Никитюк Владимир : другие произведения.

Тиамат. Старый вариант

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Действие этого произведения начинается 400 тысяч лет назад (в среднем плейстоцене), а заканчивается в наши дни. О древней цивилизации (в чём-то гораздо более развитой и мудрой, чем наша). О том, что заставило людей покинуть Землю. О том, как они вернулись обратно.. И главное - почему современные археологи не могут найти следов этой цивилизации...

   Пролог
  
  В субботу Антона пригласили на день рождения. Хозяин торжества не относился к близким знакомым Антона. Но он был весёлым и симпатичным человеком, и Антон решил приглашение принять.
  Компания подобралась на редкость приятная. Активных любителей выпить не было, поэтому разговоры за столом были достаточно интересными. И так уж получилось, что зашла речь о древних мифах.
  Мнения разделились. Большинство присутствующих придерживалось общепринятой точки зрения советских времён и считало мифы чистой фантазией. Некоторые (к их числу относился и Антон) считали, что за мифами стоят реальные исторические события - но изложение этих событий подверглось значительным искажениям. Нашлись и такие, которые считали, что все мифы следует понимать буквально. Эти люди утверждали, что все мифологические существа существовали на самом деле (а некоторые из них существуют и до сих пор).
  - Послушайте!- воскликнула одна из дам, - но этого просто не может быть! Практически каждый миф описывает процесс создания Вселенной - но по-разному. Их просто невозможно согласовать друг с другом!
  - Вот об этом я и говорю! - подхватил Антон. - Сначала происходили некие реальные события. Причём события достаточно значимые, достойные того, чтобы их многие поколения передавали из уст в уста. Затем эти события от поколения к поколению постепенно искажались, приобретая мифологический оттенок.
  - Иногда создание мифа происходит гораздо быстрее. - вмешался хозяин. - Возьмите хотя бы активно складывающийся в наше время миф о добром Сталине!
  - Видите, - улыбнулся Антон, - вы даже смогли привести современный пример! Тем легче понять последующие события. Молодые мифологические системы выглядят ущербно по сравнению с более древними - ведь они не содержат картины сотворения мира. И вот тогда ранние эпизоды мифа начинают интерпретироваться, как сцены сотворения Вселенной.
  - Получается, что лет через двести коммунисты будут утверждать, что мир сотворил Карл Маркс?
  - Когда именно, не знаю - но кончится безусловно этим! Если, конечно, коммунизм просуществует достаточный промежуток времени!
  Как и следовало ожидать, один из гостей сочувственно относился к коммунистам. И тут уже он не смог смолчать:
  - Марксизм вовсе не миф, а строго научная теория!
  - Это всего лишь ваше убеждение! - иронично ответил ему Антон. - Большинство учёных над вами бы только посмеялись!
  - А меня нисколько не интересует, что подумают обо мне представители буржуазной науки! - запальчиво ответил его собеседник.
  Возникла всеобщая перепалка. Правда, она скоро закончилась - защитника Маркса никто не поддержал, и он обиженно замолчал. Тогда Антона попросили рассказать ещё что-нибудь интересное на мифологическую тематику.
  
  - Давайте-ка я вам расскажу про битву Мардука и Тиамат. Это центральный эпизод вавилонской, точнее шумеро-аккадской, мифологии. Причём я сначала изложу общепринятый упрощённый вариант, потом упомяну кое-какие подробности, на которых обычно не акцентируется внимание. А затем мы вместе немного подумаем и попробуем сами реконструировать кое-какие искажённые события. Устраивает вас такой порядок изложения?
  Все дружно выразили своё согласие и Антон начал:
  - Общеизвестный вариант простой и короткий. Центральное божество вавилонского пантеона Мардук сражается с чудовищем женского пола по имени Тиамат и побеждает его. Затем разрубает тело Тиамат на две части. Из нижней части Мардук делает землю, а из верхней - небо.
  - Какой ужас! - воскликнула та самая дама, которая в своё время подала реплику о создании Вселенной.
  - Стоп! - вмешался один из гостей. - Если до этого не было ни неба, ни земли, то где всё это происходило?
  - Попроще чего-нибудь спросите - усмехнулся Антон. - Наверное, какая-то опора всё-таки была. По крайней мере, миф на эту тему высказывается очень смутно.
  - Ну а какие тут могут быть дополнительные подробности? - заинтересованно спросил кто-то.
  - Ну, первое, на что хотелось бы обратить внимание, - родственные отношения. Участники этого мифа - вовсе не чужие друг другу. Дело в том, что чудовище Тиамат - на самом деле праматерь всех шумеро-аккадских богов. А по отношению к Мардуку - то ли бабушка, то ли прабабушка, то ли пра-пра-пра-...бабушка. Так что в свете этого победа Мардука выглядит как-то двусмысленно... По крайней мере с моральной точки зрения...
  - Да уж! - сдавленным голосом прокомментировал один из слушателей.
  А другой высказался в том плане, что ведь не на пустом месте возник конфликт. И чтобы понять, кто прав, кто виноват, информации явно недостаточно.
  Хорошо! - сказал Антон. - Слушайте дальше и решайте - кто из мифологических персонажей вам больше нравится!
  
  И рассказал, что в соответствии с шумеро-аккадской мифологии Тиамат и её муж Апсу были прародителями всех богов. Но их потомки чем-то не угодили Апсу, и он решил большинство из них уничтожить - хотя Тиамат была против. Причём Апсу был настолько наивен, что публично объявил о своём решении. Тогда Эйя - один из его потомков - убил Апсу. После этого Тиамат якобы решила отомстить за мужа - и чтобы этого не случилось, сын Эйя Мардук убил и Тиамат. И стал верховным шумеро-аккадским богом. Вот такая история.
  Одна из слушательниц сразу же заметила, насколько всё это похоже на греко-римскую мифологию. Прямо прямые аналогии: Апсу-Уран, Тиамат-Гея-Теллус, Эйя-Крон-Сатурн, Мардук-Зевс-Юпитер. Только вот кто у кого заимствовал?
  Антон ответил, что греческая цивилизация появилась гораздо позже шуммеро-аккадской. Поэтому теоретически греки вполне могли заимствовать мифологию народов Двуречья - прямо или через кого-то. А так ли это на самом деле - учёные до сих пор спорят.
  Впрочем, вопрос о греко-римких аналогиях никто больше не обсуждал. Всех заинтересовало другое - какие сомнения могут появиться, если проанализировать изложенный миф. И Антон не заставил себя долго уговаривать.
  - Прежде всего прошу вас вспомнить, что историю пишут победители. Здесь победителей двое - Эйя и Мардук. И их действия наверняка приукрашены. Ведь при изложении междоусобной борьбы объективность в принципе невозможна.
  И, сделав два больших глотка чая, Антон продолжал:
  
  Во-первых, очень странно выглядит поведение Апсу. Если он хотел кого-то убить - зачем заранее предупреждать? Я, например, думаю, что Апсу сказал что-то вроде 'Как вы мне надоели! Перебить бы вас всех!'. В общем, чисто эмоциональное высказывание. А Эйя воспользовался этим, представив как реальную угрозу - и убил Апсу, чтобы захватить власть над миром. Но власть у него перехватила Тиамат - вместе со своим новым мужем Кингу. Тогда решили убить и Тиамат. Но для Эйи она оказалась не по зубам - и тогда в дело вступил его сын Мардук.
  - Подождите! - вмешался один из гостей. - Вы вот пытаетесь представить Мардука в негативном цвете. А это как-то неправильно. Ведь Тиамат - чудовище, а Мардук имеет человеческий облик!
  - Человеческий? А давайте я вам прочитаю маленький отрывок из вавилонской поэмы 'Энума элиш' - и вы оцените, как выглядел Мардук:
  
  Четыре глаза, четыре уха!
  Он рот раскроет - изо рта его пламя!
  
  - Но, может быть, это просто поэтическая гипербола?
  - Может быть! Но послушайте ещё один отрывок - как Мардук отправляется на бой с Тиамат:
  
  На страшную взошел колесницу - непобедимых Вихрей.
  Он их поставил, он впряг всю четверку в упряжку:
  Душегубца, Злодея, Топчуна, Быстроскока.
  В оскале их пасти, их клыки ядовиты.
  Покоя не ведают, убиение знают.
  
  Он поставил направо Бой Свирепый и Натиск,
  А налево поставил Отпор - отраженье ударов.
  Ужасом, словно плащом, он покрылся.
  Он главу окружил сиянием грозным.
  Вышел владыка, вперед устремился,
  
  К Тиамат яростной путь свой направил.
  Вложил в уста свои заклинанье,
  Ядовитые травы зажал в руке он...
  
  - Не правда ли - несколько зловещий образ получается?
  
  За столом заспорили. Антон даже не подозревал, что эта экзотическая тема вызовет у гостей такой неподдельный интерес...
  Из гостей Антон уходил заполночь. Одновременно с ним из дверей гостеприимной квартиры вышел один из гостей - неприметный человек среднего возраста. За весь вечер он не сказал практически ни слова.
  - Извините пожалуйста - обратился он к Антону. - Меня очень заинтересовал ваш рассказ.
  - Спасибо! - улыбнулся Антон. - К сожалению, я рассказал почти всё, что знаю. Если вас интересует эта тема - обратитесь к специальной литературе.
  - Да нет, вы меняя не поняли! Я обратился к вам совершенно по другому вопросу. Можно сказать, по прямо противоположному.
  И, внимательно посмотрел на Антона, неожиданно спросил:
  - Вы хотели бы узнать, как всё было на самом деле?
  
  
  
  Часть первая. Компьютер из плейстоцена
  
  
  Глава первая. Несколько слов об истории
  
  - Я думаю, теперь этого никто никогда не узнает! - грустно покачал головой Антон. - Слишком много времени прошло!
  - А как же историческая наука? - иронично спросил его собеседник. - Уж она-то готова всё по полочкам разложить!
  - Судя по вашему тону, вы уже знаете ответ. История - не совсем настоящая наука. И настоящей наукой никогда не станет!
  - Ну и почему вы так считаете?
  - Ну это же элементарно! Каждая уважающая себя наука должна уметь проверять достоверность используемой информации. А история свои факты проверять не умеет! Поэтому трактовка исторических событий и переписывается по многу раз - в зависимости от политической конъюнктуры! Или от устоявшихся научных стереотипов! Но самое грустное - что потом эти факты, искажённые теорией, используются для подтверждения этой же самой теории. И получается замкнутый круг...
  - А примерчик можете?
  
  - Да запросто! Новгородские берестяные грамоты были скручены в виде трубочек - поэтому археологи долгое время считали их поплавками. Никому в голову не приходило, что на Руси в то время была настолько распространена грамотность...
  - Но ведь в конце концов истина восторжествовала!
  - Чисто случайно! Участница археологической экспедиции Нина Акулова, впервые понявшая, что это никакие не поплавки, не была даже профессиональным археологом. Может быть, поэтому она и посмотрела на привычную находку непредвзятым взглядом. Только вот не для каждой ситуации находится своя Нина Акулова...
  - Ладно, будем считать ваш пример условно убедительным!
  - Есть и более убедительные! Могу привести ещё парочку! - улыбнулся Антон.
  - Ладно, ладно! Верю! Но почему вы мажете чёрной краской только историков? Разве в других науках никогда не было попыток 'отменить' неудобные факты, поскольку они противоречат сложившимся взглядам?
  
  - Бывали, конечно! - вздохнул Антон. - Да вот только это обычно всё-таки исключительные случаи. Физики, химики, геологи, биологи, астрономы, получив факты, противоречащие теории, в конце концов меняют теорию. А историки готовы подвергнуть отрицанию огромное количество фактов лишь потому, что они противоречат господствующей точке зрения. И никакая совесть их при этом не мучит! Разве это не так?
  - Так! И одновременно - совсем не так! Современная история - это, конечно, странное зрелище. Но в конце концов и она превратится в настоящую науку. Конечно, если человечество успеет...
  - Откуда у вас такая уверенность?
  - Потому что однажды такое уже было...
  - Уж не хотите ли вы сказать, что древние египтяне и шумеры лучше нас ориентировались в исторических проблемах?
  - При чём здесь они? Я говорю совсем о другом времени! Гораздо более раннем!
  - Атлантида?
  - Нет, раньше! Гораздо раньше!
  - Но раньше было только первобытное общество!
  - А вот тут вы ошибаетесь! Вы думаете, ваша цивилизация на Земле - первая? Нет, была до вас и другая цивилизация - гораздо более мощная и развитая.
  - И когда же?
  
  - Вы называете это время средним плейстоценом. Пользуясь терминологией современных учёных - лохвицкое межледниковье. Примерно четыреста тысяч лет назад...
  - Но позвольте! Тогда и людей-то современных не было! Первые кроманьонцы появились примерно сорок тысяч лет назад! И вообще... Должны были сохраниться развалины зданий, обломки машин... Да мало ли чего остается от активно развивающейся цивилизации... Ведь ничего этого нет! - покачал головой Антон.
  - Потрясающе! - воскликнул его собеседник. - Вы так ясно, чётко и логично описали мне недостатки современной исторической науки - а теперь не хотите воспользоваться своими же выводами!
  - Но происхождение человека - это уже не история! Скорее биология...
  - Точнее говоря - это грань между историей и биологией. Со всеми проблемами исторической науки. К тому же ещё усугублёнными огромными временными промежутками.
  - Знаете, это всё как-то неожиданно! В школе нам давали такую простую и ясную картину происхождения человека! Австралопитеки, питекантропы, неандертальцы. А потом - кроманьонцы, которых от нас уже почти ничем не отличаются... Тут просто нет места ни для какой древней цивилизации!
  - Да, картина на первый взгляд стройная и ясная. Да вот только в ней с некоторого времени начали появляться серьёзные нестыковки. Во-первых, люди, похожие на современных, оказывается, появились не сорок тысяч лет назад, а раньше. Гораздо раньше. А, во-вторых, все эти разновидности древних людей оказались эволюционно изолированными. Иными словами, не удалось построить никакой приемлемой схемы их перехода друг в друга...
  - Ну а отсутствие следов этой самой древней цивилизации? Как их-то вы объясните?
  - На самом деле нельзя сказать, что их вообще нет! Но все эти следы официальной наукой игнорируются, поскольку не соответствуют общепринятым взглядам. Причём даже не всегда тут присутствует какой-то злой умысел. Представьте себе учёного, который открыл что-то необычное. Что-то идущее вразрез с господствующими научными теориями. Будет ли он рисковать своей карьерой и публиковать информацию, за которую его могут объявить лжеучёным? Или поостережётся и сделает вид, что вообще ничего не нашёл?
  - Ну хорошо! - согласился Антон. - Можно скрыть один, два, три факта... Десять, двадцать, тридцать... Но если фактов слишком много, заговор молчания обязательно прорвётся!
  - Увы - одиночный прорыв ничего не даст! Этих прорывов должно быть достаточно много... Но, в общем, вы правы... Таких фактов действительно не очень много... И этому есть серьёзные причины...
  
  Собеседник Антона вздохнул и начал перечислять:
  - Во-первых, сам фактор времени... Вы же представляете, как разрушаются здания даже за пару тысяч лет. А тут - в двести раз больше!
  Антон лишь кивнул в ответ. Спорить тут было не о чем...
  - Во-вторых - та культура всё-таки была другая... И многое из того, что от неё осталось, совершенно не похоже на объекты современной цивилизации. Поэтому и не воспринимается учёными как что-то рукотворное...
  - А чуть поподробнее можно? - заинтересованно спросил Антон.
  - Запросто! - улыбнулся его собеседник. - Вот представьте здание из необработанного камня. Здание не прямоугольное, а достаточно причудливой формы. Как, вы думаете, его развалины будут восприниматься через четыреста тысяч лет? Скорее всего - просто как груда камней!
  - Хорошо, я понял! - кивнул Антон. - Ну а третья причина?
  - Развитая цивилизация неизбежно начинает серьёзно заниматься экологией. В частности, экологически безопасными строительными материалами. А одна из составляющих экологической безопасности - облегчить возвращение развалин бывшего здания в природную среду. Вот и подумайте - много ли останется от развалин таких вот 'экологически безопасных' зданий?
  - Хорошо, с учёными понятно. Но ведь есть ещё журналисты! А они-то как раз сенсаций не боятся! И с удовольствием озвучат информацию, отброшенную учёными!
  - Озвучить-то они её озвучат... Да многие ли им поверят? Вот вы сами, например, верите ли всему, что написано в популярных изданиях?
  - Да, нет, конечно! - грустно усмехнулся Антон. - Надо быть безумцем, чтобы всему этому верить!
  - Вот-вот! Дело в том, что, как правило, в руки журналистов обычно попадают лишь обрывки информации. Которые они в большинстве случаев очень плохо понимают. А потом ещё нещадно перевирают. Так что читателю практически невозможно отделить информацию, в которой есть рациональное зерно, от того, что придумано от начала и до конца.
  - Ну хорошо, а вы-то сами откуда всё это знаете? Неужели появилось какое-то сообщество объективных историков, которое озаботилось навести порядок в своей науке?
  - А вот тут вы зря иронизируете! Общества такого пока ещё нет. Но оно обязательно появится! Потому что без знания собственного прошлого человечеству крышка!
  
  Антон увидел, что его собеседник на несколько секунд как-то заколебался. Но потом, будто на что-то решившись, продолжал:
  - Нет, мои знания имеют совсем другой источник... Дело в том, что я сам был свидетелем того, о чем рассказываю!
  - Так вы хотите сказать, что видели своими глазами эту самую древнюю цивилизацию! Сколько же вам тогда лет? - с лёгкой иронией спросил Антон. - Неужели четыреста тысяч?
  - Нет, мой биологический возраст, конечно меньше! - вздохнул его собеседник. - Примерно семь тысяч лет. Но родился я, действительно, примерно четыреста тысяч лет назад. А стасис-поле помогло мне продержаться всё это время...
  Сказать, что Антон был шокирован - значить ничего не сказать!
  'Какой кошмар! - подумал он. - Оказывается, я разговаривал с сумасшедшим!'
  
  
  Глава вторая. Необычный ноутбук
  
  Антон растерялся. Ситуация складывалась совершенно дурацкая. И перед этим человеком он изощрялся в красноречии! Что-то ему доказывал!
  А его собеседник покачал головой и с грустной улыбкой сказал:
  - Я, конечно, вполне понимаю ваши чувства! Вы наверняка думаете, что я, мягко говоря, не в себе! Но я могу легко доказать, что это не так! Мне нужно всего лишь десять минут. Согласны вы предоставить мне это время?
  Антон растерянно кивнул головой. А что ещё оставалось ему делать?
  
  Незнакомец между тем опустил руку в карман и достал оттуда маленький предмет.
  - Посмотрите внимательно. Пока только посмотрите...
  Антон взял в руки предмет, оказавшийся небольшой монеткой. По крайней мере, он так выглядел.
  Эта монетка была очень лёгкая. Размер - примерно с жетон метро. Диаметр - чуть поменьше. Толщина - чуть побольше.
  А вот цвет...
  Вроде бы серебристый. Точнее говоря, ярко-серебристый. А ещё точнее - ослепительно-серебристый.
  Но при этом - с заметным синеватым отливом, что само по себе было необычно.
  Антон внимательно осмотрел, что же отчеканено на монете - и обнаружил еще массу странностей.
  На одной из сторон был изображён земной шар. А вокруг него - надпись на каком-то совершенно незнакомом Антону языке.
  Но это всё выглядело как-то очень необычно. Антон осмотрел внимательно - и обомлел: монета была разноцветной!
  Фон - серебристо синеватый. Земные океаны - чуть более синие. Континенты - серебристые (без всякой синевы). А буквы - чуть чуть золотистые.
  И всё это - из металла!
  Конечно, разница в цветах была малозаметна. Просто оттенки серебристого... До сознания такая разница даже не сразу доходила. А вот подсознание замечало её сразу...
  И ещё... На улице было уже темно. А монеты всё равно была хорошо видна. Как будто сама излучала свет...
  Антон перевернул монету другой стороной. Она оказалась ещё интереснее. Почти всю поверхность занимало звёздное небо. Только в самом низу очень короткая надпись.
  Фон, на котором располагались звёзды, был выполнен в виде того же самого серебристо-синего металла. Только ещё более синего, чем океаны на противоположной стороне.
  Надпись была чисто серебристая - без всяких цветов. А вот звёзды были разноцветные. Большинство белые, чуть более десятка - желтые. А пара звёзд даже оранжевые!
  Антон, пожав плечами, отдал монету хозяину. И заявил, что предмет, конечно, необычный - но не настолько, чтобы приплетать к его созданию древнюю цивилизацию.
  
  - Дело в том, что это на самом деле не то, чем кажется. Внешний облик - это всего лишь маскировка. Монета, даже самая экзотическая, не привлекает особого внимания. Все думают, что она юбилейная и отчеканена в одной из небольших стран. Я бы, конечно, мог сделать её более незаметной... Но тогда я сам бы мог её с чем-нибудь перепутать. А эти штучки всё-таки довольно дорогие...
  - О чём вы говорите? Какие штучки? - недоумённо переспросил Антон.
  - То, что вы держите в руках - это портативный компьютер. По-вашему, ноутбук. Давайте где-нибудь присядем - и я вам покажу.
  
  Только тут Антон обратил внимание, что они идут по аллее одного из небольших петербургских парков. С тем, чтобы присесть, проблем не было - по обеим сторонам аллеи стояли удобные и даже чистые (после недавно прошедшего дождя) скамейки.
  Антон удобно устроился на одной из скамеек, а незнакомец сел рядом с ним. На колени положил дипломат, а на дипломат - этот самый таинственный предмет, выглядевший как монетка. И начались чудеса...
  
  Вот "монетка" лежит на ладони. Несколько быстрых касаний - и она начинает расти в толщину. Теперь она уже ни капли не похожа на монетку - скорее цилиндр примерно пятисантиметровой длины.
  Вот в ладони лежит уже цилиндр. Опять несколько касаний - и его длина увеличивается. Теперь она чуть более тридцати сантиметров.
  Цилиндр уложен на поверхность дипломата. Ещё несколько манипуляций - и он вдруг разворачивается, превращаясь в чёрный коврик. Несколько нажатий - и "коврик" начинает расти вверх. Теперь это типичный ноутбук - но без экрана. Ещё пара движений - и из дальней кромки "ноутбука" вырастает экран. Незнакомец с лёгким щелчком захлопывает экран, оказавшийся верхней крышкой. И протягивает результат манипуляций Антону.
  Антон осторожно взял плоский чёрный предмет. По виду это был типичный ноутбук. Вот только Антон помнил, чем он был пару минут назад...
  Но самым неожиданным было то, что "ноутбук" был довольно тяжёлым. Антон спросил, откуда берётся лишняя масса, и получил ответ, что из воздуха. Но понимания ему это не прибавило!
  А потом Антон задал совершенно естественный вопрос:
  - А он работает?
  На что незнакомец с улыбкой ответил:
  - Конечно! Можете сами включить, чтобы в этом убедиться!
  
  Антона не пришлось долго упрашивать. Быстро найдя кнопку включения, он нажал её. Ноутбук стал загружаться. И через несколько минут на экране оказалась знакомая панель входа в Windows.
  - Скажите-ка мне теперь! - незнакомец внимательно смотрел Антону в глаза. - Может ли современное человечество реализовать такие технологии преобразования материальных объектов? А если не может, то не является ли это доказательством того, что я всё-таки говорю правду!
  Антон задумался:
  - Процентов на девяносто, что не может! Но даже если это земная разработка - то вы представитель непонятной для меня организации, играющий в какую-то свою игру. Пожалуй, в любом случае вас стоит выслушать... Но, говоря честно, первый вариант нравится мне гораздо больше!
  Незнакомец улыбнулся:
  - И это прекрасно, потому что именно первый вариант - правда!
  
  - Насколько я понял, - спросил Антон, - вы хотели показать мне что-то ещё?
  - Несомненно! Вы как, в компьютерах хорошо ориентируетесь?
  - Да в общем неплохо! В Windows и Linuх неплохо ориентируюсь, с WЕВ-дизайном хорошо знаком, с редакторами Photoshop и CorelDraw так вообще на "ты". Даже на "Си" программировать чуть-чуть умею.
  - Прекрасно! Моя задача упрощается! Я просто сейчас хочу показать вам совсем другое ПО. Гарантирую, что такого вы нигде не видели. И видеть не могли.
  Незнакомец перезапустил компьютер, и, когда на экране появилось меню с вариантами запуска, не стал выбирать ни один из вариантов, а нажал цифру "7".
  И тогда на ноутбуке запустилось что-то странное. Это явно была операционная система - но совершенно не похожая ни на Windows, ни на Linux, ни вообще на что-то такое, что Антон видел хотя бы мельком.
  - Посмотрите внимательно! - предложил незнакомец. - Я не тороплюсь! Кстати говоря, на возникающие вопросы отвечу с удовольствием!
  И Антон погрузился в необычный электронный мир.
  Здесь всё было другое: графическое оформление, набор стандартных операций, структура. Более того - другими были самые общие принципы...
  И главное - чувствовалось, что со всем этим очень удобно работать...
  - А теперь - последний фокус - немножко торжественно сказал незнакомец.
  
  Он сделал рукой неуловимое движение - и экран ноутбука на секунду помутнел. Как будто оказался сотканным из дыма. Но очень быстро вновь приобрёл исходный вид.
  Кстати говоря, на динамической картинке, отображаемой в этот момент на экране, эти манипуляции никак не сказались.
  - Ну и что? - недоумённо спросил Антон.
  - А вот смотрите!
  Незнакомец ткнул рукой в экран - и рука прошла его насквозь!
  - Виртуальный экран! - пояснил он. - Но это ещё не всё!
  Ещё одно движение рукой - и экран стал больше в четыре раза - и в длину, и в ширину.
  - Удобно, правда? - прокомментировал незнакомец. - Очень легко делать то, что вы называете "домашним кинотеатром".
  Антон молча кивнул, глядя завороженными глазами на сказочный ноутбук.
  - Могу дать вам эту штучку на несколько дней для ознакомления! - улыбнулся его собеседник.
  Кто же был бы в состоянии отказаться от такого предложения? Конечно, Антон с благодарностью согласился.
  
  Следующие десять минут ушли на обучение Антона умению сворачивать и разворачивать это необычное устройство.
  А в заключении незнакомец передал Антону визитную карточку с телефоном, предложив звонить, как только возникнуть какие-нибудь проблемы...
  Антон положил монетку-ноутбук в карман. Он даже не подозревал, насколько сегодняшний вечер изменит всю его жизнь...
  
  
  Глава третья. Загадочное программное обеспечение
  
  Антон пришёл домой поздно вечером.
  Ему очень хотелось "поиграться" с необычным ноутбуком, но он с большим трудом сдержал себя. Если бы он так сделал, то ему вообще бы не удалось лечь спать - а ведь завтра утром надо было идти на работу.
  Следующий день оказался очень трудным. Антон занимался повседневными делами, а сам в это время думал о необычной штучке, ждавшей его дома. Наконец он не выдержал, отпросился с работы на два часа раньше и буквально побежал домой.
  
  Первое, что он сделал, - повторил все манипуляции по превращению монетки в ноутбук (и обратно), показанные ему незнакомцем. Затем он загрузил Windows и внимательно посмотрел, что за файлы там находятся. Может, уже там он найдёт какие-то описания необычного ПО, оказавшегося у него в руках?
  Так и оказалось. Один из каталогов оказался буквально забит документацией. Причём он оказался разбит на несколько подкаталоги - и в каждом была документация на своём языке.
  Перед Антоном встал вопрос: какой именно вариант читать?
  Конечно, по-русски читать было бы удобнее. С другой стороны, очень часто в аналогичных ситуациях английский вариант оказывается гораздо более полным. А Антон (что в данной ситуации важно), практически свободно читал по-английски.
  Чтобы окончательно решить этот вопрос, Антон выбрал несколько документов и сравнил их русские и английские варианты.
  Результат был утешительный: русский вариант английскому ничуть не уступал. Так что имело смысл изучать именно русский вариант.
  
  Антон открыл файл с говорящим именем САМОЕ_НАЧАЛО.doc и стал его читать.
  Оказалось, что вся интересующая его информация может быть разделена на четыре блока:
  1) Физические манипуляции с ноутбуком (свёртывание, развёртывание и т.д.).
  2) Необычные программы в Windows.
  3) Абсолютно новая операционная система, запускаемая в одном из обычных четырёх разделов ноутбука.
  4) Режим работы ноутбука с абсолютно иным (не интеловским) процессором. Причём операционная система в этом случае та же самая, что и в п. 3.
  Антон решил всё изучать именно в таком порядке.
  
  Описание манипуляций с ноутбуком оказалось очень интересным. В первой главе документации было описаны элементарные операции - те, которые Антон уже знал. Но это было примерно два процента документа. А вот остальная информация была абсолютно новая.
  Оказалось, что монетку при развёртывании можно было превратить ноутбуки самого разного вида. А также в настольный компьютер, планшетник и мобильный телефон (по которому, как оказалось, можно ещё и звонить).
  Антона больше всего заинтересовал виртуальный шлем. Он вполне обоснованно считал, что виртуальная реальность для такого продвинутого устройства должна быть просто потрясающая! Правда, в документации было написано, что со шлемом надо быть максимально осторожным и использовать его только тогда, когда программное обеспечение будет изучено достаточно хорошо. И Антон со вздохом отложил эту форму представления на потом.
  Немного неожиданно выглядела возможность управлять характеристиками компьютера. Дело в том, что по умолчанию получался очень мощный вариант. Но при желании его можно было сделать гораздо "слабее". Как понял Антон, это было нужно для того, чтобы не привлекать к компьютеру лишнего внимания.
  
  Наконец чтение первого документа было закончено. Настал черёд второго этапа - изучение новых программ для Windows.
  Антон не ждал от этого этапа ничего необычного. Но, как оказалось, в этом он очень сильно ошибался.
  Первой программой была модификация текстового редактора Word. Казалось бы, что тут можно модифицировать? Оказалось, можно! Программа обеспечивала совершенно невероятный уровень сервиса и более чем в два раза увеличивала производительность работающего с ней человека.
  Её удобным качеством было чёткое размежевание "классических" и дополнительных (то есть новых) возможностей. Которые, кстати говоря, сами были разделены на несколько уровней - от достаточно элементарных до совершенно необычных.
  Наибольшее впечатление производили средства автоматизации написания документа. Антон даже не подозревал, что на эту тему можно придумать столько всяких удобных приёмчиков.
  В общем, с использованием этого редактора рутинная и скучная процедура набивания документа превращалась в лёгкое, быстрое и увлекательное занятие.
  Антон с грустью подумал, что работать с обычный вордом теперь ему будет очень неуютно.
  А потом он приступил к изучению расширенного варианта растрового графического редактора - то есть средства, позволяющего на компьютере создавать картины и обрабатывать фотографии.
  Тут различия оказались ещё сильнее.
  
  За основу был взят знаменитый "Photoshop". Но дополненный огромным количеством всяких приятных усовершенствований.
  С помощью такого редактора даже человек, не умеющий рисовать, мог с лёгкостью изобразить что-то достаточно красивое и эффектное.
  Дальше был векторный графический редактор на основа знаменитого "Corel Draw". Потом - векторный редактор объёмных изображений. В самом конце шёл редактор для разработки мультфильмов.
  Антон ознакомился с ними со всеми - шаг за шагом. И каждый новый шаг был необычнее предыдущего.
  Антон чётко знал: ничего подобного никогда не поступало в открытую продажу! И люди, которые вздумали бы торговать этим, очень быстро бы озолотились.
  Стоп! Тут надо было хорошо подумать!
  
  Всё это было написано не мгновенно. На это было потрачено несколько лет - или использованы большие коллективы исполнителей. А уж о том, насколько высока была квалификация тех, кто возглавлял разработку, и говорить не приходилось!
  И всю эту огромную работу никто так и не попытался окупить!
  Тут было два варианта: либо сумма с возможных продаж не казалась им слишком большой, либо сокрытие факта своего существования для них было важнее, чем даже очень большие деньги!
  "Во что же я влез? - с ужасом подумал Антон. - С какими серьёзными людьми связалcя?"
  
  Но это было чисто логическое умозаключение. На самом деле интуиция подсказывала, что никакой опасности ему не грозит - пока он ведёт себя правильно.
  Но что означало в данном случае правильно?
  В общем-то это было очевидно. Изучает материал сам, не пытаясь передать его никому другому. И даже не готовя такую передачу...
  Антон понял, что чуть не совершил ошибку. Он ведь уже хотел скопировать необычное ПО на флэшку. А этого как раз делать не стоило. Если таинственные хозяева монетки-ноутбука разрешат ему такое копирование, это можно будет сделать в любое время.. А вот если не разрешат...
  Неизвестно, что произошло бы с ним, если бы он произвёл копирование помимо их воли. Но явно ничего хорошего...
   Антон вдруг почувствовал, как на плечи ему навалилась усталость. Ничего удивительного - судя по часам, уже прошло полночи. На сегодня надо было заканчивать...
  
  Следующий вечер он посвятил изучению WEB-редактора. Эта программа имела важное отличие от тех, которые были изучены вчера: она вообще не имела никаких аналогов среди известного ПО.
  Её отличительной особенностью являлось наличие четырнадцати уровней разработки, различавшихся по степени автоматизации: от самого низшего, предполагавшего ручной ввод HTML-текстов, до самого высшего, работая на котором разработчик сайта видел только то, что должен видеть пользователь.
  А остальные двенадцать уровней были плавными ступеньками от высшего к низшему.
  В процессе изучения WEB-редактора Антон создал маленький сайтик (пока что на самом ноутбуке - без размещения в Интернете).
  Для того, чтобы разместить сайт на хостинге, существовало специальное меню. Антон ради интереса зашёл в него, не сомневаясь, что увидит сейчас сообщение о том, что сеть не подключена.
  И с удивлением обнаружил, что ноутбук к Интернету подключён!
  Почему же он этого не заметил вначале?
  Тогда Антон отложил изучение WEB-редактора и приступил к поиску программы-навигатора, с которой и должно начинаться знакомство с Интернетом.
  Навигатор он нашел с определённым трудом. Значок был совершенно незнакомый, да и сам навигатор выглядел очень непривычно. Но в нём, само собой, была встроенная справка - поэтому разобраться, как он работает, было не так сложно.
  Антон пробежался по нескольким сайтам - и буквально опешил. Ни к какому кабелю, ноутбук, естественно, не был подключён, так что сеть в нём могла быть только мобильная. Но скорость y этого Интернета была не хуже, чем у проводного! Даже фильмы с высоким разрешением можно было спокойно смотреть!
  
  Пока Антон размышлял над этим феноменом, перед ним появилось видеоокно во весь экран ноутбука.
  А из окна на него внимательно смотрел хозяин ноутбука.
  - Здравствуйте, Антон! - улыбнулся он. - Я очень рад, что вы так активно изучаете наши материалы. И пока что не сделали ни одной серьёзной ошибки.
  
  
  Глава четвёртая. Откровенный разговор
  
  Антон аж подпрыгнул от неожиданности. А потом удивлённо спросил:
  - А вы что, за мной наблюдаете?
  Незнакомец вздохнул:
  - А что нам остаётся делать? Надеюсь, вы уже поняли, что столкнулись с чем-то по настоящему необычным?
  - Как не понять! - задумчиво сказал Антон. - Это даже на розыгрыш не тянет. Слишком дорогой розыгрыш получился бы...
  - Вот-вот! А какие чувства вы испытываете при этом?
  - Очень интересно! И немного страшно!
  - Ну, с интересом понятно... - задумчиво сказал незнакомец. - Вы прикоснулись к тайне, которая неожиданно оказалась настоящей. Надеюсь, теперь вы не считаете глупым розыгрышем мои рассказы о прошлом человечестве и о Лохвицком межледниковье?
  - Теперь нет! - улыбнулся Антон. - Но мне показалось несколько странным, что демонстрацию этого мира вы начали именно с компьютеров.
  - Да! - иронично ответил незнакомец. - Я понимаю - вам бы больше хотелось посмотреть видеосъёмку эпиорниса, мамонта или мастодонта!
  - Да уж, не отказался бы! - мечтательно протянул Антон.
  - Но главный парадокс в том, что такие видеоклипы на самом деле вас ни в чём бы не убедили. Современные мультипликаторы с лёгкостью снимают фильмы о жизни на земле в прошлые эпохи. И вы просто решили бы, что вам показывают один из таких фильмов. Ну, может быть, чуть лучший по качеству...
  Антон вынужден был согласиться, что так, скорее всего, и было бы.
  
  - Понимаете! - сказал незнакомец, - компьютер в данной ситуации является единственным приемлемым вариантом. Это удобный, надёжный и безопасный способ хранения информации. И ещё - великолепный вариант связи. К тому же работа с ними поможет вам осознать, что наша древняя цивилизация не была неким архаическим обществом. Мы создавали компьютеры и летали к звёздам!
  - А вы покажете мне всё это? - тихо спросил Антон.
  - Обязательно! - улыбнулся незнакомец. - Но при одном условии - если мы расставим все точки над "и".
  - Не понимаю! - напрягся Антон.
  
  - Сейчас поймёте! Но сначала ответьте мне на один вопрос: почему вам хоть немного, но всё же страшно?
  - Но это же элементарно! - смутился Антон. - Во-первых, если вы представляете такую могущественную силу, да к тому же держащую в тайне само своё существование, возникает законный вопрос: что происходит с теми, кто эту самую тайну пытается раскрыть? Ведь система работает эффективно: о вас действительно, похоже, никто пока знает...
  - Вы боитесь, что мы для сохранения своей страшной тайны просто убиваем свидетелей? Уверяю вас, что этого никогда не происходит. Убийство - дело жестокое и по большому счёту абсолютно ненужное. Есть другие способы...
  - Ладно, не будем ходить вокруг да около! - задумчиво сказал Антон. - Возьмём вполне конкретную ситуацию: вы беседуете с каким-нибудь человеком, рассказываете ему о своей цивилизации, даёте с собой ноутбук. А он, вместо того чтобы тихо изучать материалы, решит по-крупному подзаработать. И продаст ваши замечательные программы какой-нибудь компьютерной фирме. Что с ним-то вы сделаете?
  - То есть вы сейчас описали вариант собственного альтернативного поведения! - рассмеялся незнакомец. И, с улыбкой посмотрев на смущённого Антона, продолжал:
  - В этом плане у вас очень удобная цивилизация! Стоит только кому-то заикнуться об инопланетянах, как он сразу же оказывается в психушке! Никому даже в голову не придёт воспринять его информацию всерьёз!
  - Но вы ведь вовсе не инопланетяне! - удивился Антон. - Это совсем из другой оперы!
  - Да бросьте! - поморщился незнакомец. - Кто там будет разбираться!
  
  - Пожалуй, так! - задумчиво протянул Антон. - Но ведь достаточно показать кому-нибудь ваш замечательный ноутбук - и сразу станет ясно, что того, кто его показал, стоит хотя бы выслушать!
  - А его просто невозможно показать без нашего разрешения! - рассмеялся незнакомец. - Хотите, продемонстрирую! Вот, представим себе, что в комнату, где вы сейчас находитесь, кто-то входит!
  В тот же миг ноутбук как бы окутался дымом, а потом стал становиться всё прозрачнее и прозрачнее. Прошло около трёх секунд - и он буквально истаял в воздухе! Лишь одинокая монетка лежала на столе...
  Антон с ошалевшим видом уставился в точку пространства, где ещё несколько секунд назад был экран. Но ждал он недолго: секунд через десять процесс повторился в обратном порядке!
  - Ну как, впечатляет! - засмеялся незнакомец. - Причём учтите - процесс "истаивания" будет видеть только тот, кому мы дали ноутбук. А тот, кому он попытается об этом рассказать, увидит только результат: пустое пространство!
  - Так значит, развёртка монетки в ноутбук при чужих невозможна? - уточнил Антон.
  - Вы задали очень правильный вопрос! - весело ответил незнакомец. - Именно невозможна. А безуспешная попытка её продемонстрировать будет выглядеть как дурацкий розыгрыш!
  - Но ведь, кстати говоря, есть другой способ... - задумчиво проговорил Антон. - Никому о древних цивилизациях не рассказывать, странных ноутбуков не показывать. Просто предложить купить это ваше сверхнакрученное ПО! Она ведь безумных денег стоит!
  - Неужели вы думаете, что мы и этого не предусмотрели? На этом пути тоже есть трудности - причём совершенно непреодолимые...
  
  Незнакомец (впрочем, Антон с некоторого времени начал называть его по-другому: Человек из плейстоцена) хитро улыбнулся и пояснил:
  - Первое препятствие - чисто техническое. В настоящее время с компьютера можно копировать лишь файлы с контролируемым содержимым. То есть формат этих файлов должен быть полностью понятен системному ПО. А контроль осуществляется очень просто: наши, как вы выражаетесь, накрученные программы скопировать нельзя.
  - При большой желании это ограничение можно обойти. Например, к графическим файлам информацию прицеплять. В виде несущественных оттенков... - возразил Антон.
  - В принципе да! - согласился Человек из прошлого - Но это уже будет не так важно. Первая попытка копирования будет наверняка проведена напрямую, и мы её обнаружим. И, соответственно, откорректируем своё отношение к сделавшему её человеку.
  Антон порадовался про себя, что вовремя сообразил ничего не копировать с ноутбука.
  А его собеседник, заметив его состояние, еле заметно улыбнулся:
  - Собственно говоря, наша защита от копирования не ставит целью поставить непреодолимый барьер. Она просто создаёт некие временные затруднения, преодолевая которые, есть возможность немножко подумать. И понять, как выглядит человек, неизвестно откуда принёсший какое-то необычное ПО, причём без исходных текстов - а лишь в виде загрузочных модулей.
  - Тут и думать нечего! - сообразил Антон. - Первое, и, возможно, единственное объяснение будет - что он просто стащил эти программы. Причём в какой-то мощной и солидной фирме!
  
  - Вот-вот! И что в этом случае делать покупателю? Скорее всего он испугается и просто не захочет связываться! А если покупатель не побоится вступить в конфликт с какой-то неизвестной мощной организацией, то тем более он не побоится и другого: просто кинуть несолидного продавца. Или даже сделать с ним что-нибудь похуже, чтобы избавиться от лишнего свидетеля.
  - Да, всё логично! - согласился Антон.
  - А ведь есть ещё три дополнительных фактора. Во-первых, не захочется покупать загрузочные модули, зная, что где-то есть исходные тексты. Во-вторых, попытка взломать их загрузочных код ни в коем случае не удастся. Слишком сложно они устроены для ваших хакеров. И - самое главное - наши программы прекрасно понимают, когда их нелегально скопировали. И после этого начинают вести себя, мягко выражаясь, не совсем адекватно.А потом и вообще самоуничтожаются. Так что попытка продать наше ПО в любом случае очень плохо кончится для незадачливого продавца и совершенно безопасно для нас!
  - Как вы всё предусмотрели! - восхитился Антон.
  - Тут на самом деле нет ничего сложного! - пояснил Человек из прошлого. Человеческое сознание на самом деле боится необычного и старается его избежать! А наши тайны настолько необычны, что они как бы ускользают от внимания окружающих. Но мы, кстати говоря, отвлеклись. Есть ли ещё причины, по которым ваш немного страшно?
  - Увы - есть! Я понимаю, что для чего-то вам нужен. Иначе вы не тратили бы на меня своё время и внимание. Вот я и боюсь, что, сотрудничая с вами, нарушу долг перед моей страной, человечеством или своей совестью!
  
  - Как глобально вы ставите вопрос! - восхитился его собеседник.- Говоря честно, если бы вы не подумали об этом вообще, я бы в вас сильно разочаровался.
  И, чуть-чуть помолчав, продолжил:
  - Что ж - настало, наконец, время рассказать о том, кто мы, собственно говоря, такие! Но о таких вещах лучше говорить при личной встрече. Так что продолжайте изучать наши материалы - а через несколько дней поговорим!
  - Стоп! - перебил его Антон. - Вы сказали, что я не сделал ни одной серьёзной ошибки. А нельзя ли поподробнее?
  - Да бросьте - отмахнулся его собеседник. - По-моему, вы прекрасно всё поняли!
  И исчез с экрана.
  
  
  Глава пятая. Меню из плейстоцена
  
  Было жалко, что последний разговор закончился на такой неопределённой ноте. Что ж - оставалось только ждать обещанного объяснения.
  А пока Антон продолжал изучение...
  Пока что он осваивал необычные программы для Windows, так и не дойдя до другой операционной системы. Но этот факт его не расстраивал: впечатлений было и так много. Иногда ему даже казалось, что у него начало атрофироваться умение удивляться.
  Потрясающим было то, что любая работа на компьютере, проводимая с помощью изучаемых им программ, делалась в несколько раз быстрее.
  
  Наконец Антон понял: всё, первый этап он выполнил. И в тот же вечер позвонил Гость из плейстоцена. И предложил встретиться завтра вечером.
  Встреча состоялась в небольшом кафе с говорящим названьем "У мамонта". Антону оно очень понравилось. Маленькое, уютное, с великолепной кухней и приятным обслуживанием. А главное - замечательно оформленное!
  Его стены были расписаны в виде картин, на которых были изображены сцены жизни в плейстоцене. Охота. Пасущиеся животные. Жизнь в человеческих стойбищах.
  Картины были выполнены с большим количеством подробностей и были очень красивыми. В какой-то степени создавалась иллюзия присутствия.
  Внутренние интерьеры были довольно непривычны. Они состояли как будто из необработанных камней (хотя Антон понимал, что это, конечно, имитация). И эти грубые камни причудливым образом соединялись в ажурные конструкции, выглядевшие невесомыми.
  
  - Я очень люблю здесь бывать! - тихо сказал Гость из плейстоцена. - Хозяин - мой старый приятель, и я несколько раз помогал ему советами по оформлению. А художника он вообще по моей рекомендации нанимал. Так что здесь многое напоминает мне старый мир...
  - Вы имеете в виду картины? - спросил Антон.
  - Лишь отчасти! - уточнил его собеседник. - С одной стороны, я вижу на них животных, живших в наше время, и это действительно вызывает ностальгические чувства. С другой стороны - действие здесь происходит, как правило, во время оледенения. Судя по всему, последнего, - валдайского. А мы жили, как я уже сказал, гораздо раньше. Когда было даже теплее, чем сейчас.
  - Но если не картины, то тогда что? - удивился Антон.
  - Многое... - вздохнул Гость из плейстоцена. - Например, внутренняя организация помещения.
  Антон ещё раз взглянул на ажурные каменные конструкции, перекрывающие зал. Теперь они предстали перед ним совершенно в другом свете.
  
  - А ещё, - загадочно улыбнувшись, продолжил Гость из плейстоцена, - я хочу немного познакомить вас сегодня с нашей кухней. Точнее, с кухней того народа, который четыреста тысяч лет назад жил в Восточной Европе. Набор продуктов у них был примерно такой же, как ваших современных соотечественников, разве чуть побольше. Так что сравнение будет достаточно корректное.
  Вот это уже было интересно. Антон, после того как он узнал о существовании Прошлого человечества, жадно стремился узнать как можно больше о жизни в те времена. И очень расстраивался, что информация ему выдаётся очень маленькими порциями.
  Но были все основания надеяться, что сегодня в этом плане наступит прорыв - и ему удастся узнать что-то достаточно серьёзное. Знакомство с кухней того времени было неким символом... Как бы залогом того, что теперь он начнёт узнавать не какие-то абстрактные сведения, а живые подробности той далёкой и таинственной жизни.
  
  - Что вы больше любите - кислое или сладкое? - вдруг прервал его размышления Гость из плейстоцена.
  - Кислое, пожалуй, больше! - вздрогнув от неожиданного вопроса, машинально ответил Антон.
  - Всё ясно! - ответил его собеседник, и, подозвав официанта, что-то сказал ему вполголоса.
  Через несколько минут на их стол поставили два больших бокала с прозрачным напитком ярко-зелёного цвета.
  - Перед едой обязательно надо выпить стакан воды или специального предобеденного напитка! - пояснил Гость из плейстоцена. - Так что не будем нарушать традиции и приступим!
  Антон сделал глоток. Ощущение было потрясающее!
  
  Напиток был холодный, вкусный, освежающий. Но при этом с каждым глотком в теле появлялась совершенно необъяснимая лёгкость. И голова стала ясной, как никогда!
  - Это что, спиртное? - удивлённо спросил Антон.
  - Да нет, что вы! Сегодня спиртного в меню у нас вообще не будет - слишком серьёзный предстоит разговор!
  - Но откуда такой интересный эффект? Что это - какой-то энергетический напиток?
  - Вы меня обижаете! Наша цивилизация такими сомнительными вещами не увлекалась. Всё, что вы здесь выпьете и съедите - исключительно натуральное, без всяких там искусственных эффектов. И очень полезное для здоровья!
  - Что ж - мне не остаётся ничего другого, как вам поверить... - задумчиво проговорил Антон. И, быстро допив свой бокал, стал ждать продолжения.
  Поскольку им пока ничего не несли, Антон решил задать только что возникший у него вопрос:
  - А у вас как, спиртные напитки вообще были?
  - В общем да. Но, конечно, не такие варварские, как у вас!
  - А что же в наших напитках варварского? - обиделся Антон.
  - А то, что они медлено убивают человека. А иногда и не очень медленно...
  - Вы хотите сказать, что ваше спиртное совершенно безопасно? Может быть, в нём и алкоголя нет? - иронично спросил Антон.
  - Алкоголь в нашем спиртном, конечно, есть - иначе оно бы так не называлось. Но одновременно есть и компенсирующие вещества - которые ущерб от алкоголя сводят практически на нет. Когда нибудь, дней через десять, я вам всё это продемонстрирую!
  "Опять меня кормят обещаниями! - грустно подумал Антон".
  Но тут его размышления были прерваны самым приятным образом: наконец-то принесли первое блюдо.
  
  - Извините, что я не согласовал с вами меню! - подал реплику Гость из плейстоцена. - Я внимательно следил за вами во время того самого дня рождения и, смею надеяться, сумел понять ваши вкусы. Вы же не станете говорить, что это блюдо вам не нравится?
  - Что вы? - улыбнулся Антон. - Блюдо просто великолепное!
  
  На первое им подали тушёные овощи. Они были невероятно вкусные и очень мягкие - буквально таяли во рту. Но что-то ещё в этом блюде было странное. Странное и непривычное...
  Антон присмотрелся внимательно - и понял.
  Овощи были пропитаны изумительно вкусным соусом. Но отнюдь не плавали в нём. Вниз этот соус не стекал! Даже когда Антон прижал ложкой кусочек тушёной моркови, попытавшись выдавить из него хоть капельку соуса, у него ничего не получилось!
  Так что когда он закончил есть, тарелка выглядела непривычно чистой. На дне ничего не было!
  Гость из плейстоцена с интересом наблюдал за его манипуляциями. А потом пояснил:
  - Понимаете, в нашем обществе огромное значение уделялось экологии. Но не так, как у вас. Из этого не устраивали политических компаний, не проповедовали ненависти к людям под маркой борьбы за сохранение природы. А просто тихо, спокойно и без лишнего шума обустраивали среду обитания людей.
  - А какое отношение к экологии имеют кулинарные рецепты? - удивился Антон.
  - В данном случае - самое прямое! На изготовление продуктов были израсходованы природные ресурсы, и выбрасывать то, что могло бы быть съедено - просто недопустимо. Мы придерживались этого принципа даже в мелочах! Например, всё, что положено на тарелку, должно быть съедено. Поэтому заранее устранены все причины, которые могут этому воспрепятствовать. Никаких соусов, остающихся на дне тарелки! Никаких костей в готовом блюде! Кости несъедобны - но чисто формально их всё-таки оставляют несъеденными! В блюде не должно быть даже ничего двусмысленного - чтобы не вызвать сомнение у того, кто ест, и не принудить его к тому, чтобы что-то не доесть...
  - Знаете, а это всё вы хорошо придумали! - улыбнулся Антон.
  Действительно, такие принципы выглядели неожиданными - но на самом деле были правильными и логичными!
  
  Тем временем принесли второе блюдо - рыбу.
  Антону в первый момент показалось, что в этом блюде принципы плейстоценовой кулинарии всё-таки оказались нарушенными. Куски рыбы были покрыты грубой толстой кожей, а на торцах просматривались довольно заметные кости.
  Но когда он осторожно начал есть, всё разъяснилось. Кожа была удивительно мягкой и абсолютно съедобной. Она по вкусу немного отличалась от мяса - но отнюдь не в худшую сторону...
  С костями было ещё интереснее. Они были не просто "в принципе съедобными" (делать такое неплохо научились уже в советское время, хотя частично разучились при капитализме). Нет, они тоже были абсолютно мягкими!
  Ну а третье блюдо - баранина - было вообще потрясающим! И тоже было сделано так, что было съедено всё, что лежало на тарелках - вплоть до грамма!
  Съев три блюда, Антон почувствовал, что сильно наелся. Можно даже сказать, объелся.
  
  Тут им принесли две большие кофейные чашки с каким-то непонятным напитком. Он был оранжевым - но не прозрачным, а матовым. И ещё - он был горячим.
  Антон даже немного отшатнулся. Он не хотел сейчас пить ТАКОЕ.
  Но Гость из плейстоцена всё-таки настоял на том, чтобы Антон сделал хотя бы один глоток.
  Это было потрясающе! Напиток очень отдалённо походил на кофе - хотя, если быть точным, вкус его был совершенно другой.
  - Это надо пить очень маленькими глотками! Только тогда вы получите максимальное удовольствие! - сказал Гость из плейстоцена Антону.
  Тот так и сделал. И почувствовал, что с каждым глотком ощущение "объелся" куда-то уходит, а вместо него появляется ощущение приятной сытости.
  - Ну что ж! - сказал Гость из плейстоцена. - Сейчас самое удобное время поговорить!
  
  
  Глава шестая. При чём здесь Тиамат?
  
  Антон сидел и ждал, когда его собеседник прервёт затянувшуюся паузу. А тот всё молчал. Но в молчании этом не чувствовалось спокойствия. Видно было, что он хочет приступить к разговору. Просто жаждет. Но совершенно не знает, с чего начать.
  Это выглядело очень странно. Что могло заставить растеряться этого необычного человека, видавшего в жизни такое, чего Антон даже не мог представить? Человека, пережившего тысячелетия и при этом не утратившего интерес к жизни и неравнодушие к судьбам отдельных людей?
  Наконец Гость из плейстоцена сумел прервать затянувшуюся паузу и, виновато кашлянув, тихо сказал:
  - Извините, Антон. Я так долго ждал этого момента. А вот когда он наступил, вдруг растерялся.
  - Странно! - пожал плечами Антон. - Я не совсем понимаю, о чём вы собрались со мной говорить, но, учитывая ваш потрясающий жизненный опыт, таких разговоров вы, наверняка, проводили сотни. Да нет, какие сотни? Тысячи! Десятки тысяч!
  - Ах, Антон! - неожиданно улыбнулся Гость из плейстоцена. - Ну за кого вы нас считаете? Думаете, мы только и делаем, что рассказываем о нашем существовании первым попавшимся?
  - А что, я, в вашей терминологии, разве не первый попавшийся?
  - Нет! Вовсе нет! Вы - человек не совсем обычный. В какой-то степени даже уникальный. Правда, сами об этом пока что не догадываетесь.
  - И в чём же заключается моя уникальность? - иронично осведомился Антон.
  - В том, что вы ухитрились соединить в себе несколько качеств. Которые, вообще-то говоря, друг другу обычно противоречат, - серьёзно пояснил Гость из плейстоцена.
  
  - Во-первых, уровень интеллекта. Вы ведь не будете отрицать, что достаточно умны?
  - Да кто ж себя дураком назовёт? - удивился Антон. - И я, само собой, этого делать не буду. Но, говоря честно, гигантом мысли я себя никогда не считал.
  - Вы только что продемонстрировали своё второе положительное качество: скромность, - улыбнулся Гость из плейстоцена. - Ну так что, я продолжу?
  - Да уж продолжайте! Мне уже самому интересно стало!
  - Вот и третье качество - любознательность!
  - Скорее нездоровое любопытство! - усмехнулся Антон.
  - Как вы себя стараетесь принизить! А вот не получится! Не дам я вам этого! Потому что следующее ваше положительное качество очень серьёзное: смелость!
  - А вот это уже полная чушь! - раздражённо возразил Антон. - Когда я вижу драку, я её за километр стараюсь обойти. А смелый человек в этом случае обязательно вмешается. По крайней мере, после того, как поймёт, кто прав, кто виноват!
  Гость из плейстоцена внимательно посмотрел на Антона. В глазах его плясали весёлые искорки.
  - Как-то странно вы трактуете смелость! - весело сказал он. - На каком-то совершенно пещерном уровне!
  - А что, у вас какая-то другая трактовка? - удивился Антон.
  
  - Ну конечно другая! - кивнул головой Гость из плейстоцена.
  И, чуть-чуть помолчав, продолжал:
  - Вы не трус, вы просто неумеха. Просто не научились в своё время искусству силового решения вопросов. Вот и стараетесь не ввязываться в то, что превышает ваши возможности. В большинстве случаев это вполне разумно.
  Но, поверьте мне, ваш изъян вполне поправимый. Здесь мы очень многому можем вас научить.
  А вот ваша способность спокойно смотреть в глаза необычному вызывает восхищение. Что это, если не смелость?
  Антону такая трактовка его поступков была приятна, поэтому он спорить не стал.
  Тем временем Гость из плейстоцена продолжал:
  - Но самое главное - вы очень талантливый человек. Причём талант ваш имеет универсальный характер. За что вы серьёзно не возьмётесь, всё у вас получится!
  Такое, конечно, было бы тоже приятно услышать, - если бы в этом было хоть чуть-чуть правды. Поэтому Антон и возмутился:
  - Ну это уж вы совсем не то говорите! Прямо издеваетесь! Стихи и музыку я не сочиняю, картины не пишу! Даже на службе продвинуться толком не могу!
  Но Гостя из плейстоцена такой выпад не смутил.
  - Стихи писать вы просто не пробовали. Музыку не пишете, потому что нотной грамоты не знаете. Рисовали вы в школьные годы хорошо, а потом забросили. А что касается карьеры, это отдельный разговор.
  - Так просветите меня, неграмотного! - с каким-то непонятным даже для себя раздражением воскликнул Антон.
  - А вы не иронизируйте! Конечно, я всё вам расскажу! Только начать придётся чуть-чуть издалека...
Оценка: 4.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"