Никитюк Владимир : другие произведения.

Муза из будущего

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Пролог
  
  Как всегда, в пятницу вечером шеф вызвал всех начальников лабораторий "на ковёр". О текущих делах отчитаться, успехами похвастаться, в совершённых ошибках повиниться.
  Ну, "вечером", - это, конечно, сильно сказано. Пятница в организации была укороченным рабочим днём. В три часа дня все уже по домам расходились. Так что позже чем в два часа дня такие совещания проводить было физически невозможно.
  Но и "два часа" было временем не совсем хорошим. Какое удовольствие общаться с людьми, которые всё время украдкой посматривают на часы и судорожно гадают: удастся сегодня уйти с работы вовремя или не удастся?
  Поэтому в их отделе еженедельные планёрки начинались в час дня. Поскольку они длились около часа, все были довольны: и начальник отдела, который получал спокойную и внимательную аудиторию, и начальники лабораторий, которые после совещания имели целый час, чтобы спокойно завершить последний рабочий день недели, и рядовые сотрудники, успевавшие получить от них важную информацию о событиях следующей недели.
  Так что нет ничего удивительного, что где-то без десяти час у Андрея сработали "внутренние часы". Это означало: надо бросать текущие дела и идти общаться с шефом и своими коллегами - начальниками лабораторий.
  
  Обычно такие совещания проходили легко и весело. И дело было вовсе не в том, что у начальника отдела был лёгкий характер.
  Наоборот - шеф был человеком сложным. В какой-то степени даже суровым. Но вот в пятницу у него обычно было хорошее настроение - особенно в послеобеденное время.
  Нельзя, конечно, сказать, что в это время он совсем не ругал своих подчинённых за допущенные "косяки". Ругал, конечно... Но как-то менее зло, чем обычно.
  Но главное - в пятницу шеф не только ругался, но и пытался реально принять участие в "разруливании" нехорошей ситуации. А так как в этом деле он был большой мастер, то очень часто оказывалось, что всё на самом деле не так плохо, как вначале казалось. И "накосячивший" подчинённый, выслушав сначала нелицеприятную оценку, а потом сразу же получив дельный совет, выходил из кабинета чуть ли не окрылённый.
  Но в эту пятницу всё пошло не так. Вопреки ожиданию, настроение у начальника отдела оказалось хуже некуда. С самого начала.
  Все начальники лабораторий в ужасе притихли. Что-то сейчас будет...
  
  Все ожидали, что шеф немедленно "отыграет" своё плохое настроение на подчинённых. Но всё оказалось совсем по-другому...
  Сегодня никакой агрессивности у него не было и в помине. Скорее уж подавленность...
  Было такое ощущение, что все текущие трудности кажутся ему такой мелочью, которая даже лёгкого внимания не стоит.
  Но такое равнодушие никого не обрадовало. Скорее уж напугало. Было ясно: близятся какие-то серьёзные неприятности в масштабах отдела. А, может быть, и всей организации... А по сравнению с этим любые текущие проблемы действительно пустяками покажутся...
  
  Так что совещание закончилось быстро. Примерно через полчаса шеф как-то отстранённо заявил:
  - Что ж, на сегодня достаточно. Все свободны. Только Извольского попрошу остаться.
  Все начальники лабораторий, кроме Андрея, в задумчиво-подавленном настроении покинули кабинет. А шеф встал из-за стола и тихо сказал:
  - Дело плохо, Андрюша. Очень плохо! Если мы с тобой сейчас чего-нибудь не придумаем, наш отдел ликвидируют.
  Андрей вовсе не удивился такому запанибратству. У них с начальником отдела давно были достаточно доверительные отношения. Нет ничего странного, что в трудную минуту шеф обратился к тому из своих подчинённых, которому больше всего доверял.
  
  Но Андрей удивился самой информации. Вроде бы дела у их института шли очень неплохо - в том числе и у их отдела. О чём он сразу же и сказал шефу.
  Тот в ответ тяжело вздохнул и начал объяснять.
  - У самого института дела-то идут как раз неплохо. Цель его деятельности чётко видна, и результаты уже есть. И у всех остальных отделов всё хорошо. Каждый из них имеет чёткую задачу, и вклад его в общий успех ясен и понятен. А вот наш отдел...
  И шеф горько вздохнул.
  Андрею было ясно, о чём он подумал. Их отдел был создан самым последним. А его задачи, выражаясь мягко, были очень спорными.
  Если сравнивать научные исследования с военной операцией, все остальные отделы обеспечивали правильную осаду или планомерное наступление на позиции неведомого. А их отдел должен был обеспечить что-то вроде танкового прорыва.
  Нет, дело-то, конечно, хорошее - да уж больно рискованное. Поэтому в головах людей, облечённых властью, всё чаще мелькала мысль: а не закрыть ли вообще этот отдел со столь рискованной репутацией?
  Ведь тогда сэкономленные деньги (а их, как известно, всегда не хватает), можно было бы направить на финансирование других, более основательных, направлений научной работы.
  
  - Но послушайте! - не сдавался Андрей. - Ведь, по моему, мы уже доказали, что наши исследования, - это движение в правильном направлении! И результаты у нас есть! Кстати говоря, не два-три, а достаточно много!
  Шеф грустно улыбнулся:
  - Да, конечно, мы уже доказали свою состоятельность! Но пока что только для себя... Боюсь, высокому начальству наши результаты не покажутся убедительными...
  - И всё-таки... Почему нас ставят в такие жёсткие условия? Ведь нашему отделу требуется довольно скромное финансирование! Или наше государство совсем обеднело?
  - Да нет, до этого далеко! - махнул рукой шеф. - Если бы речь шла о каких-нибудь других исследованиях, денег хватило бы на сто таких отделов, как наш. Но вся беда в том, что в данном случае вступает в силу Соглашение об ограниченном финансировании. Россия имеет право потратить на поиск Потерянных Знаний чётко фиксированную сумму. Никак не больше. Так что начальство всё время нервничает: а не ошиблось ли оно с распределением этих более чем скромных сумм? И если что-то не так, сразу же начинает урезать одно, чтобы дать побольше денег для другого. В общем, настоящий Тришкин кафтан получается...
  
  Теперь ситуация стала для Андрея до конца понятной. Странно, он ведь много раз читал об этом дурацком Соглашении. Просто ему никак не приходило в голову, что оно может их настолько непосредственно коснуться.
  Дело в том, что слишком активное освоение Потерянных Знаний способно было дать любой стране серьёзное преимущество. Чтобы, с одной стороны, не допустить этого, и, с другой стороны, избежать истощения крупнейших стран в новом типе мировой гонки, и было заключено это соглашение.
  Проконтролировать его соблюдение было, конечно, непросто. Поэтому нарушали его практически все страны. Но старались делать это осторожно, "не по-наглому".
  В тех же организациях, деятельность которых было легко проконтролировать извне, Соглашение соблюдалось скрупулёзно.
  К сожалению, институт, в котором работал Андрей, как раз и относился к таким организациям. Так что им приходилось заниматься буквально акробатикой, пытаясь получить максимум результата при минимальном финансировании. Хорошо, хоть до оплаты труда эта экономия пока не дошла...
  
  Все эти мысли промелькнули в голове у Андрея за несколько секунд. А шеф при этом с интересом наблюдал за меняющимся выражением его лица.
  Наконец, Андрей вынырнул из стремительного потока своих фантазий и вернулся в реальность, сразу же задав при этом совершенно естественный вопрос: а если шанс что-то изменить? И если да, то что при этом нужно делать?
  - Сделать-то, конечно, много чего можно! - вздохнул шеф. - Да вот только покрутиться при этом придётся ого-то сколько! И, опять же, даже если мы сделаем всё, что в наших силах, всё равно есть вероятность, что всё это будет бесполезно. Чтобы всё нормально получилось, нам ещё хоть чуть-чуть повезти должно!
  На это Андрей резонно заметил, что попытаться всё равно нужно. Ситуация, когда отдел расформируют, настолько ужасна, что тут за любой шанс ухватишься.
  - Ну что ж! - кивнул шеф. - Я рад, что ты так думаешь. Тогда слушай!
  
  Оказалось, что где-то дней через сорок состоится очень серьёзное совещание.
  - С выходом чуть ли не на самый верх! - уточнил шеф, многозначительно указав глазами куда-то на потолок.
  На этом совещании должны были обсуждать, как двигается процесс освоения Потерянных Знаний на территории России.
  По результатам этого совещания и будет решено - урежут институту финансирование или, наоборот, увеличат.
  - Стоп! - неожиданно подал голос Андрей. - Что-то я перестаю понимать... Ведь наш институт - единственный в системе Академии наук, который занимается этой проблемой. Если отнять у нас деньги - то кому их давать?
  - А вот тут и вступает в действие главная интрига. На этом совещании столкнутся две точки зрения.
  Одна - та самая, что господствует сейчас - утверждает, что исследования должны вестись по двум направлениям. Во-первых, в отделах специализированпых институтов. Например, в Отделе потерянных исторических знаний в Институте истории, в Отделе потерянных литературных произведений в Институте литературы и так далее. Во-вторых, в специализированном Институте Потерянных Знаний, в котором мы с тобой имеем честь работать.
  Альтернативная точка зрения заключается в том, что наш институт вообще не нужен. Мол, его давно надо закрыть. А освободившиеся деньги распределить по отделам потерянных знаний в тематических институтах. Туда же передать документацию по всем проводимым работам. Уволенным специалистам предложить перейти туда же.
  - Интересно, а сильно ли они на этом сэкономят? Какую часть общего финансирования получает наш институт? Он же пока совсем маленький?
  - Вообще-то на эту тему распространяться не принято. Но тебе я скажу. Одиннадцать процентов. Остальные восемьдесят девять распределяются по отделам потерянных знаний других институтов.
  - Тогда я вообще ничего не понимаю! - воскликнул Андрей. - Это же крохоборство в самом чистом виде!
  
  - Понимаешь! - вздохнул шеф. - Тут дело не только в экономии. Кое-кто рассматривает наш институт как нежелательных конкурентов. А сейчас как раз удобная ситуация для того, чтобы нас задавить.
  - Даже в ущерб общему делу?
  - А когда мысли об общем деле карьеристов останавливали? - усмехнулся шеф.
  - Ну. Тут я, кажется понял. Ну а с нашим отделом-то что?
  - То же самое - желание тупо сэкономить деньги. Но уже в масштабах института.
  
  Шеф встал из-за стола, подошел к окну, задумчиво посмотрел вниз, на снующие туда-сюда поезда монорельсовой дороги. И начал говорить снова:
  - Понимаешь, функции остальных отделов ясны и понятны. Вот Николаев, например, берёт отдельные массивы информации и обрабатывает их. Целиком. Полностью. Так подробно, как только в принципе возможно. Кто посмеет сказать, что такой отдел вообще не нужен?
   Или, например, отдел Алексеева. Он берет отдельную тему (как правильно, достаточно важную и актуальную) и ищет материалы к ней по всем доступным массивам. Благо, компьютерные методы это позволяют. Ведь ясно же, что без такого алгоритма тоже никак не обойтись!
  С обеспечивающими отделами ещё проще. Их необходимость вообще не подвергается никакому сомнению. Ясно ведь, что без математической поддержки, программного обеспечения или специальной аппаратуры никак не обойтись.
   А у нас? Как сформулирована тематика нашего отдела?
  - Специальные методы поиска значимой информации с трудно формулируемыми ключами! - с некоторым трудом вспомнил Андрей.
  - Видишь! Даже и ты, вспоминая, чуть-чуть запнулся! - горько улыбнулся шеф. - А любой недоброжелатель сразу же скажет, что это вообще что-то непонятное и, скорее всего, ненужное!
  
  - Это совершенно нечестный выпад! Официальные формулировки всегда громоздкие и не очень понятные с первого раза. Смысл деятельности нашего отдела лучше всего на примерах объяснить!
  - Ну так объясни!
  - Вот, предположим, - начал Андрей. - нам требуется найти человека, который настолько гениален, что придумал ни больше не меньше, как новую науку. Совершенно новую. Но донести свои результаты до остальных людей донести не сумел. Или не смог. Только методы нашего отдела могут обеспечить поиск такого человека!
  - Ой ли! - иронично улыбнулся шеф. - А методы Николаева и Алексеева? Они что, тут совсем не причём?
  - Именно так! - твёрдо ответил Андрей. - И я готов это доказать!
  - Замечательно! - с грустной улыбкой ответил шеф. - Так доказывай! А я внимательно послушаю...
  
  Андрей на минуту задумался. Какой бы пример поубедительнее привести?
  - Итак... - начал он осторожно. - Представим себе, что в начале XXI века жил гениальный человек, придумавший новую науку. Совершенно новую. И успевший опубликовать свои соображения в тогдашнем Интернете. Но ему никто не поверил - и он бросил свои идеи. И вообще забыл. А, может быть, не бросил - а внезапно умер.
  - Ну предположим... - осторожно прокомментировал шеф. - Но причём тут наш отдел?
  - А притом! Другие отделы в принципе не смогут найти этого гения. А мы сможем!
  - Давай-ка отсюда поподробнее! - прервал его шеф. - И поубедительнее! Как будто говоришь всё это не мне, а кому-то гораздо менее доброжелательному!
  
  - Ну хорошо! - не стал спорить Андрей. - Постараюсь...
  Начнём с отдела систематического поиска. Он, конечно, обрабатывает информацию максимально подробно. Буквально до каждого бита. Но вот их темпы... Если они не придумают какие-то ускоренные методы, работы им на несколько десятков лет хватит.
  Как вы понимаете, вероятность того, что информация о нашем гении окажется в самых первых массивах информации, крайне мала. Так что методы отдела Николаева отпадают.
  Отдел Алексеева - тот, что ищет материал по хитро сформулированным поисковым алгоритмам - здесь тоже не поможет. Дело в том, что заранее не известно, что за принципиально новая наука могла быть создана. А поэтому совершенно непонятно, что именно нужно искать.
  - А просто набрать в поисковой строке - "новая наука" - что, совсем никакого результата не даст?
  - Результат-то, конечно, будет, - но совсем не такой, на который мы рассчитываем...
  
  - Во-первых, в найденном материале будет очень много информации о новых разделах существующих наук. Это, конечно, тоже интересно, - но совсем не то, чего бы нам хотелось...
  Во-вторых, некие практически значимые проекты, совершенно необоснованно обозначенные в виде отдельных наук. Иногда - очень интересные проекты... Но опять же не то, что надо...
  В-третьих, общественно-политические движения, заявленные в виде наук. Это уже совсем-совсем не то...
  И, наконец, лженаука в чистом виде. Там, где некие странные люди утверждают совершенно дикие вещи, не затрудняя себя никакими аргументами.
  В общем, огромные массивы информации. А ценность всей этой информации - практические нулевая...
  Кстати, результат вполне ожидаемый. Такая сложная задача не может иметь настолько простого решения!
  
  - Хорошо! - улыбнулся шеф. - Простого решения тут нет. А какое есть? Вы, вероятно, его знаете?
  - В общем-то да... - как-то неуверенно ответил Андрей.
  - Что-то я в вашем голосе как-то сомнения слишком много!
  - Да! - сказал Андрей уже более уверенно.
  - Ну и как его фамилия? Что за науку он создал?
  - О ком вы говорите? - удивлённо переспросил Андрей.
  - Да всё о нём же! О том, кого не могут найти отделы наших коллег!
  - Я же не сказал, что он найден! Я сказал, что мы в общем и целом знаем, как его найти!
  - Вот в том-то и дело... - вздохнул шеф. - Понимания у нас много, а результатов пока нет. Я имею в виду настоящих, очевидных для всех результатов.
  Андрей сокрушённо замолчал. К сожалению, отвечать ему было нечего.
  
  - В общем, так! - продолжал шеф после короткой паузы. - Нам нужен результат. Хороший, чёткий, масштабный результат. Чтоб ни у кого даже тени сомнений относительно него не появилось. Например, гений. Настоящий, безусловный гений. Или великое произведение. Но по-настоящему великое - чтобы от него у людей дух захватывало!
  В общем, обещаниями уже недостаточно - даже самых убедительных. Нужны факты.
  А времени на то, чтобы их получить, очень мало. Чуть больше месяца.
  И возглавить этот процесс в масштабах отдела придётся тебе. Потому что я в это время буду занят совсем другой работой.
  
  Андрей удивлённо посмотрел на шефа. И задал совершенно естественный в данной ситуации вопрос: что может быть для них важнее, чем получение конкурентоспособного результата? И допустимо ли для начальника отдела отвлекаться в этой ситуации на что-то другое?
  Шеф сокрушённо вздохнул и начал объяснять.
  
  Оказалось, что их недруги вовсе не собираются сидеть спокойно и ждать результатов этого самого совещания. Вполне возможны попытки закрыть их отдел ещё раньше. Чтобы срочно сэкономить деньги и быстренько потратить их на какой-нибудь свой проект.
  - И что, нет никакого способа этому воспрепятствовать? - вскинулся Андрей.
  - Способ-то есть. Надо поговорить кое с какими людьми наверху. И убедить их в том, что перераспределять средства сейчас совершенно бессмысленно - всё равно за такое короткое время их не успеют разумным способом освоить. А у нас уже давно ведутся масштабные исследования. И впечатляющие результаты буквально на подходе. Но, как ты понимаешь, проводить все эти беседы должен лично я. Никто из вам - начальников лабораторий - даже не представляет, с кем надо говорить и о чём.
  - Что ж, теперь я понял! - вздохнул Андрей. - Только как же без вас мы этот самый результат-то получим? Кто всем этим руководить-то будет?
  - А вот ты и будешь! - улыбнулся шеф! - Больше некому!
  Андрей, говоря честно, ожидал чего-то подобного. Но всё равно удивился.
  - И как вы это себе представляете? - иронично поинтересовался он. - Я ведь всего-навсего начальник одной из лабораторий. И руководить целым отделом ну никак не могу!
  - А я сделаю один хитрый финт, чтобы тебе помочь... Возьму и уйду с понедельника в отпуск.
  - А какой в этом смысл ? - теперь уже по-настоящему удивился Андрей.
  
  - Смысл самый прямой! Перед тем, как уйти в отпуск, я назначу тебя своим ВРИО - временно исполняющим обязанности.
  - И что это даст? - пожал плечами Андрей. - ВРИО - это ведь "калиф на час", решающий всякие срочные, но достаточно мелкие вопросы. При попытке чем-нибудь серьёзно поруководить меня сразу же пошлют. Очень-очень далеко. И, говоря честно, будут совершенно правы.
  - Так я же не требую от тебя, чтобы ты стоял над душой у каждого начальника лаборатории! Если всё идёт нормально - и пусть себе идёт! А вот если увидишь, что результат, на который мы рассчитываем, оказался под угрозой - тогда и постарайся эту опасную ситуацию устранить. Осторожно и очень-очень аккуратно. На то, чтобы оказать такие "точечные" воздействия, полномочий "временно исполняющего" вполне достаточно.
  - Как-то всё это сложно... - задумчиво произнёс Андрей. - Не проще ли собрать в понедельник начальников лабораторий и объяснить им ситуацию - так же подробно, как вы её объяснили мне. А потом выработать общий план, дав каждой лаборатории своё задание.
  - Ох, Андрей! - покачал головой шеф. - Я вижу, что ты не понял самого главного!
  
  - Все описанные действия имеют смысл, если недоброжелатели знать о них не будут. А я, знаешь ли, не во всех начальниках лабораторий уверен. Кое-кто вполне может слить информацию о всех наших телодвижениях.
  - Неужели всё настолько серьёзно? - ошарашенно спросил Андрей.
  - Да уж серьёзнее некуда! Представь себе, что кому-то из начальников лабораторий при расформировании нашего отдела предложат хорошее место в другом отделе. А всего-то для этого надо - не дать нашему отделу сделать последнее усилие! Как ты думаешь, все ли от этого предложения откажутся?
  Андрей подумал.
  - Многие, конечно, откажутся, - задумчиво сказал он. Но, боюсь, не все...
  - Вот, даже ты это понимаешь! Так что привыкни в мысли, что мы должны сделать то, что нужно, не только быстро, но и максимально незаметно...
  - Но как это возможно? Нам ведь не настолько же наивные люди противостоят? Вы ездите по начальству... Я судорожно пытаюсь активизировать работу над перспективными проектами... И никто этого не видит? Нет, это просто сказка какая-то!
  
  - Совсем незаметно действовать нам, конечно, не удастся. Но, во-первых, скрыть можно если и не всё, то хоть что-то. Например, свои "беседы в верхах" я буду проводить без лишнего шума. В подавляющем большинстве случаев о разговоре будут знать всего два человека: я и мой собеседник.
  Тебе тоже надо вести себя как можно незаметнее. Говорить с кем-то в основном с глазу на глаз. И ни в коем случае не "выступать" перед многочисленными группами людей.
  - Ну, первое я понял. Стать тише воды ниже травы. А что второе?
  - А второе - сделать так, чтобы нашим действиям давали совсем иную трактовку. Видели в них не то, что есть на самом деле. Например, пусть считают, что я не за отдел езжу хлопотать, а новое место работы ищу. Если ещё об этом два-три раза кое-кому намекнуть - вполне поверят!
  - Ну хорошо... Вы ищете... А почему я его не ищу!
  - А потому что ты ещё молодой! - хитро улыбнулся шеф. - Тебе это не так актуально!
  Ну, предположим... - потёр рукой лоб Андрей. - А какой образ вы предлагаете примерить мне?
  - Очень простой. Образ пофигиста.
  - А можно чуть-чуть поподробнее?
  
  - Ну это же так просто! Я такой вот авторитарный начальник! Гоняю вас в хвост и в гриву! - тут шеф хитро подмигнул. - Поэтому нет ничего удивительного, что в моё отсутствие вы немного расслабились...
  Ты, хотя и ВРИО, тоже этого пагубного настроения не избежал. И серьёзно руководить отделом у тебя нет ну никакого желания! Но, поскольку надо хотя бы делать вид, что ты чем-то руководишь, ты начинаешь вести пустопорожние разговоры с начальниками лабораторий и их ведущими специалистами. Обо всём. В том числе иногда и о работе.
  Ну как? Можно ли считать, что такой образ выглядит достаточно правдоподобно?
  - Пожалуй... - кивнул головой Андрей.
  - Теперь второй вопрос - самый главный. Как ты думаешь, насколько образ этакого "скучающего ВРИО" удобен для того, чтобы осуществлять "теневое руководство" работами отдела?
  Андрей секунд двадцать смотрел на шефа во все глаза. А потом хлопнул себя по лбу и воскликнул:
  - Виктор Сергеевич! Вы гений!
  
  Шеф грустно улыбнулся:
  - Нет, что ты. Я вовсе не гений. Гений - это тот, кого мы найдём. Есть он где-то, есть!
  На лице Андрея появилось мечтательное выражение:
  - Я и не сомневаюсь! Спрятался в глубине прошлых десятилетий. А вот мы возьмём да и вытащим его на всеобщее обозрение!
  - Ну зачем же такой обличающий тон? - неожиданно серьёзным голосом возразил шеф. - Ведь на самом деле это огромная трагедия. Представь себе: человек способен на что-то особенное, необычное! Он всю жизнь стремится реализовать свои сверхспособности - но ничего не получается! Представляешь - каково это, когда гений умирает неудачником?
  - Значит, мы не только ищем информацию, нужную для человечества, но и восстанавливаем справедливость... - пожал плечами Андрей.
  - Вот-вот! - кивнул головой шеф. - Это ещё одна причина, по которой мы должны защищать наши исследования от бессмысленных нападок. Закроют их - и из неизвестности гениев будет просто некому вытаскивать!
  - Не закроют! - уверенно сказал Андрей. - Уж мы-то постараемся!
  - Я рад твоему боевому настрою! - улыбнулся шеф. - А теперь давай составим детальный план работ. Времени-то у нас мало...
  
  Разработка плана заняла часа два. В результате на компьютере шефа прибавился небольшой, но невероятно ценный гипертекстовой файлик.
  А вот позитивного настроя у собеседников существенно убавилось.
  После довольно эмоционального обсуждения оказалось, что работ с реальной перспективой нет ни одной!
  Дело в том, что все они в первом приближении делились на две группы:
  1) с хорошими шансами на быстрое завершение, но с неубедительными результатами;
  2) безупречные в плане конечного результата, но с почти нулевыми шансами на быстрое завершение;
  - Ну что ж... - вздохнул шеф. - Принимаю волевое решение. Работы первой группы отметаем сразу - ввиду их полной бесполезности в нашей ситуации. Так что займёшься работами второй группы. Даже если отдел быстро выполнит одну из них, причём даже самую скромную - уже появится какой-то шанс. А вот если выполненная работа будет не из последних, или их будет хотя бы две - мы вообще окажемся на коне! Так что, мой уважаемый будущий ВРИО, твоя задача вполне ясна!
  Андрей вздохнул. Задача была действительно ясна - сделать невозможное...
  Ну что ж, придётся попробовать!
  
  
  
  Часть первая. Улица забытых гениев
  
  
  Глава первая. Неловкая ситуация
  
  Все вопросы были решены. Пора было идти домой.
  Неожиданно Андрей заметил, что шефа что-то беспокоит. Что он будто хочет попросить о чём-то, но не решается.
  Это было более чем странно - ведь Виктор Сергеевич был очень уверенным в себе человеком, и в смущение его ввести было практически невозможно. К тому же Андрей был его подчинённым... А в неформальном плане - доверенным лицом. Нет, какое-либо смущение со стороны шефа было просто неуместно!
  Но тем не менее - Андрей всеми фибрами своей души буквально ощущал это странное состояние своего собеседника. Но при этом чувствовал, что тот Андрея в свои проблемы посвящать не собирается.
  Нет, это было не дело! Шеф, озабоченный какими-то не относящимися к делу проблемами - это верный путь к провалу!
  Поэтому он решил, что наименьшее из зол, - задать прямой вопрос. А чтобы это не выглядело слишком обидно, сделать это в шутливой форме.
  Глубоко вздохнув, он мысленно зажмурил глаза и решительно начал:
  - Ну-ка, Виктор Сергеевич, признавайтесь, что у вас произошло! Я же вижу, что вы сам не свой!
  Шеф грустно улыбнулся:
  - Экий ты, Андрей, наблюдательный! Ничего-то от тебя не скроешь! Да, есть у меня одна проблемка! Маленькая - если судить в общем и целом. Но очень неудобная - с точки зрения сложившейся ситуации.
  
  - Понимаешь... - вздохнул Виктор Сергеевич - в школе, где учится внучка, открыли группу самообразования. Такую, знаешь, новомодную штучку... В этой группе родители и вообще старшие родственники учеников читают детям всякие интересные лекции. В основном, конечно, связанные с профессией читающего. Лекции, само собой, бесплатные. Ведь твои-то дети, внуки или племянники тоже лекции посещают... Да и лекции других тоже автоматически получаются бесплатными...
  Андрей внимательно слушал. Всё это было, конечно, интересно, - но пока он не понимал, в чём здесь проблема.
  Но ситуация быстро прояснилась.
  Оказалось, что желающих записать своих детей в группу самообразования довольно много. А вот желающих прочитать лекции гораздо меньше. Поэтому, когда Виктор Сергеевич выразил желание прочитать лекцию, да ещё и на такую сенсационную тему, как потерянные знания, все очень обрадовались.
  Лекция назначена как раз на сегодня. Часа через полтора начнётся.
  Проблема в том, что именно сейчас - в пятницу вечером - был очень удобный момент провести самую ответственную встречу. Ту, от которой зависит чуть ли не четверть организационного успеха.
  Так что лекцию перед детьми придётся отменять. А это ох как не хочется!
  Неловко это будет... Неудобно... Нехорошо...
  
  Андрей не думал ни секунды. И сразу же предложил шефу заменить его. Тем более умение что-то кому-то понятно объяснить всегда было его сильной чертой.
  А здесь-то вообще всё просто! Рассказать о том, из чего, собственно говоря, и вырос их институт!
   Шеф очень обрадовался. И сказал, что сам хотел попросить об этом Андрея - но не решался. Поскольку опасался, что тот воспримет эту просьбу как административное давление - а это было бы серьёзным нарушением деловой этики.
  Андрей подумал о том, насколько всё было проще... ну хотя бы в начале XXI века, когда и проблемы-то такой не знали. Но вслух сказал совсем другое:
  - Что вы, Виктор Сергеевич, какое давление? Мне будет очень приятно вам помочь! Ведь, с учётом ситуации, я при этом и сам себе помогаю! Лишь бы мне разрешили вам заменить...
  - Ну, с этим-то проблем, как раз, не будет! - улыбнулся Виктор Сергеевич. - Возможность замены лектора в уставе группы заранее оговорена. Ситуация-то типичная... Только учти, что и заменяющий лекцию читает абсолютно бесплатно!
  - Ну, это-то я понимаю! - улыбнулся Андрей. - Брать деньги со школы - всё равно что детишек грабить...
  - Хм, интересная точка зрения... Школьная администрация точно с ней бы согласилась...
  
  - Только вот, понимаешь, в чём дело... - вздохнул шеф. - Тебе придётся ехать туда одному. Потому что я должен выбегать минут через двадцать. Иначе могу не успеть...
  - Нет проблем! - кивнул головой Андрей. - Только дайте адрес вашей школы. И как-нибудь сообщите им, что я не самозванец.
  Виктор Сергеевич молча кивнул и, развернувшись к голографическому стереокубу своего рабочего компьютера, сделал в воздухе несколько быстрых движений рукой. Тут же в кармане у Андрея что-то тихо взвыло - на его личфон пришло экстренное сообщение с номером и адресом школы.
  Разобравшись за пару минут, как туда ехать, Андрей вопросительно посмотрел на шефа.
  - Всё в порядке! - хлопнув рукой по столу, сказал он. - Пока ты выбирал маршрут, я связался со школой. Рассказал им о замене, послал твой портрет, заверил их, что в теме лекции ты разбираешься не хуже меня. Так что тебя с нетерпением ждут!
  
  
  Глава вторая. Поездка "на перекладных"
  
  До лифта они дошли вместе. Вместе спустились на первый этаж, вместе вышли через проходную в вестибюль. А вот дальше их пути разошлись.
  Поскольку Виктор Сергеевич торопился, он решил воспользоваться самым быстрым, но зато и самым беспокойным способом поездки: через все уровни метрополитена. Благо, в вестибюле их института был установлен вертикальный вход на пешеходный уровень метро.
  Со стороны он выглядел как двери в обычный лифт. В сущности, они и вели в лифт, - только идущий от уровня земли не вверх, а вниз.
  Так что Виктор Сергеевич, махнув рукой своему молодому спутнику, сразу же направился к этой двери.
  Через несколько секунд он уже был в тесной кабинке, действительно очень похожей на лифтовую. Правда, кнопок вызова у неё было всего лишь четыре.
  Первая из них вела наверх - на поверхность земли. Поскольку Виктор Сергеевич был уже наверху, она ему, самом собой, была не нужна. Ему были интересны три другие кнопки, ведущие на пешеходный уровень метро.
  
  Вторая сверху кнопка вела на подуровень, который был действительно пешеходным. Там, внизу, был подземный туннель, по которому за несколько минут можно было дойти до ближайшей станции верхнего уровня метро, располагавшийся чуть ниже пешеходного. Пешеходный уровень, таким образом, за настоящий уровень как бы не считался.
  Важным бонусом этого подуровня было наличие большого количества расставленных вдоль стен торговых автоматов, в которых модно было купить всякую мелочь: хлеб, напитки, пищевые концентраты, сигареты... Да мало ли чего...
  Виктор Сергеевич очень торопился, и покупать ничего не собирался. Поэтому он собрался воспользоваться одним из других, более нижних, подуровней.
  Второй из них (третья сверху кнопка) вёл в туннель с движущимися дорожками. Самая быстрая из них двигалась со скоростью шесть километров в час. Чуть быстрее, чем обычный пешеход. Так что выигрыш в скорости был, но довольно скромный.
  Поэтому в данной ситуации имело смысл воспользоваться самой нижней кнопкой. Она вела к недавно созданному подуровню, в котором было смонтировано новомодное изобретение - лента, движущаяся с переменной скоростью.
  
  Так Виктор Сергеевич и сделал. Войдя в небольшую кабинку и нажав нижнюю кнопку, он почувствовал движение вниз и секунд через двадцать очутился в мягко освещённом подземном туннеле. Точнее говоря, у одной из его стенок.
  Посередине туннеля очень медленно двигалась широкая полоса. Где-то километр в час - не меньше.
  Казалось бы, чего проще: становись на эту полосу - и едь к ближайшей остановке верхнего метро. Но дело в том, что полоса была "с сюрпризом".
  Скорость её движения менялась. Здесь, в месте посадки, она была минимальной, - но "на перегоне" была существенно выше. Где-то двадцать километров в час.
  Несмотря на меняющуюся скорость, ход ленты был очень плавный. Но только в том случае, если она была в порядке. В случае поломки лента могла сильно дёрнуться - и стоящий на ней человек падал с ног.
  Но даже нормально работающая лента представляла определённую опасность, так как, разгоняясь, она продолжала граничить с неподвижным полом тоннеля. Стоило человеку, находящемуся на "разогнавшейся" ленте, случайно ступить на этот пол, как он терял равновесие - и тоже вполне мог упасть.
  Чтобы ничего подобного с пассажирами не происходило, и были придуманы так называемые "поползни".
  Эти забавные агрегаты в большом количестве стояли у стенок туннеля. Одноместные, двухместные, четырёхместные - на любой вкус.
  Трудно было понять, откуда у них такое странное прозвище. Во всяком случае, на симпатичную птичку, резво ползающую вверх-вниз по стволу дерева, эти странные устройства походили очень мало. Скорее они выглядели как безумный гибрид черепахи, спортивных санок и игрушечного автомобиля.
  
  Виктор Сергеевич, само собой, выбрал одноместный вариант. Удобно устроился в кресле. Кресло это было непростое: оно мягко, но очень надёжно фиксировало тело сидящего в нём человека, так что тот при всём желании не мог никуда свалиться.
  После этого он нажал большую жёлтую кнопку. Это означало, что пассажир вполне готов к следующему этапу поездки.
  И "поползень" мгновенно на это отреагировал, резво вкатившись на медленно движущуюся полосу.
  Пока лента катилась вдоль станции, она двигалась очень медленно. Но, оказавшись в узком туннеле, сразу же разогналась. Новая остановка - и новое замедление...
  Но всё это длилось недолго. Минут через пять после того, как Виктор Сергеевич спустился в туннель, он уже был на станции "Верхнего метро".
  Там вся процедура повторилась заново. Сидящий в кресле человек нажал красную кнопку, давая понять, что всё - он приехал на нужную станцию. После этого этого "поползень", улучив подходящий момент, бодро скатился с ленты и, став у стенки, зажёг зелёную кнопку. Всё, уважаемый пассажир, - можете покинуть сиденье.
  
  Да, забавная штука эти "поползни"! Это надо же - создать специальный вид транспорта для совсем короткой поездки!
  Хотя, как объясняли знающие люди, эти железные черепашки вполне себя окупают. Производство самих "поползней" очень дёшево. Энергии они потребляют чрезвычайно мало.
  Зато с их помощью дорожки, движущиеся с переменной скоростью, становятся удобными и безопасными.
  Вот и теперь. И трёх минут не прошло, как Виктор Сергеевич оказался на станции верхнего уровня метро!
  А дальше понеслось! Спуск по короткому эскалатору, три остановки - и он уже на станции среднего уровня! Ещё один спуск, ещё две остановки - и вот станция нижнего уровня! Теперь последний спуск. К роскошному перрону подходит поезд, состоящий из огромных вагонов. Уфф! Теперь можно и расслабиться!
  Расслабляться, правда, пришлось недолго - где-то около десяти минут. За это время стремительный поезд успел уехать в другой конец города.
  А дальше всё повторилось в обратном порядке. Средний уровень метро, верхний, пешеходный.
  Правда, на пешеходном уровне Виктор Сергеевич не стал пользоваться "поползнем", а просто быстро прошёл по туннелю.
  Теперь на лифте вверх - и вот он, вестибюль нужной организации! Теперь войти внутрь, подняться по обычному лифту, пройти по коридору, - и он у цели!
  Вся поездка от одного вестибюля до другого заняла ровно двадцать семь минут.
  
  Этот способ перемещения между удалёнными друг от друга частями города в народе называли "поездкой на перекладных". Метро (если брать все четыре его уровня) обеспечивало не только максимальную скорость поездки, но также и доступность практически из любой точки Санкт-Петербурга.
  Примерно десять минут уходило на то, чтобы преодолеть расстояние от поверхности земли до ближайшей станции нижнего уровня метро. Ещё десять - стремительная поездка на поезде Нижнего метро. И последние десять минут - перемещение от станции нижнего уровня метро до поверхности. Таким образом, от одной точки города до другой можно было добраться примерно за полчаса.
  Правда, сама поездка получалась больно уж беспокойной. Но экономия времени того стоила.
  Вот если бы было можно совместить вместе быстроту и комфорт передвижения...
  Виктор Сергеевич вспомнил недавно прочитанный им фантастический роман. В нём жители добирались в любое место огромного города максимум за пять минут. А использовали они для этого устройство, внешне похожее на лифт. Только лифт этот мог двигаться не только вертикально, но и горизонтально.
  Выглядело это примерно так: выходишь из своей квартиры, входишь в небольшую кабинку (чуть больше лифтовой), набираешь конечный адрес, садишься в удобное кресло, - и ждёшь. А кабинка в это время едет куда нужно.
  Ждать, правда, приходится недолго. Примерно пять минут - и лифт останавливается у дверей нужной квартиры. Или в вестибюле нужной организации.
  Виктор Сергеевич тряхнул головой. Что это его на фантазии потянуло? И вообще, кто может сказать, как оно там будет через сотню лет?
  А вот в этом времени его ждет непростой разговор. Вот как раз и дверь нужного кабинета...
  Виктор Сергеевич достал из кармана личфон, нашёл нужный ему номер и быстренько послал короткое сообщение.
  Секунд через десять пискнул сигнал вызова. Его приглашали в кабинет...
  
  
  Глава третья. Поездка "с ветерком"
  
  У Андрея ситуация была совершенно другая. Времени на поездку у него было побольше - поэтому ехать "на перекладных" было совершенно ни к чему.
  Наоборот, такая поездка была нежелательна. Слишком беспокойная... А ведь Андрею надо было подумать... Прикинуть, как лучше прочитать свою лекцию...
  Поэтому Андрей выбрал совсем другой тип маршрута. Не такой быстрый, но достаточно комфортный. Как его обычно называли - "с ветерком".
  Когда Виктор Сергеевич зашёл в кабинку, ведущую на пешеходный уровень метро, Андрей прошёл дальше. Прямо к парадному входу (для него он сейчас был выходом).
  И вышел на маленькую улочку, на которой располагалось здание их института.
  Но пошёл он не по ней. Вместо этого Андрей обогнул здание и оказался в парке, примыкавшем к их институту с "тыльной" стороны.
  Первая часть маршрута как раз и заключалась в том, чтобы пройти по парку до Московского проспекта. А в это время и подумать можно. Когда наверху шелестят листья деревьев, думается особенно хорошо!
  Через десять минут Андрей подошёл к огромной магистрали, пересекающей Санкт-Петербург с севера на юг. Дальнейший путь он собрался проделать на движущемся тротуаре. Именно про такой способ передвижения говорили: "с ветерком".
  
  Движущийся тротуар прекрасный вид транспорта: удобный, эффектный, безопасный. Но отнюдь не универсальный. С ним связаны две серьёзные проблемы: скорость и громоздкость. И проблемы эти в принципе неустранимые.
  В самом деле, что такое движущийся тротуар? Это несколько параллельно движущихся с разной скоростью дорожек.
  Хм, несколько... На самом деле их довольно много. И связано это вот с чем.
  Движущийся тротуар должен быть безопасным. Следовательно, скорость от дорожки к дорожке должна возрастать плавно.
  Самая первая дорожка имеет скорость полтора километра в час. Если сделать её быстрее, то детям, больным и старикам будет трудно на неё ступить.
  Вторая дорожка идёт на полтора километра в час быстрее первой. То есть со скоростью три километра в час.
  Скорость третьей дорожки - четыре с половиной километра в час, скорость четвёртой - шесть километров. Уже неплохо. Чуть быстрее пешехода, но зато пассажир не идёт, а стоит. Сил при этом тратится гораздо меньше, чем у пешехода.
  Значит, для того, чтобы получить скорость в шесть километров, нужно четыре дорожки? Как бы не так! Если последняя, самая быстрая, дорожка, будет граничить с неподвижным тротуаром, то она сама станет фактором риска. Значит, и с другой стороны нужно ввести дорожки для плавного снижения скорости. Четыре с половиной, три, полтора километра в час. Ещё три дорожки...
  А ещё надо учесть, что пассажиры будут скапливаться в основном на средней, самой быстрой дорожке, - поэтому места на ней может оказаться мало. Значит, её нужно сделать пошире - как минимум раза в два. Условно можно считать, что это две дорожки...
  Так что для получения скорости шесть километров в час нужно восемь дорожек.
  Если считать ширину каждой дорожки два метра (самый распространённый вариант), получается, что движущийся тротуар, обеспечивающий скорость шесть километров в час, будет шириной шестнадцать метров. Не так уж и мало.
  
  Но шесть километров в час на самом деле не очень много. Во всяком случае для транспорта в большом городе. Чтобы пересечь Петербург с такой скоростью, нужно несколько часов.
  Так что скорость надо увеличивать. В два раза увеличишь - получится двенадцать километров в час и ширина движущегося тротуара в тридцать два метра. В три раза - скорость восемнадцать километров в час и тротуар сорок восемь метров шириной. Ну и так далее.
  Так что узкие тротуары оказались бесполезны. А где размещать широкие, было совершенно непонятно. В существующие улицы они как-то не помещались.
  Нет, не совсем так. Широкие дорожки разместить было можно - правда, каждый раз проявив при этом немалую фантазию. И каждый такой тротуар был городской достопримечательностью.
  Среди этих тротуаров были, конечно, самые-самые. Самые широкие (и заодно, по совместительству, - самые длинные). И располагались они на Московском и Витебском проспектах. Первый шёл с севера на юг, второй - с юга на север.
  
  Арифметика тут была простая. "Большая" ширина Московского проспекта (то есть расстояние от дома до дома) - чуть больше пятидесяти метров. Так что под движущийся тротуар вполне можно выделить сорок метров. Остальные десять-пятнадцать остаются на неподвижные тротуары. Ведь, в самом деле, нельзя же начинать движущуюся дорожку от самого дома?
  Возникает резонный вопрос: если мостовую заменить движущимся тротуаром, где же будут ездить автомобили? Ответ простой: внизу. Метров на десять ниже поверхности земли. Прямо под движущимся тротуаром...
  Зная, что ширина движущегося тротуара сорок метров, нетрудно вычислить скорость самой быстрой дорожки: пятнадцать километров в час. Раза в три быстрее быстро идущего человека.
  Если вспомнить, что длина Московского проспекта, - примерно десять километров, получается, что с помощью движущегося тротуара из конца в конец его можно проехать минут за сорок. Что ж, довольно неплохо...
  
  Но Андрей не собирался передвигаться на такое большое расстояние. Ему надо было всего-навсего доехать до ближайшей станции глубокого уровня метро.
  Выглядело это следующим образом. Андрей миновал границу между парком и проспектом и оказался на нешироком тротуаре. Подойдя к его краю, он осторожно ступил на первую из движущихся полос.
  Сделать это было нетрудно, так как двигалась она достаточно медленно. Правда, для маленьких детей и инвалидов даже такая скорость была бы великовата. Что поделать - этот экзотический способ передвижения не для них.
  Хотя... В принципе, движущиеся тротуары безопасны для всех. Даже если упасть при переходе с дорожки на дорожку, то не ушибешься. Для падающего человека эти дорожки достаточно мягкие. При этом для идущего они остаются вполне твёрдыми - под ногами нисколько не прогибаются. Тут уж учёные и инженеры неплохо помудрили...
  Ловко переходя с дорожки на дорожку, Андрей быстро оказался на самой быстрой из них - той, что проходила в середине тротуара. И понёсся на юг со скоростью пятнадцать километров в час.
  Ощущение было потрясающим.
  
  Если учитывать только скорость, больше всего это походило на езду на велосипеде. Но при этом не надо было сидеть на неудобном сидении, согнувшись в причудливой позе, - и крутить педали.
  Вместо всего этого можно было, подняв голову, смотреть в разные стороны.
  Мимо Андрея проносились здания потрясающей красоты, поперечные улицы, парки и бульвары. Но никаких физический усилий для этого прикладывать не требовалось.
  Можно было расслабиться, спокойно подумать о том, о сём... Что Андрей и сделал.
  Мельком бросая взгляд на проносящиеся мимо него районы Санкт-Петербурга, он начал прикидывать, с чего лучше всего начать свою лекцию. Ведь рассказать о сложных вещах так, чтобы поняли даже учащиеся младших классов, довольно-таки непросто...
  
  На свежем воздухе думалось очень хорошо. Так что план выступления сложился в голове Андрея довольно быстро.
  А там и до обдумывания конкретных частей выступления очередь дошла.
  В общем, когда впереди показалось высокое здание, в котором (как знал Андрей) располагалась станция 'глубокого' метро, треть мысленной работы была сделана.
  
  
  Глава четвёртая. Глубинное метро
  
  Если говорить уж совсем точно, станция был совмещённая. Везде, где была 'глубокая' станция, была и станция 'среднего уровня'. А среднеуровневая станция всегда совмещалась со станцией верхнего уровня.
  Такая вот совмещённая станция всегда выглядела очень солидно. И обычно имела типовую структуру.
  Входя прямо с улицы, пассажир оказывался в общем зале. Из этого зала три широкие двери (больше похожие на ворота) вели в три разных вестибюля - каждый для своего уровня.
  Накладно? Вне всякого сомнения! Но зато такое разделение максимально экономило время пассажиров. А к такой экономии метрополитен относился с большим трепетом.
  Андрей свернул к самому первому вестибюлю - 'глубокому'. И уже через полминуты спускался вниз.
  Стоя на движущемся эскалаторе, он попытался продолжить свою мысленную работу. Но на это раз ничего не вышло.
  Что ж, не страшно - в вагоне продолжит. А сейчас можно отдохнуть. Подумать о всякой всячине.
  Да хотя бы об этом самом метро...
  
  Недавно он прочитал, что на крупных станциях тоже хотели устроить лифты - для тех пассажиров, которые особо торопились. Конечно, такой способ спуска-подъёма изначально предполагалось сделать платным. Это было естественно - тот, кто торопится, обычно готов раскошелиться.
  Но когда стали прорабатывать вопрос более подробно, оказалось, что на станциях с большим пассажиропотоком применение лифтов не имеет никакого смысла.
  На крупных станциях лифты не давали никакого выигрыша по времени. Наоборот, были в среднем даже медленнее, чем эскалаторы.
  
  Ведь что было на мелких станциях, расположенных в 'глухих' местах? Там пассажиров почти нет. Поэтому ждать лифта обычно не нужно - он почти всегда стоит пустой.
  Правда, может оказаться так, что человек хочет спуститься - а лифт внизу. И приходится ждать, пока он поднимется наверх...
  Но хитрые инженеры придумали, как с этим бороться. Обычно лифт на мелких станциях был сдвоенный - один для спуска, другой для подъема.
  Лифт для спуска, отвезя пассажира вниз, автоматически поднимался наверх. Лифт для подъёма, соответственно, наоборот. Так что на мелких станциях лифта обычно ждать не приходилось - он находился на месте, ожидая очередного пассажира.
  
  Но это всё имело смысл, если пассажиров мало. А вот если их много - им приходилось ждать. И уж тут гоняние порожнего лифта вверх-вниз не уменьшало время ожидания, а, наоборот, сильно его увеличивало.
  Ведь проблема была не только в том, что надо дождаться лифта, который в этот момент перевозит других пассажиров. А еще и в том, что, когда лифт, наконец, придёт, всё пассажиры могут в нём не поместиться. И тогда кое-кому придётся ждать следующего прихода лифта. Может быть, даже не один раз...
  Нет-нет, в этом плане пропускная способность эскалатора гораздо выше!
  
  Было и ещё одно важное соображение - безопасность. В случае серьёзной аварии (например, пожара), из наклонного туннеля эскалатора людей спасти было гораздо легче, чем из закрытой коробки лифта.
  Особенно серьёзной была ситуация, когда лифт из-за аварии останавливался в шахте где-то на полпути. В этом случае добраться до него было вообще очень трудно.
  Так что старый добрый эскалатор всё-таки оказался незаменимым.
  
  Пока Андрей предавался размышлениям, эскалатор успел спуститься. Теперь несколько шагов в сторону - и вот она, платформа нижнего уровня метро!
  Подошедший поезд выглядел достаточно солидно. Высота его была не очень велика - зато ширина очень приличная.
  Андрей вспомнил тот день, когда первый раз зашёл в вагон глубокого уровня метро.
  Тогда он показался ему очень непривычным.
  Ведь как устроен обычный вагон метро? Очень просто. Вдоль левой и правой стенок вагона тянутся ряды пассажирских кресел. Таким образом, окна оказываются за спинами пассажиров.
  Конечно, сгибать шею, чтобы посмотреть назад, в окно, очень неудобно. Но в этом и нет необходимости - посмотреть можно в те окна, которые напротив. Правда, смотреть там особенно не на что - привычный тёмный туннель с непонятными проводами на стенах.
  А вот в этом вагоне всё было по-другому...
  Два ряда сидений, вытянувшихся по стенкам вагона вдоль окон, так и остались. Но появилось ещё два ряда - в середине вагона. Они стояли спинками друг к другу.
  Но тесно не было. Новые вагоны были как минимум в два раза шире старых. И теперь в них фактически было два салона - правый и левый.
  Граница между ними не была непреодолимой. Перейти из правого салона в левый и обратно было очень легко.
  Причина была простая: два средних ряда кресел не были сплошными. В них были достаточно широкие проёмы, расположенные напротив входных дверей вагона.
  Поскольку в высоту вагон не сильно отличался от обычного, выглядел он странновато. Такой приземистый, можно сказать, приплюснутый.
  В такой форме были свои плюсы и свои минусы.
  
  Ну, с плюсами-то всё понятно. Больше вагон - больше его вместимость. Широкий, но не очень высокий, - больше устойчивость.
  Минусы тоже были достаточно очевидны. Для более крупного вагона требовался больший по диаметру туннель. Это раз. И на поворотах у широкого вагона были проблемы. Это два.
  Эти минусы были бы непреодолимы для обычного метро. Но вот для глубинного метро они не имели ровно никакого значения.
  Дело в том, что туннели глубинного метро с самого начала предполагалось делать очень широкими. И очень прямыми.
  Так что широкие приземистые поезда могли спокойно нестись по этим туннелям, лишь изредка притормаживая на немногочисленных и очень плавных поворотах.
  
  Вагон был почти пустой, поэтому Андрей с лёгкостью выбрал удобное место. Он сел на кресло в среднем ряду. Отсюда было очень удобно смотреть в окна вагона. Тем более что в креслах, расположенных перед этими окнами, никого не было.
  Поезд быстро тронулся с места, очень быстро разогнался и понёсся по туннелю. И вот тут стало видно ещё отличие глубинного метро от его традиционного аналога.
  Никакого чёрного туннеля за окнами не было.
  Дело в том, что туннели глубинного метро сразу же делали с более 'цивилизованным' оформлением, чем туннели традиционного метро.
  Во-первых, они были гораздо светлее. Во-вторых, выложены аккуратными плитками недорогого, но достаточно симпатичного кафеля. В третьих, никаких проводов на стенках туннелей не болталось.
  Провода, конечно, никуда не делись. Они были уложены в аккуратные желоба, прикрытые крышками. Все эти крышки были аккуратно отделаны 'под кафель', так что стена тоннеля выглядела совершенно сплошной.
  Но 'изюминкой' новых тоннелей было то, что эти кафельные стены не были однотонными. Нет - они были раскрашены в самые разные цвета. Причём сделано это было довольно хитрым образом.
  
  Каждая из четырёх линий 'нижнего' метро имела свой цвет: красная, зелёная, синяя и жёлтая. Именно в этот цвет и был выкрашен кафель туннеля. Причём неравномерно.
  На станции он был бледным. Почти белым.
  По мере продвижения вглубь туннеля он становился всё более и более насыщенным. А на коротком участке в середине туннеля вообще чуть-чуть менял световой оттенок. Красный превращался в оранжевый, зелёный в голубой, синий в фиолетовый, а жёлтый в оранжевый.
  Важно отметить, что переход цветов друг в друга был постепенный. Так что при взгляде из окна метро был виден довольно неплохо освещённый туннель, цвет стен которого менялся хотя и быстро, но очень плавно.
  
  В своё время метрополитен проводил опрос среди пассажиров, и большинство его участников заявили, что всё это выглядит очень красиво. Но дело было не только в красоте.
  Цвет за окном помогал ориентироваться в том, сколько времени осталось до следующей станции.
  Конечно, табло под потолком показывало то же самое, к тому же гораздо более точно. Но определять время по цвету стен было так необычно... и интересно... и романтично... В общем, эта возможность опрошенным пассажирам тоже очень понравилась.
  Но необычное оформление было не единственной особенностью тоннелей глубинного метро. И даже не самой главной...
  Главной их особенностью было наличие тротуара. Причём двухъярусного...
  
  Когда Андрей был ещё школьником, их класс водили на экскурсию в метро. Вполне обычное метро - никаких дополнительных уровней тогда ещё не было.
  Участникам экскурсии показали то, чего обычно не видят пассажиры. Как управляют поездами диспетчеры. Как отдыхают перед поездкой те, кто через рять минут поведёт поезд. И, само главное, - как выглядит тоннель из кабины этого самого движущегося поезда.
  Это всё были обязательный пункты программы. А потом им предложили кое-что дополнительно. Пройтись по тоннелю метро. Почувствовать себя минут на двадцать ремонтником. Или кем-то там ещё...
  Андрей очень воодушевился этим предложением. А вот поведение остальных участников экскурсии его очень удивило.
  Желающих походить по тоннелю оказалось очень мало. Всего четыре человека. Примерно пятая часть экскурсионной группы.
  Чем руководствовались те, кто отказался, сказать было трудно. То ли решили, что впечатлений и так достаточно. То ли испугались. То ли побрезговали (злые языки говорили, что в туннеле водятся крысы).
  
  Впрочем, как сразу же выяснили согласившиеся, брезговать не было абсолютно никаких причин. Потому что каждый из тех, кто собрался идти в тоннель, получил по свежеизготовленному комплекту специального костюма. Комбинезон. Плащ с капюшоном. Обувка, выглядевшая как огромные клеёнчатые сапоги. Маска со стеклянными пластинками перед глазами, надеваемая на голову под капюшон.
  Каждый из участников лично распечатал вручённый ему фабричный комплект одежды. А потом под наблюдением одного из сотрудников метро, с шутками и прибаутками, экскурсанты натянули вытащенные из пакетов штуковины прямо поверх своей одежды.
  Выглядели они после этого, мягко выражаясь, странно. Какие-то космонавты в плащах и капюшонах. Даже сравнить не с чем...
  
  Для прогулки специально была выбрана ещё строящаяся ветка - по которой поезда ещё не ходили. Но через несколько дней должны были пойти.
  Эта информация вначале, как и полагается, успокоила Андрея..
  Вот ведь какие серьёзные меры принимают, чтобы не было мелких нестыковок! Вроде того, что экскурсия кончилась на полчаса позже, а электричка пошла на полчаса раньше - вот и совместились. А так всё в порядке. Тоннель пустой, и никакая электричка просто физически в нём появиться не может. Значит, можно спокойно идти вперёд, ничего не боясь.
  Они и пошли вперёд - вдоль по платформе. А потом, дойдя до её края, спустились вниз, следуя детальным указаниям экскурсовода.
  Туннель оказался немного не такой, как Андрей себе его представлял.
  Во-первых, вовсе не таким тёмным, как виделось из окна вагона. В туннеле горели лампы, неплохо его освещавшие.
  Во-вторых, идти по рельсам не было необходимости. Вдоль стенок туннеля тянулись узкие дорожки... наподобие металлических тротуаров.
  Вот по ним участников экскурсии и повели.
  Андрей меланхолически подумал про себя, что их безопасность обеспечивается двояким образом.
  Во-первых, поезда здесь в принципе ещё не ходят. Во-вторых, даже если и пойдут - не страшно! Ведь не на рельсах же они находятся, а почти что на перроне!
  Андрей чисто механически решил прикинуть, насколько они все будут далеко от поезда, если он всё-таки пройдёт.
  Лучше бы он этого не делал!
  Всё было не так хорошо, как ему сначала показалось...
  
  Оказалось, что идущий поезд занимает почти весь тоннель.
  Да, место по краям остаётся. Но мало его. Совсем чуть-чуть.
  Так что в этом случае у пассажиров не будет возможности вальяжно стоять на узенькой дорожке. А придётся отойти к стенке. Даже как-то вжаться в неё.
  Так что лучше бы поезда всё-таки не было...
  А вдруг он всё-таки поедет? Возьмут что-нибудь в метро да и перепутают!
  
  Ладно, поедет так поедет! Ведь место-то у стенки туннеля есть! Встать туда, замереть на минуту, пока поезд не пройдёт! Да и другие экскурсанты так сделают!
  В общем, ничего страшного...
  А если кто-то споткнётся? Так ведь и под поезд можно попасть!
  Теперь ему было уже не до необычных вещей, которые его окружали.
  Внутреннее напряжение не покидало его. Взгляд помимо воли притягивало к концу туннеля, а слух искал в окружающих шорохах еле слышный звук незаметно подходящего поезда.
  Интересно, а хоть кто-то из экскурсантов испытывает хоть какие-то опасения?
  Андрей всмотрелся в лица своих спутников - и ему стало стыдно...
  
  Ни у кого из пошедших в тоннель одноклассников не было на лице и тени беспокойства. Все они с восторгом смотрели вокруг себя и явно ни о какой электричке не думали.
  Мысль о том, что Андрей испугался того, чего не боялись другие, была очень неприятна. В такой ситуации он оказался в первый раз.
  Но потом Андрею вспомнилась одна статья. Там было написано, что у каждого человека, даже самого смелого, есть свой персональный страх. Может быть, даже какой-то пустяк, на который многие и внимания не обращают.
  Так что личный страх Андрея оказался как-то связан с подземными тоннелями.
  От этой мысли ему почему-то стало смешно - и он вдруг успокоился. Так что конец экскурсии прошёл для Андрея совершенно нормально.
  
  Потом, снимая комбинезон, Андрей спросил у сотрудников метро, правильно ли он прикинул, что поезд метро проходит почти вплотную по отношению к стоящим в тоннеле.
  Оказалось, что неправильно. Место там было, и вжиматься в стену было совершенно не нужно. Хотя стоять на краю дорожки тоже было противопоказано.
  Получается, все опасения Андрея были на пустом месте?
  Обидно...
  
  С той экскурсии прошло много лет. Андрей окончил школу, университет, устроился на хорошую работу.
  Страх к подземельям больше его не беспокоил. Так что это было какое-то временное помутнение.
  А совсем недавно Андрей нашёл рекламу такой же экскурсии - но нижнего уровня метро. И решил на неё сходить.
  Результат его буквально потряс.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"