- Здесь вполне уместно вспомнить мудрую ирландскую пословицу, снимающую эту проблему: "Когда Бог создавал время - Он создал его достаточно."
- Но всё же, что такое время?
- Наивысшее известное мне определение времени гласит, что время - это проекция обращающегося круга вечности на конечное пространство. Но удовлетворит ли это объяснение твое любопытство?
- Мне это трудно представить...
- Да, мне тоже. Но, по меньшей мере, из этого можно уяснить, что время относительно и подчинено вечности. Хотя мы ещё не знакомы с вечностью и наши представления о ней умозрительны, ведь конечное не может иметь полностью адекватных представлений о бесконечном. Равным образом, из потока времени вечность едва ли постижима. Однако, мы на личном опыте хорошо знакомы с пространством и догадываемся, что время неразрывно с ним связано... А что если мы дадим простое функциональное определение времени следующим образом: время - это пространство эволюции. Так будет понятнее?
- Кажется, да... Но тогда, что такое эволюция?
- Движение - эволюция материальных тел или волн, осуществляется во времени. Развитие материальной жизни на нашей планете шло и продолжает идти по соответствующим законам эволюции. Далее, события, постигаемые человеческим разумом, и его опыт в памяти также нанизаны на нить времени. Да и само наше мышление, мысль, эволюционируют во времени. Наконец, зарождение и прогресс души также разворачиваются на этой сцене. Подобный прогресс предполагается и для развития социума и человеческой цивилизации в целом, если, конечно, это не искажается злонамеренным выбором волевых созданий.
- Значит время предназначено для эволюции материи, разума, духа и всего, что с этим связано?
- Именно так. Как только Создатель задумал вселенную эмпирического совершенства, достигаемого через эволюцию, и провозгласил Свой высший наказ вселенной: "Будьте совершенны, как совершенен Я", появление времени стало неизбежным. Если бы Создатель ограничил себя лишь экзистенциально совершенным мирозданием, появление времени не было бы столь необходимым. Ведь изначально совершенное творение может пребывать в вечности вместе с совершенным Богом не создавая дисгармонии. Но такое совершенное творение было бы статично в своём предельном совершенстве и дальнейший прогресс был бы невозможен. Напротив, творение, изначально созданное несовершенным, подобно смертному человеку, постепенно обретает совершенство во времени и только после достижения этой высшей цели времени может войти в вечность и обрести гармоничное единство с Богом. Такой путь прогрессирующего и обретённого на опыте совершенства естественно дополняет совершенство экзистенциальное и совместно с ним исчерпывает тотальность, всеохватность и полноту совершенства. В этом я вижу исток и предназначение любой эволюции. А эволюция, как я уже говорил, развивается в резервуаре времени.
- Почему тогда Создатель именно для нас выбрал такой сложный и длительный путь эволюции, где присутствует возможность заблуждения, зла и гибели? Почему Он сразу не создал нас совершенными?
- Я думаю, потому, что именно таким путем эволюционного восхождения Создатель приобретает себе самых преданных, приверженных и любящих детей, добровольно, по велению сердца и за счет своей веры избравших Его своим Отцом, чтобы разделить с ними радость совместного творческого претворения Его божественного замысла. Разве ты не видишь, какую особенную и высокую ценность представляют для Отца такие дети, которые полюбили Его и доверились Ему от своего младенчества и которые принесли добрые плоды на мёртвой земле? Поэтому нет ничего удивительного в том, что мудрый и любящий Отец приобщает своих многочисленных детей к своему труду по обустройству обширного мироздания на благо всей вселенской семьи. Отец живет ради Своих детей и всё, что создано предназначено для их блага. Даже само время.