Андрей сидел на своём рабочем месте и увлеченно работал.
Правда, поза, в которой он находился, была гораздо уместнее для отдыха, чем для труда. Голова лежала на высокой спинке удобного кресла. Локти небрежно опирались на широкие подлокотники
А ещё взгляд... Он был задумчивым, отрешенным, даже расслабленным. Разве так смотрит на мир человек во время напряженной работы?
Но такое впечатление было бы обманчивым. Перед глазами у Андрея висел огромный экран рабочего терминала, на котором располагалось изображение орбитальной космической станции.
Больше всего она походила на исполинское автомобильное колесо. Главная часть конструкции, имеющая форму тора (говоря по-простому - бублика), выглядела как исполинские обод. Многочисленные элементы арматуры, соединяющие внутренней части обода, могла сойти за спицы. Но главное - вся эта хитрая штуковина крутилась. Как настоящая колесо.
Впрочем, на этом сходство заканчивалось. У этого псевдоколеса не было оси. И оно, соответственно, ни к чему не крепилось.
Но главное - размеры. Если верить разметке вдоль кромки экрана, эта конструкция имела в диаметре более километра. Многовато для колеса! А вот для орбитальной космической станции - в самый раз.
Что очень важно - изображение было невероятно реалистическим: цветным, с высоким разрешением. Но главное - стереоскопическим (объёмным). Изображение станции было не на плоскости экрана, а около этой плоскости. Дальние части располагались за экраном, а ближние - перед ним.
А где-то на заднем плане, совсем-совсем далеко, была глубокая черная бездна, усыпанная звёздами. Причём эти звёзды были расположены не произвольным образом, а складывались во вполне реальные созвездия.
Всё это выглядело невероятно красиво. Но Андрею было не до красоты: он работал. Пальцы молодого инженера летали над клавиатурой, укреплённой на кромки стола. Иногда, правда, он поступал проще: протягивал пальцы прямо к картинке и что-то вручную в ней исправлял.
Вдруг далеко-далеко, в просторах космоса, буквально на грани видимости, показался странный объект, который стал стремительно приближаться. Вот он уже переместился на средний план, вот ворвался на передний... Пометался немного в разные стороны, секунд десять повращался вокруг космической станции...
Теперь было видно, что эта странная штуковина имеет форму шара. Поверхность этого шара была усыпана сияющими разноцветными блёстками.
Всё это выглядело, конечно, потрясающе. Но Андрей уже начал догадываться, что за безобразие прилетело к нему из глубин космоса. И эти догадки его не радовали.
Шар крутился недолго. Резко остановившись, он взорвался разноцветным серпантином.
Сердце молодого человека ёкнуло - чисто машинально. Ведь, если бы всё это происходило в реальном пространстве, космическую станцию разнесло бы на мелкие куски. Но, поскольку пространство было виртуальным, и 'колесо', и его 'спицы' оказались целы.
Вопреки ожиданиям, взорвавшийся шар не разлетелся на мелкие кусочки. Он просто трансформировался в длинную ленту, на которой была выведена какая-то надпись.
Андрей попробовал прочитать, что написано на ленте. Бесполезно! Надпись буквально 'кипела', и взгляд скользил по ней, не успевая отследить причудливые изменения.
И вдруг... Лента резко стала короче и одновременно шире. А надпись на ней разделилась на несколько строчек.
А потом вдруг резко приблизилась, выйдя за пределы экрана и зависнув буквально в десяти сантиметрах от глаз.
Только теперь появилась возможность её прочитать.
Текст гласил следующее:
УВАЖАЕМЫЙ АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ! ПРОШУ ВАС В ТЕЧЕНИЕ ДЕСЯТИ МИНУТ ЯВИТЬСЯ В КАБИНЕТ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА.
И всё. Никакой подписи.
Молодой человек шёл по коридору и мысленно ругался. Тоже мне, юмористы нашлись!
Само собой, начальник отдела тут не при чём. Не такой у него характер... да и высокая должность шуткам не способствует.
Тут наверняка его секретарша Леночка постаралась. Компьютерный гений недоделанный!
Но одновременно Андрей испытал восхищение. Сильна девчонка, сильна! Залезть в чужой рабочий сценарий - это надо уметь!
Задумавшись, молодой человек даже не заметил, как дошёл до двери приёмной начальника отдела.
В приёмной сидела секретарша Леночка. Бросив быстрый взгляд на вошедшего, она молча кивнула на дверь шефа. Мол, дорога открыта.
И сразу после этого отвела глаза. Мол, мало ли что выскочило на экране, - а она тут не причём!
Молодой человек не стал тратить нервную энергию попусту, и, глубоко вдохнув, толкнул дверь в кабинет начальника отдела.
Там его уже ждали. Во-первых, начальник лаборатории, - человек, которому Андрей непосредственно подчинялся. Во-вторых, сам хозяин кабинета - начальник отдела.
- О, здравствуйте, Андрей Викторович! - воскликнул тот. - Как дела с марсианской орбитальной станцией?
- Нормально с ней дела... - пожал плечами вошедший. - Стадия эскизного проектирования продвигается успешно. Завершены системный и структурный анализ. Завершаю процесс компоновки.
- Быстро вы, однако, работаете! - с восхищением прокомментировал хозяин кабинета.
- Тут мало моих заслуг! - пожал плечами Андрей. - Работа-то простая. Можно сказать, типовая!
- Простая - да не для всех! - хмыкнул начальник лаборатории. - Я почти месяц искал специалиста, который согласился бы взвалить на плечи этот груз!
Услышав такие слова, начальник отдела ещё раз внимательно посмотрел на молодого человека, как будто увидел его в первый раз.
- Скажите, Андрей Викторович, - спросил он, осторожно подбирая слова. - Что легче: начать проект с самого начала или, получив в свои руки незавершённую разработку, довести её до конца?
- Второе, несомненно, легче, - ни колеблясь ни секунды, ответил Андрей.
- Значит, если ваш текущий проект понадобится кому-то передать, в вашей лаборатории найдётся, кому его принять?
- Несомненно! Я с ходу могу назвать три фамилии!
- И сколько времени займёт процесс передачи?
- А к чему такие вопросы? - занервничал Андрей. - Что, к моей работе есть претензии?
Тут в разговор вмешался начальник лаборатории:
- Ладно, хватит пугать моего лучшего специалиста! У вас, Андрей, нет никаких причин для беспокойства! Никто вас не собирается обижать! А от работы хотят отстранить только для того, чтобы поручить работу более ответственную. Как вам станция на орбите Нептуна? Да-да, я говорю совершенно серьёзно!
Часть первая. Проектировщик орбитальных станций
Глава первая. Станция на орбите Нептуна
Молодой человек замер, не веря собственным ушам. По сравнению с марсианской орбитальной станцией такая работа было гораздо более трудной, ответственной и престижной. И главное - гораздо более интересной!
- Это, конечно, очень неожиданно... - растерялся Андрей. - Я, само собой, согласен! От таких предложений не отказываются!
- Ну вот и прекрасно! Тогда я вам сейчас файлик перешлю. С техническим заданием. Вы его прочитайте как можно быстрее.
- Файл ваш я, конечно, прочитаю, - улыбнулся молодой человек. - Но вы хоть в нескольких словах опишите разницу.
- А то сами не понимаете? Резко возрастают требования к надёжности и автономности. А также комфортности жилых помещений. Размеры станции становятся больше раза в два. Но есть и бонус. Финансирование гораздо больше! Как минимум на порядок!
- Поскольку вам поручается более сложная работа, ваш оклад будет немедленно повышен, - вмешался начальник отдела. - И премией, само собой, не обидим. Ну как, всё понятно?
- Пока всё... - задумчиво ответил молодой человек. - А там будет видно...
Передача дел по марсианской станции прошла быстро и легко: свою техническую документацию Андрей содержал в полном порядке. Тем более что новый исполнитель был достаточно квалифицированным инженером и всё понимал с первого раза.
Обидно и больно, конечно, отдавать своё детище в чужие руки в недоделанном состоянии. Но зато впереди ждала новая работа. Такая интересная, что просто нет слов!
Андрей чётко знал, что надо делать в этой ситуации. Он два раза подряд прочитал техническое задание к станции: сначала 'по диагонали', а затем подробно. Потом уделил внимание той планете, вокруг которой эта станция будет вращаться, изучив и законспектировав по астрономическим справочникам основные характеристики Нептуна. И, конечно, ознакомился с обзором технических характеристик ранее построенных орбитальных планетарных станций.
Потом Андрей опять несколько раз внимательно прочитал техническое задание, параллельно заполняя для себя рабочую базу данных.
А потом сел за написание технического предложения (ТП). Говоря упрощённо - того же технического задания, но уточнённого и детализованного.
Само собой, это была очень непростая задача. Во-первых, надо, чтобы ТП полностью соответствовало техническому заданию. Во-вторых, при его написании требовалось устранить все неясности и недоговорённости, присутствующие в этом самом задании. В-третьих, требовалось описывать лишь то, что нужно сделать, не затрагивая вопроса, как именно это можно сделать. Потому что ответ на вопроc 'как' - это уже не стадия технического предложения, а стадия эскизного проектирования.
К написанию ТП Андрей отнёсся очень ответственно. Он боялся: 'схалтурит' в каком-нибудь пустяке - и всё, работу отберут. И придётся вновь вернуться к старым проектам: дешёвым, простым и скучным.
Но ничего, обошлось. Молодой инженер завершил свой супердокумент и отправил его по инстанциям: у начальства подписывать.
В течение двух следующих недель Андрей вносил исправления, задаваемые проверяющими.
Вначале, когда ТП проверяли начальник лаборатории и начальник отдела, исправления шли одно за другим. Не успел одно исправить - как уже следующее по электронной почте приходит.
Само собой, ничем другим в это время Андрей не занимался. Просто времени не было. Но, по мере того, как документ поднимался 'наверх', замечания поступали всё реже и реже. И у молодого инженера появился досуг, который желательно было чем-то занять.
Андрей спросил об этом начальника лаборатории - но тот только отмахнулся. Мол, ты ведущий инженер. У тебя всегда работа должна быть. Вот и решай, что сейчас для тебя важнее!
И молодой человек решил рискнуть: условно допустить, что ТП уже утверждено. И потихоньку начать его выполнять.
А то, что документ ещё будет меняться и проект из-за этого придётся переделывать, - не беда! Больших исправлений уже быть не должно. А маленькие он как-нибудь переживёт!
Но вот, наконец, процесс утверждения ТП был завершён. Как заявил начальник отдела - просто с невероятной скоростью. Можно было приступить к стадии эскизного проектирования. Вот тут и пригодился тот задел, который Андрей сделал параллельно с процессом утверждения.
Скучный, но довольно стандартный этап системного проектирования прошёл без особых сюрпризов. А вот этап структурного проектирования не задался с самого начала... Сформулированные условия просто невозможно было реализовать! По крайней мере, если сохранить привычную форму 'звёздного колеса'.
И тогда Андрей решил эту форму изменить - на свой страх и риск.
Почему он решил так поступить, фактически нарушив исполнительскую дисциплину? Да просто потому, что не видел другого выхода. Если бы он заранее заявил, что хочет изменить форму станции, ему бы просто запретили это делать, особенно не вникая в подробности. А так он подготовит новый вариант, аккуратно его изобразит, покажет начальству, докажет целесообразность... Не исключено, что руководство проникнется и согласится. Поругает за самоуправство - но согласится...
- Кто-нибудь может объяснить мне, что это такое? - раздражённо буркнул начальник отдела.
На экране висело что-то невообразимое. Нет, не колесо, - какая-то сложная объёмная конструкция.
- Как что? Cтанция на орбите Нептуна! - стараясь выглядеть невозмутимым, ответил Андрей.
- И чем вас не устраивает привычная форма?
- Практически всем! Но в первую очередь - недостаточной надёжностью. Не забывайте, прямо к орбите Нептуна примыкает внешний пояс астероидов. Так называемый пояс Койпера. Между прочим, гораздо массивнее и мощнее, чем всем известный внутренний пояс астероидов. Так что из этого пояса вполне может прилететь какой-либо нежелательный объект. Вроде метеорита.
- Ну что ж - тогда расскажите - как вы с этими самыми метеоритами собираетесь бороться.
Андрей начал объяснять, тщательно подбирая слова. Каждую фразу он сопровождал манипуляциями с клавиатурой. В результате всё, что было сказано, отражалось на экране. Иногда в виде картинки, но чаще - в виде динамического сценария.
- Избежать вреда от метеоритов можно тремя способами. Во-первых, уклониться от них. Во-вторых, выдержать удар, от которого не удалось отклониться. В-третьих, осуществить динамическое противодействие, нежелательному объекту. Грубо говоря, сбить его на подлёте.
- Прежде чем рассказать, как станция будет уклоняться от метеоритов, - продолжил рассказ Андрей, - я должен сказать пару слов о том, как она двигается. Во-первых, станция перемещается по орбите вокруг Нептуна. Во-вторых, вращается вокруг своей оси, чтобы хоть какое-то тяготение создать. В-третьих, сама эта ось, вокруг которой станция вращается, может менять своё положение в пространстве.
Так что сущность уклонения - не в каком-то дополнительном движении, а в корректировке уже имеющихся движений.
Предположим, компьютерная система станции вычислила, что через несколько секунд орбиту Нептуна пересечёт метеорит. Именно в тот момент времени, когда в точке пересечения будет находиться станция.
При этих словах на экране в маленький причудливый объект (станция), двигающийся по слегка изогнутой белой линии (орбита), врезалась маленькая яркая точка (метеорит). И произошёл 'большой бух'.
- Как этого избежать? - продолжал Андрей. - Проще всего - чуть-чуть притормозить. Чтобы метеорит пересёк орбиту раньше, чем станция.
Теперь на экране был немного другой сценарий: точка-метеорит пересекла орбиту перед самой станцией. И взрыва, к счастью, не произошло.
- Или, наоборот, - ускорить.
Теперь станция пролетела роковую точку раньше метеорита, - и тот пересёк орбиту, как говорится, 'за спиной' у станции.
- Но это не единственный способ уклонения, - продолжал Андрей. - От некоторых метеоритов проще увернуться другим способом - повернуть ту ось, вокруг которой вращаются жилые капсулы станции.
Теперь станция занимала весь экран. Ажурная конструкция, состоящая из нескольких шаров, соединённых вспомогательной арматурой. Два самых больших шара (жилые помещения) быстро вращаются вокруг специальной оси.
Вот метеорит летит прямо сквозь станцию с риском что-то задеть. Но ажурная конструкция поворачивается - и нежелательный объект пролетает мимо, ни коснувшись ни узла, ни штанг арматуры.
А что жилые отсеки? Они так и продолжают вращаться, создавая внутри себя имитацию тяготения.
- Третий вариант уклонения, - продолжал Андрей, - самый филигранный и тонкий. Ускорить либо замедлить вращение жилых узлов вокруг соответствующей оси.
После произнесения этих слов был продемонстрирован сценарий, очень похожий на предыдущий. Только метеорит пролетел совсем уж близко от жилого отсека.
- Ну хорошо, - хмыкнул начальник отдела, - все три способа уклонения вы описали. А какой из них лучше?
- А это уже от конкретной ситуации зависит. Иногда лучше один, иногда - другой. А иногда и их комбинация. Так что при метеоритной угрозе в параллель рассчитывается сразу несколько вариантов. А потом реализуется тот, который безопаснее и быстрее.
- Как-то слишком громоздко получается... - засомневался начальник лаборатории.
- Что же тут громоздкого? - пожал плечами Андрей. - Всё равно это компьютеры делают. Человек бы точно не успел!
- Хорошо, - кивнул головой начальник отдела. - С уклонениями понятно. Что там у нас дальше? Выдержать удар? Вот и расскажите, как это выглядит!
- Ты не столько рассказывать, сколько показывать надо, - улыбнулся молодой инженер.
Теперь станция занимала примерно четверть экрана. Но висела не в центре, а в одном из углов. А из противоположного угла вдруг метнулось сто-то массивное и яркое.
Пара секунд - и вдруг ажурная станция 'схлопнулась'. Все её узлы как бы провалились вниз, упёршись в центральный узел. В результате красавица-станция превратилась в комок узлов. Вот этот комок покрылся лёгкой дымкой, быстро превратившейся в сплошную оболочку... Теперь в пространстве висел шар без каких-либо выступов.
И именно в этот шар ударил светящийся объект!
В первый момент казалось, что всё, конец! Такой удар выдержать в принципе невозможно! Тем более что от шара отлетело несколько непонятных кусков. Так что вроде бы надеяться нечего - раз станция на глазах разваливаться стала!
Прошло секунд десять и - о чудо! - вроде бы разбитая станция зашевелилась. Из неё потянулись ниточки арматуры, по которым заскользили отдельные узлы. Ещё десять секунд - и станция вновь висит в своём первозданном виде! Как будто никакого удара вообще не было.
- Что это от неё отвалилось? - поинтересовался начальник лаборатории.
- А, пустяки... - отмахнулся Андрей. - Дополнительные защитные модули. Можно сказать, расходный материал...
Начальник отдела задумался, а потом задал естественный вопрос:
- К чему вообще огород было городить? - Если компактная форма станции - самая устойчивая, то почему бы не сделать её постоянной?
- Не выйдет! - вздохнул Андрей. - Компактная форма не обеспечивает искусственного тяготения. С навигацией большие проблемы возникают. Да и 'тонкие уклонения' лучше делать, когда станция в развёрнутом виде. Нет, нет, - адаптивный вариант станции лучше, это я многократно проверял!
- Ладно, ладно! - замахал руками начальник отдела. - Проверяли так проверяли. Давайте дальше двигаться. Что там у вас осталось? Динамическая защита?
- Идея такой защиты проста, - улыбнулся Андрей. - Встретить угрозу из космоса встречной силой.
- В смысле сбить? - уточнил начальник лаборатории.
- Выражаясь точнее - отклонить. Таким образом, чтобы новая траектория метеорита не пересекалась со станцией.
Описанная ситуация тут же была проиллюстрирована. Опять в углу экрана повисла станция. Опять из противоположного угла по ней ударил метеорит. Только теперь навстречу ему метнулось облако направленного взрыва. Встретившись с метеоритом, оно отклонило его траекторию - и нежелательный объект пролетел мимо станции.
Всё! Угроза ликвидирована!
- Теперь вы видите, - осторожно подбирая слова, прокомментировал Андрей, - что причудливая форма станции - это не моя блажь. Именно она позволяет обеспечить достаточный уровень безопасности и надёжности.
- Как-то сложно всё это выглядит, - засомневался начальник лаборатории. -Большое количество шаров непонятного назначения...
- Во-первых, не так и много - всего семь. Во-вторых, каждый узел выполняет свою функцию.
- Так перечислите их! - снова подключился к разговору начальник отдела. - А мы послушаем!
- Один узел - центральный. В нём расположена основная часть механизмов станции. В том числе - главная энергетическая установка. Остальные шесть узлов - периферийные. Из них два узла - жилые, два - навигационные и ещё два - вспомогательные. Причём станция вращается таким образом, что в навигационных узлах - невесомость, а в жилых и вспомогательных - имитация тяготения.
Но такой краткой характеристики оказалось недостаточно. Андрею пришлось подробно описать каждый из узлов станции.
Наконец оба начальника удовлетворили своё любопытство, и молодой инженер был отпущен. Мол, иди и трудись дальше.
У-ф-ф! Кажется, получилось! Во всяком случае, его собеседники выглядели довольными.
А где-то через час эта мысль получила формальное подтверждение. На рабочий компьютер Андрея пришло сообщение, что новая форма станции утверждается. Правда, с оговоркой: в качестве предварительного рабочего варианта.
Но оговорка молодого инженера не расстроила. Что поделать - стадия эскпзного проектирования подразумевает осторожные формулировки...
Теперь всё у него в руках. Чем детальнее он проработает структуру станции, тем меньше вероятность, что его заставят что-то исправлять.
А уж он постарается...
Окрылённый положительной оценкой своего труда, Андрей, что называется,
'влёт', завершил этап структурного анализа и перешёл к этапу компоновки. Тут уж он всю геометрию проработал подробно - и для узлов, и для элементов арматуры. А потом очень быстро выполнил этап функциональных схем.
Завершив эскизный проект, молодой инженер записал в корпоративную базу данных его последний вариант. И присвоил новый статус: 'Эскизный проект в фазе утверждения'.
Всё! Теперь можно немного передохнуть! Недолго, конечно, - пока начальство его проект изучает.
Вообще-то отдыхом это можно было назвать только относительно. Замечаний было много, и их всё время приходилось исправлять.
Поначалу они вообще шли 'с перекрытием': когда приходили новые, старые ещё не были до конца обработаны. Потом наоборот: стали появляться перерывы между периодами обработки замечаний. Сначала совсем короткие, а потом всё дольше и дольше.
На этот раз вопрос свободного времени не был пущен на самотёк: им озаботилось само начальство.
- Знаете, Андрей Викторович, - начал разговор начальник лаборатории, утверждение эскизного проекта идёт гораздо быстрее, чем я ожидал. Так что очень скоро начнётся новая стадия проектирования - технический проект. Сразу же хочу обрадовать: работу поручили вам. Так что будете и дальше своё детище развивать!
- Что ж, спасибо за доверие! - улыбнулся Андрей.
- Только вот в чём дело... Одному человеку техпроект не потянуть. Так что придётся вам срочно свою группу формировать.
Молодой инженер поморщился.
- Да знаю, что вы сейчас мне скажете! - грустно улыбнулся шеф. - Что вам проще всё сделать самому. Что этих подчинённых надо ещё учить и учить...
- Вот - вы сами всё понимаете! - улыбнулся Андрей.
- Нет, это вы ничего не понимаете! - неожиданно разозлился начальник лаборатории. - Во-первых, если вы такой убеждённый одиночка, то явно избрали не ту профессию. Надо было в писатели или художники идти. Во-вторых, я давно за вами наблюдаю. И убедился, что на самом деле руководить вы умеете. Только очень не хотите. И третье - может быть, самое главное. Я исполнителей вам отнюдь не худших дам. Среди них ни дураков не будет, ни лентяев. А уж как их выучить - сами сообразите.
Видя, что Андрей засомневался, начальник увеличил напор:
- Да послушайте же меня, странный вы человек! Оставаясь одиночкой, вы ничего не добьётесь! Ни хороших денег, ни по-настоящему интересной работы. А вот если у вас будет хотя бы своя группа...
- Хорошо, ваша взяла, - махнул рукой молодой инженер. - И сколько сотрудников у меня в подчинении будет?
- Семь человек. Как раз столько, сколько советуют психологи.
- И что, я сам должен их набирать?
- Да нет, я уже подобрал. Вот список!
Андрей стал внимательно читать переданную ему бумажку:
- Так... два старших инженера... действительно неплохие специалисты, хоть и с характером... Пять рядовых инженеров... Троих я знаю - вроде действительно люди умные и трудолюбивые. А вот две фамилии совершенно незнакомые.
- Выпускники, - пояснил начальник лаборатории. - Только что институт закончили. Но учились неплохо. Почти отличники. Так что и с ними проблем быть не должно.
Но Андрей всё равно выглядел растерянным:
- Как-то резко всё получается. Всё время один работал - и вдруг сразу семерых в подчинение дают!
- Хотите добрый совет? - хитро улыбаясь, предложил шеф. - Не надо 'сразу'! Советую интегрировать сотрудников в группу по очереди. Вы заранее говорите мне очередную фамилию. Я провожу с этим человеком беседу. Объясняю ему, что теперь вы являетесь его руководителем. Вы интегрируете его в группу - и называете следующую фамилию. Сколько времени вам надо на всю группу?
- Недели две... - пожал плечами Андрей. - По два дня на человека...
- Так вот вам задание. Первое в новом качестве. Распишите мне, кто чем у вас будет заниматься. И укажите мне для каждого конкретную дату, когда он будет включён в группу. За час справитесь? Прекрасно! Тогда в полчетвёртого я жду вас у себя.
Андрей задумчиво сидел за своим столом и смотрел на маленький листок бумаги. Семь фамилий... И за каждой из них - человек... Со своими плюсами и минусами...
В начале списка - два старших инженера. Вслед за ними - пять рядовых инженеров.
Самый первый в списке - Глеб Кузнецов, тридцати шести лет. Работает в институте чуть больше года.
Квалификация... Тут в двух словах не описать. Общая компьютерная грамотность - просто потрясающая. Владение средствами электронного проектирования - тоже выше всяких похвал. А вот в самих космических станциях разбирается гораздо хуже: на старой работе он совсем другие объекты проектировал.
Личные качества? Очень неплохие. Уживчивый, неконфликтный, готов идти навстречу. Хотя в вопросах техники достаточно принципиален.
Второй номер - Инна Зуева, сорока двух лет. В определённой степени - полная противоположность первому номеру.
Всю жизнь проработала в их институте. Невероятно много знает о космических станциях. Зато компьютерная грамотность - на среднем уровне.
С характером - большие проблемы. Упрямая, обидчивая, не по делу принципиальная. Любит считать деньги в чужом кармане.
Почему, несмотря на это, на хорошем счету у начальства? Да потому что в работе - невероятно ответственная. Да к тому же ещё и трудоголик.
Следующие три фамилии - молодые инженеры, с которыми у Андрея, можно сказать, 'шапочное знакомство'. То есть общался, но эпизодически.
Если более конкретно - один парень и две девушки.
Кстати говоря, одна из девушек - Света Наумова - приятное исключение. Старательная, умная, серьёзно относится к работе. Остальные двое сотрудников не настолько хороши. Но и явного компромата на них нет.
Последние две фамилии - вчерашние студенты. Парень и девушка. Андрей их только в лицо знает. Толком познакомиться так и не успел. Ничего, это у него ещё впереди...
Может быть, пойти, заговорить с ними? Чтобы хоть какое-то представление об этих людях получить? Да нет, не выйдет. Из предоставленного ему часа уже потрачено пятнадцать минут. А ведь надо ещё предложения для начальника писать.
Молодой инженер вздохнул и открыл на компьютере новый текстовой файл.
--------------------- Обновление от 13.11.20 --------------------
- Значит, так... - начал рассказывать Андрей. - Все проектные работы делятся на три направления: пространственно-топологическое конструирование, функционирование в повседневных режимах, функционирование в аварийных режимах.
- Вроде бы логично - пожал плечами начальник лаборатории. - Только вот хотелось бы поподробнее. С указанием фамилий исполнителей.
- Что относится к пространственно-топологическому конструированию? - продолжил пояснения Андрей. - Сама пространственная конструкция станции, причём во всех её многочисленных вариантах. Механизмы, обеспечивающие трансформацию одного варианта в другой. И всё, что мы называем топологией: кабели, трубопроводы и прочие милые вещи.
Кстати - корпус и переборки целиком относятся к этому же направлению. Так принято.
Чтобы заниматься такими вещами, надо очень хорошо владеть средствами электронного проектирования. А вот в космических орбитальных станциях можно разбираться не так блестяще. Так что единственная уместная кандидатура руководителя - Глеб Кузнецов.
- Далее - функционирование в повседневных режимах. Ну, тут всё понятно. Имеется несколько десятков функциональных систем: водяная, воздушная, несколько электрических..., энергетическая, навигационная. Ну, вы сами лучше меня всё знаете...
Так вот: для каждой системы надо выполнить ряд типовых действий. Настройку параметров применительно к особенностям строящейся станции. Геометрическую привязку. Топологическую привязку. Функциональную привязку к смежным системам. Проверка малой зависимости от остальных систем.
На это направление я хочу поставить Инну Зуеву. Во всех этих системах она ориентируется как рыба в воде.
Начальник лаборатории молча кивнул, - и Андрей продолжил свои пояснения:
- Функционирование в аварийных режимах я оставляю за собой. Тут участвуют не все системы, и отнюдь не по всех режимах. Но то, что участвует, делает это весьма изощрённым способом. Так что по сути это направление гораздо сложнее, чем оба предыдущих.
Главная проблема заключается в том, что любая серьёзная авария - всегда множественная. Произошло короткое замыкание - начался пожар. Пожар, в свою очередь, выжигает некоторые коммуникации. Тем самым нарушается работа других систем. То есть что-то вроде снежного кома, катящегося с горы. И ком этот в реальности надо очень быстро остановить.
- Ну хорошо, - задумчиво проговорил начальник лаборатории. - Вы берёте себе самую трудную часть работы - это мне понятно. Но вот кто общее руководство проектом осуществлять будет?
- Да я же и буду! - пожал плечами Андрей.
- А потянете сразу два участка работы?
- Так ведь деваться некуда! - вздохнул молодой инженер. - Третьего старшего инженера вы ведь мне не дадите?
- Не дам! - согласился начальник лаборатории. - Неоткуда мне его взять!
- Тогда я продолжу... - вздохнул Андрей.
- Следующий вопрос - распределение работы среди молодёжи. Тут, извините, я не смог буквально выполнить ваше пожелание. Просто потому, что всех этих сотрудников не очень хорошо знаю. Могу только в общем и целом этого вопроса коснуться. Обоим старшим инженерам в подчинение передаются по два рядовых инженера. Мне - троих. Причём два - по линии 'функционирование в аварийных режимах'. И третий - по линии общего руководства.
Да, кстати, - фамилию последнего подчинённого я могу назвать уже сейчас. Света Наумова. Будет в нашей группе своего рода координатором.
- Теперь - про порядок, в котором будет производиться интеграция в группу. Начать я хочу с только что упомянутой Светы Наумовой. Пусть у меня с самого начала будет помощница.
Потом я хочу заняться Глебом Кузнецовым. Характер у него у неконфликтный, так что особых проблем возникнуть не должно.
Номера третий и четвёртый - двое рядовых сотрудников, которые у нас уже работают. Вслед за ними номера пятый и шестой - двое новичков.
Наконец, седьмой номер - Инна Зуева. Поскольку она дама с характером, то мне будет спокойнее, если она будет интегрироваться в уже сформировавшуюся группу.
- Как вы бойко всё расписали! - широко улыбаясь, прокомментировал начальник лаборатории. - Только вот любой разговор приобретает ценность, если он оформляется в виде документа. Так что всё, о чём мы тут говорили, извольте оформить в виде отдельного файла. Да - когда будете оформлять порядок интеграции сотрудников, не забудьте конкретизировать номера с третьего по шестой. Если у вас недостаточно информации по этим четырём инженерам - пишите наугад. Главное, чтобы это было ваше решение, а не моё. Ну всё, я вас больше не задерживаю. Дерзайте!