Аннотация: Этим утром мы впервые отправились в Масайскую деревню.
Этим утром мы впервые отправились в Масайскую деревню.
Масаи - коренное племя Восточной Африки. Занимаются они преимущественно скотоводством. Разводят коров, коз и осликов. От коров Масаи получают молоко, мясо, также кровь, что пьют воины, при этом для подобной процедуры зверей не убивают, а проделывают в шее за ухом отверстие, в которое вставляется трубочка, через которую и набирают необходимое количество крови. Спустя какое-то время, когда животное вновь крепнет, процедура повторяется вновь и вновь. Козы также используются для получения мяса и молока. А ослики нужны для транспортировки нехитрого скарба владельцев, ведь племя кочевое. Когда скот выедает траву в окрестностях, жители деревни просто уходят в другое зеленое место, где возводят новую деревню.
Деревня представляет собой несколько хижин из глины, веток и навоза с травой, стоящих кругом, входами развернутых в центр. На ночь весь скот загоняется в этот круг, а проходы закрываются ветками колючих кустарников, чтобы защитить его от хищников. Также от скота исходит тепло, которое является естественным отоплением для жилищ Масаев. Местные жители любят держать в качестве домашних животных собак, которые своим лаем ночью оповещают о приходе диких животных.
Мужчины Масаи - воины и могут иметь столько жен, сколько они смогут содержать (то есть сколько у них имеется коров и коз). Чтобы стать воином, раньше мальчик по достижении 18 лет должен был убить льва и вернуться в деревню в шапке из львиной гривы. Сейчас же процесс посвящения упрощен: молодого мальчика облачают в черные одежды, раскрашивая ему лицо белым мелом. В таком виде он отправляется в саванну, где должен выжить в дикой природе в течение трех месяцев. Жители соседних деревень при этом могут помогать ему и давать пищу, но никто не может предоставить ему кров и ночлег. По истечении срока юноша возвращается в свою деревню и считается Мораном (воином). Теперь он может выбирать себе жену или нескольких в зависимости от достатка.
Каждая жена должна построить свой домик (процесс занимает около месяца). Это жилище, в котором будет жить она, ее качующий по таким домам (остальных жен) муж и их детки. Раньше в Масайской семье было примерно по 9-10 детей. Сейчас с приходом цивилизации Масаи ограничиваются 1 женой и 1-3 детьми, потому что должны обеспечить свое потомство еще и образованием, которое в стране платное и обходится недешево.
Каждое посещение Масайской деревни для туриста стоит примерно 30-40 долларов человека. Эти деньги собирает вождь и затем они расходуются как раз на образование и закупку всего для этого необходимого (канц. товары, школьная форма и прочее).
Еще Масаи организуют ярмарки своих поделок для туристов, выступают с песнями и танцами в лоджах и кемпах, собирая таким образом деньги для своей общины.
Прогресс неумолим и не щадит никого, даже этих гордых, свободных и красивых людей Африки.
Они вынуждены адаптироваться к законам внешнего мира. И печально наблюдать, как с каждым годом их жизнь становится менее и менее аутентичной.
Ранее войти в Масайскую деревню было серьезным испытанием для туриста: под ногами повсюду был навоз, хижины преимущественно также были из навоза (который, кстати, считается хорошим антисептиком), у мужчин и женщин племени были проколоты мочки ушей, в них были вставлены многочисленные украшения, огонь разводился исключительно при помощи трения двух палок и сухой травы, не было ни традиционной посуды, ни привычной нам одежды на детях, ни спичек.
Сегодня же Масайская деревня довольно чиста, хижины строятся уже в основном из глины, для загона скота сделан отдельный круг из кустарников внутри деревни, детки ходят в европейской одежде, а у каждого воина в кармане есть спички.
На мои вопросы о таких стремительных изменениях вождь грустно ответил: "Туристы жаловались на запах. А они являются основным источником дохода для образования детей. Кстати, Масаи, которые хотят получать образование, не могут, как и раньше прокалывать уши и использовать какую-либо племенную атрибутику.".
От этого становится грустно. Следующие поколения уже никогда не увидят прежних Масаев, и чем дальше, тем больше племя будет приспосабливаться к современному миру и его условиям. Но, с другой стороны, они настоящие - это не постановочные деревни, где организуют шоу для туристов, и мне повезло присутствовать при определенном этапе их развития, что навсегда останется в моей памяти.
Когда-нибудь я обязательно привезу своего ребенка в подобную деревню и буду рассказывать ему о том, как жили эти люди раньше, об их традициях и культуре. Возможно даже кто-то из Масайских стариков у хижины на окраине вспомнит для нас, каким оно было это беззаботное "раньше" и его лицо озарится улыбкой.
Ну а сейчас только радость от моего присутствия и возможности прикоснуться к великому чуду другой культуры.
"Однажды, когда мы с Денисом приземлились на ферме, к нам подошел дряхлый кикуйю.
- Вы были сегодня очень высоко, сказал он. - Мы вас даже не видели, только слышали жужжание аэроплана, словно это пчела.
Я согласилась, что мы побывали на большой высоте.
- А Бога видели?
- Нет, Ндветти, - ответила я, - Бога мы не видели.
- Значит, вы не были достаточно высоко. Вот скажите: как вы думаете, вы можете залететь так высоко, чтобы увидеть Его?
- Не знаю, Ндветти, - сказала я.
- А ты, Бедар, - обратился он к Денису, - как думаешь? Доберешься ты на своем аэроплане до Бога?
- Вот уж не знаю! - воскликнул Денис.
- В таком случае, - заключил Ндветти, - я тоже не знаю, зачем вам летать."