годы платить стали меньше и откладывать необходимые суммы стало уже труднее. Ехать, как правило, стало уже не на что и некуда.